Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология»




Скачать 438.56 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология»
страница1/4
Дата публикации06.05.2014
Размер438.56 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
5-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»



Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики детства


Основы экологии

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»
заочная форма с сокращенным сроком обучения
квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Красноярск 2010

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»



Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики детства


Основы экологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»
заочная форма с сокращенным сроком обучения
квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Красноярск 2010

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен старшим преподавателем кафедры педагогики детства Чеблоковым С.В.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры педагогики детства
"19" ноября 2011 г.
Заведующий кафедрой педагогики детства __________________________ Каблукова И.Г.
Одобрено учебно-методическим советом ФППД
"____" ___________2011 г.
Председатель НМСС ФППД ______________________________________ Груздева О.В.

Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология».

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы экологии» для студентов заочной формы с сокращенным сроком обучения специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат рекомендации и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основы экологии».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Основы экологии», который представлен заданием к промежуточному контролю и тестовыми заданиями, что позволяет формировать профессиональные компетенции будущих выпускников в процессе изучения каждого учебного модуля. К каждому учебному элементу даны задания для проверки знаний студентов и их закрепления в учебно-профессиональной деятельности.

  4. Вопросов к зачету, который является итоговой формой контроля освоения студентом знаний в области экологии.


  1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ


(УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа является составной частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» и предназначена для студентов, обучающихся на факультете психологии и педагогике детства КГПУ им. В.П. Астафьева.

В настоящей программе приводится тематический план, краткое содержание лекционных и семинарских занятий, тематика докладов на семинарах, контрольных работ и рефератов, задания для самопроверки и вопросы к зачету и экзамену, список основной и дополнительной литературы.

Главными задачами курса являются: исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды.

Программа лекционного курса условно подразделяется на несколько основных разделов, изучающих природоохранные, социально-демографические, социально-экономические и политические аспекты экологии, проблемы экологического просвещения, воспитания и образования, экологического движения и международного сотрудничества.

Семинарские занятия по дисциплине "Основы экологии" являются составной частью учебного процесса и имеют своей задачей не только закрепление лекционного материала или учебной литературы, а углубленную, творческую работу студента над определённой социально-экологической проблемой с привлечением учебной и исследовательской литературы.

На занятиях не только контролируется усвоение тех или иных основных проблем курса, но и вырабатываются навыки самостоятельной работы над литературными источниками, чтения научной литературы, устного выступления перед аудиторией. Выполнение таких заданий как обоснование актуальности проблемы, составление планов, поиск фактов, и т.д., умение аргументировать и выработку некоторых других умений, необходимых будущему учителю.

Цель и задачи практических занятий

  • выработать правильный методологический подход к социально-экологическим проблемам;

  • познакомить студентов с разнообразными литературными источниками;

  • для полноты изучения той или иной проблемы, убедить студентов в необходимости комплексного использования литературных источников;

  • углубить понимание некоторых вопросов развития социальных проблем региона в зависимости от его экологического состояния;

Кроме того, ставятся задачи и чисто профессиональной подготовки, выработка умений и навыков:

  • внимательно слушать и оппонировать выступление;

  • выступать по плану и без плана;

  • читать учебную и научную литературу;

  • составлять опорный конспект, тезисы, формулировать выводы.


В конечном итоге основной целью дисциплины «Основы экологии» является формирование у студентов правильного представления об оптимизации существования человека и окружающей среды на системной основе.

Все это нашло свое отражение при планировании учебно-методической программы дисциплины «Основы экологии».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Основы экологии» для студентов заочного отделения с сокращенным сроком обучения

050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»

№ п/п


Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных

Самосто-ятельная работа

Всего часов

Лек-ции

Семи-нары

I

Входной модуль



Введение в экологию

5

-

-

-

5

II

Модуль 1. Глобальные проблемы окружающей среды

1.

Окружающая среда: гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера.

10

2

2

-

8

2.

Энергические проблемы

8,5

0,5

0,5

-

8

3.

Экология больших городов

8,5

0,5

0,5

-

8

4.

Экология и здоровье человека

9

1

1

-

8

III

Модуль 2. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы

1.

Принципы экологической безопасности

7

-

-

-

7

2.

Теоретические основы охраны природы

7

-




-

7

3

Охрана природных ресурсов

7

-




-

7

4.

Международная деятельность по охране природы

9

1

1

-

8

5.

Организация охраны природы в России

9

1

1

-

8

Зачет




ИТОГО

80

6

6

-

74


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Входной модуль

Введение в экологию. Основные категории экологии. Экология и современные экологические проблемы. Связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами. Человек как биосоциальный вид. Сложный путь становления современного человека. Социально-психологические особенности человека и его общественные функции в разные эпохи. Экология и современные экологические проблемы. Основные экологические понятия и термины: экосистемы, биосфера, биогеоценоз, вид, популяция. Биотические и абиотические факторы среды; продуценты, консументы, редуценты; биомасса; гомеостаз; сукцессия. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни.
Модуль 1. Глобальные проблемы окружающей среды

1.1. Окружающая среда. Понятие и элементы окружающей среды. Структура атмосферы, ее химический состав. Источники загрязнения атмосферы. Основные загрязняющие атмосферу вещества. Перенос веществ в атмосфере. Запасы соленой и пресной воды на Земле. Потребление воды. Качество воды. Основные источники загрязнения водных экосистем. Источники загрязнения морских акваторий. Промышленность и сельское хозяйство как основные источники загрязнения пресноводных экосистем. Строение литосферы. Воздействие человека на литосферу. Главные источники загрязнения почвы. Качество жизни и качество окружающей среды. Охрана окружающей среды и вопросы теории. Экологический кризис и возможности его решения. Понятие и причины экологического кризиса.

1.2. Энергетические проблемы. Современные способы получения энергии. Тепло-, гидро- и атомные электростанции. Негативные последствия эксплуатации существующих видов электростанций. Перспективные направления производства электроэнергии.
1.3. Экология больших городов. Экологический кризис. Экологические катастрофы, вызванные человеком. Урбанизация. Техногенная среда. Селитебная и производственная среда. Экологические проблемы городов: загрязненность воздуха, почв, повышенный уровень шума.
1.4. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья. Проблема социопатий. Экология социопатий. Глобальные экологические проблемы. Миграции населения – одна из важнейших проблем антропоэкологии. Современная эпидемиологическая ситуация в мире. Войны в эволюции и истории человечества. Экологические аспекты продовольственной проблемы в мире.
Модуль 2. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы
2.1. Принципы экологической безопасности. Всемирная экологическая программа на XXI век. Экосоциальная стратегия выживания человечества. Концепция устойчивого развития человечества и природы. Острейшие глобальные проблемы современности. Проблемы окружающей среды, связанные с ростом народонаселения и его концентрацией на ограниченных территориях. Цивилизации как объект изучения социальной экологии. Основные этапы становления человека (от каменного века до постиндустриальной цивилизации). Цивилизации на территории России и экологические последствия хозяйственной деятельности в разные эпохи
2.2. Теоретические основы охраны природы. Изменение характера взаимодействия общества и природы в процессе развития человеческого общества. Охрана природы — непременный компонент социального и научно-технического прогресса, органическая составная часть программы устойчивого развития общества и природы, создания благоприятных условий жизни нынешних и будущих поколений человечества.
2.3. Охрана природных ресурсов. Охрана атмосферы. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Охрана недр и почв. Охрана растительности. Охрана животного мира. Охрана ландшафта.
2.4. Международная деятельность по охране природы. Деятельность международных организаций по охране природы. Участие России в работе международных организаций по охране природы. Результативность международных усилий по охране природы.
2.5. Организация охраны природы в России. Государственные акты, регулирующие отношения человека и природы. Общественное движение за охрану природы Российские и региональные общественные организации по охране природы. Научная работа в области охраны природы.

БАНК КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Примерные темы рефератов и спец.вопросов

дисциплины «Основы экологии»

  1. Воздействие дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду.

  2. Физические факторы воздействия на человека на окружающую среду.

  3. Проблемы загрязнения почв и водотоков нефтепродуктами.

  4. Пути повышения экологической безопасности автотранспортного комплекса.

  5. Альтернативное топливо для автомобильного транспорта.

  6. Современные методы и системы очистки отработавших газов автомобильных двигателей.

  7. Стандартизация в области защиты окружающей среды от загрязнений, связанных с транспортными средствами.

  8. Системы экологического менеджмента. Экологические стандарты ИСО 14000.

  9. Экологический аудит: цели и задачи.

  10. Загрязнение окружающей среды предприятиями машиностроения и металлобработки.

  11. Тяжелые металлы в окружающей среде и их влияние на здоровье населения.

  12. Шум как негативный экологический фактор.

  13. Воздействие на организм вибрации и акустических колебаний.

  14. Природосберегающие строительные машины, механизмы и транспорт.

  15. Электромагнитное излучение как негативный фактор воздействия на человека и окружающую среду.

  16. Новые экологичные технологии в машиностроении и металлобработке.

  17. Сбор и утилизация промышленных отходов на примере региона.

  18. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности производств.

  19. Региональная политика в области возмещения ущерба окружающей среде в результате техногенного воздействия.

  20. Антропогенные изменения в районах промышленного освоения территорий.

  21. Методы восстановления нарушенных территорий.

  22. Новые ресурсосберегаюшие технологии.

  23. Обеспечение радиационной безопасности.

  24. Виды экологических кризисов.

  25. Влияние мировых войн на экологическую среду.

  26. Изменение климата: Предпосылки и последствия.

  27. Человек и его стремление покорить природу.

  28. Методы борьбы с пожарами.

  29. Компьютерные технологии и экологическая безопасность.

  30. Современные проблемы лесопользования.

  31. История изучения биосоциальности человека.

  32. Эволюция трофических связей животных.

  33. Сравнительная характеристика типов поведения приматов и человека (исследовательская активность, агрессия и т.п.).

  34. «Великий охотник саванн» и «Водяная обезьяна»: за и против.

  35. Альтруизм и эгоизм у животных и человека.

  36. Производство продовольствия человеком, как первая экологическая революция.

  37. Система информационных связей животных

  38. Формирование и развитие информационных связей в социуме.

  39. Асоциальность и социализация (на примерах феномена детей-«маугли»).

  40. Информационная революция в конце ХХ века.

  41. Действие факторов сопротивления среды на человечество.

  42. История борьбы человечества с эпидемиями как действенной формы расширения экосоциальной емкости среды.

  43. Эволюция энергетики жизнеобеспечения у животных, первобытных людей и современного человечества.

  44. История трансформации экологических связей животных и первобытных людей в экосоциальные связи современного человечества.

  45. Экосоциальные революции в становлении человеческого общества.

  46. Биологические основы социальных процессов и явлений.

  47. Эволюция семейных отношений в ряду: архантропы – палеоантропы – неоантропы.

  48. Экологическая и социальная составляющие в системе экосоциальных связей современного человечества.

  49. Демографическая история человечества.

  50. Демография человека как экосоциальный процесс.

  51. Историческая демография: возрастно-половая структура общества в древности, средневековье и современном мире.

  52. Экологическая и социальная составляющие демографических процессов человечества.

  53. Демографический «взрыв»: причины и последствия.

  54. Глобальная характеристика демографии человечества.

  55. Региональная специфика демографических процессов.

  56. Социальные и национальные особенности демографических процессов в отдельных странах.

  57. Экологические и демографические аспекты мировых религий.

  58. Демографическая история России.

  59. Принципы и методы управления демографическими процессами.

  60. "Демографический переход" как основной путь к устойчивому демографическому развитию человечества.

  61. Демографические перспективы человечества: коллапс или устойчивое развитие?

  62. Развитие биотехнологии (клонирование, генетическая модификация, искусственный интеллект и т.п.) и будущее человечества.

  63. Анализ результатов программы планирования семьи в развивающихся странах.

  64. Стабилизация демографических процессов как основа для осуществления общемировой концепции устойчивого развития человечества и природы.

  65. Роль экологического образования, воспитания и просвещения для обеспечения устойчивого развития человечества и природы Земли.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050703. 65...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «русская музыкальная культура»

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс специальность 050711. 65»Социальная...
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Физиологии человека и методики обучения биологии

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconРабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для...
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» заочной...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Одобрено научно-методическим советом специальности «Дошкольная педагогика и психология» «30» августа 2012 г


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru