Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения




Скачать 189.94 Kb.
НазваниеФормирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения
Дата публикации25.03.2014
Размер189.94 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Право > Документы

стр. из

УДК 330.59; 338.266
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МАЛООБЕСПЕЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и предпринимательства, naceka@mail.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В настоящее время вопросам, связанным с повышением качества жизни населения, повсеместно уделяется очень серьезное внимание. Особенно это относится к категориям бедного и беднейшего населения, обеспечение качества жизни которого практически полностью зависит от государственной социальной политики. Материалы данной статьи посвящены исследованию концепций определения бедности населения, которые затем могут быть положены в основу разработки государственной стратегии по обеспечению малообеспеченных категорий населения Российской Федерации минимально необходимым комплексом услуг. В статье также предложены подходы к финансированию государством предоставления социально значимых бытовых услуг малообеспеченным категориям населения и механизмы реализации данных подходов в субъектах РФ.

Ключевые слова: качество жизни, малообеспеченное (бедное и беднейшее) население, сфера услуг, бытовые услуги.
SHAPING OF SOCIAL STRATEGY AS POOR PEOPLE LIFE
QUALITY INCREASE FACTOR

Kharitonova T.V.
Today people pay serious attention to еру issues connected with life quality increase. It especially refers to the categories of poor and marginal population as their life quality almost fully depends on the state social policy. The article conducts the research of concepts to determine the grade of population’s poverty and these concepts can later become the basis for developing the state strategy to provide the lower-income category of the RF population with a minimum service set. The article also offers approaches for state financing of providing socially important domestic services to a lower-income population category and mechanisms to realize these approaches in the RF constituent territories.

Key words: life quality, lower-income (poor and marginal) population, service sphere, domestic services.
В настоящее время не существует однозначного и общепринятого определения понятия бедности. В мировой практике оно постоянно конкретизируется. По нашему мнению, бедность можно определить как социально-экономическую категорию, характеризующую уровень жизни населения по следующим параметрам:

  • невозможность обеспечения индивидуальных особенностей потребления;

  • невозможность реализации основных социальных потребностей;

  • невозможность реализации основных физиологических потребностей.

Приведенные выше критерии соответствуют «повышению» уровня бедности. Нисхождение к каждому последующему критерию характеризует процесс перехода населения из категории бедного (малообеспеченного) в категорию беднейшего.

Наиболее распространенная во всем мире концепция оценки качества жизни населения по Индексу развития человеческого потенциала устанавливает, что если государство не может обеспечить наличие определенных общественных благ или их доступность для большей части населения, то его относят к категории беднейших. Так, к беднейшим странам, исходя из Отчета ООН о развитии человеческого потенциала в 2011 году, относятся страны Африки, такие как Конго, Нигер, Бурунди, Мозамбик, Чад и др. ИРЧП в этих странах не превышает 0,4, тогда как самое высокое его значение составляет 0,943 (Норвегия). К бедным странам, где ИРЧП не превышает 0,51, помимо большинства африканских стран, можно также отнести Афганистан, Непал, Пакистан, Йемен.

Другими достаточно широко распространенными концепциями определения бедности населения являются: абсолютная (нормативная), относительная, субъективная и депривационная.

В зарубежной практике наиболее распространенной является депривационная концепция определения бедности, основанная на учете отклонений от преобладающих в обществе стандартов потребления. Причем в рамках этой концепции также выделяют несколько подходов. Первый подход предполагает, что к бедному населению следует относить тех, чье подушевое потребление ниже определенного уровня. Например, для беднейшего населения планеты по данным ООН этот индикатор составляет 1–2 долл. в день [14].

Другой подход состоит в распределении населения на группы, ранжированные в зависимости от уровня потребления. Как правило, по данному критерию выделяется 5 групп или квинтилей (от слова «квинта» – пятая часть). Таким образом, беднейшая квинтель в каждой стране – это 20% населения, живущего в домашних хозяйствах с самым низким уровнем потребления [14]. Применительно к РФ беднейшая квинтель – это население, живущее на грани нищеты. Данная группа населения располагает минимальными ресурсами, которых не хватает на нормальное питание, покупку средств гигиены, обновление одежды по мере износа или роста детей, приобретение бытовых предметов длительного пользования (например, холодильника). Но при этом Россия по показателю ИРЧП (0,755) относится к странам с высоким уровнем развития. В странах с низким и очень низким уровнем ИРЧП беднейшая квинтель зачастую лишена нормальной воды, пригодной для питья, приготовления пищи, совершения гигиенических процедур.

В Российской Федерации официальной является абсолютная (нормативная) концепция определения бедности, которая основана на сопоставлении денежных доходов с прожиточным минимумом и где доход является мерой располагаемых потребительских ресурсов. Эта концепция лежит в основе государственной социальной политики и предоставления социальной помощи для малообеспеченного (бедного) населения [1].

Таким образом, основным критерием, который учитывается при определении малообеспеченного гражданина или домохозяйства, является величина прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ.

Для дальнейшего научно-практического исследования категорий «бедность» и «бедное население» в Российской Федерации выберем несколько пилотных регионов (их перечень указан в таблице 1). В этой же таблице представлена прогнозируемая величина прожиточного минимума для различных категорий населения на 2012 год в целом по Российской Федерации и по пилотным регионам.
Таблица 1 – Величина прожиточного минимума населения в Российской Федерации
на 2012 год, рублей в месяц на человека


Субъект РФ

Пенсионеры

Трудоспособное население

Дети

Российская Федерация

4961 / 5564*

6792

6076

Астраханская область

4272 / 4857*

5724

5271

Владимирская область

4857 / 5390*

6461

5822

Московская область

5051 / 5674*

7725

6574

Мурманская область

7339 / 7627*

8984

8851

Тамбовская область

3587 / 3873*

5066

4449

Тверская область

4725 / 5346*

6335

5722

Тульская область

4513 / 5180*

5977

5628

г. Москва

6254 / 7137*

10417

7866

* По данным Пенсионного фонда РФ
По данным на 1.01.2011 численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,1 млн. человек (12,8% от общей численности населения Российской Федерации) [15].

Приведем аналогичные данные по пилотным субъектам РФ: Астраханская область – 14,2% ( 143,4 тыс. чел.); Владимирская область – 18,2% ( 262,8 тыс. чел.); Московская область – 10,4% ( 737,9 тыс. чел.); Мурманская область – 12,9% ( 102,6 тыс. чел.); Тамбовская область – 10,9% ( 119 тыс. чел.); Тверская область – 13,3% ( 180,0 тыс. чел.); Тульская область – 11,0% ( 170,9 тыс. чел.); г. Москва – 10,4% ( 1196,4 тыс. чел.) [15].

Помимо величины прожиточного минимума, существуют также критерии определения населения, находящегося в «группе риска» и имеющего потенциальную возможность перехода в группу бедного и беднейшего населения. К такому населению следует отнести:

  • одиноких неработающих пенсионеров и инвалидов;

  • многодетные или неполные семьи;

  • семьи, имеющие детей-инвалидов;

  • семьи, состоящие из неработающих пенсионеров и/или инвалидов, в том числе имеющие на своем иждивении детей и/или внуков, не достигших 18-летнего возраста;

  • граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе безработных граждан и безнадзорных детей и др.

Критерии отнесения граждан к бедным (малообеспеченным) устанавливаются каждым субъектом РФ самостоятельно в соответствии с региональной законодательной базой.

Социальная политика любого современного государства подразумевает, что государство в той или иной мере должно взять на себя функции по обеспечению приемлемых условий жизни бедным и беднейшим слоям населения, предоставляя им на безвозмездной основе определенные блага, в том числе и услуги, необходимые для их нормальной интеграции в общество. Основная проблема состоит в том, какими способами этого достичь. Безусловно, государство может установить определенные минимальные стандарты потребления услуг для бедного населения. Но нет никакой гарантии, что эта мера будет должным образом стимулировать производителей услуг. Чтобы заинтересовать производителя в оказании услуг для этих специфических сегментов потребителей, необходимо создать такие условия, чтобы деятельность, связанная с их предоставлением, стала максимально эффективной.

Рассмотрим возможные направления по обеспечению доступности услуг для бедного населения в сфере бытового обслуживания.

Проводимые исследования потребительских расходов домашних хозяйств показали, что в целом на услуги ими тратилось: в 2007 году – 23,8%, в 2008 году – 20,9%; в 2009 году – 25,5%; в 2010 году – 25,8%; в 2011 году – 22,8%. Используя метод «скользящей средней», предположим, что в 2012 году расходы на услуги домохозяйств будут составлять 23,8%.

В соответствии с действующим законодательством о потребительской корзине в Российской Федерации в ее состав включены следующие виды услуг: услуги ЖКХ, транспортные услуги, услуги культуры, прочие услуги. На прочие услуги в целом по России отводится 15% [3]. Можно предположить, что в состав прочих услуг, исходя из их социальной значимости, могут быть включены услуги здравоохранения, услуги образования, бытовые услуги и др. Учитывая преимущественно бесплатный характер здравоохранения и образования в настоящее время, особенно для бедного населения, можно предположить, что 15% расходов домохозяйства приходится как раз на бытовые услуги.

По аналогии можно определить процент расходов на бытовые услуги и в пилотных регионах: Астраханская область – 15% [9]; Владимирская область – 15% [11]; Московская область – 13,5% [5]; Мурманская область – 10% [10]; Тамбовская область – 15% [12]; Тверская область – 15% [8]; Тульская область – 15% [7]; г. Москва – 15% [6].

Таким образом, можно подсчитать, какую величину в абсолютном выражении составляют расходы домохозяйства на бытовые услуги от прожиточного минимума (таблица 2).
Таблица 2 – Минимально необходимые расходы домохозяйства на бытовые услуги,
исходя из величины прожиточного минимума, рублей в месяц на человека


Субъект РФ

Пенсионеры

Трудоспособное население

Дети

Российская Федерация

177 / 199*

242

217

Астраханская область

153 / 173*

204

188

Владимирская область

173 / 192*

231

208

Московская область

162 / 182*

248

211

Мурманская область

175 / 182*

214

211

Тамбовская область

128 / 138*

181

159

Тверская область

169 / 191*

226

204

Тульская область

161 / 185*

213

201

г. Москва

223 / 255*

372

281

* Расчет, произведенный по данным Пенсионного фонда РФ
По сути, полученная величина минимально необходимых расходов на бытовые услуги соответствует социальной норме потребления, которая отражает установленную ГОСТ Р 52492-2005 периодичность оказания социально значимых бытовых услуг бедному населению и прочим льготным категориям. Рекомендуемые социальные нормы приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Рекомендуемые социальные нормы (периодичность оказания социально значимых бытовых услуг) [13]


Виды социально значимых бытовых услуг

Рекомендуемая социальная норма

Фотоуслуги

По мере необходимости

Услуги по ремонту обуви

2 пары в год

Услуги по ремонту одежды

2 единицы в год

Услуги по ремонту бытовой и радиоэлектронной аппаратуры

1 единица в год

Услуги химической чистки

2 вещи в год

Услуги прачечных

3 кг в месяц

Услуги бань и душевых

52 раза в год

Услуги парикмахерских

1 раз в 2 месяца

Ритуальные услуги

По мере необходимости


Можно сделать вывод, что социальная норма (таблица 3) представляет собой натуральное выражение минимальной потребности бедного населения в бытовых услугах, а минимально необходимые расходы домохозяйств на бытовые услуги (таблица 2) – финансовое выражение данной потребности.

Обеспечение финансовой потребности бедного населения в бытовых услугах, другими словами, финансирование государством предоставления социально значимых бытовых услуг льготным категориям населения, может осуществляться на основе двух подходов: компенсационного и затратного.

Компенсационный подход предполагает, что получателем бюджетных ресурсов в виде определенных субсидий будут непосредственно получатели социально значимых бытовых услуг, то есть бедное население. Поэтому объем финансирования рассчитывается не на одну услугу, а на одного получателя. Размер субсидии в данном случае может определяться исходя из бюджетной возможности двумя способами. Первый способ опирается на методику, описанную выше, то есть размер субсидии может быть рассчитан исходя из величины прожиточного минимума и структуры потребительских расходов. Второй способ предполагает, что размер субсидии может быть определен на основе социальных норм потребления и среднерыночных цен на бытовые услуги.

Компенсационный подход является наиболее эффективным, так как объективно доказывает, что в решении социальных вопросов могут быть использованы и чисто рыночные механизмы, основанные на стимулировании спроса, а бюджетные услуги могут быть рентабельными. В настоящее время этот подход получил наибольшее распространение в странах Западной Европы.

Затратный подход является переходным от чисто дотационного к рыночному механизму финансирования. Он предполагает полное или частичное покрытие из бюджетов расходов предприятий бытового обслуживания на оказание бытовых услуг бедному населению на бесплатной или частично платной основе.

Объем бюджетного финансирования, выделяемого на одну услугу, может быть утвержден соответствующим нормативно-правовым актом на уровне субъекта РФ или муниципального образования как норматив финансовых затрат на оказание социально значимых бытовых услуг для льготных категорий населения. Этот норматив может быть положен в основу расчета объема социального заказа на предоставление социально значимых бытовых услуг для льготных категорий населения. Но в любом случае при затратном подходе получателем бюджетных ресурсов остаются хозяйствующие субъекты, что делает сам подход квазирыночным. Однако в России, которая пока еще относится к категории развивающихся стран, именно этот подход получил наибольшее распространение.

Рассмотрим более подробно механизмы его реализации в пилотных регионах.

В г. Москве оплата предприятиям бытового обслуживания за оказанные услуги льготным категориям граждан осуществляется на основании заключенных договоров на оказание услуг, счетов, актов выполненных работ за счет средств городского бюджета, предусмотренных префектурой, в пределах лимитов бюджетных обязательств [2].

Количество предоставляемых бытовых услуг на льготной (бесплатной, частично платной) основе устанавливается специальной Комиссией по оказанию социально-бытовых услуг льготным категориям граждан индивидуально исходя из конкретной ситуации заявителя.

Предоставление бытовых услуг льготным категориям населения осуществляют предприятия, функционирующие в сфере бытового обслуживания и имеющие статус «социальное предприятие». Как правило, статус социального предприятия получают хозяйствующие субъекты в сфере бытового обслуживания, предоставляющие населению социально значимые виды услуг, в том числе: услуги парикмахерских; услуги по химической чистке; услуги прачечных; услуги по ремонту обуви; услуги по ремонту и пошиву одежды; услуги по ремонту бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин; услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий; услуги бань и душевых. По решению управ районов города перечень социально значимых видов услуг может быть расширен.

В соответствии с Постановлением Правительства города. Москвы от 11.09.2007 № 802-ПП социальным предприятиям бытового обслуживания устанавливается минимальная ставка арендной платы за помещения, находящиеся в собственности города, и льготы по платежам за коммунальные услуги.

В Московской области функции по организации бытового обслуживания для льготных категорий населения возложены преимущественно на муниципальные образования. Перечни льготных категорий населения, социально значимых бытовых услуг, а также условия предоставления бытовых услуг определяются муниципальными образованиями самостоятельно исходя из бюджетных возможностей. К сожалению, бедное население, если оно не соответствует каким-либо дополнительным критериям, включается крайне редко.

В муниципальных образованиях Московской области в соответствии с законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности ведется активная работа по аккредитации в социальные предприятия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе бытовых услуг, льготным категориям граждан по сниженным в сравнении с рыночными ценам [4].

В соответствии с вышеуказанным законодательным актом на органы местного самоуправления возложена деятельность по обеспечению доступности имущества, находящегося в муниципальной собственности, для социальных предприятий.

В Астраханской области, в отличие от ряда других субъектов РФ, бытовые услуги на льготной основе предоставляются малообеспеченным категориям населения. Также к льготным категориям населения отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.

Для обслуживания вышеперечисленных льготных категорий в регионе успешно функционируют 27 предприятий бытового обслуживания населения, аккредитованных как социальные предприятия, предоставляющих социально значимые бытовые услуги на льготной основе [16].

Во Владимирской области к малообеспеченным категориям населения, которые могут получать бытовые услуги на льготной основе, отнесены также учащиеся очной формы обучения областных образовательных учреждений НПО и СПО, получающих образование за счет средств областного бюджета. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами плата за бытовые услуги у этой категории не должна превышать 5% стипендии.

Для малообеспеченных и других льготных категорий населения Мурманской области предоставлением бытовых услуг на бесплатной и частично платной основе занимаются специализированные муниципальные предприятия бытового обслуживания населения, входящие в Центр торгового и бытового обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и других льготных категорий населения. Следует заметить, что в регионе большее значение придается развитию комплекса социально значимых услуг в рамках региональной целевой программы «Преодоление бедности в Мурманской области». В комплекс социально значимых услуг, помимо бытовых услуг, входят также услуги социальных аптек, социальных магазинов, социального такси и т.п.

Как показывает проведенный анализ, основной механизм предоставления бытовых услуг малообеспеченным категориям населения в субъектах РФ – через социально аккредитованные предприятия бытового обслуживания населения.

Рассмотрим особенности создания и функционирования данных предприятий.

Социально аккредитованное предприятие бытового обслуживания населения, называемое также социально ориентированное или социальное предприятие, – это предприятие, которое оказывает бытовые услуги льготным категориям населения на полностью бесплатной или частично платной основе. Статус социального предприятия с последующим использованием его в названии может получить юридическое лицо любой организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, функционирующие в сфере бытового обслуживания населения, после прохождения добровольной аккредитации.

Предприятия, допущенные к аккредитации, должны отвечать определенным критериям, к числу которых можно отнести:

  • удовлетворительное состояние материально-технической базы;

  • территориальная доступность предприятия для населения;

  • уровень цен на услуги предприятия ниже уровня цен на аналогичные услуги в среднем по потребительскому рынку региона;

  • возможность обслуживания инвалидов, в том числе ограниченных в движении, и др.

Предприятиям, прошедшим аккредитацию и получившим статус социального предприятия в сфере бытового обслуживания, может быть предоставлено право на:

  • преимущественную финансовую поддержку;

  • установление льгот за пользование муниципальным имуществом и оплату коммунальных услуг;

  • освобождение от платы на право размещения наружной рекламы на объектах муниципальной собственности и т.п.

Социальное предприятие бытового обслуживания населения может быть лишено аккредитации, а свидетельство об аккредитации отозвано в случае неисполнения им установленных обязанностей. Также социальные предприятия вправе в любое время принять решение о прекращении оказания услуг льготным категориям населения, сообщив об этом в орган, осуществляющий аккредитацию.

С момента отзыва или окончания срока действия свидетельства об аккредитации предприятие бытового обслуживания населения утрачивает право на получение всех установленных льгот.

Подводя итоги проведенного исследования, необходимо сделать следующие выводы.

Во-первых, существующий в настоящее время подход к определению бедности, основанный на величине прожиточного минимума, постепенно уступает место распространенному в экономически развитых странах депривационному подходу, основанному на конечном потреблении.

Во-вторых, несмотря на относительно высокий показатель ИРЧП, более 12% населения Российской Федерации проживает за чертой бедности, что делает особо актуальной необходимость разработки государственной стратегии, направленной на обеспечение приемлемого уровня жизни бедного и беднейшего населения.

В-третьих, финансирование государством предоставления социально значимых бытовых услуг льготным, в том числе малообеспеченным категориям населения, может осуществляться на основе двух подходов: компенсационного и затратного. В России наибольшее распространение получил затратный подход, который фактически является переходным от чисто дотационного подхода к рыночному вследствие того, что получателями бюджетных средств по-прежнему остаются предприятия.

В-четвертых, практически во всех субъектах РФ затратный подход реализуется посредством социальной аккредитации предприятий, работающих в сфере бытового обслуживания населения. Преимуществом социального аккредитованного предприятия является финансовая поддержка со стороны органов государственного управления и местного самоуправления, установление различных льгот и т.п.
Литература

  1. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помо­щи» (в ред. посл. изм. и доп.).

  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  3. Федеральный закон от 31.03.2006 № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (в ред. посл. изм. и доп.).

  4. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

  5. Закон Московской области от 08.12.2005 № 256/2005-ОЗ «О потребительской корзине в Московской области» (в ред. посл. изм. и доп.).

  6. Закон г. Москвы от 17.05.2006 № 19 «О потребительской корзине в г. Москве» (в ред. посл. изм. и доп.).

  7. Закон Тульской области от 28.02.2007 № 794-ЗТО «О потребительской корзине в Тульской области» (с учетом посл. изм. и доп.).

  8. Закон Тверской области от 28.04.2007 № 43-ЗО «О потребительской корзине в Тверской области» (с учетом посл. изм. и доп.).

  9. Закон Астраханской области от 26.12.2007 № 92/2007-ОЗ (в ред. посл. изм. и доп.).

  10. Закон Мурманской области от 03.03.2010 № 1208-01-ЗМО «О потребительской корзине по Мурманской области».

  11. Закон Владимирской области от 11.03.2011 № 15-ОЗ «О потребительской корзине во Владимирской области в 2011-2012 годах».

  12. Постановление Тамбовской Областной Думы от 24.11.2006 № 347 «О потребительской корзине в целом по Тамбовской области для основных социально-демографических групп населения» (с учетом посл. изм и доп.).

  13. ГОСТ Р 52492-2005 «Бытовые услуги. Социальные нормы и нормативы к услугам».

  14. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения / пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2004.

  15. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // www.gks.ru. (Дата обращения: 15.05. 2012).

  16. Портал органов государственной власти Астраханской области. [Электронный ресурс] // www.old.astrobl.ru. (Дата обращения: 15.05.2012).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconМиссия Повышение конкурентоспособности российской экономики как основы...
Национальной задачи повышения качества жизни населения. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства и подведомственных...

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconУтверждена
Российской Федерации на период до 2020 года, является создание условий для повышения качества жизни населения, включая развитие человеческого...

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения icon«Новые технологии как один из механизмов повышения качества и эффективности...
В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»...

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconКонцепция повышения качества жизни населения Свердловской области...
Повышение доступности культурных благ и удовлетворение потребности населения в свободной культурно-творческой самореализации

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconЕ. В. Скосырская, Н. А. Вить, Н. С. Стулова анализ качества жизни...
Известно, что не существует общепринятого теоретического определения понятия качества жизни, а тем более и общепринятой методики,...

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconДоклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности
Миссия Министерства социальной политики заключается в содействии росту уровня и качества жизни людей путем обеспечения продуктивной...

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconФормирование стратегии регулирования социально-трудовых отношений
Охватывает нравственное, умственное и физическое. Человеческие усилия для развития не должны ограничиваться ростом уровня жизни....

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconОрганизационно-методические аспекты деловой оценки управленческого...
Специализация 15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconЛекция 10. Региональная статистика уровня жизни населения понятие...
Понятие уровня жизни населения региона. Система показателей, отражающая уровень и качество жизни населения. Индекс стоимости жизни...

Формирование социальной стратегии как фактора повышения качества жизни малообеспеченного населения iconРазвитие рынка телекоммуникационных услуг в россии как условие повышения...
Специальность: 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru