К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы




Скачать 323.14 Kb.
НазваниеК. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы
страница1/2
Дата публикации03.09.2014
Размер323.14 Kb.
ТипАвтореферат
5-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

Обухова Мария Александровна


К.И. Чуковский и С.Я. Маршак

в контексте биографий

и автобиографической прозы
Специальность 10.01.01 – Русская литература


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Саратов - 2007
Работа выполнена на кафедре общего литературоведения и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.


Научный руководитель -

доктор филологических наук, профессор

Елена Генриховна Елина


Официальные оппоненты -

доктор филологических наук, профессор

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Лариса Евгеньевна Ляпина
кандидат филологических наук, доцент

Саратовского государственного социально-экономического университета

Анастасия Александровна Кочеткова


Ведущая организация -

Уральский государственный университет им. А.М. Горького



Защита состоится 11 октября 2007 года в 14 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212. 243.02 в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 11, факультет филологии и журналистики.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан 11 сентября 2007 года.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук,

профессор






Ю.Н. Борисов


Имена К.И. Чуковского и С.Я. Маршака часто звучат в одном ряду, их произведения печатаются под одной обложкой. Создатели поэзии для самых маленьких читателей, они заняли значительное место в духовной истории народа и общественном сознании. Стихи Чуковского и Маршака – неотъемлемая примета детства для многих поколений, в восприятии большинства читателей они слились в нерасторжимую чету классиков детской литературы.

Как известно, «в России надо жить долго» – эту фразу часто приписывают К.И. Чуковскому. Они прожили в литературе долгую жизнь: Маршак шестьдесят, Чуковский – шестьдесят восемь лет. В творческой судьбе каждого из писателей было все – и безвестность, и необыкновенная читательская любовь, и нелегкая газетная поденщина, и вдохновенный труд, приносящий радость, и тяжкий нравственный выбор в эпоху террора, и старость признанных патриархов.

Знаменитый критик Корней Чуковский после 1917 года «выдумал детскую литературу» (Л. Гинзбург), став автором первых истинно художественных произведений для детей. Маршак вошел в историю как замечательный лирический поэт и главный организатор детской словесности, который привлек в нее множество талантов. Таковы вкратце их устоявшиеся литературные репутации. За рамками остаются размышления, споры, титанический труд, вдохновленный общей идеей создания настоящей литературы для детей, а также более сорока лет тесных личных отношений Чуковского и Маршака, постоянный творческий диалог между ними.

Эти сорок лет – с 1922 по 1964 годы – огромный временной отрезок и для одного человека, и для отечественной истории. В общении Чуковского и Маршака неизбежно отразились события, коллизии различных периодов в жизни страны и литературы. Детская поэзия и перевод – два явления, которые писатели «открыли» русской культуре, возведя то, что до них считалось ремесленными ответвлениями настоящей литературы, в ранг высокого искусства. Здесь пересеклись их творческие интересы и личные судьбы.

Актуальность темы. Оба писателя неоднократно становились героями научных статей и монографий, об их жизни и творчестве написаны книги Б. Галанова, М. Петровского, Б. Сарнова, Ст. Рассадина, Т. Карловой, В. Смирновой, М. Гейзера, И. Лукьяновой. Однако объемного исследования, посвященного деталям и перипетиям жизни двух масштабных фигур, определивших несколько важнейших векторов литературного движения XX века, пока еще не создано. Взаимодействие, взаимовлияние и взаимоотталкивание Чуковского и Маршака рассматривается эпизодически в работах о каждом из писателей в отдельности. Монографического исследования, объединившего оба эти имени в пределах общей творческой биографии, еще нет.

Отсутствуют и целостные опыты литературоведческого прочтения двух писательских биографий, преломленных в их автобиографических повестях. Между тем автобиографические повести «Серебряный герб» Чуковского и «В начале жизни» Маршака представляют наименее изученную часть творчества писателей. До сих пор эти книги не становились объектом отдельного исследования, в рамках которого могут быть выявлены основные черты поэтики прозы Чуковского и Маршака. На наш взгляд, автобиографические повести о детстве являются значительной составляющей того внутреннего творческого диалога, который вели писатели. Сравнительный анализ повестей «Серебряный герб» и «В начале жизни» позволяет не только ярче представить личности писателей, но и выявить природу таланта, уяснить специфику прозаической манеры Чуковского и Маршака.

Множество точек, в которых пересекаются литературные миры Чуковского и Маршака, позволяют создать комментированную хронику их личных и творческих отношений, осмыслить диалог, который вели писатели на протяжении нескольких десятилетий, вписав его в социокультурный контекст 1920-1960-х годов. Двойной биографический портрет рассматривается в данной диссертации параллельно с двойным автобиографическим повествованием. Хронологические рамки работы связаны с двумя датами – знакомство литераторов в 1922 году и смерть Маршака в 1964.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка восстановить подробную историю личных и творческих взаимоотношений Чуковского и Маршака через призму меняющихся литературных эпох с привлечением переписки, дневников, мемуаров, а также литературно-художественных (автобиографических) источников. Впервые осуществлен сопоставительный анализ автобиографических повестей Чуковского и Маршака.

Предмет работы – разнообразные биографические источники: переписка Чуковского и Маршака (1928-1963 гг.), дневниковые записи Чуковского, мемуары современников о Чуковском и Маршаке, писательская публицистика, автобиографические повести – Чуковского «Серебряный герб» и Маршака «В начале жизни».

Объектом диссертационного исследования стал личный и творческий диалог писателей в контексте меняющихся литературных эпох, биография и художественная автобиография писателей.

Цель диссертационного сочинения – рассмотреть эволюцию личных и творческих отношений Чуковского и Маршака в контексте литературных эпох – с 1920-х до 1960-х годов, выявить специфические для каждого писателя и универсальные черты автобиографической прозы.

Для достижения выбранной цели необходимо решить следующие задачи:

- восстановить и проанализировать историю личных контактов Чуковского и Маршака, выявить основные темы их общения и характер взаимоотношений;

- рассмотреть «двойную биографию» Чуковского и Маршака в общественно-литературном контексте 1920 – 1960-х годов;

- проанализировать автобиографические повести – «Серебряный герб» Чуковского и «В начале жизни» Маршака, выявляя особенности прозаической манеры каждого из писателей и моменты внутреннего творческого диалога между ними.

Методология исследования представляет собой комплекс литературоведческих подходов, обеспечивающих возможность реконструкции личных и творческих контактов писателей в контексте различных литературно-общественных ситуаций, а также изучения художественной природы автобиографических повестей. В связи с этим в диссертации использованы элементы биографической методологии, а также приемы образного, мотивного, структурно-функционального и интертекстуального анализа. Система взглядов на жанры биографии и автобиографии изложена в трудах М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, Н.А. Николиной.

Положения, выносимые на защиту:

- личный и творческий диалог Чуковского и Маршака (1921-1964 годы) представляет собой «двойную биографию» литераторов, связанных общими интересами к детской литературе, искусству художественного перевода, жанру автобиографической повести;

- меняющиеся литературно-общественные эпохи – от 1920-х годов к 1960-м, накладывая печать времени на творческие программы Чуковского и Маршака, отчетливо выявили общее и особенное во взглядах писателей на литературу, историю, современность, судьбы и принципы существования детской словесности, природу и законы художественного творчества в целом;

- имена Чуковского и Маршака мифологизированы советским общественным сознанием как имена литераторов, связанных родственными писательскими интересами, между тем сопоставление их литературно-общественных позиций обнаруживает существенные различия в художественных программах писателей;

- в автобиографических повестях Чуковского и Маршака отражены особенности прозаической поэтики, восходящей к контексту всего творчества каждого из писателей;

- поэтическая стихия, лиризм – свойства, определяющие суть всего творческого метода Маршака, являются характерологической чертой его повести «В начале жизни»;

- ирония, игровое начало, тяготение к драматизации повествования свойственны автобиографической прозе Чуковского и роднят жанровую природу его повести «Серебряный герб» со стихотворными сказками.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что многоаспектный анализ автобиографических повестей Маршака и Чуковского вносит существенное уточнение в теорию автобиографического жанра. Изучение творческого диалога двух писателей позволяет расширить рамки сравнительно-типологического подхода к литературным явлениям.

Практическое применение работы: материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, истории детской литературы, в спецкурсах, посвященных жанру автобиографии.

Апробация научных результатов. Основные положения диссертационного сочинения были изложены в докладах, прочитанных на Всероссийских конференциях молодых ученых в Саратовском государственном университете в 2004, 2005, 2006 годах, на Межвузовской научно-практической конференции «Междисциплинарные связи при изучении литературы» (Саратов, 2005), на Второй Международной научной конференции «Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века» (Москва, 2005), в спецсеминаре проф. Е.Г. Елиной «Литературная жизнь России XX века», а также в пяти публикациях по теме работы.

Структура работы: диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 297 наименований. Общий объем исследования – 249 страниц.
Основное содержание диссертации
Во Введении обосновывается актуальность темы, аргументируется научная новизна работы, ставится цель, определяются задачи и методология исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, также говорится об апробации научных результатов и возможном их дальнейшем применении. В этой части диссертации помимо необходимых традиционных разделов рассмотрен вопрос о статусе и месте Чуковского и Маршака в отечественной литературе, анализируется процесс их вхождения в утвержденный и канонизированный свод классиков. Подробно рассмотрен один из многообразных механизмов мифологизации имен Чуковского и Маршака в советском общественном сознании, а именно, изучение творчества Чуковского и Маршака в рамках высшего и среднего образования.

В первой главе «Чуковский и Маршак в литературной жизни 1922-1934 годов» речь идет о личных и творческих контактах писателей с момента их первой встречи до переломного 1934 года, с которого начался принципиально новый период в литературно-общественной жизни страны и новый этап в судьбах и литературных биографиях героев нашей работы.

Было выяснено, что знакомство писателей пришлось на начало 1920-х годов: они впервые встретились в Петрограде зимой 1922 года. В Петрограде 35-летний Маршак, приехавший из Екатеринодара, был еще никому не известен. Но за плечами у него была уже многолетняя газетная работа в качестве автора стихотворных фельетонов, множества лирических стихов и огромный организаторский опыт – там, на юге России, Маршак возглавил создание первого в стране театра для детей. Чуковский в 1922 году был уже вполне состоявшимся литератором: авторитетный литературный критик, переводчик и детский поэт, написавший знаменитого «Крокодила». В то время он работал в издательстве «Всемирная литература», был одним из организаторов «Дома искусств», «воспитывал» в литературной студии молодых писателей – будущих «Серапионовых братьев».

Исследование мемуарных источников показало, что Чуковского и Маршака сблизила потребность в поэзии, их литературные вкусы во многом совпадали. Сотрудничество писателей началось с общей англомании – любви к английской литературе и стремления поделиться ее богатствами с русским читателем. Чуковский сразу рассмотрел в Маршаке незаурядные способности переводчика и привлек его к сотрудничеству в англо-американском отделе издательства «Всемирная литература», который сам возглавлял. Впервые имена писателей стали печататься под одной обложкой: они вместе принимали участие в переводах новелл О' Генри и сказок Киплинга.

Чуковский, стремясь расширить круг знакомств начинающего автора, представлял Маршака прозаикам, поэтам и издателям, устроил его поэтический вечер в «Доме искусств». Среди людей, с которыми Чуковский познакомил Маршака в начале 1920-х годов, был журналист и издатель Л.М. Клячко. С этого момента началось совместное сотрудничество писателей в области детской литературы. Издательство Клячко «Радуга» вошло в историю книгопечатанья именно тем, что там впервые увидели свет «Мойдодыр» и «Тараканище» Чуковского и «Пожар» и «Детки в клетке» Маршака. В тот период общения поэтов Чуковский играл роль маститого, опытного литератора, старшего товарища, в чем-то даже учителя Маршака. Он советовал Маршаку писать детские стихи разностопным хореем и так, чтобы каждая строфа требовала нового рисунка. С подачи Чуковского родилось стихотворение «Пожар», которое в первоначальном варианте было написано в духе шотландских баллад.

В работе показано, что период «ученичества» Маршака был очень недолгим. Он, обладая кипуче деятельным характером, быстро освоился в столице, смог реализовать себя как детский поэт и нашел применение своему блестящему организаторскому таланту. При участии Маршака в Петрограде возникло несколько очагов литературного творчества, в которых зарождалась детская литература. На базе первой детской специальной библиотеки Маршак организовал студию детских писателей. Студия стала центром и школой, объединившей молодых детских писателей. Здесь дебютировали Б. Житков и В. Бианки, читал свои стихи Маршак и выступал с первыми набросками к книге «Маленькие дети» Чуковский. С 1922 года Маршак заведовал литературной частью в ТЮЗе. Театр испытывал колоссальный репертуарный голод, и Маршак пытался найти новые произведения, пригодные для постановки и рассчитанные именно на детскую аудиторию. Для этого в театре он устраивал еженедельные литературные чтения – «Закрытые вечера писателей». В 1923 году на одном из таких вечеров выступил Чуковский со своими стихотворными сказками. Осенью 1923 года он возглавил издание нового журнала для детей, который назывался тогда «Воробей», по зову Маршака в нем начали сотрудничать В. Бианки, Б. Житков, Н. Тихонов, Е. Шварц, М. Слонимский, художники Б. Кустодиев, А. Бенуа, В. Конашевич, В. Лебедев и многие другие. На страницах журнала появлялись стихи самого Маршака, в одном из первых номеров «Воробья» была опубликована повесть английского писателя А. Джэдда «Золотая Айра», пересказанная Чуковским.

Совместная работа Чуковского и Маршака в области творчества для детей с самого начала основывалась на общих для них убеждениях. Детскую литературу оба считали не «литературой для маленьких», а фундаментом полноценной и развитой в будущем личности.

Писателей тогда связывали по-человечески хорошие, дружеские отношения, но основой их общения всегда было творчество. Чуковский ценил художественный вкус и чуткость к слову Маршака, читал ему только что написанные сказки «Бармалей» и «Федорино горе». Чуковский также не раз был в числе первых слушателей и рецензентов Маршака.

В начале и середине 1920-х годов книги Чуковского и Маршака практически целиком составляли фонд русской детской поэзии для самых маленьких. Они выходили огромными тиражами, неоднократно переиздавались, порой в течение одного года. Произведения поэтов одновременно входили тогда в детский круг чтения.

В 1926 году Маршак стал консультантом детского отдела ГИЗа, официально он не был главным редактором, но фактически всей творческой работой в редакции руководил он. Так возникла знаменитая «редакция Маршака». Чуковский не числился сотрудником детского отдела, но, судя по мемуарам, был нередким его гостем. Дружная и веселая команда молодых талантов, среди которых были дети Чуковского Лидия и Николай, под началом Маршака выпустила множество книг – стихов, рассказов, повестей, научно-популярных, документальных произведений. Многие из них, например, произведения Б. Житкова, В. Бианки, Е. Шварца, Д. Хармса, А. Введенского, Л. Пантелеева стали детской классикой. При издательстве в 1928 году начал выходить новый журнал для детской аудитории – «Еж». На страницах его первого номера были опубликованы «Отряд» Маршака и несколько загадок Чуковского. В дальнейшем Чуковский нередко сотрудничал с «Ежом», но давал только небольшие стихотворения или загадки.

Хотя институт предварительной цензуры оформился в Советской России еще в 1922 году, на детскую литературу власть обратила внимание лишь к середине 1920-х. С этого времени детская культура развивалась под пристальным контролем власти и расценивалась как важнейшее идеологическое оружие. В навязывании агитационных и пропагандистских функций детской словесности решающую роль сыграли цензура и литературная критика. Рубеж 1920-30-х годов был тяжелым для обоих поэтов и для всего литературного сообщества. РАПП властвовал безраздельно, руками рапповских критиков стала осуществляться идеологическая чистка литературы. Одно за другим прекращали свое существование литературные объединения, в печати шла череда так называемых «проработок» писателей, сохранявших независимость. Литераторы выступали с признаниями своих ошибок, отрекались от литературных достижений, прежних литературных собратьев. Эта участь не только не миновала детскую литературу, напротив, дискуссии и войны на ее поле велись чуть ли не более «кровавые», чем в литературе «взрослой».

В диссертации устанавливается, что главными персонажами в статьях рапповских критиков о детской литературе стали Чуковский и Маршак, ее негласные лидеры и руководители. Критики неизменно объединяли их в своих статьях, говоря о виртуозности формы и безыдейности содержания. Лучшие произведения детских поэтов объявлялись вредными и беспощадно запрещались, этому способствовала сложная цезурная система, на борьбу с которой у писателей уходило огромное количество сил и времени. Маршак, к концу 1920-х ставший достаточно влиятельной фигурой в детской литературе, упорно отстаивал свои книги и сказки Чуковского, неустанно боролся с «людьми в футляре», наложившими на них запрет. Писатели продолжали работать в обстановке постоянной травли в прессе, в 1928 году возникло даже слово «чуковщина», которое сразу приобрело негативный, ругательный смысл.

С 1929 года замечается явное расхождение писателей, охлаждение в их отношениях. Страницы дневника Чуковского пестрили раздраженными записями о Маршаке. Отношения учитель-ученик, где роль учителя раньше принадлежала Чуковскому (по праву старшинства, в том числе и литературного), постепенно сменились дружеским равноправием. Но теперь вновь появился наставник – им стремился быть уже Маршак. Чуковский явно осуждал диктаторство Маршака в творческой работе в издательстве, ему претило его авторитарное стремление исключительно к «маршаковской линии» в литературе. В то время многие бывшие соратники Маршака отошли от него (Б. Житков, В. Бианки, Н. Олейников), что также, по всей видимости, влияло на отношения Чуковского к другу.

В работе анализируется открытое письмо Чуковского, напечатанное в «Литературной газете» 1930 года, в котором он отрекался от своих прежних убеждений и обещал написать новую книгу, которая должна была называться «Детская колхозия». Спустя много лет Чуковский не мог простить себе этого проявления слабости: после письма от него отшатнулись все его прежние сторонники, люди, бесстрашно отстаивавшие свое право создавать детские книги на основе критериев художественности, а не актуальности. Вполне возможно, что охлаждение в отношениях Чуковского и Маршака в 1930-е годы было связано и с этим эпизодом.

Если в 1928-29 годы имя Маршака упоминалось в связи с борьбой против «группы Чуковского», то к началу 1930-х годов критика уже четко их разделяла. Чуковский был из враждебного лагеря, «буржуазным» поэтом, Маршак – скорее попутчиком. Автор «Цирка» был достаточно внимателен к отзывам о своем творчестве и даже учитывал их при редактировании уже опубликованных текстов, о чем свидетельствует, например, сопоставление вариантов стихотворения «Вчера и сегодня».

К 1932 году в писательской жизни наступило некоторое затишье. Хотя книги Чуковского и Маршака все еще подвергались пристрастным критическим разборам, чаще появлялись положительные отзывы, писателей опять приглашали на выступления, снова стали издавать стихи Чуковского для детей, в 1933 году впервые вышла книга «От двух до пяти». Чуковский и Маршак участвовали в заседаниях рабочей комиссии оргкомитета Союза советских писателей по детской литературе.

В реферируемой диссертации отмечается, что с начала 1930-х годов Маршак тесно сотрудничал с Горьким, их идеи и планы относительно развития детской литературы были очень близки. В тот период, в отличие от предыдущего десятилетия, как центральные фигуры детской литературы осознавались уже не Чуковский и Маршак, а Горький и Маршак. В 1934 году Чуковский и Маршак принимали активнейшее участие в Первом Всесоюзном Съезде советских писателей. Основной доклад, открывавший Съезд, делал Горький, а его содокладчиком был Маршак. Чуковский также выступал на Съезде и даже дважды. Однако в иерархической лестнице советских писателей после Съезда именно Маршак официально занял место первого детского писателя. Горький оценивал современное состояние советской литературы и утверждал принцип социалистического реализма, распространяющийся на всю литературу. Речь Маршака касалась литературы для детей. Он тоже говорил о единых принципах, которыми должны руководствоваться детские авторы, но они были не идеологическими, а исключительно эстетическими. Говоря о прорыве в детской поэзии, Маршак не мог не отметить заслуг Чуковского. Доклад Чуковского, мастера публичных выступлений, имел громадный успех, однако сам он в конце жизни говорил, что Съезд вызвал в нем тоску.

Рубеж 1934-35-го годов стал финалом большой исторической эпохи, завершился романтический период существования советской литературы. Ушли в небытие страстные дискуссии на страницах газет и журналов, их заменили руководящие указания партии.

Отдельное место в первой главе занимает анализ пьесы для писательского капустника «Торжественное заседание» Е. Шварца. Одной из центральных сцен представления была гротескная перепалка Чуковского и Маршака, своеобразная реализация слухов в литературном сообществе о вражде двух писателей. Рассмотрены также другие тексты Е. Шварца, который в своих дневниках и очерках нарисовал портреты обоих писателей.

Во
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconЛитература Русский язык Математика Окружающий мир Английский язык -к. Чуковский: «Айболит»
К. Чуковский: «Айболит», «Котауси и Мауси», «Краденое солнце», «Крокодил», «Мойдодыр», «Путаница», «Скрюченная песня»

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconТема: «матёра российская атлантида»
Валентин Григорьевич Распутин — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической...

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconА. С. Атрощенко в статье повесть О. Э. Мандельштама «Египетская марка»...
Анализируя способы построения художественных образов повести, автор статьи предлагает новый подход к исследованию орнаментальной...

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconТема: К. И. Чуковский «Путаница» Предметные
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconЗолотая полка дошкольника
Чуковский К. Телефон. Федорино горе. Муха-Цокотуха. Айболит. Путаница, Приключения Бибигона, Бармалей и др

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconОткрытый урок к семинару
Чтение и контроль аудирования биографий знаменитых людей I’ll read shot stories of some famous people. Guess who they are about

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconС. Маршак. Пьеса сказка «Двенадцать месяцев». Сказочные мотивы в пьесе, победа добра над злом
Тема урока: С. Маршак. Пьеса сказка «Двенадцать месяцев». Сказочные мотивы в пьесе, победа добра над злом

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconКлассный час Тема
Тема: Сплав боевых биографий. (По материалам поисковой работы учащихся 9-го класса)

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы icon«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1
«Феномен народной художественной культуры в контексте сохранения и развития института семьи»

К. И. Чуковский и С. Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы iconСценарий встречи в литературной гостиной «Самый детский писатель. Корней Иванович Чуковский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 «Березка»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru