Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год




Скачать 364.06 Kb.
НазваниеДоклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год
страница1/3
Дата публикации10.01.2014
Размер364.06 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3




Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год

Раздел I. Стратегические цели и тактические задачи отрасли


  1. Описание проблемного поля

Ведомственная целевая программа «Социальная защита населения на 2010-2012 годы» разрабатывалась на основе опыта реализации ВЦП в 2008-2009 годах. Новые целевые установки в сфере социальной поддержки населения, определенные и в Послании Президента Российской Федерации и в Послании Губернатора Законодательному Собранию Тверской области, в первую очередь, предусматривают повышение качества и доступности социальных услуг, усиление адресности в предоставлении социальной поддержки, внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг, в деятельность социальных учреждений.

Анализ ситуации в сфере социальной защиты населения в Тверской области позволяет выявить ряд проблем, которые в настоящее время негативно влияют на достижение стратегических целей и тактических задач сферы социальной защиты населения. В первую очередь, к ним относятся негативные тенденции в демографической ситуации:

Депопуляция (естественная убыль населения, за счет превышения уровня смертности над рождаемостью) носит в Тверской области долговременный и устойчивый характер. При этом сокращение населения обуславливает постоянный рост коэффициента демографической нагрузки (количество нетрудоспособных, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста);

Старение населения (увеличение доли старших возрастных групп в общей структуре населения) особенно интенсивно проявляется среди сельского населения области.

Тверская область входит в группу регионов с самой «старой» возрастной структурой населения. В структуре общей численности населения Тверской области - 25,4% – граждане пенсионного возраста. Кроме того, территориальная специфика области (большая площадь и низкая плотность расселения) определяют перечень задач по работе с сельским населением. В 357 сельских поселениях проживает более 400 тысяч человек, 1/2 проживающих составляют пенсионеры, 1/8 - инвалиды (в том числе дети-инвалиды).

В области сформирована система социального обслуживания населения, включающая в себя государственные учреждения социального обслуживания, общая цель которых - удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста в социальных, социально-медицинских, социально-бытовых, культурно-досуговых и иных услугах.

Коечная сеть домов-интернатов в 2010 году составляла 4958 койко-мест. Отмечалось снижение очередности при устройстве на постоянное стационарное обслуживание в дома-интернаты общего типа. Продолжает сохраняться очередность в психоневрологические дома-интернаты (284 человека).

В 46 комплексных центрах социального обслуживания населения более 170 тысяч человек ежегодно получают социальные услуги в нестационарных условиях, помощь разового характера ежегодно оказывается более чем 70 тысячам граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Деятельность учреждений социального обслуживания позволяет в значительной степени снизить рост социальной напряженности среди граждан пожилого возраста.

Уделяется большое внимание развитию системы социального обслуживания населения с целью удовлетворения устойчивого спроса на социальные услуги, повышения их доступности и качества. Учреждения оснащаются новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, автотранспортом, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста.

Вместе с тем вследствие стабильного роста спроса на социальные услуги, предоставляемые в стационарных и нестационарных условиях, существует ряд проблем, требующих решения программными методами. Необходимо реализовать комплекс мероприятий, ориентированных на оптимизацию среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста путем дальнейшего укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения, внедрения новых форм и методов социального обслуживания, повышения качества социальных услуг, активизации культурно-досуговой работы с пожилыми людьми, повышения профессиональной подготовки специалистов, работающих с пожилыми людьми.

Требуется совершенствовать деятельность государственных учреждений социального обслуживания с помощью внедрения действенной системы контроля за соответствием качества фактически предоставляемых социальных услуг стандартам качества бюджетных услуг и потребностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно. Поэтому мероприятия программы должны быть направлены на совершенствование деятельности системы учреждений безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

На сегодняшний день на учете в органах социальной защиты населения состоят 77623 малообеспеченных семей, воспитывающих 100716 детей, среднедушевой доход в этих семьях ниже установленной в регионе величины прожиточного минимума.

Экономи­ческие и социальные трудности семей приводят к возникновению у родителей ощущения бесцельности и безнадежности собственной жизни. Члены семьи не видят выхода для себя и своих детей, переживают кризис как отсутствие перспектив, возможности что-либо изменить, вырваться из по­рочного круга безработицы, безденежья; переживают потерю надежды подняться с социального дна.

По данным территориальных органов социальной защиты населения в Тверской области 4669 асоциальных семей, в которых проживают 8180 детей, в основном это семьи с одним или обоими пьющими родителями. В этой группе 46 % неполных семей.

Эти семьи можно охарактеризовать как дезадаптированные: они не справляются со своими основными функциями и деструктивно воздействуют, прежде всего, на ребенка, угрожая его психическому и/или физическому развитию.

В Тверской области социальная поддержка семей с детьми осуществляется через систему различных государственных социальных пособий, в числе которых: единовременное пособие при рождении ребёнка (детей); ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; дополнительные региональные пособия - многодетным семьям (независимо от доходов семьи), семьям, имеющим детей-инвалидов; единовременное пособие при рождении третьего и последующего ребёнка (детей); социальное пособие по нуждаемости; материальная помощь беременным женщинам, проживающим в сельской местности, на расходы по проезду к месту обследования и лечения; бесплатное горячее питание детей из малообеспеченных семей в общеобразовательных школах, материальная помощь для подготовки детей к началу учебного года; оздоровление и отдых детей из семей группы «риска» и другие.

В системе социальной защиты населения Тверской области имеются учреждения социального обслуживания населения, оказывающие социальные услуги и помощь различным категориям населения: 46 комплексных центров социального обслуживания населения; 3 центра социальной помощи семье и детям; 31 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 7 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения семей с детьми, повышение роли социальных служб, вопросы профилактики семейного и детского неблагополучия, по-прежнему, остаются острыми и требуют кардинальных изменений в подходах, внедрения новых эффективных технологий социальной работы, которые позволят воздействовать на устранение причин проблемы.

Переход к адресным видам социальной помощи, введение критериев нуждаемости для предоставления адресной социальной помощи сегодня становится приоритетным направлением в сфере социальной поддержки малоимущим гражданам.

Реализация полномочий по обеспечению назначения и выплаты субсидий, ежемесячных денежных выплат и пособий, предоставления льгот требует большой административной и технической работы, которая связана с разработкой нормативно-правовой базы, определением права граждан на меры социальной поддержки, формированием и актуализацией регистра льготников, ведением учета, обеспечением защиты персонифицированной информации, формированием и предоставлением отчетов и статистической информации, проверкой правильности назначения выплаты и контролем.

В целом в 2010 году 45 видов различных ежемесячных денежных выплат предоставлены более чем 534 тысячам человек. Из них 38 видов выплат осуществляется за счет областного бюджета. Все выплаты производились в установленные сроки, с 1 апреля 2010 года проведена индексация федеральных и региональных ежемесячных выплат на 10%.

Анализируя структуру численности основных льготных категорий граждан, можно отметить, что из их общего количества 161 тысяча человек являются федеральными льготниками, 149 тысяч – региональными.

Ежегодно в силу естественных причин в среднем на 16% снижается численность участников и инвалидов ВОВ (до 1,5 тысяч человек). Кол-во инвалидов вследствие общего заболевания уменьшается незначительно на 1 % и составляет 8.9% в структуре населения области, что несколько ниже показателя по РФ ( 10 %).

В последние годы отмечается тенденция незначительного снижения общего количества региональных льготников. Ежегодно уменьшается количества тружеников тыла (за последние 3 года снижение произошло на 12% - 3763 человека), репрессированных (за последние 3 года снижение произошло на 10% - 179 человека).

Однако общую численность региональных льготников стабилизирует такая категория, как «Ветеран труда Тверской области», которая ежегодно увеличивается за счет снижения требования к стажу и в целом возможности получить звание и меры социальной поддержки на основании большого стажа работы. Сегодня это звание присвоено более 32 тысячам жителей области.
(тыс. руб.)


Периоды

Всего на реализацию законов

в т. ч. на ЕДВ ветеранам труда

в т. ч. на ЕДВ труженикам тыла

в т. ч. на ЕДВ инвалидам ВОВ и участникам ВОВ

в т. ч. реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий

2006г.

753 395,5

518 171,7

201 795,0

24 311,5

9 117,3

2007г.

786 623,6

564 350,7

188 823,3

23 766,9

9 682,7

2008г.

801 609,4

591 547,1

177 063,6

23 186,8

9 811,9

2009г.

852 303,4

649 244,2

173 386,5

19 269,2

10 403,5



Во исполнение послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области, с целью усиления мер социальной поддержки населения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в 2009 году снижен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для многодетных семей от 18 % до 15 %.

С учетом усиления с 2008 года мер социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, а именно снижения для пенсионеров, имеющих звание «Ветеран труда», «Ветеран труда в Тверской области», репрессированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 18 % до 15 %, для остального населения с 22 % до 18 %, принят новый стандарт нормативной площади жилого помещения для одиноко проживающих пенсионеров в размере 54 квадратных метра.

Результаты принятия измененных региональных стандартов с 2008 года, работа по ним в 2009 году, являются усилением мер социальной поддержки как одиноко проживающих пенсионеров, так и остальных категорий граждан, имеющих право на получение субсидий.

В 2009 году социальная поддержка населения в виде субсидий на оплату ЖКУ приобрела более весомый характер. Средний размер субсидии среднестатистической семье получателей вырос на 192 руб., или на 21,9 %.

Наметилась тенденция к увеличению количества получателей субсидий. Количество семей получателей субсидий возросло к 2008 году на 7112 семей, или на 13 %. Доля семей получателей субсидий составляет 11,1 % от всех семей, проживающих на территории Тверской области.

Необходимость предоставления мер социальной защиты отдельным категориям граждан, а также гарантии социальной поддержки и социальных услуг всем гражданам закреплены значительным количеством федеральных и региональных нормативно-правовых актов, определяющих полномочия государства по социальной поддержке населения и регулирующих отдельные вопросы социальной поддержки.

Эффективное решение этих проблем и обеспечение полномочий субъекта Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в переходный период (реформирование государственной системы) возможно при разработке и целенаправленной реализации социальной политики, основой которой является настоящая Программа, разработанная на основании программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года. Сложная социальная ситуация в начале 2005 года, вызванная изменениями в федеральном законодательстве, вступлением в силу нового Жилищного Кодекса еще раз показала необходимость предупреждения социальных последствий различных реформ, выявления острых социальных проблем и оперативности их решения. Переход к модели эффективного бюджетирования также требует «обратной связи» с получателями бюджетных услуг с целью анализа эффективности расходования средств и мониторинга качества предоставления услуг. Социальные проблемы не могут быть решены только средствами бюджета и силами государственных органов. Привлечение внимания общественности и неправительственных организаций к решению проблем социально уязвимых слоев населения будет способствовать не только решению конкретных проблем, но и повышению социальной ответственности бизнеса и общественности, формированию благоприятного социального климата в регионе. Проведение региональных акций, привлекающих внимание к проблемам детей, семьи, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и пожилых граждан позволит провести различные социокультурные мероприятия к традиционным праздничным датам (День Победы, День защиты детей, День семьи, День инвалида, День пожилого человека), будет способствовать повышению социальной активности людей с ограниченными возможностями, формированию у них чувства уверенности в государственной и общественной поддержке.

На территории Тверской области более 100 общественных объединений осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки различных категорий социально уязвимых слоев населения. Участие администрации Тверской области в поддержке различных общественных объединений должно строиться на основе принципов доступности и открытости, чему способствует привлечение к реализации социальных проектов общественных и коммерческих организаций на основе конкурсов социальных проектов.

В Тверской области, как и в целом по Российской Федерации, численность инвалидов ежегодно растет. На 01.01.2008 численность инвалидов составила 128 746 чел. (2006 год – 128 042 чел., 2005 год – 112 186 чел., или 7,9 % от всего населения Тверской области, по Российской Федерации – 12 200 тыс. чел., или 7,9 % от всего населения Российской Федерации).

При этом удельный вес инвалидов наиболее активного трудоспособного возраста среди взрослого населения на протяжении последних лет наблюдения по Тверской области остается высоким и составил в 2007 году – 66,1 % (2006 год – 62,9 %, 2005 год – 58,0 %). У инвалидов в Тверской области, как и прежде, преобладает установление второй группы инвалидности, причем как среди трудоспособного, так и нетрудоспособного возраста.

В Тверской области на протяжении последних лет, несмотря на проведение комплекса мероприятий по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, остается невысоким показатель реабилитации.

Среднеобластной показатель частичной реабилитации

Годы

наблюдения

2007

2006

2005

2004

2003

2002

2001

Российская Федерация

Показатель реабилитации (процентов)

7,3

5,9

5,2

5,2

4,9

4,7

3,9

4,8-5,6
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconДепартамент социальной защиты населения Тверской области приказ №123
Об утверждении доклада о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconВ. И. Самокиш доклад о результатах и основных направлениях
Деятельности департамента социальной защиты населения томской области на 2011-2013 годы

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления...
Сфера деятельности Управления социальной защиты населения определена Положением Управления социальной защиты населения Администрации...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета...
Алтайского края, определивших полномочия органов социальной защиты населения с учетом полномочий, ранее исполняемых органами местного...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconИтоги и перспективы развития отрасли социальной защиты населения...
Подведение итогов и обсуждение перспектив развития отрасли важно начать с того, что прошедший 2011 год определил концептуальные направления...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета...
Положений о подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства
1 Информация о соответствии основных направлений деятельности министерства социальной защиты населения края стратегическим целям...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010...
Охватывают всю деятельность Департамента на ближайшие 3 года. Возложенных на Департамент полномочий достаточно для решения поставленных...

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год iconЕ. В. Хохловой на заседании коллегии 26. 04. 2012 слайд 1 «Об итогах...
Год назад мы говорили о тяжелых последствиях кризиса, ставили задачи повышения эффективности социальных программ. Сегодня хотелось...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru