Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования




Скачать 161.39 Kb.
НазваниеПредставления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования
Дата публикации04.09.2014
Размер161.39 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Авто-ремонт > Документы
Наталья Соболева,

Аспирантка НИУ-ВШЭ

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования

По мере становления реальных рыночных отношений и под воздействием глобализационных процессов происходят существенные изменения практик ведения бизнеса в России. Постепенно расширяется горизонт целей субъектов ведения бизнеса, изменяются их представления о бизнес-этике и социальной ответственности.

Состояние национального бизнеса зависит не только от институциональной среды, инвестиционного климата и рыночной конъюнктуры, но и от мотивации и целей тех, кто бизнес ведет. Цели формируются на основе представлений об основных составляющих делового успеха и его факторах.

В качестве одного из важных факторов успеха руководители и потенциальные руководители фирм все чаще рассматривают получение формального бизнес-образования. Ведь бизнес-образование в идеале способствует приращению как человеческого капитала, формированию полезных связей и знакомств, и дает компетенции для более верной оценки степени благоприятствования внешних условий. В числе особенностей бизнес-образования можно отметить его прагматическую направленность. «Бизнес-образование – это образование ради карьеры и предпринимательского успеха» (1, с. 39).

Бизнес-образование возникает и развивается в ответ на соответствующие потребности российского бизнеса. В свою очередь, и бизнес-образование может способствовать «коррекции» целей руководителей бизнеса: по мере наращивания разных видов капитала, уточнению представлений о состоянии и тенденциях развития рынков могут меняться не только стиль и стратегия ведения бизнеса, но и само представление о финальной цели - успехе. В качестве целей бизнес-образования помимо передачи знаний и выработки умений также выделяют «формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения» (1, с. 46).

Представления руководителей бизнеса об успехе и его факторах мало изучены и чаще рассматривается в западных исследованиях (6, 8, 9, 10, 11, 12, 13). Наиболее полное российское исследование по данной проблематике было проведено в АНХ при Правительстве Москвы под руководством Т.И. Заславской (3).

В экономической литературе понятие делового успеха рассматривается преимущественно через призму экономической эффективности. Мы придерживаемся социологической концепции, связывающей деловой успех с реализацией жизненных устремлений. В данном исследовании представления о деловом успехе включают критерии, выделенные самими слушателями из ряда альтернатив.

В докладе используется подход с позиций концепции «плеяды нематериальных капиталов» (2, 4, 5, 7). Человеческий капитал охватывает профессиональные знания и навыки. Под социальным капиталом понимается установление и укрепление социальных связей. Символический капитал охватывает статусные характеристики. Эти формы капиталы могут быть для руководителей бизнеса как самостоятельными показателями успеха, так и его факторами. Мы рассмотрим, как именно слушатели программ бизнес-образования воспринимают различные формы капитала.

Та или иная комбинация приоритетов инвестирования вытекает из понимания актором относительной важности каждой формы капитала, из его субъективных представлений о том, какая стратегия будет в его случае наиболее эффективной, какие факторы могут сыграть решающую роль. Избранная стратегия инвестирования является также индикатором профессиональных предпочтений и индивидуального понимания успеха.

Целью исследования является выявление представлений слушателей программ бизнес-образования о деловом успехе и их связи с приоритетами, касающимися работы, представлениями о бизнес-этике и целями получения бизнес-образования.

Эмпирическую базу составляет опрос слушателей программ MBA, EMBA и DBA трех бизнес-школ г. Москвы по представлениям об успехе и факторам успеха (222 человека, июнь – ноябрь 2010 года).

Представления об успехе. Главными критериями успеха для слушателей программ являются высокий уровень личного дохода (65%), высокий уровень профессионализма (57%) и возможность заниматься интересной деятельностью (51%).

Около 60% в числе четырех наиболее важных критериев успеха указали характеристики компании (высокую прибыльность, престижность, хорошие перспективы развития, устойчивость). Для этих слушателей важнее гармония между личной жизнью и работой, и менее важно карьерное положение и уровень дохода. Они придают большее значение гибкости в обращении с законом, социально-ответственному ведению бизнеса, бизнес-этике, умению понять точку зрения других как факторам успеха. В системе ценностей чаще выделяют в качестве основных профессиональные и связанные с профессиональными (деловой успех, лидерство, социальный статус).

С помощью кластерного анализа выделено 5 групп слушателей с различными представлениями об успехе1. Данные группы различаются по представлениям о факторах успеха и профессиональных предпочтениях.

Таблица 1

Типология слушателей по представлениям об успехе

Критерии успеха

«Ориентирующиеся на личную карьеру»

«Ориентирующиеся на прибальность компании»

«Ориентирующиеся на другие хар-ки компании»

«Ориентирующиеся на символический капитал»

«Интересующиеся»


Высокий уровень личного дохода

73,5

45,2

63,3

76,9

54,5

Высокая прибыльность Вашей компании

12

100

0

65,4

50

Возможность заниматься интересной деятельностью

75,9

32,3

28,3

0

100

Высокий уровень профессионализма

56,6

96,8

81,7

0

4,5

Высокий авторитет, признание в бизнес-сообществе

34,9

29

41,7

69,2

31,8

Высокий авторитет, признание в обществе

32,5

9,7

10,0

11,5

27,3

Престижность компании

3,6

9,7

20,0

30,8

0

Высокий статус, позиция в Вашей компании

47,0

6,5

28,3

69,2

0

Широкая возможность выбора карьерных путей

50,6

3,2

6,7

7,7

13,6

Хорошие перспективы развития, устойчивость компании

3,6

51,6

53,3

61,5

86,4

Всего (чел.)

83

31

60

26

22

1. «Ориентирующиеся на личную карьеру» (37,4%) под успехом прежде всего понимают высокий уровень дохода, возможность заниматься интересной деятельностью, широкий спектр карьерных путей. Характеристики компании не имеют для них практически никакого значения.

2. «Ориентирующиеся на прибыльность компании» (14%) все без исключения относят к критериям успеха прибыльность, хорошие перспективы развития и устойчивость компании, а также высокий уровень профессионализма. Это связано с тем, что среди них выше всего доля ведущих собственный бизнес.

3. «Ориентирующиеся на другие характеристики компании» (27%) похожи на предыдущую группу, однако для них важнее статусные характеристики (должность, престижность компании), а прибыльность не имеет значения.

4. «Ориентирующиеся на символический капитал» (11,7%) понимают под успехом высокий уровень дохода, высокий авторитет, признание в бизнес-сообществе, высокий статус в компании, а также характеристики компании.

5. «Интересующиеся» (9,9%) все без исключения относят к успеху возможность заниматься интересной деятельностью, также для них успех – это хорошие перспективы развития, устойчивость компании.

Данные группы также различаются социально-демографическими и социально-экономическими характеристиками. Среди «ориентирующихся на личный успех» выше всего доля работающих в сфере услуг (социальные и другие услуги населению) (17% против 11% в целом). Здесь ниже всего доля собственников (7% против 13% в целом). Наибольшая доля слушателей, самостоятельно оплачивающих обучение (73% против 64% в целом). Среди «ориентирующихся на прибыльность компании» ниже всего доля лиц, работающих в бизнес-услугах (33% против 43% в целом). Здесь выше всего доля имеющих собственный бизнес (29% против 13% в целом) и руководителей вообще (93% против 80% в целом). Среди «ориентирующихся на другие характеристики компании» выше всего доля не руководителей (28% против 20% в целом). Среди «ориентирующихся на символический капитал» выше доля мужчин (81% против 67% в целом), лиц с техническим и естественно-научным образованием (68% против 54% в целом) и ниже всего доля лиц с гуманитарным образованием (20% против 33% в целом). За обучение половины слушателей хотя бы частично платит фирма (34% в целом). Среди «интересующихся» выше всего доля работающих в реальном секторе (38% против 27% в целом), руководителей среднего звена (57% против 43% в целом). Практически половина (48%) «интересующихся» обучаются за счет фирмы.

Выделенные группы также различаются по приоритетам, касающимся работы. «Ориентирующиеся на личную карьеру» относительно большее значение придают уровню личного дохода (60% поставили на 1-2 место против 54% в целом) и меньшее – гармонии между личной жизнью и работой (31% поставили на 3-4 место против 24% в целом). При этом они относительно чаще выбирают лучше перспективы карьеры и менее интересную работу, но реже - выше доход и менее интересную работу. Также в данной группе относительно чаще отмечают больше полномочий и ниже доход, высокую позицию в менее престижной компании.

Для «ориентирующихся на прибыльность компании» важнее всего гармония между личной жизнью и работой: 80% дали ей первый ранг. Содержание работы чаще всего ставят на 2 место (43%). Положение на карьерной лестнице для представителей данной группы, напротив, наименее важно (3% против 9% в целом 1 ранг). Доход также менее важен, чем в среднем (1 ранг – 3% против 20% в целом). «Ориентирующиеся на прибыльность компании» в наибольшей степени готовы жертвовать свободным временем ради карьерного положения и дохода. При этом для них самостоятельность в работе важнее престижности компании. Также для них огромное значение имеет интересная работа. Вполне естественно, что в данной группе выше всего доля предпочитающих собственный бизнес карьере наемного менеджера. Такие предпочтения связаны с тем, что среди представителей данной группы выше всего доля руководителей и собственников, уже занимающих хорошее карьерное положение. Они вынуждены много работать и, следовательно, стремятся получать удовольствие от профессиональной деятельности и находить время для личной жизни.

Для «ориентирующихся на другие характеристики компании» относительно важнее положение на карьерной лестнице (35% поставили на 1-2 место) и менее важен доход (43% поставили на 1-2 место). При этом доход для них важнее интересной работы, но менее важен, чем свободное время. Также здесь высокая позиция немного важнее престижности.

«Ориентирующиеся на символический капитал» выше ценят положение на карьерной лестнице и доход, чем содержание работы и гармонию между личной жизнью и работой. Так, вдвое больше слушателей здесь ставят доход на 1 место (42% против 20% в целом). Карьерному положению 1 ранг дают 15% (против 9% в целом). Напротив, только для 8% наиболее важно содержание работы и для 36% - гармония между личной жизнью и работой. «Ориентирующиеся на символический капитал» больше всего значения придают престижности компании и меньше – самостоятельности в работе и интересной работе. Для них престижность важнее высокой позиции в компании и самостоятельности в работе. При этом они чаще выбирают менее интересную работу с лучшими перспективами карьеры и более высоким доходом. Также доход для представителей данной группы важнее свободного времени и полномочий.

Для «интересующихся» наибольшее значение имеет содержание работы: 29% поставили его 1 место. Карьерное положение для них относительно менее важно: никто не поставил его на 1 место. В том числе они предпочитают интересную работу перспективам карьеры. Свободное время для «интересующихся» представляет наибольшую ценность. Тем не менее, они чаще выбирают меньше полномочий и выше доход. Престижностьдля них важнее высокой позиции, но менее важна, чем самостоятельность в работе.

Далее рассмотрим отношение к бизнес-этике слушателей различных групп. «Ориентирующиеся на личную карьеру» под бизнес-этикой относительно чаще понимают учет интересов сотрудников (58%). Среди них относительно выше доля тех, кто при выборе компании обращает внимание на репутацию компании (72%), прозрачность, отсутствие теневых практик (29%). Представители данной группы относительно менее терпимо относятся к работе в компании, где нарушается законодательство (16% скорее, согласились бы), и более терпимо – относительно к работе в компании, где производится вредная для здоровья продукция (68% скорее, согласились бы). В силу того, что представители данной группы прежде всего заинтересованы в личном успехе, для них важнее те характеристики, которые каким-то образом затрагивают их лично.

«Ориентирующиеся на прибыльность компании» чаще под бизнес-этикой понимают строгое соблюдение деловых обязательств (94%), отказ от нечестных методов конкуренции (55%) и строгое соблюдение закона (55%). При выборе компании для них важнее всего прибыльность (63%), качество и социальная значимость продукции (по 20%). Однако они чаще готовы работать в компании, где закон строго не соблюдается (36% скорее, согласились бы) или где нарушаются экологические стандарты производства (68% скорее, согласились бы). Представители данной группы рассуждают как руководители и выделяют прежде всего качества, необходимые для успеха фирмы.

«Ориентирующиеся на другие характеристики компании» чаще всего понимают под бизнес-этикой честное установление цен на продукцию (22%). При выборе компании для них относительно важнее качество и социальная значимость продукции (19% и 16% соответственно. Для представителей данной группы более важно, чтобы в компании не производилась вредная для здоровья продукция (47% скорее, не согласились бы работать в такой компании) и чтобы не нарушались экологические стандарты производства (55% скорее, не согласились бы).

«Ориентирующиеся на символический капитал» чаще всего относят к основным принципам бизнес-этики строгое соблюдение закона (58%), жесткие стандарты качества продукции (35%). При выборе компании для них важнее ее устойчивость (81%) и отношение к персоналу (69%). Для представителей данной группы важнее среднего соблюдение законодательства (15% скорее, согласились бы работать) и менее важно, чем в среднем, отсутствие производства вредной для здоровья продукции (65% скорее, согласились бы) и соблюдение экологических стандартов производства (69% скорее, согласились бы).

«Интересующиеся» чаще всего понимают под бизнес-этикой ответственность перед потребителями (91%), учет интересов сотрудников (67%), экологичность производства (24%). При выборе компании для них важнее среднего ее прибыльность (57%), отношение к персоналу (67%), прозрачность, отсутствие теневых практик (29%). Для представителей данной группы важнее соблюдение этических принципов ведения бизнеса (76% скорее, не согласились бы работать в компании, где они нарушаются) и экологических стандартов производства (57% скорее, не согласились бы).

Далее перейдем к целям получения бизнес-образования для слушателей разных групп по представлениям об успехе.

Таблица 2

Цели получения бизнес-образования (в % от числа ответивших на вопросы по каждой группе)

Цели

«Ориентирующиеся на личную карьеру»

«Ориентирующиеся на прибальность компании»

«Ориентирующиеся на другие хар-ки компании»

«Ориентирующиеся на символический капитал»

«Интересующиеся»


Возможность получить полезные контакты, знакомства

48,1

35,5

39

50

33,3

Получение дополнительных знаний для профессионального роста

82,7

90,3

78,0

73,1

90,5

Карьерный рост

23,5

12,9

33,9

38,5

9,5

Возможность изменения сферы деятельности

23,5

12,9

33,9

38,5

9,5

Развитие управленческих компетенций

65,4

71

45,8

61,5

81

Получение престижного диплома

16

6,5

15,3

15,4

9,5

Рост заработной платы

19,8

9,7

30,5

26,9

9,5

Усвоение современных практик ведения бизнеса

40,7

74,2

49,2

42,3

57,1

Усиление статусных позиций

16

12,9

8,5

34,6

14,3

Расширение круга полномочий на работе

8,6

6,5

6,8

3,8

4,8

Повышение конкурентоспособности на рынке труда

38,3

38,7

50,8

19,2

28,6

Цели получения бизнес-образования «ориентирующихся на личную карьеру» практически не отличаются от среднего. Тем не менее, для них несколько важнее среднего возможность получить новые контакты, знакомства. «Ориентирующиеся на прибыльность компании» в большей степени нацелены на инвестирование в человеческий капитал и в меньшей – на инвестирование в другие формы капитала. Важно, что они придают человеческому капиталу большее значение как фактору делового успеха в современных условиях, чем представители других групп. Это может быть связано с тем, что у них достаточно высокий статус и широкий круг контактов. «Ориентирующиеся на другие характеристики компании» стремятся с помощью МВА, прежде всего, улучшить свое положение на рынке труда. Человеческий капитал для них относительно менее важен. Для «ориентирующихся на символический капитал» бизнес-образование – это возможность повысить свой статус и инвестировать в социальный капитал. «Интересующиеся», напротив, в первую очередь стремятся повысить уровень человеческого капитала. Остальные формы капитала для них наименее значимы.

Заключение. Исследование показало, что представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования отличаются большим разнообразием. Уровень личного дохода указывается чаще всего. Однако около трети слушателей не включили этот критерий в число четырех наиболее важных. Профессионализм и интересная работа являются вторым и третьим по важности критериями соответственно, хотя изначально предполагалось, что они, скорее, факторы, чем критерии успеха.

В ходе исследования было выделено пять групп слушателей по представлениям об успехе: «ориентирующиеся на личную карьеру», «ориентирующиеся на прибыльность компании», «ориентирующиеся на другие характеристики компании», «ориентирующиеся на символический капитал» и «интересующиеся». Выделенные группы различаются по социально-экономическим характеристикам их представителей, приоритетам, касающихся работы, представлениям о бизнес-этике и целям получения бизнес-образования.
Список литературы

  1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под общ. ред. С.Р. Филоновича. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

  2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Том 3. № 5. С. 60 - 75.

  3. Заславская Т.И., Крылатских Э.Н., Шабанова М.А. Новое поколение деловых людей России. М.: Дело, 2007.

  4. Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М. Наука, 1981.

  5. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5 - 17.

  6. Baruch Y., Peiperl M. The Impact of an MBA on Graduate Careers // Human Resource Management Journal. 2000. Vol. 10. N 2. P. 69 - 90.

  7. Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // Social Capital: a Multifaceted Perspective / Eds. P. Dusgupta, I. Serageldin. Wash. DC: World Bank, 2000.

  8. Hay A., Hodgkynson M. Exploring MBA Career Success // Career Development International. 2006. Vol. 11. N 2. P. 108 - 124.

  9. Heslin P.A. Conceptualizing and evaluating career success // Journal of Organizational Behavior. 2005. 26. P. 113 - 136.

  10. Judge T.A., Cable D.M., Boudreau J.W, Bretz R.D. An empirical investigation of the predictors of executive career success // Personnel Psychology. 1995. Vol. 48. Iss. 3. P. 485 - 519.

  11. Lau, V.P., Shaffer M.A., Au K. Entrepreneurial Career Success from a Chinese Perspective: Conceptualization, Operationalization, and Validation // Journal of International Business Studies. 2007. 38. P. 126 - 147.

  12. Reijonen H. Understanding the small business owner: what they really aim at and how this relates to firm performance. A case study in North Karelia, Eastern Finland // Management Research News. 2008. Vol. 31. N 8. P. 616 - 629.

  13. Simpson R., Sturges J., Woods A., Altman Y. Gender, Age, and the MBA: an Analysis of Extrinsic and Intrinsic Career Benefits // Journal of Management Education. 2005. Vol. 29. P. 2. P. 218 - 247.



1 Типология была составлена с помощью метода иерархического кластерного анализа. Расстояние между кластерами считалось методом Варда. В качестве расстояния между кластерами берется прирост суммы квадратов расстояний объектов до центров кластеров, получаемый в результате их объединения. В качестве меры близости использовался квадрат евклидова расстояния.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения....
Цель: углубление и повторение сведений об официально-деловом стиле, развитие речевых компетенций в деловом общении

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconПрограмма дисциплины Командная разработка алгоритмов и программ для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231000....

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconВыступление: "Актуальные вопросы сотрудничества России и Франции...
Международная конференция рабо "Бизнес-образование и бизнес-школа 2020: новые тенденции, модели, возможности", Италия 2012 г

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования icon«мировая экономика и международные экономические отношения»
Цель и задачи дисциплины является формирование у слушателей комплексного представления о закономерностях, тенденциях и противоречиях,...

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconМетодические указания по выполнению и защите аттестационной работы...
Методические указания предназначены для слушателей программ профессиональной переподготовки по юриспруденции Института дополнительного...

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconБ. Н. Махутов о реализации программ дополнительного образования с...
Вательном портале университета. В настоящее время образовательный портал университета представлен совокупностью четырех взаимодополняющих...

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconРабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconПрограмма дисциплины Анализ поведения потребителя в коммерческих...
Авторы: Лобза Е. В., доцент кафедры «Инновации и бизнес в сфере ит» факультета Бизнес-информатики гу-вшэ

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования iconПоложение о защите выпускных работ в Центре дополнительной профессиональной...
Федерации от 26. 06. 1995 г. №10, с учетом внесенных в него изменений и дополнений (постановление Правительства Российской Федерации...

Представления о деловом успехе слушателей программ бизнес-образования icon«Бизнес-модель и управление» 6-8 февраля 2014 года, Москва
«хорошую» или «сильную» бизнес-модель, а компании, не приносящие прибыль – «слабую» или «неэффективную». Существенным является установление...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru