Программа Элективного курса "Путь в профессию" для учащихся 9-го класса




НазваниеПрограмма Элективного курса "Путь в профессию" для учащихся 9-го класса
страница1/5
Дата публикации18.08.2014
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ликургская основная общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области.
157063 Костромская обл., Буйский район, с. Ликурга, ул. Овражная, д.1.

Программа

Элективного курса "Путь в профессию" для учащихся 9-го класса


Программу разработала учитель

биологии Перкова Т.А.

2013 год.

Пояснительная записка

Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь. К. Чарлз

Курс занятий для учащихся 9 классов (17 часов).

В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Многие при выборе профессии руководствуются чужим мнением, стремятся к власти, шумной славе, большим деньгам. Забывая о главных вопросах для каждого человека: «Кто Я? Что Я могу?». Знания себя, своих способностей и возможностей, а также совпадение их с потребностями рынка труда - залог успеха. Быть профессионально успешным значит состояться как личность, быть угодным и полезным себе и окружающим.

Цель курса: Оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии.

Задачи:

  1. Раскрыть возможности психологической науки в приобретении профессии;

  2. Сформировать представление о механизме и путях приобретения профессии;

  3. Обучить практически, применять знания о мире профессий, уметь ориентироваться на рынке труда.

 В результате выполнения данного курса учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиограмма;

  • профессиональная пригодность;

  • карьера, этапы построения карьеры;

  • личный профессиональный план:

    • адекватная самооценка;

    • профпригодность;

    • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • работать с профессиограммами;

  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • разработать этапы своей профессиональной карьеры.

Содержание

Знаете ли вы себя? (1 час)

Активизация механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа .

Специальная и личностная успешность. (1 час)

Формирование личностных качеств, необходимых для специальной и личностной успешности.

Темперамент и выбор профессии.(2 часа)

Активизация процессов самопознания Отработка приемов уверенного поведения.

Секреты общения. Коммуникабельность.(2 часа)

Активизация процессов самопознания через постижение внутреннего мира собеседника, формирующего первое впечатление о человеке.

Секреты общения. Взаимопонимание.(1 час)

Обучение умению давать инструкции и говорить для других.

Секреты общения. Бесконфликтное поведение. (1 час)

Организация деятельности, направленной на активизацию навыков общения с помощью бесконфликтного поведения.

В мире профессий.(2 часа)

Классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии.

Матрица выбора профессии(2 часа)

Актуализация знаний о профессиях, определение сферы профессиональных предпочтений учащихся. Основные виды профессиональной деятельности. Знакомство с классификацией профессий по признаку целей и основных средств труда.
Диагностика профессиональных предпочтений.

Профессиограмма и формула профессии.(2 часа)

Профессиограмма и её основных составляющих. Составление профессиограммы выбранной профессии и формулы профессии.
Как себя представить. Составление резюме. (2 часа)

Анализ своих возможностей и представление себя на рынке труда

Знакомство с требованиями к резюме. Составление резюме и рассылка его по электронной почте.
Желания и возможности. (2 часа)

Формирование умений подростка видеть и формулировать свои потребности и проблемы, находить эффективные социально- приемлемые способы их удовлетворения.

Зачётное занятие. Защита проектов по выбранной профессии. (1 час)

Тематическое планирование

 №

Тема занятия

 Количество часов

Теория

Практика

1

Знаете ли вы себя?

 1

 

2

Специальная и личностная успешность.

 1

 

 3.

Темперамент и выбор профессии.

1

1

4

 Секреты общения. Коммуникабельность.

1

1

5

 Секреты общения. Взаимопонимание.

1

 

6

Секреты общения. Бесконфликтное поведение.

1

 

7

В мире профессий.

 1




8

В мире профессий. Практическое занятие.

 

1

9

Матрица выбора профессии.

 




10

Матрица выбора профессии. Практическое занятие.

 

1

11

Профессиограмма и формула профессии.

 1

 

12

Профессиограмма и формула профессии. Практическое занятие.




 1

13

Как себя представить. Составление резюме.

 1

 

14

Как себя представить. Составление резюме. Практическое занятие

 



15

Желания и возможности.

1




16

Желания и возможности. Практическое занятие




1

17

Зачётное занятие. Защита проектов по выбранной профессии.

1




Литература

  1. Орлов В. Шаги к профессии. «Школьный психолог» №13, 2006 г. Стр. 6-10.

  2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. кл. средней школы. - М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмма. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004 г.

  4. Савченко М.Ю. “Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» Москва. «ВАКО» 2006 год

  5. Технология профессионального успеха: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений; под редакцией С.Н.Чистякова - М.: Просвещение, 2006 г.

  6. Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений; под редакцией С.Н.Чистякова - М.: Просвещение, 2006 г.

Занятие № 1. Знаете ли вы себя?

Цель: Организовать деятельность, направленную на активизацию механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа .

Задачи: 1. Изучить уровень самооценки подростков.

2. Познакомить со способами регулирования самооценки.

Ход занятия.

1. Упр. «Самопрезентация».

Учащиеся называют по очереди самые любимое и нелюбимое дело в жизни.
2.Упр. «Устойчивость интересов».

За 3 мин. учащиеся пишут как можно больше слов, относящихся к любимому занятию. Большое количество слов указывает на осознанность выбора занятия.
3. Обсуждение и принятие правил поведения на занятиях.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием.

Правила поведения на занятиях.

1). Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

2). Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто лгать.

3). Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

4). Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на

занятиях и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

5). Слушать говорящего, не перебивать.

6). Право на личное мнение есть у каждого.

7). Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.
4. Беседа о психологии.

- Что такое психология? Кто такой психолог?

Психология – это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром. Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совершаются научные открытия, создаются великие произведения искусства. Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть по волнам жизни, а создавать собственную судьбу!

5. Упр. «Моя линия жизни».

Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения. Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть. Это – предпочитаемый возраст («золотой»). Напишите – почему. В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие-то периоды, этапы жизни. А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на «линии жизни».

\ Указать наиболее значимые события от рождения до настоящего времени и спланировать свою жизнь. \
. 2. Изучение личностных особенностей. Трудно быть собой.

1. Упр. «Зато»

По кругу учащиеся продолжают предложенную фразу.

- Я устала, зато…

- Я небольшого роста, зато…

- Я иногда несдержан, зато…

- Я ленива, зато…

-Я застенчива, зато…

-Я криклив, зато…

- Я молчалив, зато…

- Я слишком уступчива, зато…

- Я не умею печь пироги, зато…

- Я зануда, зато…

- Я школьник, зато…

- Я написал контрольную работу на «2», зато…

- У меня нет домашнего телефона, зато…

- Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

- Я не люблю слушать классическую музыку, зато…

- Я слишком часто фантазирую, зато…

- Я не очень хорошо пою, зато…

- Я иногда слишком много ворчу, зато…

- Я несколько легкомысленна, зато…

- Меня легко рассмешить, зато…

- Я бываю капризна, зато…
2. Тест «Как у тебя с самооценкой».

Проведение диагностики и обработка результатов.

Укажите, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто – 4 балла

часто - 3 балла

иногда - 2 балла

редко -1 балла

никогда - 0 баллов.

1). Я часто волнуюсь понапрасну.

2). Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3). Я боюсь выглядеть глупцом.

4). Я беспокоюсь за свое будущее.

5). Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6). Как жаль, что многие не понимают меня.

7). Чувствую, что я не умею, как следует разговаривать с людьми.

8). Люди ждут от меня очень много.

9). Чувствую себя скованым.

10). Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11). Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.

12). Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

13). Я не чувствую себя в безопасности.

14). Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15). Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка. Подсчитайте баллы.

-Меньше 10 баллов – тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь;

- от 10 до 30 баллов – ты психологически зрелая личность, что проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!

- Больше 30 баллов – ты недооцениваешь себя.
3. Беседа «Как развить уверенность в себе».

Каждый делится своим жизненным опытом, а психолог дополняет и обобщает сказанное.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств, недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Низкая самооценка – свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требует отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Как же обрести уверенность в себе и повысить уровень самооценки? Необходимо самому приложить максимум усилий. (Мнения выписываются на доске и дополняются ведущим).

-Улучшить внешность (прическа, макияж, следить за фигурой).

-Заниматься самообразованием, развитием своих талантов.

-Достигаем успеха в каком-то деле.

-Обесцениваем других людей.

-Выигрываем конкурсы, соревнования.

-Помогаем другим людям (похвала).

-Украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты лучший!»…

-«Нарываемся» на комплимент.

-Не ставим глобальных целей.

-Имеем хобби, как способ выделиться из толпы.

-Усилием воли стараемся себя перебороть.

-Сделать что-то на грани возможного.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconМоу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию
Путь в профессию: Методические рекомендации для молодых преподавателей (по материалам публикаций периодических изданий) / Сост. Л....

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса «красота и здоровье»
Программа предназначена для изучения элективного курса "Красота и здоровье" в 9 классах средних общеобразовательных школ в рамках...

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconПрограмма элективного курса «Генетика человека»
Предлагаемая программа элективного курса «Генетика человека» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс...

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconРабочая программа элективного курса учителя биологии и географии...
Рабочая программа элективного курса «Молекулярная биология» для 10 классов составлена на основании следующих документов

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconПрограмма элективного курса по математике для 7 класса
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 7д класса. Необходимость данного курса обусловлена тем, что в данном классе наметилась...

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconПрограмма элективного курса для 7 класса. ( 32 часа)
...

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconАвторская программа элективного курса
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconПрограмма элективного курса путь в неизведанное: или как развивать...
Элективный курс предназначен для учащихся 7 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconПрограмма элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля

Программа Элективного курса \"Путь в профессию\" для учащихся 9-го класса iconПрограмма элективного курса для IX кл. «Основы журналистики»
Программа курса «Основы журналистики» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 9 класса,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru