Факультет безопасности жизнедеятельности культура безопасности жизнедеятельности : актуальность, проблемы, перспективы выпуск 1 Екатеринбург 2008




НазваниеФакультет безопасности жизнедеятельности культура безопасности жизнедеятельности : актуальность, проблемы, перспективы выпуск 1 Екатеринбург 2008
страница1/12
Дата публикации11.08.2013
Размер1.83 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры

Факультет безопасности жизнедеятельности

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

актуальность, проблемы, перспективы

ВЫПУСК 1


Екатеринбург 2008

УДК 796.0

ББК Ч51

T 35
Редакционная коллегия:

Гришин А.В. – к.п.н., профессор

Репин Ю.В. – к.п.н., профессор

Середа В.А. – к.п.н., доцент

Костоусов Н.С. – к.п.н., доцент – научный редактор






Культура безопасности жизнедеятельности: актуальность, проблемы, перспективы

T 35

Ежеквартальный сборник научных и учебно-методических работ факультета безопасности жизнедеятельности: Выпуск 1 / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008. — 141 с.










Выпуск №1 сборника научных работ студентов и аспирантов посвящен анализу современной актуальной проблемы в области безопасности жизнедеятельности – процессу формирования личности безопасного типа. Данный сборник отражает работу студенческого научного общества, содержит материалы, рекомендованные к публикации ученым советом факультета. Сборник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей.


УДК 796.0

ББК Ч51




©

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2008
Уральский государственный
педагогический университет, 2008




Содержание


Предисловие…………………………………………..
Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты

формирования личности безопасного типа………........

5

6

Чусовлянкин И.С. Мальцев А.Ф., Костоусов Н.С.

Личность и её формирование в онтогенезе……………...


6

Луконин Е.В. Костоусов Н.С. Психолого-педагоги­ческий анализ понятия «личность»………………………………..


12

Мальцев В.В., Мальцев А.Ф. Сущность, структура и

содержание понятия «личность безопасного типа»………


16

Котельников Д.С., Юдин И.А., Абзалов А.Ф.

Психолого-правовые аспекты личности безопасного типа...


22

Блинов Д.И., Костоусов Н.С., Репина А.И. Актуализация психолого-педагогической сущности и содержания

понятия «готовность» в процессе формирования личности

безопасного типа…………………………………………….


27

Волков С.Ю., Русаков Д.С., Кошкин Е.Л., Мазурчук Н.И. Влияние возрастных кризисов на формирование психологической основы личности безопасного типа………………



34

Лобанова Т.О. Абзалов А.Ф. Индивидуальные особенности характера в аспекте самореализации и самовоспитания студентов как личности безопасного типа………………..



41


Раздел 2. Социально-педагогические аспекты

формирования личности безопасного типа…………….



47

Фомичева, Семенович О.В. Социально-культурологиче­ские аспекты формирования личности безопасного типа………


47

Ленивцев А.В., Таран Е.Г. Современные факторы,

влияющие на формирование личности безопасного типа:

свобода и техника……………………………………………..



50

Снигирев А.И., Семенович О.В. «Как дальше жить…?»…

56

Инькова А., Плотников А.А., Мещеряков Г.В.

Девиантное поведение подростков: причины, виды

проявления и профилактика………………………………….


64


Жукова Е.В., Жукова С.А., Куркатаева Ю.Д.,

Соломеина К.В., Фирсова Р.О. Семейное воспитание: проблемы и значимость в формировании личности безопасного типа…………………………………………………...

69

Чернавских Е.А., Чернавский М.А., Зубарев И.А. Социально-педагогический анализ структуры понятия «личность» и «личность безопасного типа»………………………………......



74

Самохина Е. В. Середа В.А., Костоусов Н.С.

Современная актуальность процесса формирования

гражданской позиции у студентов на военной кафедре вуза в аспекте воспитания их как личностей безопасного типа…


78

Хинкина Н.И., Ширшов В.Д. Социально-психологический аспект содержания имиджа личности безопасного типа в современных условиях………………………………………..



85


Раздел 3. Теория и методика формирования личности безопасного типа……………………………………………



92

Попова А.В., Репин Ю.В. Актуальность педагогической системы воспитания негативного отношения к вредным привычкам в процессе формирования личности

безопасного типа……………………………………………..


92

Журавлёва С.П., Мельникова Н.Ф. Воспитание здорового образа жизни у учащихся на занятиях по дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности» как необходимое педагогическое условие формирования личности безопасного типа…………………………………………………………….

98

Репина А.И., Мельникова Н.Ф. Актуализация модульной методики изучения раздела «Здоровый образ жизни» в процессе формирования личности безопасного типа………



108

Мальцев В.В. Создание учебно-материальной базы по «Основам безопасности жизнедеятельности» необходимой условие для процесса формирования личности

безопасного типа XXI века…………………………………


111

Таран Е.Г. Профилактика как метод борьбы с вредными привычками в процессе формирования личности

безопасного типа………………………………………………



125


Предисловие

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: актуальность, проблемы, перспективы № 1 – сборник научных работ молодых уче­ных – аспирантов, соискателей и студентов факультета безопасности жизнедеятельности, который, как мы наде­емся, станет традиционным изданием факультета безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, а в пер­спективе – всего Уральского региона. Начинающие иссле­дователи в данном издании имеют реальную возможность раскрыть свои способности, апробировать результаты пер­вых научных поисков. В издании этого сборника активное участие приняли члены студенческого научного общества факультета безопасности жизнедеятельности Института физической культуры Уральского государственного педа­гогического университета. В данном сборнике опублико­ваны лучшие работы выпускников 2006 и 2007 гг., рекомендо­ванные государственной аттестационной комиссией по итогам защит выпускных квалификационных работ.

Данное издание является необходимым условием повыше­ния качества образования в области безопасности жизнедея­тельности, так как дает дополнительные возможности развития научно-исследовательских умений и навыков студентов.

Приглашаем к сотрудничеству преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов, чьи научные интересы лежат в области безопасности жизнедеятельности. Статьи принимаются в элек­тронном виде (MS Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5) по адресу Космонавтов, 26, ауд. 269 и на элек­тронную почту: ifk@uspu.ru., URALFBG@mail.ru. Мы желаем успеха всем, начинающим восхождение на свой научный Олимп!

Редакция выражает благодарность Абзалову Альберту Феликсовичу и директору ООО «Бустер бойлер-Урал» Яблонских Алексею Юрьевичу за оказание спосорской помощи в издании первого сборника научных работ факультета безопасности жизнедеятельности УрГПУ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: актуальность, проблемы, перспективы».

Редакционная коллегия

Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты формирования личности безопасного типа
Чусовлянкин И.С., Мальцев А.Ф.

Научный руководитель Костоусов Н.С.
Личность и её формирование в онтогенезе
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-раз­ному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в ли­тературе (если оно включено в разработанную теорию и под­креплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупно­сти его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни­как не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относят­ся психологические качества человека, характеризующие его по­знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

Психология личности стала экспериментальной наукой в пер­вые десятилетия нашего века. Ее становление связано с имена­ми таких ученых, как А.Ф Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии лич­ности велись задолго до этого времени, и в истории соответст­вующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собствен­но экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древ­них мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писате­лями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблю­дения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдае­мое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человече­ской личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клиниче­ский подходы к личности были единственными попытками про­никновения в ее сущность.

В двадцатом столетии изучением личности стали зани­маться и профессиональные психологи, которые до этого вре­мени обращали внимание главным образом на исследование строгого ее обследования, основанного, например, на обобще­нии жизненных наблюдений разных людей за данной лично­стью. Менее строгий способ выявления и оценивания черт лич­ности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Пу­тем сокращения списка выбранных слов до необходимого и дос­таточного минимума (за счет исключения из их числа сино­ни­мов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного челове­ка. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изуче­ния личностных черт. Второй способ оценки черт личности предполагает исполь­зование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необ­ходимому и достаточному минимуму множество различных по­казателей и оценок личности, полученных в результате само­анализа, опроса, жиз­ненных наблюдений людей. В итоге полу­чается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 г. не­мецким биологом Э. Геккелем, противопоставлявшим его фило­генезу – процессу формирования некоторой систематической группы, например биологического вида Геккель считал, что ин­дивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетиче­ским законом, т. е. онтогенез представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза. Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения. Сформули­рованный Геккелем биогенетический закон был в конце 19 – нач. 20 вв. экстраполирован на становление человеческой пси­хики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Термин онтогенез также был привнесен в психологию и педагогику, где им с конца 19 в. стали обозначать процесс индивидуального развития психики. В этом значении онтогенез практически оказался ограничен на­чальным этапом становления личности, т. е. детством, и не включает зрелые годы, в которые личность не претерпевает столь существенных изменений. Изучение онтогенеза стало центр задачей дет психологии. В отечественной науке 20 в. ут­вердилось представление, согласно которому оси содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ре­бенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «присваивает» соци­альные, знаково-символические структуры и средства этой дея­тельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Таким образом, центральным моментом онтогенеза человека выступает не созревание организма, а социально обу­словленное формирование психики, сознания, личности в усло­виях воздействия со стороны различных институтов социализа­ции.

Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой. Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы – общества. При этом «общественное» нельзя понимать только как коллективное. Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средства любой человеческой деятельности. То, какой именно тип личности будет сформирован, зависит не только и не столько от биологических особенностей индивида, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросреды, в которой происходит становление личности.

Признание детерминированности личностного развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нем сущностные силы. Творчество человека заключается, во-первых, в том, что созданные им продукты материального или духовного производства сами начинают функционировать в обществе и могут приобрести со временем статус «общественного стандарта». Во-вторых, человек способен в определенных пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряженной направленной деятельности1.

В этике личность – это высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающий чувством долга и ответственности, совестью, достоинством, убеждениями. Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элемента системы общественных отношений. В юриспруденции личностью считается дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки. В медицине главная характеристика личности – это степень ее психического здоровья, наличие патологий или акцентуаций. Врачу важно знать, как влияют те или иные качества личности на течение соматических (телесных) заболеваний и как последние, в свою очередь, могут изменять свойства личности.

В отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как предмет проектирования и направленного формирования. Последствия такого одностороннего технократического подхода еще не полностью преодолены в отечественной школе, но тенденции к пониманию учебно-воспитательного процесса как сотрудничества, взаимодействия личностей педагога и учащегося получают все большее распространение.

Термин «личность» используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду «... совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека... В этом широком смысле термин личность включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам»1. Приведем еще несколько определений: «Термин "личность" охватывает, таким образом, ансамбль психической организации человеческого индивида»2; личность – интегрированная организация всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других людей3; широко определение личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия4.

В узком смысле под личностью понимают то, что в наибольшей степени определяет психологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемую по-разному в разных подходах. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. «Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции»1. Взгляды на то, что выполняет роль цементирующего эту целостность начала, очень разнятся в разных подходах. Выделим среди них четыре основных направления.

В психологических подходах, берущих свое начало в марксистской философии, французской социологической школе и в некоторых других, под личностью имеют в виду социальное качество индивида, «индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений»2; «определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении»3. Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой, прежде всего, трактовкой роли активности самого субъекта общественных отношений в процессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступает общественно-историческая детерминация этих процессов. Если личность рассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человек не только потребляет материальные и духовные ценности, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека и активнее его активной позиции.

С позиции сторонников деятельностного подхода в психологии личность есть наиболее полное выражение субъективного полюса деятельности, она порождается деятельностью и системой отношений с другими людьми. Личность – это особое социальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлого опыта или индивидуальных особенностей. И прошлый опыт, и индивидуальные черты, и генотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условия становления и развития личности. «Одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом – те же особенности существенно входят в ее характеристику»1. Может случиться так, что физически сильный ребенок привыкнет решать конфликтные ситуации с помощью силы и будет развивать это свое качество в ущерб другим, например интеллекту или умению понимать чувства других людей. Тогда указанная особенность человека (физическая сила) обязательно войдет в структуру его личности и станет существенной детерминантой того типа отношений, в которые входит данный человек с другими людьми. Но это же качество может остаться простым фоном, не повлиявшим существенно на ход развития личности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет безопасности жизнедеятельности культура безопасности жизнедеятельности : актуальность, проблемы, перспективы выпуск 1 Екатеринбург 2008 iconФакультет физической культуры и спорта кафедра безопасности жизнедеятельности
«использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности»">