Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение




Скачать 143.95 Kb.
НазваниеСодержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение
Дата публикации16.08.2016
Размер143.95 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Психология > Реферат




Содержание

Шаповалова Алла Леонидовна

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………...3

2. Примерная модель занятия в образовательном учреждении дополнительного образования детей…………………………………………………………………………3

3. Основные требования к современному занятию……………………………………..5

4. Основные принципы обучения………………………………………………………..5

5. Структура различных типов занятий………………………………………………….6

6. Методы организации занятия в детском творческом объединении в образовательном учреждении дополнительного образования детей………………….7

7. Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий……………………………………………………………………….8

8. Общие требования к написанию плана – конспекта занятия………………………..8

9. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности воспитанников в образовательном процессе……………………………………………9

10. Примерный план занятия……………………………………………………………10

11. Список литературы…………………………………………………………………..11

Шаповалова Алла Леонидовна

1. Введение

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий - поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

2. Примерная модель занятия в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

Шаповалова Алла Леонидовна

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

  • определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

  • определяются тип и структура занятия;

  • его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Шаповалова Алла Леонидовна

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

3. Основные требования к современному занятию

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

  • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

4. Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

Шаповалова Алла Леонидовна

  • сознательности и активности;

  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

  • заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

  • обеспечение отбираемой информации.

5. Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

  • Изложение нового материала.

  • Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Организационная часть

  • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний


Организационная часть

  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

  • Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

  • Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

  • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

  • Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

6. Методы организации занятия в детском творческом объединении в образовательном учреждении дополнительного образования детей

  • репродуктивный;

  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

  • методы практической работы;

  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото;

  • исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты;

  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа - постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися - поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

  • проектно - конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

  • метод игры: игры - дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

Шаповалова Алла Леонидовна

  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

  • использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

7. Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

  • психологические тесты;

  • создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

  • психологический театр;

  • деловая игра.

8. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны:

  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

  • ведущие виды деятельности участников занятия;

  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

  • формы и способы взаимодействия с детьми, общение;

  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

  • приемы управления вниманием, активизация детей;

  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

Шаповалова Алла Леонидовна

  • образцы корректирующих упражнении;

приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

9. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности воспитанников в образовательном процессе

Традиционные

Нетрадиционные

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

10. Примерный план занятия

Дата «__»_____________года

Номер занятия

Раздел

Тема занятия

Цель, задачи занятия

Оборудование, дидактический материал

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

Шаповалова Алла Леонидовна

3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается воспитанникам в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, воспитанникам предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

11. Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

  2. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.

Шаповалова Алла Леонидовна

  1. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.

  2. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.

  3. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.

  4. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание содержание 1 введение 5
Назрела необходимость в координации деятельности компаний, занимающихся ландшафтными работами, на региональном уровне. 8

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconДоклад о состоянии и перспективах развития системы образования Петроградского...
Организация, проведение и методическое сопровождение профессиональных педагогических конкурсов 14

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconВведение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные...
Тема: Введение в предмет. Структура и содержание информатики. Характерные черты информационного общества

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание введение 2
Рост организованной преступности в связи с социально-экономическим положением в стране. 23

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание введение
Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание этапа
Содержание-противоречие между: двумя фактами, новым и старой теорией, необходимостью и невозможностью

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание введение
Влияние социально-экономического развития на уровень дифференциации доходов населения украины

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание введение
Ii боярская дума как высший орган власти централизованного русского государства

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание 1 введение 2
Влияние уроков изобразительного искусства на нравственно – эстетическу компоненту личности младших школьников 19

Содержание Шаповалова Алла Леонидовна Содержание Введение iconСодержание Введение
Текущие проблемы мировой экономики и вероятность возникновения второй волны мирового финансового кризиса


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru