Международный опыт финансирования физической культуры и спорта




Скачать 69.91 Kb.
НазваниеМеждународный опыт финансирования физической культуры и спорта
Дата публикации08.02.2014
Размер69.91 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Спорт > Документы


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Минэкономразвития России при участии загранаппарата Министерства проведен анализ международного опыта финансирования физической культуры и спорта.
В развитых зарубежных странах сфера спорта четко разделена на массовый спорт, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. Как правило, развитие спорта высших достижений — это прерогатива государства и национальных государственных и общественных спортивных организаций.

Развитием массового спорта государство занимается через местные органы власти и спортивные организации. Развитие профессионального спорта осуществляют частные коммерческие структуры с незначительной долей помощи со стороны муниципалитетов и местных органов власти.

На развитие спорта высших достижений выделяются средства из государственного бюджета, объем которых зависит от целей и задач, поставленных государством и обществом. В бюджетах национальных спортивных федераций во многих странах государственные дотации составляют от 50 до 80% в зависимости от вида спорта.

На развитие массового и детско-юношеского спорта муниципальные и местные бюджеты расходуют, как правило, от 1 до 3 % от общего объема бюджетных ассигнований. Причем в странах с высоким уровнем жизни значительная часть расходов порывается за счет средств населения.

В последние годы в ряде стран наметилась тенденция повышения роли государства и местных органов власти в развитии массового спорта и его оздоровительных видов с целью преодоления демографического кризиса.

Особенно действенной помощью государства в развитии физической культуры и спорта является предоставление спортивно-физкультурным организациям налоговых льгот вплоть до полного освобождения от налогов в знак признания социальной значимости спорта в жизни общества.

Исходя из анализа зарубежного законодательства, к основным источникам финансирования спорта можно отнести:

  • поступления из государственного бюджета;

  • субсидии региональных и местных властей;

  • перечисления из различных общественных фондов;

  • оплату населением спортивно-оздоровительных услуг;

  • отчисления от проведения лотерей и спортивных тотализаторов.

  • собственную коммерческую деятельность спортивных организаций, или спортивный маркетинг, включающий рекламно-спонсорскую и лицензионную деятельность, продажу прав на трансляцию соревнований;

Несмотря на наличие, казалось бы, одинаковых источников финансирования, страны решают вопросы финансирования деятельности в сфере физкультуры и спорта различным образом. К примеру, участие в Олимпийских играх немецких и французских спортсменов финансируется правительствами этих стран. Спортсмены же США и Великобритании отправляются на Игры за счет средств, поступивших от частных лиц или отдельных фирм. Итальянский спорт финансируется в основном из доходов от лотерей и футбольного тотализатора. Кроме того, лотереи пополняют доходы спортивных организаций Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Канады, Португалии, Финляндии, Франции и других стран.

По данным Совета Европы, правительство Германии выделяет на развитие спорта около 2% от общей суммы расходов, направленных в стране на эти цели, в Великобритании правительство выделяет около 5%, в Швейцарии около 8%, в Португалии около 46% и в Венгрии около 65%.

Остальную часть расходов порывают местные бюджеты. Следует отметить, что средства местных бюджетов в основном направлены на стимулирование и развитие массового и детского спорта. При этом не учитываются взносы частного бизнеса, которые составляют 15 - 40 % от спортивного бюджета страны.

Таблица

Соотношение объемов финансирования физической культуры и спорта между уровнями власти в европейских странах

Страна

Доля правительства,

%

Доля местных органов власти, %

Германия

2

98

Великобритания

5

95

Швейцария

8

92

Швеция

10

90

Финляндия

15

85

Дания

16

84

Франция

23

77

Испания

24

76

Италия

43

57

Португалия

46

54

Венгрия

65

35



В мире существуют две основные модели финансирования спорта — американская и европейская, к которой также тяготеют многие азиатские и латиноамериканские страны.

Для первой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из бюджета страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора, инвестирующего в физкультурно-спортивное движение.



Для второй — смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета. Общим для обеих моделей является то, что массовый, детско-юношеский спорт, оздоровительное движение в значительной мере финансируются из местных бюджетов. В США школьный, студенческий, массовый спорт целиком является прерогативой местной власти. Основную долю расходов на детско-юношеский, и студенческий спорт несут местные бюджеты в Канаде, Франции, Италии, Финляндии и ряде других стран.



Для Российской Федерации характерна европейская модель финансирования спорта.


Основным инструментом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7. Общий объем финансирования Программы составляет около 145,4 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета 84,0 млрд. рублей. Также с 2008 года реализуется Подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» общий объем финансирования – около 18 млрд. рублей.

Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Проведенный Минэкономразвития России анализ международного опыта финансирования физической культуры и спорта показал, что в странах-лидерах олимпийского движения существенную роль в развитии спорта играет частно-государственное партнерство. По мнению Минэкономразвития России, учитывая значительные затраты на содержание объектов спорта, наиболее актуально использование механизма концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Еще одним распространенным подходом к финансированию физической культуры и спорта является создание фондов целевого капитала.

Целевой капитал – это определенный объем финансовых средств, передаваемых некоммерческой организации на определенных условиях. Это может быть пожертвование от юридического или физического лица или специально собранный целевой взнос. В то же время образовательная или научная организация либо спортивное учреждение может самостоятельно накопить необходимую сумму из разных источников, чтобы сформировать себе эндаумент. Далее он размещается в финансовых институтах - вкладывается в акции или ценные бумаги так, чтобы организация могла получать ежегодные проценты, не затрагивая ранее поступившие ресурсы (фонды). Как правило, проценты с эндаумента идут на покрытие оперативных расходов (что обеспечивает финансовую устойчивость организации), а также на реализацию целевых проектов.

В странах, где модель эндаумента уже работает (в частности, США, Великобритания), данный вид дохода рассматривается как доход, идущий на благотворительность, поэтому процент с эндаумента не облагается налогом. Все взносы в счет эндаумента вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению. Эта модель может быть реализована и в России в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Еще одним перспективным направлением в финансировании физической культуры и спорта является реализация государственного заказа среди частных организаций. Это стало возможным после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Общепризнанным является то, что сфера физической культуры и спорта призвана решать многие социально-экономические вопросы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, повышение качества жизни и ее продолжительности. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спорт будет сферой активного международного сотрудничества и повышенного внимания со стороны государства.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный опыт финансирования физической культуры и спорта iconМ. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры...
М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта">