М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в




Скачать 129.33 Kb.
НазваниеМ. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в
Дата публикации14.04.2014
Размер129.33 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Спорт > Документы


«Основные направления развития массового спорта в Российской Федерации»

М.В. Томилова - директор Департамента развития физической культуры и массового спорта


Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в социально-экономическое развитие страны, в улучшение качества жизни населения и в воспитание подрастающего поколения.

«Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Правительством Российской Федерации, определены не только основные цели и задачи, но и основные показатели развития массовой физической культуры:

  • увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2015 году до 30%, к 2020 году – до 40% (по итогам 2011 года этот показатель составляет 20,6%);

  • увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом от общей численности населения данной категории к 2020 году до 80% (в настоящее время – 48,5%);

  • увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности до 48% в 2020 году (в настоящее время 24,5%);

  • увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения к 2020 году – до 20% (в настоящее время этот показатель составляет 2,9 %).

Достижение поставленных показателей невозможно без решения основных задач:

  • совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и массового спорта;

  • модернизация региональной системы управления развитием физической культуры и массового спорта;

  • совершенствование системы физического воспитания населения;

  • укрепление материально-технической базы;

  • кадровое обеспечение;

  • финансовое обеспечение физкультурно-спортивной работы;

  • научное, научно-методическое обеспечение отрасли;

  • пропаганда физической культуры и массового спорта, здорового образа жизни.

В соответствии с законодательством Российской Федерации большая часть полномочий по созданию условий для развития физической культуры и массового спорта относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Поэтому очень важным фактором в организации данной работы должна являться инициатива органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта по укреплению нормативной правовой базы отрасли, разработке и корректировке программ развития физической культуры и спорта как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

В этом году мы уже можем констатировать, что во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные программы развития физической культуры и спорта.

В целях повышения эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также повышения ответственности субъектов Российской Федерации за создание условий для развития физической культуры и спорта в регионе, Минспорт России заключает с субъектами Российской Федерации соглашения о взаимодействии и в настоящее время заключены соглашения с 48 субъектами.

Кроме того, Минспортом России заключены Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с физкультурно-спортивными организациями: «Динамо», «Спартак», «Атом-спорт», «Урожай», а также с Российским союзом спортсменов и Российским студенческим спортивным союзом».

Заключение соглашений позволяет повысить ответственность руководителей субъектов и физкультурно-спортивных организаций за создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепление спортивной инфраструктуры отрасли.

В настоящее время сеть спортивных сооружений насчитывает 254 тыс. единиц, обеспеченность которыми исходя из единовременной пропускной способности составляет всего 24,5%.

Данного количества объектов спорта достаточно только для организации физкультурно-спортивной работы с теми, кто в настоящее время уже систематически занимается физической культурой и спортом, а именно для 29,4 млн. человек.

Исходя из того, что Стратегией предусмотрен рост численности занимающихся до 40% и ЕПС до 48%, необходимо для дополнительного вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом увеличить сеть спортивных сооружений до 2020 года практически в два раза.

Учитывая данные показатели, каждый субъект Российской Федерации, с применением одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации Методики определения потребности в объектах спорта, должен просчитать необходимую потребность в спортивных сооружениях в разрезе муниципальных образований и внести соответствующие коррективы в действующие региональные и муниципальные программы.

Большое внимание в Стратегии уделено вопросам модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.

В данном направлении ведется активная совместная работа Минспорта России и Министерства образования и науки Российской Федерации.

В целях обеспечения согласованности действий различных организаций по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях, создана Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители Минспорта России, Минобрнауки России, а также представители общественных объединений и организаций.

Для обеспечения координации работы в данном направлении аналогичные комиссии необходимо создать во всех регионах.

Создана система проведения Всероссийских многоэтапных соревнований среди команд образовательных учреждений, в том числе Всероссийского фестиваля «Президентские состязания», Всероссийских спортивных игр «Президентские соревнования», Всероссийских универсиад по зимним и летним видам спорта, проводятся международные соревнования (Международные спортивные игры «Дети Азии», Международные детские игры «Спорт. Искусство. Интеллект»), по аналогии с проектом «Мини-футбол – в школу» и «Минифутбол – в ВУЗы» проводятся соревнования по баскетболу и волейболу.

Все физкультурные мероприятия среди учащейся молодежи ежегодно включаются в Сводный календарный план Минспорта России и Минобрнауки России.

В декабре 2011 года внесены дополнения в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части определения понятий «студенческий и школьный спорт», и порядка деятельности школьных и студенческих спортивных клубов.

Минспортом России разработано и направлено в субъекты примерное положение о спортивных клубах образовательных учреждений.

В настоящее время пока еще только в 3% образовательных учреждений созданы спортивные клубы. Соответственно можно сделать вывод, что остальные образовательные учреждения или не имеют возможностей для создания спортклубов, или не хотят брать на себя дополнительную нагрузку.

Поэтому работа по созданию спортивных клубов должна осуществляться на основании анализа имеющихся возможностей образовательных учреждений (обеспеченности спортивными залами, плоскостными сооружениями, плавательными бассейнами, кадровыми ресурсами, не только наличия, но и качества спортивного инвентаря и оборудования, а также финансовой обеспеченности учреждений).

Образовательные учреждения, не имеющие таких возможностей по объективным причинам, должны в первую очередь получать поддержку органов образования, физической культуры и спорта.

В настоящее время в ряде регионов уже созданы и активно работают школьные спортивные клубы, например: в г. Санкт-Петербурге, Краснодарском и Красноярском краях, республиках Башкортостан и Бурятии, Тамбовской области, Ямало-Ненецком автономном округе.

Введен обязательный третий урок физической культуры в образовательных учреждениях.

Третий урок физкультуры должен проводиться с использованием инновационных программ, методик, здоровьесберегающих технологий физического воспитания и преподавания физической культуры. Для определения уровня физической подготовленности отдельно взятого обучающегося, обеспечения индивидуального похода к формированию программы обучения, разработаны нормативы комплекса Готов к труду и защите Отчества. В ряде субъектов, таких как Белгородская, Липецкая, Ульяновская, Свердловская области, город Москва, уже самостоятельно разработаны и введены региональные нормативы мониторинга физической подготовленности обучающихся.

По данным Минобрнауки России, за счет введения дополнительных уроков физической культуры значительное повышение двигательной активности обучающихся произошло в школах Ульяновской области (на 29% по сравнению с 2010 годом), республиках Калмыкия (на 37%), Алтай (на 32%), Ингушетия (на 36%), Дагестан (на 36%), Башкортостан (на 33%).

Но, к сожалению, неолбходимо отметить, что имеющейся в образовательных учреждениях спортивной базы недостаточно для качественного обеспечения учебного процесса по предмету «Физическая культура».

В целях решения данной проблемы, Минспортом России разработаны методические указания по использованию муниципальных спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

Кроме того, необходимо обеспечить свободный доступ на спортивные сооружения не только для учащихся и студентов, но и для граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения (многодетных и неполных семей, семей с детьми-инвалидами, пенсионеров и др.).

Помимо спортивных сооружений, для организации физкультурно-спортивной работы с населением, необходимо активно использовать места массового отдыха, оборудовать их велодорожками, трассами для ходьбы и бега. Учитывая, что в настоящее время в молодежной среде наиболее популярны экстремальные виды спорта, необходимо также создавать условия и для них.

Активно проводится работа в местах отдыха граждан в Белгородской области, где в целях увеличения количества систематически занимающихся физической культурой и спортом стартовал благотворительный марафон «Спортивный двор», направленный на строительство и реконструкцию 200 дворовых спортивный площадок с необходимой инфраструктурой. В настоящее время на счету благотворительного марафона более 103 млн. рублей. Уже построено и введено в эксплуатацию 89 спортивных площадок, из которых 24 именных.

В городе Москве полностью изменена идеология работы Центрального парка культуры, если раньше акцент делался на работу аттракционов, то теперь в парке созданы условия для активного отдыха: оборудованы спортивные площадки, велодорожки, канатная трасса с различными уровнями сложности для детей и взрослых, организован прокат велосипедов, самокатов и роликовых коньков, проводятся мастер-классы по лонгборду воркауту, кардио и танцевальные тренировки, соревнования по нардам и другим видам спорта, показательные выступления по брейкдансу).

Одно из актуальных направлений работы – это пропаганда физической культуры и спорта.

Управлять общественным мнением и делать прогнозы на долгосрочную перспективу можно только досконально изучив целевую аудиторию, ее интересы, потребности и мотивации.

Минспорт России ежегодно, начиная с 2010 года, проводит социологические исследования, на основании результатов которых разрабатывает методические рекомендации по организации пропаганды и предлагает субъектам готовые алгоритмы проведения аналогичных исследований в регионах

Важно отметить еще одно направление пропагандистской работы, которое получило новый импульс. Это работа, связанная с сохранением нашей спортивной истории.

В Год истории Минспортом России и Центральным музеем физической культуры и спорта объявлен Всероссийский конкурс среди субъектов Российской Федерации на лучшее книжное издание о физической культуре и спорте в регионе. Вместе с тем активно ведется работа по созданию единого информационно-методологического поля деятельности спортивных музеев, который позволит объединить усилия для сохранения истории российского спорта, физкультурного движения, а также будет способствовать планированию совместной выставочной и экспозиционной деятельности.

Активно осуществляется пропаганда физической культуры и массового спорта посредством интернет-проектов (на интернет-портале «РФ Спорт-Инфо» постоянно размещаются новостные региональные заметки спортивной направленности, статьи, посвященные массовой физической культуре и споту в субъектах Российской Федерации, проводятся различные тематические конкурсы для различных категорий граждан, размещаются фоторепортажи и видеосюжеты о ходе проведения массовых физкультурных мероприятий и спортивных соревнований).

Этот интернет-портал должен стать информационной площадкой для каждого субъекта Российской Федерации.

В 2012 году Минспортом России была достигнута договоренность с Фондом «Академии Российского телевидения» о включении во всероссийский телевизионный конкурс «ТЭФИ-Регион» трех номинаций спортивной направленности среди региональных СМИ, а именно: «Программа о спорте для детей», «Документальный фильм. Герои спорта», «Спортивный комментатор».

Минспорте России планирует создать Экспертный совет по вопросам физической культуры и массового спорта, в функции которого будет входить привлечение научных и общественных физкультурно-спортивных организаций к решению актуальных вопросов развития массовой физической культуры, а также организация научно-методической работы по отдельным направлениям физкультурно-спортивной работы.

Важной проблемой остается недостаточная численность физкультурно-спортивных и управленческих кадров сферы физической культуры и спота.

В Российской Федерации более 23 тысяч муниципальных образований, штатные должности в органах управления физической культурой и спортом занимают лишь 6 тысяч работников. Вместе с тем в соответствии с законодательство Российской Федерации к вопросам местного значения отнесено создание условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта. Следовательно, для исполнения данного закона в каждом органе местного самоуправления как минимум должен быть хотя бы один специалист нашей сферы.

Соответственно можно сделать вывод, что в 70 % муниципальных образований страны не введены ставки специалистов, отвечающих за развитие физической культуры и спорта.

Данные цифры приведены в целом по Российской Федерации. Из 23 тысяч муниципальных образований 19 тыс. относится к сельской местности (это 81,5%). Но в системе управления физической культурой в сельской местности работает всего 1,4 тыс. человек, соответственно только в 7,4 % муниципальных образований, расположенных в сельской местности, имеются организаторы физкультурно-спортивной работы.

Есть субъекты, чей опыт необходимо рекомендовать к использованию в работе. Так, в Омской области решением Губернатора Омской области в каждом муниципальном образовании введено по одной ставке организатора физкультурно-спортивной работы за счет средств областного бюджета. Эти работники (32 человека) введены в штат бюджетного учреждения «Областной физкультурно-спортивный клуб «Урожай». Это решение позволило поднять на более высокий уровень организацию физкультурно-спортивной работы в сельской местности.

В целях поощрения организаторов физкультурно-спортивной работы в сельской местности, по предложению Минспорта России в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 493 перечень национальных номинаций в области физической культуры и спорта, дополнительно включена номинация «За вклад в развитие физической культуры и спорта в сельской местности (лучший организатор физкультурно-спортивной работы)» (постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. № 509).

Начиная с 2013 года, по итогам Всероссийского конкурса, будут выплачиваться две премии в размере 500,0 тыс. руб. каждая победителям данной номинации.

Зная об имеющихся проблемах в работе с трудящимися, Минспорт России активизировал работу с ФНПР. В целях повышения внимания работодателей к созданию условий в трудовых коллективах для занятий физической культурой и спортом, расширению сети спортивных клубов по месту работы граждан Российской Федерации в 2011 году проведена Первая Спартакиада трудовых коллективов России, следующие старты состоятся в 2013 году.

Минспортом России, ФНПР и Российским союзом промышленников и предпринимателей (Шохин) разработан проект положения о Всероссийском конкурсе на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы среди трудовых коллективов, который будет внесен на утверждение в ближайшее время.

Кроме того, для взрослого населения, начиная с 1995 года, проводятся Всероссийские летние и зимние сельские спортивные игры. В массовых стартах по программе Всероссийских летних сельских спортивных игр в районных центрах Российской Федерации принимает участие около 5,5 млн. сельских жителей.

В массовых стартах по программе Всероссийских зимних сельских спортивных игр в районных центрах Российской Федерации принимает участие около 1,8 млн. сельских жителей.

Ежегодно, в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий Минспортом России проводится порядка 250 массовых физкультурных мероприятий для различных категорий населения.

Особое внимание уделяется развитию спартакиадного движения.

Традиционно проводятся Спартакиада молодежи России, Спартакиада учащихся России, Спартакиада молодежи России допризывного возраста, Спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Получили признание в субъектах Российской Федерации ежегодные всероссийские массовые соревнования «Лыжня России», «Кросс нации», «Оранжевый мяч», «Российский Азимут», а также ежегодная Декада спорта и здоровья, проводимая в дни новогодних каникул.

Кроме того, в ЕКП предусмотрены физкультурные и комплексные спортивные мероприятия среди инвалидов.

В 2011 году состоялась первая летняя Спартакиада среди инвалидов по летним видам спорта, входящим в программы паралимпийских и сурдлимпийских игр.

В марте 2013 года в Удмуртской Республике состоится первая Всероссийская зимняя Спартакиада инвалидов, в которой планируется участие около 1200 спортсменов-инвалидов по 10 спортивным дисциплинам спорта лиц с ПОДА, спорта слепых и спорта глухих.

В настоящее время в Российской Федерации 2,9% инвалидов занимаются физической культурой и спортом.

В целом в Российской Федерации к систематическим занятиям физической культурой и спортом в организованных формах привлечено более 29,4 млн. человек, что составляет 20,6% от общей численности населения Российской Федерации. По сравнению с 2008 годом, число систематически занимающихся физической культурой и спортом в стране увеличилось на 6,8 млн. человек. Прирост составил 30,5%.

Минспортом России проведен мониторинг численности систематически занимающихся физической культурой и спортом, включая лиц, самостоятельно занимающихся, в результате которого было выявлено, что в настоящее время уже 30% населения вовлечено в занятия физической культурой и спортом.

Данные мониторинга не являются официальной статистикой и не могут использоваться в отчетах по реализации федеральных целевых программ и Стратегий.

В связи с чем, Минспортом России принято решение о внесении ряда изменений в федеральную статистическую отчетность по форме 1-ФК, что позволит официально дополнительно учитывать лиц, самостоятельно занимающихся на спортивных сооружениях.

Также, Минспорт России вновь возвращается к проведению Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы в субъектах Российской Федерации. По итогам 2012 года будет определен рейтинг субъектов по всем основным направлениям физкультурно-спортивной работы. Рейтинг определяется в целом по Российской Федерации и по трем группам в зависимости от численности населения субъектов (первая группа – 2 млн. человек и более, вторая группа – до 2 млн. человек, третья группа – до 1 млн. человек).

Принимаемые Минспортом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта меры, позволят обеспечить гражданам страны возможность для занятий физической культурой и массовым спортом.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в iconРешение
Администрации в области физической культуры и спорта с 01. 11. 2012 является отдел развития социальной сферы, молодёжной политики...

М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в iconРедькин Евгений Леонидович директор Департамента физической культуры...
Целью программы является обеспечение возможностей жителей Ханты Мансийского округа Югры систематически заниматься физической культурой...

М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в iconВсероссийская научно-практическая конференция, посвященная 65-летию...
Ноября 2013 года в г. Архангельске состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы и развитие физической...

М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в iconМинистерство спорта Российской Федерации фгбу «Федеральный научный...
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, Руководителям...

М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в iconПлан и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической...
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе">