Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра




Скачать 61.28 Kb.
НазваниеРассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра
Дата публикации22.10.2013
Размер61.28 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Право > Урок
Тяжкое бремя выбора
Цель урока:

  • рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра,

  • Прививать любовь к родному слову.

  • Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников.

  • Познакомить с историей создания стихотворения.

  • Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями.

  • Вспомнить жанровые особенности баллады.

  • Развивать образное мышление и воображение учащихся.

  • Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

  • Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.



Словарная работа: вещий, вдохновение, кудесник, жрец, праща, волхв, баллада, летопись.
Оборудование: ПРЕЗЕНТАЦИЯ, репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье».
Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя: чтение отрывка из сказки о выборе пути, обращение к картине, объявление цели.
Садится он на богатырского коня и едет, долго ли, коротко ли,- скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец доехал он до росстани (перекресток, пересечение дорог), а от росстани три дороги идут, и стоит там каменный столб, а на том столбе написано: «Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив». Иван-царевич прочитал эту надпись, долго думал, по которой дороге решится ехать, наконец поехал в правую сторону, чтобы самому живым остаться.

Я начала урок отрывком из сказки об «Иван-царевиче, Жар-птице и сером волке» неслучайно. О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(варианты ответов учащихся,

обобщение учителя):
Проблема выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации , предпочтение одного человека другому. Этот выбор приходится делать каждому из нас, и, разумеется, ситуация выбора является едва ли не самой распространенной в литературных произведениях разных стран и эпох.
Запись темы урока, объявление цели: ТЯЖКОЕ БРЕМЯ ВЫБОРА.
(Цель: рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра,)
3.Запись эпиграфа:

«Песнь о вещем Олеге»

есть явная народная басня.

Н.М.Карамзин


  1. А.С.Пушкин в поисках доказательств правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своем творчестве к истории. В основе «Песни…» лежит летопись.

  2. Повторение изученного:

  • а)что такое летопись?


(исток древнерусской литературы, прозаический текст, в котором повествование велось по годам, рассказывалось о жизни государства, князей.)


  • С каким героем она связана? (Князем Олегом)




  • Как Олег представлен в летописи?


( Летопись рассказывает о том, как Олег совершил поход на Византию, овладел столицей Византийской империи Константинополем (русские называли его Царь-град - современный Стамбул) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит.

За воинские удачи народ называл Олега “вещим”, т.е. чародеем, мудрецом.)


  1. Словарная работа: вспомним значения слов


ВЕЩИЙ – все знающий, обладающий даром предвидения;
КУДЕСНИК – чародей, колдун, тот кому ведомо прошлое, настоящее, будущее.
ВОЛХВ – чародей, кудесник.


  • б) к какому жанру относится «Песнь…»? (Баллада)




  • в) дайте определение баллады.


(лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора)


  • г) назовите характерные черты баллады:


1. Обращение к истор. Прошлому – воссоздание эпохи Олега: упоминание об осторически достоверных походов Олега.

2. Обычаи и традиции Руси: тризна - погребальный обряд, пиры, отношение дружинника к коню.

3. Таинственный. Фантастический ход событий: кудесник обладал чудесным таинственным даром предвидения.
4. Множество средств худ. Выразительности. Работа над средствами художественной выразительности:

- эпитеты; постоянные эпитеты;

- олицетворение; - ковши шипят, годы таятся, дожди моют.

- сравнения; змея – лента.

- метафоры; товарищ, слуга – это о коне

- славянизмы и др.


  1. Чем отличается летопись от баллады? (летопись – проза, баллада – поэтический текст.) главное - ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ.

  2. Характеристика героев:


- Каким вы представляете себе Олега?
(Добрый, трогательная любовь к коню, уважал старших, щедрый – предлагает коня.)
- Назовите отрицательные черты: гордый, привыкший к власти, воинственный, жестокий, в разговоре с кудесником груб.
- А кудесника? (бескорыстный, смелый, независимый, обладающий божьим даром).
- Зачем же Олегу, волхву, самому обладающему даром предвидения, интересоваться своей судьбой?

(для кудесника, прорицателя нет проблем в том, чтобы предсказать чужое будущее, чужую смерть. А собственная судьба, как утверждают специалисты в области предсказаний, магии и пророчества, - ему известна быть не может, поскольку это знание не под силу ни одному смертному, даже волхву или прорицателю). Так то вопрос, заданный Олегом кудеснику вполне правомерен.
- Доверяет ли Олег кудеснику?
(да, т.к. меняет коня, что несовместимо с воинской честью – отвергнуты смелость, верность, преданность).
- Обращение к иллюстрации «Прощание Олега с конем».


  1. Слово учителя.


Повторяется сказочная ситуация: дорога, весть о возможной смерти, выбор пути: Олег, подобно Ивану-царевичу, решил поехать направо: корня потерять, самого себя сохранить.
- Каким же оказался путь Олега?
(извилистым: сначала направо – коня потерять, затем налево – себя потерять). И вообще: надпись на камне не нужно понимать буквально: ведь ЖЕРТВУЯ КОНЕМ, ПОГИБАЕШЬ И САМ.
- Что предсказал Олегу кудесник?

– обращение к тексту ( НЕЗРИМЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МОГУЩЕМУ ДАН.

погибнет в мирных обстоятельствах: не конь убьет Олега, а от коня он примет смерть). Именно от коня выползла пресловутая змея , ставшая причиной гибели. (повторение: М.Пришвин «Кладовая солнца» - ситуация опасности).
- Понял ли Олег предсказание кудесника?
Замысловатый ответ кудесника не был до конца понят и разгадан Олегом, который сам обладал чудесным пророческим даром, ревность одного волхва к дару другого сыграла свою зловещую роль.
Кто знает: будь сам вещий Олег не волхвом, возможно, он не стал бы играть с огнем и выспрашивать, где его любимый конь, не стал бы гневаться и называть кудесника КАКИМ? «лживым, безумным стариком».
- Так к кому же в большей степени относится слово «вещий»? (кудесник)
- Какова авторская позиция? (автор на стороне кудесника)

- Почему Пушкин обращается к старине?(люди обращались к истории, чтобы решить важные проблемы современной жизни)
- Какая проблема его волновала? (в устах волхва – свобода, независимость, неподкупность)
- Каким должно быть его творчество? (свободным, независимым, неподкупным).


  1. Итог урока: обращение к эпиграфу.


«Песнь о вещем Олеге» есть явная народная басня.

Н.М.Карамзин

  1. Вспомним определение басни: нравоучительный конец, мораль, назидание. За что князь так жестоко наказан?

Поскольку басни заканчиваются моралью, предложите свой вариант нравоучения по поводу этого произведения, т.е.дайте Олегу совет, как надо было бы ему поступить.
Варианты: КУДЕСНИКАМ НУЖНО ДОВЕРЯТЬ

ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ

САМОНАДЕЯННОСТЬ И ВЫСОКОМЕРИЕ МОГУТ ПОГУБИТЬ

НА ТО ОНО И ИНОСКАЗАНИЕ. ЧТОБ НЕ ПОНИМАТЬ ЕГО ДОСЛОВНО

КОВАРСТВО И ХИТРОСТЬ В КОНЦЕ ЖИЗНИ ОБОРАЧИВАЮТСЯ ЗЛОВЕЩИМ ОБРАЗОМ В КОНЦЕ

ЗАХОЧЕШЬ ПОТЕРЯТЬ КОНЯ, А СЕБЯ СПАСТИ – ПОТЕРЯЕШЬ И КОНЯ, И СВОЮ ЖИЗНЬ.


  1. Выводы по уроку: Обращение к теме – «Тяжкое бремя выбора». Почему тяжкое? Каждый из нас проходит через выбор…

  2. Чтение стихотворения И.Бунина «Выбор».

14. Заключительное слово учителя.
Постарайтесь и вы, ребята, сделать правильный выбор. От того, как каждый из нас поведет себя в трудную минуту жизни, зависит ваше будущее. Постарайтесь найти свою, единственную, собственную, прямую, а не окольную дорогу, которая выведет вас в жизнь и не заставит пожалеть о когда-то сделанном выборе.

15.Комментарий оценок за урок.

16.Д.з.: подготовиться к тестированию по «Песне…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconУрок по теме «Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге»
...

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconПлан-конспект урока тема урока «Идейно-художественное своеобразие...
Идейно-художественное своеобразие баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Урок №2

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconУрок устное народное творчество
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconУрок – мастерская ценностных ориентаций «Сам ищу выход»
Рассмотреть, как разрешает проблему выбора главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconУрок литературы в 8 «Б» классе. Тема: А. С. Пушкин. «Песнь о вещем...
Презентация, словарь Даля В. И., иллюстрации к балладе Козлов А. А., Мацыгин Г., Лосев В. Н

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconА. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района...

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconПлан-конспект урока тема: Александр Сергеевич Пушкин. Анализ баллады «Песнь о вещем Олеге»
Место работы: гкоу «Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconПлан- конспект урока по литературе
Прочитать стихотворение Пушкина, подготовиться к его выразительному чтению, найти и прочитать легенду о вещем Олеге в «Повести временных...

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconПояснительная записка: Курс литературы в 8 классе по умк
«Капитанской дочки»: рассмотреть исторические события и исторических героев на страницах данной повести, Пугачева как вождя восстания...

Рассмотреть проблему выбора в «Песне о Вещем Олеге», особенности жанра iconПедсовет Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
«Песни о вещем Олеге» дается историч справка о герое). Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru