«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков




Название«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков
страница1/16
Дата публикации23.07.2013
Размер1.94 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Коррекционные игры и занятия с агрессивными дошкольниками

Нижний Тагил

2011
Коррекционные игры и занятия с агрессивными дошкольниками/ сост. Ивашкина Г.В., педагог-психолог, ГОУ СПО НТПК №1, высшей квалификационной категории, Смирных Е.Г. воспитатель МДОУ детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого и художественно-эстетического развития воспитанников, 2011г.

«Откуда у детей агрессия? Что делать взрослым, если их «выводят» из себя? Наказывать или поощрять? Как ввести агрессивного ребенка в мир социальных отношений?» - эти и другие вопросы волнуют как педагогов, так и родителей.

В данном сборнике представлены игры, упражнения, полезные советы для успешного обучения и воспитания ребенка, снижения агрессивности, снятия эмоционального напряжения, налаживания контакта между педагогами, родителями и детьми.


Содержание

  1. Введение

  2. Коррекционные занятия с агрессивными дошкольниками

  3. Комплекс игр, направленных на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста

  4. Список литературы

  5. Приложение


Введение

В последние годы развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. Дети, замыкаясь на телевизорах и компьютерах, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на изучение агрессивности, очень актуальна и важна.

Тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков.

При обсуждении проблемы детской агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии. Необходимо учитывать, что, во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определённой степенью агрессивности. В «норме» она оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития. (О. Хухлаева).

Известно, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития. Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Сами дети со своими проблемами справиться не могут, и тогда на помощь приходит психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как особенный вид помощи агрессивным детям, обеспечивающий успешность его развития в условиях образовательного процесса. Сама идея сопровождения, как воплощения гуманистического и личностно – ориентированного подходов связана с реализацией права агрессивного ребенка на полноценное развития и, как следствие, с качественной модернизацией системы образования.

В Программе - IV развития образования в Свердловской области подчеркивается необходимость создания условий для успешности развития каждого ребенка. Одним из условий успешности можно считать психолого-педагогическое сопровождение, которое заявлено в «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.» как основополагающая идея.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается необходимость создания условий, обеспечивающих физическое, психическое, нравственное здоровье детей, условий вхождения ребенка в мир социальных отношений.


ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

Цель коррекционных занятий — снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

Задачи:

  • снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

  • формировать эмоциональное осознание своего поведения;

  • обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;

  • формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

  • развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

  • развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Принципы:

  • Ценностно-ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие
    ребенка и его психологическое здоровье.

  • Принцип активности и свободы самовыражения ребенка
    - постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

  • Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

  • Системность организации психики ребенка: развитие
    эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон
    возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение).

  • Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства — учет интересов детей, определенных их возрастом

  • Поэтапность педагогической работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.

  • Принцип свободного участия: если упражнения интересные, занимательные, их будут выполнять дети.

  • Принцип взаимного уважения: не допускается унижение ребенка.

  • Принцип осознанности: пока то или иное действие, процесс и т. п. не будут осознаны ребенком, он не сможет реализовать их на практике.

  • Принцип рефлексии: для актуализации полученных
    знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.


Структура занятия с агрессивными дошкольниками:

1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

2. Разминка (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры).
Выполняет важную функцию настройки на предстоящую деятельность, позволяет активизировать детей, поднять их на
строение, способствует снятию эмоционального возбуждения.

3. Основное содержание (игротерапия. сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Последовательность предъявления упражнений предполагает чередование деятельности; упражнения располагаются в порядке от сложного к простому.

4. Расслабление. Позволяет снять напряжение детского организма. Рекомендуется проводить в сочетании с аромотерапией.

5. Рефлексия (оценка, арттерапия, беседы). Даются две
оценки: эмоциональная (понравилось, не понравилось, было
хорошо, плохо, почему) и смысловая (почему это важно, зачем
мы это делали).

Коррекционные занятия строятся на 7 блоках, каждый блок имеет свои задачи, а также содержание, которое может варьироваться и дополняться новыми упражнениями, заданиями в зависимости от поставленных целей и задач, а также от особенностей детского организма.

На каждый блок задач отводится 4 занятия, кроме седьмого блока — это специально разработанный комплекс занятий для снятия агрессивного поведения (М.А.Панфилова). Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служит главным переходом к новой теме. Занятия строятся на материале близком и доступном детям, связанном с актуальными для них проблемами, т.е. на снижение агрессивного поведения.

Блоки

Задачи

Содержание

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций детей.


снизить эмоциональное напряжение;

создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умения выразить свое;

обучить приемам ауторелаксации и саморегуляции, способам выражения эмоций.


Занятие 1. «Знакомство»

Игры: «Мое имя», «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу». Рисование «Я и мое имя». Упражнение «Ласковое имя». Расслабление «Путешествие на Голубую звезду». Занятие 2. «Мое имя»

Игры: «Связующая нить», «Прогулка», «Волшебный кувшин», «Возьми и передай».

Рисование «Я в трех зеркалах».

Расслабление: см. занятие 1.

Занятие 3. «Я люблю»

Игры: «Переходы», «Разыщи радость», «За стеклом».

Рисование «Я люблю больше всего».

Танцевальный этюд «Подари движение»

Расслабление «Путешествие дыхания».

Занятие 4. «Настроение»

Этюд «Солнечный зайчик».

Игра «Картина».

Упражнение «Тренируем эмоции».

Рисование «Мое настроение».

Расслабление: см.занятие 3.

Блок 2. Формирование социального доверия. Преодоление детской тревожности.


Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов:

уменьшить тревожность;

снизить (эмоциональное напряжение;

продолжать обучать приемам ауторелаксации, саморегуляции, способам выражения эмоций.


Занятие 5. «Настроение» (продолжение) Игры: «На что похоже настроение», «Настроение и походка», «Колечко», «Угадай эмоции», «Встреча эмоций». Рисование «Лицо Маши». Расслабление «Полет птицы». Занятие 6. «Наши страхи» .Упражнение «Расскажи свой страх». Релаксационный комплекс «Музыкальная мозаика». Сценка «Тараканище». Рисование «Нарисуй свой страх». Расслабление: см. занятие 5.

Занятие 7. «Наши страхи» (продолжение) Беседа о страхах.

Этюды: «Котенок по имени Гав», «Стойкий оловянный солдатик».

Рисование «Я тебя больше не боюсь!»

Расслабление: см. занятие 5.

Занятие 8. «Я больше не боюсь»

Этюд «Смелые ребята».

Игры: «В темной норе», «Тень», «Слепой и поводырь».

Релаксационный комплекс «На лесной поляне».

Блок 3. Гармонизация противоречивости детской личности.


Учить распознавать эмоции по внешним сигналам:

выражать эмоции с помощью пантомимики;

формировать моральные представления о нормах поведения;

тренировать психомоторные функции.


Занятие 9. «Новичок» Этюд «Три характера».

Игры: «Молчок», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты». Рисование «Три характера». Расслабление «Светлые мысли».

Занятие 10. «Ласка» Игра «Назови и покажи». Этюды: «Страшный зверь», «Ласка». Рисование «Страшный зверь». Расслабление «Волшебный сон». Занятие 11. «Общая история» Сочинение «Общая история». Инсценировка «Общая история». Игры: «Колдун», «Иголка и нитка». Коллективное рисование «Общая история». Расслабление: см. занятие 9. Занятие 12. «Волшебный лес» Этюды: «Ежик», «Ежики смеются». Игра «Тропинка». Упражнение «Танец». Рисование «Волшебный лес». Расслабление: см. занятие 10.

Блок 4. Повышение уровня самостоятельности в решении возникающих проблем. Коррекция зависимости от окружающих.


Прививать новые, адекватные формы поведения:

учить самостоятельно принимать верные решения;

продолжать учить навыкам саморегуляции, саморасслабления;

формировать адекватные формы поведения.


Занятие 13. «Сказочная шкатулка»

Игры: «Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса».

Упражнение «Танец чувств».

Рисование «Волшебные зеркала».

Расслабление «Спаси птенца».

Расставание «Хоровод».

Занятие 14. «Доброта»

Этюды: «Злодей», «Впереди всех».

Чтение рассказа Э. Шима «Не смей!»

Проигрывание ситуаций.

Расслабление: см. занятие 13.

Занятие 15. «Радость»

Этюды: «Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик».

Расслабление «Гора с плеч».

Рисование по темам этюдов.

Занятие 16. «Волшебники»

Упражнение «Волшебники».

Игры: «Взаимоотношения», «Передай по кругу».

Этюды: «Солидарность», «Цветок».

Расслабление: см. занятие 15.

Блок 5. Снижение враждебности, агрессивности в поведении, во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.


Учить осознавать свое поведение;

- развивать дружеские взаимоотношения через игру;

- обучать выразительности движений.


Занятие 17. «Солнце в ладошках»

Игры: «Встреча сказочных героев», «Мальчик (девочка) — наоборот», «Клеевой дождик».

Расслабление «Солнечный зайчик».

Этюды: «Солнце в ладошке», «Просто так», «Идем за синей птицей!»

Занятие 18

Этюды: «Встреча с другом», «Два друга».

Игра «Окажи внимание другому».

Проигрывание ситуаций.

Рисование «Мои друзья».

Расслабление: см. занятие 17.

Занятие 19. «Помирились»

Этюды: «Поссорились и помирились», «Вежливый ребенок».

Упражнение «Мирная считалка».

Беседа «Кого мы называем вежливым».

Разыгрывание ситуаций.

Расслабление «Улыбка».

Игра «Розовое слово „привет"».

Занятие 20. «Правила дружбы»

Упражнение «Правила дружбы».

Игры: «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик».

Рисование «Новоселье».

Расслабление: см. занятие 19.

Блок 6. Формирование социально приемлемых способов выражения гнева и агрессивности.

Снизить возбуждение и аффективные реакции:

обогатить навыками конструктивного поведения;

обучать адекватным способам выражения агрессивности.

Занятие 21. «Жужжа»

Упражнение «Танец пяти движений».

Игры: «Глаза в глаза», «По кочкам», «Жужжа».

Этюды: «Король Боровик не в духе», «Волшебный круг —

злая кошка».

Рисование «Сказка про кляксу».

Расслабление «Путешествие в волшебный лес».

Занятие 22. «Джаз тела»

Упражнение «Бокс».

Игры: «Два барана», «Детский футбол», «Волшебный круг — каратист».

Этюд «Хмурый орел».

Танец «Джаз тела».

Рисование «Я в детском саду, мои друзья».

Расслабление: см. занятие 21.

Занятие 23. «Турнир»

Игры: «Прогоняем злость», «Турнир», «Газета», «Волшебный круг — капризный ребенок».

Этюд «Гиена».

Танец «Веселая зарядка».

Рисование «Дружба двух цветов».

Расслабление «Вузель».

Занятие 24. «Сражение»

Игры. «Сражение», «Тигр на охоте», «Ругаемся овощами», «Клубочек», «Волшебный круг — боксер», «Танец морских волн и танец огня». Этюд «Разъяренная медведица». Расслабление занятие 23.

Блок 7. Игровой комплекс для агрессивных детей «Марсиане» (автор М.А.Панфилова).


Отражение негативных эмоций:

активизация потребностей, снятие мышечных зажимов;

свободная реализация вербальной активности;

эмоциональная разрядка;

разрядка общей агрессии.


Игровой комплекс для агрессивных детей «Марсиане» (Панфилова М. А.).

Игры и упражнения: «Прибытие», «Яблоко», «Минута разговора», «Первые слова», «Пугающая встреча», «Смешная газировка», «Добрые приветствия».


Проводить занятия рекомендуется один раз в неделю, то есть в течение месяца проводятся 4 занятия и для изучения берется один блок. Педагог в процессе работы с детьми может в свободное время применять отдельные части занятий (так же 1 занятие в неделю).


Конспекты коррекционно - развивающих занятий

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций
Занятие 1. «Знакомство»

Приветствие

Дети совместно с педагогом разучивают приветствие.

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой; по кругу (называются имена детей),

Доброе утро, солнце (все поднимают и опускают руки);

Доброе утро, небо (все поднимают и опускают руки);

Доброе утро всем нам (разводят руки в стороны).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconНазвание журнала на языке оригинала (современное название)
Особое внимание уделяется быстро развивающимся прикладным отраслям психологии – психологии спорта, психологии безопасности, психологии...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconВопросы к зачету по психологии и педагогике
В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание....

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconМ. Ф. Луканина Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков
Иванова Н. Л., Луканина М. Ф. Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков. Учебно-методическое пособие. Ярославль. 2003,...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconНеизвестная история человечества
Томпсон приводят поразительные данные, о которых научная общественность была когда-то осведомлена. Долгое время эти сведения были...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков icon«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного...
Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconДоклад «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconИнформационное письмо
Нный педагогический университет, факультет психологии, кафедра общей психологии и истории психологии, факультет педагогики и психологии...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconБ алтийский институт психологии и менеджмента (Латвия) балтийская...
Целью конференции является привлечение учёных и профессионалов всех стран для обсуждения приоритетных проблем психологии, бизнеса...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков iconШпаргалка по общей психологии Понятие о предмете психологии
Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической...

«детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков icon1. История становления клинической психологии. Предмет клинической...
Й психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т. о., можно сказать,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru