Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian




НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian
страница1/6
Дата публикации29.08.2016
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Авто-ремонт > Реферат
  1   2   3   4   5   6

Организация Объединенных Наций




A/HRC/29/28

_unlogo

Генеральная Ассамблея

Distr.: 

28 April 2015

Russian

Original: 


Совет по правам человека

Двадцать девятая сессия

Пункт 3 повестки дня

Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,


социальных и культурных прав, включая
право на развитие


Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Резюме

В настоящем докладе, представляемом в соответствии с резолюцией 26/22 Совета по правам человека, Рабочая группа делает акцент на дальнейшей интеграции Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека во все программы и процессы Организации Объединенных Наций в целях повышения согласованности политики в целях инклюзивного и устойчивого развития.








Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−6 3

II. История вопроса и контекст: начинающаяся консолидация 7−14 4

III. Интеграция Руководящих принципов в работу и процессы
Организации Объединенных Наций с помощью "бизнес-интерфейса":
инвестиции, торговля и финансовые учреждения 15−50 7

A. Инвестиции 18−35 7

B. Торговые соглашения и связанные с торговлей вопросы 36−42 13

C. Финансовые учреждения 43−50 16

IV. Устойчивое развитие 51−78 18

A. Программа на период после 2015 года 54−68 19

B. Последующие действия по итогам программы на период после
2015 года 69−78 22

V. Партнерства Организации Объединенных Наций с частным сектором 79−87 25

A. Недостаточная осведомленность глобального
предпринимательского сообщества об ответственности
за соблюдение прав человека 81−83 25

B. Недостаток потенциала и понимания для осознания
воздействия Руководящих принципов 84−87 26

VI. Выводы и рекомендации 88−91 28

I. Введение

1. 2015 год станет решающим с точки зрения формулирования курса на построение более справедливого, равноправного и устойчивого будущего для всех. Как признано в разрабатываемой в настоящее время повестке дня в области устойчивого развития на период после 2015 года, основополагающим элементом этого процесса должно стать улучшение защиты и соблюдения прав человека в экономической сфере.

2. Финансовая и экономическая деятельность частного сектора помогла миллионам людей вырваться из бедности и содействовала реализации прав человека. Однако существование пробелов в системах управления на национальном уровне и между странами приводит к ситуации, когда проведение предпринимательской деятельности подрывает соблюдение прав человека в различных секторах и странах. Поэтому растущая роль предприятий в эпоху глобализации указывает на необходимость не только разработки более эффективных стратегий и норм, но и подключения предпринимательских кругов к реагированию на глобальные вызовы современности.

3. Организация Объединенных Наций, созданная для руководства глобальными усилиями в области прав человека, развития и поддержания мира и безопасности, призвана сыграть особую роль в поддержке глобальных действий и систем управления в вопросах регулирования работы бизнеса и его воздействия на права человека и развитие. Все эти вопросы затрагиваются основными положениями Организации Объединенных Наций "Защищать, соблюдать и восстанавливать в правах" (А/HRC/8/5) и Руководящими принципами предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (A/HRC/17/31), которые были одобрены Советом по правам человека в 2011 году в качестве авторитетной глобальной основы, определяющей соответствующие функции, обязанности и зоны ответственности правительств и предприятий в области предупреждения отрицательных последствий предпринимательской деятельности для прав человека и противодействия им.

4. Настоящий доклад иллюстрирует применение Руководящих принципов в текущей деятельности Организации Объединенных Наций. В нем освещаются дальнейшие возможности, воспользовавшись которыми учреждения и процессы Организации Объединенных Наций (в том числе возглавляемые государствами-членами) могут и далее содействовать осуществлению Руководящих принципов и дальнейшему согласованию политики по вопросам предпринимательства и развития и по вопросам прав человека. Он базируется на докладах Генерального секретаря, в которых содержится призыв к превращению повестки дня в области предпринимательской деятельности и прав человека и Руководящих принципов в неотъемлемую составляющую деятельности всей системы Организации Объединенных Наций (A/HRC/21/21 и Corr.1 и A/HRC/26/20).

5. В докладе сначала рассматривается наблюдающаяся консолидация текущей практики и инициатив вокруг основных положений Руководящих принципов (раздел II). Затем в нем говорится о важности интеграции Руководящих принципов в конкретные аспекты работы и процессы Организации Объединенных Наций с акцентом на торговлю, инвестиции и финансовые учреждения (раздел III), на усилия по стимулированию устойчивого развития (раздел IV) и на партнерства Организации Объединенных Наций с частным сектором с целью поддержки целей Организации Объединенных Наций (раздел V).

6. В докладе не ставится задача охватить весь спектр соответствующей работы и процессов Организации Объединенных Наций или показать всеобъемлющую картину текущей практики в этой области. В нем предпринята попытка отразить и повысить осознание важности учета перспективы предпринимательской деятельности и прав человека в работе Организации Объединенных Наций в целях развития, равно как и способов, посредством которых Руководящие принципы могут содействовать реагированию на вызовы, обусловленные недостаточной согласованностью политики. Таким образом, конечная цель доклада – внести вклад в достижение социально устойчивого развития на основе всеобщего соблюдения прав человека.

II. История вопроса и контекст: начинающаяся консолидация

7. Руководящие принципы стали цементирующим началом для глобальных стандартов и инициатив, касающихся предпринимательской деятельности и прав человека. Положения Руководящих принципов о корпоративной ответственности за соблюдение прав человека были инкорпорированы в ключевые рамочные документы, такие как Руководящие положения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для транснациональных предприятий; Стандарт ISO 26000:2010 о руководстве по социальной ответственности торговых предприятий и других организаций Международной организации по стандартизации; Основные положения социально и экологически ориентированной деятельности для кредитных операций Международной финансовой корпорации; Руководство для отчетности по устойчивому развитию (четвертое поколение – G4) Глобальной инициативы по отчетности; Принципы ответственного инвестирования в сельское хозяйство и производство продовольствия, одобренные Комитетом по всемирной продовольственной безопасности; а также в основные рамочные соглашения Организации Объединенных Наций для частного сектора, такие как Глобальный договор.

8. Такая же тенденция наблюдается и среди региональных организаций. Европейская комиссия одобрила Руководящие принципы в своей стратегии по корпоративной социальной ответственности 2011 года и обязалась содействовать их осуществлению, в том числе путем опубликования инструктивных материалов и стимулирования разработки соответствующих национальных планов действий государствами − членами Европейского союза1. Совет Европы также принял меры по продвижению Руководящих принципов, включая декларацию Комитета министров в поддержку Принципов2. Среди прочих событий можно выделить принятую в 2014 году резолюцию Организации американских государств, в которой выражается приверженность Руководящим принципам и в адрес государств-членов и обращен призыв к их применению3; поддержку Африканским союзом регионального форума по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека, проведенного по инициативе Рабочей группы в 2014 году в Африке, а также выраженную им готовность содействовать разработке африканского рамочного документа по осуществлению Руководящих принципов4. Кроме того, Межправительственная комиссия по правам человека Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в ноябре 2014 года опубликовала базисный анализ взаимосвязи предпринимательской деятельности и прав человека, в котором Руководящие принципы признаны ключевым международно-признанным документом, который должен определять реализацию соответствующих проектов в регионе5.

9. На основе Руководящих принципов растущее число государств принимают меры по разработке национальных планов действий в области предпринимательской деятельности и прав человека, зачастую по инициативе национальных правозащитных учреждений и организаций гражданского общества6.

10. Исследования, в том числе Рабочей группы7 и аналитического отдела журнала "Экономист"8, а также дискуссии на ежегодном Форуме по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека9 свидетельствуют о росте числа компаний, ознакомившихся с Руководящими принципами и принимающих меры по их имплементации в стратегиях и корпоративных процедурах.

11. Отраслевые организации, например Международный совет по горному делу и металлам в горнодобывающей промышленности и Международная ассоциация компаний нефтедобычи в защиту окружающей среды в нефтегазовом секторе, разработали ряд инструментов10 для оказания компаниям помощи в осуществлении Руководящих принципов. Компании, специализирующиеся на корпоративном праве, и ассоциации адвокатов также все чаще подчеркивают, что корпоративная практика должна соответствовать не только требованиям внутреннего законодательства, но и международным правозащитным стандартам, в частности Руководящим принципам11. В финансовой сфере среди инвесторов наблюдается растущее признание практической полезности Руководящих принципов как основы для управления социальными рисками в контексте предпринимательской деятельности12.

12. Рабочая группа активно поддерживает эти усилия посредством взаимодействия с группами заинтересованных сторон. Хотя она и удовлетворена многими примерами достигнутого прогресса, она полагает, что основную часть сложнейшей работы по переводу политических заявлений и обязательств в практическую плоскость еще только предстоит проделать. В частности, должны быть приняты во внимание озабоченности, касающиеся труднодостижимого прогресса в области получения доступа к средствам правовой защиты для жертв нарушений прав человека, связанных с деятельностью корпораций. Во многом именно эта озабоченность легла в основу инициированной гражданским обществом кампании в поддержку решения Совета по правам человека об учреждении межправительственной рабочей группы открытого состава с мандатом на разработку юридически обязательного международного инструмента по вопросу о транснациональных корпорациях.

13. Все недавние усилия государств и предприятий с целью зафиксировать достигнутый прогресс в форме "платформ действий"13 Ресурсного центра по вопросам бизнеса и прав человека, руководств по вопросам отчетности14 и инициатив, направленных на классификацию или сравнительный анализ практики отдельных компаний15, могут содействовать ускорению темпов необходимых реформ.

14. В системе Организации Объединенных Наций повестка дня в области предпринимательской деятельности и прав человека координируется Управлением Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ). В свою очередь Международная организация труда играет центральную роль в работе с государствами, предприятиями и профсоюзами по поощрению и мониторингу осуществления международных трудовых стандартов, являющихся частью нормативного содержания Руководящих принципов наряду с другими правозащитными стандартами. Помимо УВКПЧ и МОТ, соответствующие учреждения, программы и процессы Организации Объединенных Наций также поддержали Руководящие принципы, но пока еще отстают в деле их интеграции в ключевые рамочные документы (см. A/HRC/26/20, пункт 81). Организация Объединенных Наций должна воспользоваться своим уникальным статусом для стимулирования дальнейшей консолидации вокруг Руководящих принципов и одновременно повысить согласованность политики управленческих структур, направленной на нейтрализацию отрицательных последствий экономической деятельности и на поддержку устойчивого развития.

III. Интеграция Руководящих принципов в работу и процессы Организации Объединенных Наций с помощью "бизнес-интерфейса": инвестиции, торговля и финансовые учреждения

15. Руководствуясь настоятельным призывом Генерального секретаря в его обобщающем докладе по повестке дня в области устойчивого развития на период после 2015 года, необходимо устранить несогласованность между действиями современных международных структур по вопросам торговли, финансов и инвестиций, с одной стороны, и нашими нормами и стандартами в области труда, окружающей среды, прав человека, равенства и устойчивости – с другой, и обеспечить соответствие инвестиционных стратегий Руководящим принципам (см. A/69/700, пункты 95 и 105).

16. Несмотря на это признание, практический прогресс на уровне всей Организации Объединенных Наций оказался медленным, за некоторыми заметными исключениями. Для того чтобы контролировать отрицательное воздействие предпринимательской деятельности на права человека и противодействовать ему, требуется ощутимый прогресс в сближении позиций на базе Руководящих принципов. Озабоченность по поводу возможного негативного влияния текущей инвестиционной, коммерческой и финансовой практики на население и окружающую среду является постоянной темой глобальных дебатов и лейтмотивом усилий по реформированию системы глобального управления.

17. Что касается действий в рамках системы Организации Объединенных Наций, то согласование с Руководящими принципами деятельности в области инвестиций, торговли и финансовых учреждений способно принести немалые выгоды. Система Организации Объединенных Наций может оказать большое влияние на предпринимательскую практику как через содействие диалогу, достижению консенсуса, обмену опытом и укреплению потенциала для поощрения ответственного предпринимательства, так и через более непосредственное участие в разработке норм и управленческих стратегий.

A. Инвестиции

18. Как подчеркивается в Руководящих принципах, необходимо обеспечить соответствие инвестиционных стратегий и рамок международным правозащитным стандартам. Основная ответственность за достижение этой цели ложится на государства, которые в соответствии с Руководящим принципом 9 должны поддерживать надлежащую свободу маневра во внутренней политике для выполнения своих правозащитных обязательств в процессе достижения связанных с предпринимательством политических целей в сотрудничестве с другими государствами и предприятиями, например по линии инвестиционных соглашений или контрактов. Важность принципа должной заботы о правах человека и проведения оценок правозащитных последствий в контексте торговых или инвестиционных соглашений также последовательно отмечается другими субъектами правозащитной системы Организации Объединенных Наций16.

19. Бывший Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о правах человека, транснациональных корпорациях и других предприятиях при выполнении своего мандата уделил немало времени рассмотрению этих вопросов, сделав акцент на следующем: а) контракты между государством и инвесторами и "оговорки о стабилизации" в отношении свободы маневра государств в политике по защите прав человека; b) важность большей прозрачности в международном инвестиционном арбитраже, когда речь идет о вопросах прав человека; и с) каким образом положения двусторонних инвестиционных соглашений могут ограничивать возможности государств по принятию законных политических реформ, в том числе по правам человека17. С тех пор появились новые инициативы на основе проделанной им работы, которые подробнее освещаются в последующих разделах.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  29 April 2015 Russian
Целесообразность создания глобального фонда для укрепления потенциала заинтересованных сторон по осуществлению Руководящих принципов...

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о деятельности Добровольного фонда для финансовой...

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Использование информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения права на жизнь

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара...

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях*

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Передовая практика и основные проблемы в области предотвращения и ликвидации калечащих операций на женских половых органах

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми, Марии Грации Джаммаринаро

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная в соответствии с резолюцией 5/1 от 18 июня 2007 года, провела...

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Гайане состоялся на пятнадцатом заседании 28 января 2015 года. Делегацию Гайаны возглавляла Каролин Родригес-Биркетт. На...

Организация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Турции состоялся на 13-м заседании 27 января 2015 года. Делегацию Турции возглавлял заместитель премьер-министра Бюлент...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru