Восстановительных программ




Скачать 395.31 Kb.
НазваниеВосстановительных программ
страница1/4
Дата публикации23.07.2013
Размер395.31 Kb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4


Общественный центр

«Судебно-правовая реформа» г. Москва

КАРМАННАЯ КНИЖКА

ВЕДУЩЕГО

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


УДК 340.01 (082)

ББК 67.4

К24

Данный сборник составлен по материалам сотрудников Межре­гионального общественного центра «Судебно-правовая реформа»:

Грасенковой А.К.

Карнозовой Л.М.

Коновалова А.Ю.

Максудова P.P.

Пановой А.А.

Флямера М.Г.

Составитель сборника и ответственный за выпуск: Коновалов Антон

Редактор: Козлова Вера
Издание осуществлено в рамках проектов: «Восстановительное правосудие в России», реализуемого Центром «Судебно-правовая реформа» совместно с Университетом Де Монтфорт (Великобритания) при поддержке департамента международного развития Великобритании,

а так же

«Освоение перспективных моделей предотвращения подростковой преступности в ПФО», финансируемого Агентством США по международному развитию (AMP США) в рамках программы «Партнер», осуществляемой Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС).


ISBN 5-901075-20-Х

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ

3

Принципы восстановительной юстиции

4

Позиция ведущего программы

5

Критерии принятия случая на программу

5

Выбор типа программы

6

ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ

8

Этапы и задачи выполнения программы примирения

8

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

10

Организация предварительной встречи

10

Вступительная речь ведущего на предварительной встрече

12

Потребности нарушителя

12

Потребности жертвы

14

Представление программы

15

Заключительная речь ведущего на предварительной встрече

16

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

17

Вступительная речь ведущего на примирительной встрече

17

Подписание договора

18

ПРОГРАММА «ШКОЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ»

20

Задачи ведущего во время «Школьной конференции»

21

Ход предварительной встречи

22

Ход школьной конференции

22

ПРОГРАММА «КРУГ ЗАБОТЫ»

24

Деятельность ведущего «Круга заботы»

24

Ход встречи

25

Организация реабилитационной работы

26

ПРИЛОЖЕНИЯ

27

Регистрационная карточка

27

Примирительный договор

28

Форма отчета по программе примирения

30

Упрощенный вариант отчета

31

Список литературы

32


Введение

Если свести восстановительное правосудие к одному слову,

то это слово будет «УВАЖЕНИЕ»

Ховард Зер.

Данный сборник материалов предназначен для ведущих программ восстановительной юстиции, прошедших теоретическую и практическую подготовку. Фактически сборник представляет собой своеобразную шпаргалку для работы ведущего восстановительных программ.

Однако следует избегать шаблонного отношения к приве­денным ниже текстам и помнить, что полная алгоритмизация программ вряд ли возможна. Но, с другой стороны, готовые варианты действий могут придать ведущему уверенность, что не мешает дополнить или изменить их по ходу программы.

Сборник составлен в соответствии с этапами, по которым обычно происходит процесс работы с конфликтным или криминальным случаем. Однако вопросы поступления дел, коор­динации и работы службы примирения в данном издании практически не рассматриваются, поскольку оно посвящено именно работе ведущего.

При этом делалась попытка создать достаточно универсальный текст, независимо от места работы ведущего, будь то социально-психологический центр, служба, работающая с уголовными делами из суда, школьная служба примирения и т.п.

Что касается восстановительной технологии, то освоить ее в России можно при сотрудничестве с Центром «Судебно-правовая реформа» или партнерскими организациями, развивающими данное направление1.

И последнее: хочется подарить фразу, сказанную подростком - ведущим программ:

«Медиация должна приносить удовольствие!»

Составитель сборника Коновалов Антон

___________________________________________________________________

Подробности см. на сайте Центра СПР www.sprc.ru

ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Формы программ восстановительной юстиции бывают разные, и в отдельных случаях нужно подстраиваться под ситуацию. Но они строятся на единых принципах, которые отличают их от других моделей работы с конфликтами и правонарушениями. Именно реализация принципов при всем многообразии форм позволяет говорить о восстановительном подходе.

1. Исцеление жертвы.

Здесь основное внимание фокусируется на чувствах и потребностях жертвы, разрешении ее проблем, возникших в результате конфликта. Во многих случаях возможность выговориться, получить ответы на важные вопросы (например, «почему это произошло именно со мной?») для жертвы важнее материальных потерь.

2. Возмещение ущерба непосредственно нарушителем.

Это активное участие самого нарушителя в возмещении причиненного ущерба (не только материального, но и так называемого «символического») и удовлетворение других нужд жертвы2.

3. Активное участие сторон в разрешении ситуации.

Нам важно, чтобы участники программы получили собственный опыт разрешения своих конфликтов. Кроме того, если участники сами приняли решение, то, скорее всего, они его исполнят. Важно, чтобы люди перестали видеть один в другом врага, а начинали видеть Человека. В этом случае не происходит дальнейшей эскалации конфликта, не возникает враждебности.
4. Диалоговые формы разрешения конфликта

О способе разрешения ситуации участники должны договориться сами в ходе диалога. Чтобы он получился конструктивным, нужно помочь участникам подготовиться к диалогу, а зачастую и организовать сам диалог. В редких случаях применяется опосредованный диалог (например, в виде переписки).

5. Включение сообщества в нормализацию взаимоот­ношений

Поощряется участие в программах восстановительной юстиции людей, которые могут оказать поддержку сторонам и помочь в их реабилитации. Участие общества в разрешении конфликтов (в том числе таких предельных, как криминальные) является альтернативой правосудию, ориентированному в первую очередь на наказание преступника.
__________________________________________________________________

Часто спрашивают, как же дети могут возместить ущерб. Но им не обяза­тельно возмещать его полностью. Важно, чтобы они приняли на себя ответ­ственность. Кроме того, частично могут помочь и родители. Так, на одной программе девятилетний мальчик, разбивший стекла в школе, обязался в течение полугода мыть посуду, а родители возместили ущерб. Это была его ответственность.

ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО ПРОГРАММЫ
Ведущий программы не является судьей, адвокатом, воспитателем, опекуном или советчиком. Ведущий - нейтральный посредник, он в равной степени поддерживает обе стороны конфликта и помогает им наладить конструктивный диалог по поводу возможного разрешения ситуации.

Частые ошибки ведущего - начать на программе расследование, морализировать, уговаривать участников выполнить определенные действия.

Ведущий не может нести ответственность за то, что стороны помирятся. Но он отвечает за то, чтобы стороны поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и осознали, хотят ли они им воспользоваться. Кроме того, на ведущего возложена обязанность создать на встрече наилучшие условия для примирения.

При этом ведущий взаимодействует с социальным работником, педагогами и другими официальными лицами, но не теряет свою позицию.

Если стороны поняли суть программы, но приняли решение отказаться от участия в ней, то нужно уважать их право на принятие такого решения.
КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ СЛУЧАЯ НА ПРОГРАММУ

  1. Есть конфликтная или криминальная ситуация, стороны известны и признают свое участие в этой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту);

  1. Каждой из сторон больше 10 лет.

  1. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не в состоянии брать на себя ответственность за свои поступки).


Желательно, чтобы со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться (однако возможны исключения). Кроме того, не рекомендуется пытаться разрешить ситуацию в тот же день, когда она произошла, поскольку нужно, чтобы чувства сторон немного улеглись.

Иногда потерпевшую сторону трудно выделить с первого взгляда. Например, в случаях причинения ущерба юридическим лицам у вас может оказаться формальный потерпевший — директор предприятия, и фактический — человек, которому придется восстанавливать поврежденное или из чьей зарплаты могут вычесть ущерб. Или потерпевшими могут оказаться родители подростка, которые переживают о случившемся, выплатили ущерб, потратились на адвоката, потеряли веру в своего ребенка и пр.

При этом программа имеет свои границы применимости, не направлена впрямую на воспитание (хотя воспитательные эффекты обычно наблюдаются) и не может гарантировать быстрого изменения поведения человека (но запускает это изменение).
ВЫБОР ТИПА ПРОГРАММЫ

Если ситуация подходит по критериям, то происходит выбор типа программы.

Программа примирения жертвы и правонарушителя (или «Встреча по заглаживанию вреда»3)

Такая программа применяется, когда сложилась криминальная ситуация и стороны признали свое участие в ней. Она может охватывать достаточно большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя направлены на создание условий для преодоления последствий правонарушения силами самих участников криминальной ситуации.
Программа примирения в семье

Применяется при работе с семьей. Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьи отношений и создание диалога (тогда программа ближе к конфликтологической), либо на разрешение криминальной ситуации - например, в случае воровства в семье (ближе к программе примирения нарушителя и жертвы). Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины криминальной активности подростка. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы - таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.
«Круги заботы»

«Круги заботы» - одна из самых сложных программ ВП. Такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей индивида. Ведущий «Круга заботы» инициирует серию встреч с родственниками, учителями, классом, где учится подросток или с коллегами с места работы. Результатом таких встреч должно быть восстановление поддержки и заботы о подростке. Инициативы участников «кругов» с помощью ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий.
________________________________________________________________

В разговоре со сторонами мы обычно говорим «О встречах по заглаживанию вреда», поскольку именно на примирение с обидчиком они не соглас­ны. Но при этом ведущий в ходе встречи удерживает примирение как гума­нитарный аспект и бывает, что стороны после встречи продолжают об­щаться, вместе ходят в театры и кафе.

Присутствие социального работника в «Кругах заботы» обязательно, так как от него поступает ос­новная информация о ситуации, возможных участниках кругов. Он также следит за выполнением принятых в ходе кругов обязательств.

Школьная конференция

Это более массовая программа. Она нужна, когда ситуация затронула достаточно большое число участников и необ­ходимо нормализовать отношения между ними.
Также на стадии разработки находятся другие типы программ - «Круги правосудия» и «Семейные конференции».

ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ

Этапы и задачи выполнения программы примирения


ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

1 ЭТАП

Подготовительный


1. Получив информацию о событии, определить, подходит ли оно по критериям для работы с использованием восстановительных программ.

2. Выяснить возможное участие источника информации в программе, заполнить регистрационную карточку (см. приложения).

3. Понять, как будет развиваться ситуация дальше в зависимости от проведения программы примирения (будет ли дело передано в педсовет, на заседание КДН, в суд и пр.).

2 ЭТАП

Предварительные встречи


1. Представиться полностью (см. «Вступительную речь ведущего»), установить доверительные отношения.

2. Выслушать личную историю человека.

3. Понять и принять переживания участников ситуации, снять сильные негативные эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах.

4. Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации.

5. Принять решение об уместности программы и ее типе.

6. Представить программу и предложить сторонам участвовать в ней.

7. Если сторона дает согласие, подготовить ее к участию в программе (информировать о вопросах, которые будут обсуждаться на программе, о правилах программы).

8. Учесть пожелания каждой стороны в органи­зации программы (состав участвующих лиц, место и время проведения).

3 ЭТАП

Примирительная встреча


1. Создать условия для ведения примирительной встречи (удобное помещение, расположение участников, возможность для конфиденциальных переговоров)

2. Представить участников, обсудить правила встречи (см. «Вступительную речь ведущего»).

3. Помочь выразить (а при необходимости переформулировать) сильные эмоции сторон.

4. Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуации.

5. Помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего.

6. Организовать диалог о возмещении ущерба, о будущем правонарушителя, а при необходимости и будущем жертвы. Поиск ответа на вопрос: «Как сделать, чтобы этого не повторилось?»

7. Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения (см. Приложения).

8. Выяснить, кто будет информировать ведущего о ходе выполнения договора.

9. При необходимости организовать представление результатов программы примирения в официальные органы (суд, правоохранительные органы, КДН, ОДН, школу и т. п.)


4 ЭТАП

Выполнение договора


1. Проверить выполнение договора.

2. Организовать при необходимости дополнительную встречу

3. Написать отчет по программе (см. Приложения).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восстановительных программ iconРегламентных и ремонтно-восстановительных работ, претензии к куэ филиала

Восстановительных программ iconУрок химии
Организовать деятельность обучающихся по изучению химических свойств азотной кислоты с позиции Теории электролитической диссоциации...

Восстановительных программ iconМинсвязи России Руководящий документ отрасли руководство по проведению
...

Восстановительных программ iconЗадачи: находить зависимость окислительно-восстановительной способности...
Цель: Расширение и обобщение знаний учащихся в области окислительно-восстановительных реакций в органической химии

Восстановительных программ iconСтрахование на случай нетрудоспособности: Составление программ и их практическое применение
Система страхования от нетрудоспособности стала также актуальным вопросом политической жизни многих стран в связи с реформой программ...

Восстановительных программ iconВажнейшие соединения азота и фосфора, специфические свойства
Цель: Проследить связь важнейших соединений азота, роль аммиака, азотной кислоты в окислительно-восстановительных процессах, специфические...

Восстановительных программ iconШкольный этап всероссийской олимпиады школьников по химии
Определите неизвестные вещества. Для окислительно-восстановительных реакций расставьте коэффициенты методом электронного баланса....

Восстановительных программ iconОбщие сведения об объекте и предмете тендера
Центрального телепорта с-диапазона, линий сетей спутниковой связи «лукнет» Ku и с-диапазонов, а также выполнение выездных ремонтно-восстановительных...

Восстановительных программ iconИнформация о реализации региональных целевых и адресных программ...
Перечень региональных целевых и адресных программ (далее – региональные программы), предусмотренный к финансированию из окружного...

Восстановительных программ iconЗакон эквивалентов
Эквивалент – реальная или условная частица вещества, которая химически равноценна одному иону водорода (для обменных реакций) или...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru