Фгбоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова»




Скачать 52.99 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова»
Дата публикации07.11.2013
Размер52.99 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Психология > Документы
Гошева Ольга Олеговна

5 курс, факультета педагогики и методики начального образования

ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический

институт имени А.П. Чехова»

Особенности работы с детьми, имеющими СДВГ, в начальной школе.

В последнее время учителя часто сталкиваются с проблемой: гиперактивность детей. Они замечают, что рост числа таких детей увеличивается. Поэтому современный педагог должен уметь работать с детьми, имеющими СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Актуальность данной проблемы заключается так же в том, что гиперактивность - это расстройство имеющее множество аспектов: психиатрических, воспитательных, социальных, психологических, речевых, двигательных.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. СДВГ относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. Гиперактивность является проявлением утомления. Ребенку, с большим трудом удается спокойно сидеть на стуле, при этом он постоянно вертится и часто нервно дергает ногами или руками. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении, слабом его контроле. Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Ребенок часто мешает окружающим — он перебивает разговор или вмешивается в игру других детей. Не может дождаться разрешения ответить на вопрос: ребенок выкрикивает ответ прежде, чем вопрос сформулируют до конца. Другие дети просто не имеют возможности высказаться.

Первым, кто обратил внимание на данную проблему, был Генрих Хоффман. Это немецкий врач-психоневролог, он описал поведение ребенка с синдромом гиперактивности. С 60-х годов ХХ века врачи стали определять такое состояние как патологическое и назвали минимальная мозговая дисфункция. Позже это состояние стали выделять как болезнь, но до сих пор идут споры о лечении. «Английский медицинский журнал «The Lancet» в 1902 году опубликовал точное описание СДВГ. Английский педиатр Джордж Ф. Стилл сообщал о детях, которые постоянно находятся в движении, очень импульсивны и обладают довольно слабой концентрацией внимания. Причину он усматривал во врожденной предрасположенности к этому.

В 1917 году, наконец, появился медицинский доклад о трудновоспитуемых детях, которые обладали такими же особенностями поведения, как и при СДВГ.

В 1937 году появилась статья доктора Чарльза Брэдли, который исследовал влияние стимулирующих препаратов на детей с отклонениями в поведении. В целом, они оказывали на его пациентов успокаивающее действие»[4 , с 29].

Были проведены исследования работы мозга детей с СДВГ на инцефалографическом аппарате. Данные обследования показали, когда ребенок сидит, выполняя определенную деятельность, электрическая активность его мозга альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют, но в таком состоянии качество выполняемой деятельности низко. Если такой ребенок будет стараться не двигаться, не выкрикивать, сосредотачиваться при выполнении работы, тогда у него возникнут различные расстройства, связанные с соматической сферой.

«Известно, что в настоящее время СДВГ диагностируем гораздо чаще, чем раньше. Существуют различные научные критерии, согласно которым от 2 до 10% всех детей проявляют характерные для СДВГ отклонения в поведении. В США примерно 5 миллионов детей лечатся от СДВГ с помощью различных лекарств. Действительно ли все эти дети страдают от СДВГ — вопрос спорный.

Большинство ученых исходят из того, что значительная часть таких диагнозов ошибочна. Считается, что примерно третьей части всех детей ошибочно ставят диагноз СДВГ. Зачастую врачи ставят его всего лишь на основании предварительного обследования ребенка, хотя для вынесения подобного вердикта необходимо обстоятельное тестирование. Во многих случаях диагноз СДВГ является недостаточно обоснованным»[ 4, с.30 ].

Проведенные исследования показали, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому самая сложная работа в основном достается учителю младших классов. Появление гиперактивного ребенка в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Для того чтобы помочь ребенку с СДВГ быть успешным в школе, необходима комплексная работа педагога, психолога и родителей. Учитель и психолог должны объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Из обследований детей, бесед с мамами показывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их. Особенности работы с детьми, имеющими СДВГ в начальной школе, учителям, прежде всего, мы рекомендуем набраться терпения. Необходимо учитывать, что такие дети лучше всего работают в первой половине дня, в начале урока. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Так, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку. Психологи заметили, чем более театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка. «В процессе обучения, особенно на первых порах ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью» [2, с.71]. Поэтому понижения требования учителя приводит к формированию у ребенка чувства успеха, что очень важно. Перед тем как дать ребенку задание, необходимы короткие, четкие и конкретные инструкции. «Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)» [1, с.45]. Для улучшения поведения необходима гибкая система поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. При выполнении заданий, на которых нужно сосредоточиться, например письмо или чтение ученик много двигается, при этом не следует делать ребенку замечание, так как его мозг хорошо работает лишь при движении тела. «Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить»[3, c 22]. Для лучшей эффективности выполнения задания, предлагаемые на уроке, писать на доске. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения, проведение игр. Так же не маловажным является научить такого ребенка выполнять распорядок дня.

При работе с детьми, имеющими СДВГ, очень важен весь комплекс методов психокоррекции. Он поможет гиперактивным детям вовремя компенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Литература

  1. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М., 2004.

  2. Кучма В. Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М., 1994.

  3. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. - М., 1996.

  4. Симоне Харланд – Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям.- — СПб.: ИГ «ВЕСЬ», 2004. — 128 с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова» iconДоклад об эффективности использования имущественного комплекса фгбоу...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко»">