Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов.




Скачать 439.07 Kb.
НазваниеДоклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов.
страница1/3
Дата публикации30.07.2013
Размер439.07 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3


Доступ к правовой информации в России

Аннотация

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. Под публикой понимаются рядовые граждане, умеющие читать, управлять бытовой техникой (напри­мер, телевизором, телефоном или пейджером) и не обремененные излишними знаниями юриспруденции и информационных технологий. Под своевременным доступом имеется в виду возможность любого человека по месту его пребывания, отвечая на предельно простые вопросы, получить сиюминутную информацию и разъяснения по любой правовой проблеме. В понятие доступа также включается возможность разрешать правовые проблемы с использованием традиционных изданий - актуальных и полных юридических справочников, словарей, энциклопедий.

Дается понятие нового средства доступа - баз правовых знаний, описывается технология их создания и многочисленные приложения, включая автоматизированный доступ к правовым знаниям. Много внимания уделено вопросам информационно-технологической поддерж­ки труда юристов и совершенствованию законодательства. Предлагаются конкретные экономичные схемы разворачивания самоокупаемых публичных центров правовой информации, пригодные как для малых городов, так и для мегаполисов и органов управления.

Уникальная фактография и большой объем справочного материала о доступе к правовой информации в России делают доклад полезным как для граждан и рядовых пользователей правовой информации, так и для специалистов в области правоприменения, правотворчества, управления и информационных технологий. Предлагаемые технологии и организационные решения могут быть использованы не только в России.

Содержание

1

Положение вещей

Организация публичного доступа к правовой информации

10

4

Базы правовой информации

Заключение

10

8

Новые возможности доступа к правовой информации







Перечень сокращений

БПИ

базы правовой информации

ИПС

Информационно-поисковая система “Артефакт”




БПЗ

базы правовых знаний

НЦПИ

Научный центр правовой информации




ДПИ

доступ к правовой информации

ПА

правовой акт (документ)




ИСТ

Информационные системы и технологии

ЦКР

Центр компьютерных разработок
















1. Положение вещей

1.1. Построение гражданского общества в России объективно требует обеспечения публичного доступа к правовой информации (“ДПИ”). Доступ к правовой информации представляет собой реальную возможность субъекта права (или его представителя) по месту пребывания, вовремя, бесплатно (или за разумную плату) уяснить в требуемом объеме установленные Законом для конкретной ситуации права и обязанности как свои, так и третьих лиц, т.е. их состав и порядок реализации.

Неизвестное право никогда не будет востребовано. В организации доступа к источникам права потребителей без специальной подготовки можно выделить следующие крупные проблемы:

  1. политические (объективная незаинтересованность лиц, принимающих решения в органах власти, в развитии правосознания граждан; правовой нигилизм лиц, принимающих решения; неэффективность и репрессивный характер деятельности судов, правохранительных и фискальных органов; коррупция в органах государственной власти - по некоторым оценкам ежегодный объем взяток в России достигает 15 млрд. долларов США, т.е. в России реально правят чиновник и деньги; русский историк Н.М. Карамзин характеризовал эту отнюдь не новую ситуацию следующим образом: “... право без власти есть ничто ...”);

  2. социальные (невостребованность права, вызванная неверием граждан в силу закона; менталитет старшего поколения посттоталитарного государства);

  3. кадровые и концептуальные (законодательство пишется для юристов и подразумевает необходимость толкования, что создает необходимость платной юридической помощи; основная масса юристов, определяющих развитие законодательства, - еще советской школы; кризис системы образования и низкий уровень подготовки большинства юристов);

  4. связанные с переходным состоянием российского права (в условиях эрозии законодательной техники поток принимаемых нормативных актов создает высокий уровень противоречивости законодательства, одновременно формируя массив фактически не действующих нормативных правовых актов, не признанных законодателем в качестве утративших силу - становится трудноразрешимым вопрос о применимости той или иной нормы права; таким образом, юрист вынужден проводить экспертизу, с результатами которой другой юрист, как правило, не соглашается; заинтересованное лицо оплачивает все, если, конечно, может);

  5. экономические (неудовлетворительно низкий уровень благосостояния большинства граждан; высокая стоимость услуг юристов; недостаток бюджетных средств для субсидирования бесплатных или хотя бы недорогих юридических услуг или услуг ДПИ населению; недоступность большинству граждан персональных компьютеров);

  6. проблема “проклятия размерности” (объем действующего законодательства таков, что без применения информационных технологий корректное решение даже элементарного юридического вопроса затруднительно).

1.2. Перечислим основных субъектов ДПИ и попробуем оценить уровень их мотивации к уяснению и соблюдению закона. Как правило, органы государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная, прокуратура, органы охраны порядка) не утруждают себя соблюдением Закона, не ищут его, а, зачастую, и не знают. На уровне муниципалитетов ситуация неоднозначна и варьируется от модели восточных деспотий до реальных попыток что-то сделать для людей в условиях значительного дефицита местных бюджетов. Среди хозяйствующих в России субъектов пытаются работать законопослушно в лучшем случае половина предприятий (только ведущие легальный бизнес). Практически все средства массовой информации, юридические конторы и некоммерческие организации заинтересованы, по крайней мере, в знании Закона. Среди граждан ситуация достаточно печальная - по мнению автора, только некоторая часть студентов и специалистов с высшим образованием все-таки как-то верят, что смогут себя защитить, и интересуется законодательством. Подавляющая же часть российских граждан боятся только силу (власти, денег, организованной преступности), не без оснований считают, что “закон, что дышло, как повернул, так и вышло”, и выкручиваются как могут. В дальнейшем все требования к ДПИ будем строить в расчете на самого массового, неквалифицированного и беззащитного субъекта - граждан. Заметим, что задача публичного доступа к правовой информации - самая сложная и с избытком покрывает требования всех иных категорий потребителей правовой информации.

1.3. Доступ к правовой информации - не самоцель. Попытаемся понять, зачем ДПИ рядовому гражданину и государству.

  1. Любое наше движение возникает вследствие неудовлетворенности сложившимся положением вещей и направлено на разрешение возникшей проблемы. Мы попадаем в проблемную ситуацию, которую явно или неявно формулируем, например, “Сыну в отделении милиции отбили почки”, или “Ребенок не хочет учиться”, или “Этой осенью мало грибов”. Очевидно, не всякую ситуацию имеет смысл регулировать законодательно. Так, например, причинение ущерба здоровью человека действиями третьих лиц может быть предметом правового регулирования, т.е. является правовой ситуацией, а нежелание учиться, равно как и неурожай грибов, вероятно, таковой не является.

  2. Правовую ситуацию требуется переформулировать в задачу поиска правовой информации, например, “найти нормы законодательства об оценке размера и порядке взыскания ущерба здоровью, а также иной ответственности лиц, причинивших такой ущерб”.

  3. Задачу поиска правовой информации надо в разумный срок решить, т.е. сформировать по возможности полную подборку сведений, так или иначе полезных для разрешения стоящей проблемы. Заметим, что комплексная задача поиска законопослушного выхода из ситуаций всегда расщепляется на множество более простых задач поиска (найти определения терминов; выявить правоустанавливающие, процедурные и иные нормы законодательства; выяснить, как зафиксировать юридически значимые факты и т.д.).

  4. Практический результат достигается, если только решается задача интерпретации юридического текста - нужно для конкретной ситуации уяснить содержание и порядок реализации всех своих прав и чужих обязанностей. Только в результате такого познания Закона можно формировать некоторую программу действий, которая не создаст новую проблему нарушения Закона.

Таким образом мы пришли к тому, что целью доступа к правовой информации является знание Закона, регулирующего конкретную ситуацию, за которым следует соответствующий букве Закона выход из проблемной ситуации. Так в идеале реализуется интерес гражданина (появляется надежда корректно снять правовую проблему) и государства (сохраняется правопорядок, т.е. зло не плодит новое беззаконие).

1.4. Объектом доступа является правовая информация. В понятие правовой информации автор включает любые зафиксированные (записанные, озвученные, отображенные) общепринятыми средствами (письменная и устная речью, изображения и др.) целостные в смысловом отношении записи (официальные документы, авторские произведения, сообщения средств массовой информации ...), прямо или косвенно способствующие правопониманию или влияющие на правоприменение и законотворчество. В определенных ситуациях исключение составляют материалы, доступ к которым ограничен (персональные данные, а также сведения, составляющие служебную, профессиональную, коммерческую, государственную или иную охраняемую Законом тайну). Таким образом, можно обозначить основные типы правовой информации, действующей на территории России:

  1. акты международных организаций, соглашения субъектов международного права в переводах (в том числе и неофициальных); международные обычаи (морская практика, торговые обычаи ...);

  2. внутригосударственные соглашения субъектов Российской Федерации;

  3. национальные правовые акты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный);

  4. нормативно-техни­ческие материалы (стан­дарты, классификаторы, технические условия, своды правил, регламенты ...);

  5. практика правоприменения (обзоры, решения и постановления конституционных судов, органов государственного арбитража, судов общей юрисдикции, военных трибуналов, третейских судов ...);

  6. образцы деловых бумаг (но­тариальная практика, типовые формы договоров, бланки для ведения бухгалтерского учета, судопроизводства, делопроизводства ...);

  7. словари определений юридических терминов, толковые и энциклопедические;

  8. комментарии законодательства, проблемные, аналитические и научные работы по правовым вопросам; популярные статьи и юридические консультации любой формы (включая радио- и телепередачи); учебные материалы по правовым вопросам;

  9. документооборот, обеспечивающий процесс нормотворчества (вклю­чая проекты правовых актов), и иные материалы.

Как объект потребления правовая информация имеет объемные показатели и качественные характеристики.

1.4.1. По представительным расчетам автора объем законодательства России на 1 января 2000 года будет превышать 1,5 млн. действующих правовых актов, в том числе: 60 тыс. международных актов; 110 тыс. правовых актов федерального уровня; 580 тыс. правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации и до 800 тыс. правовых документов органов местного самоуправления. Это эквивалентно 6,5 млн. машинописных страниц текста, что составляет стопку бумаги высотой с 230-этажный дом. Для того, чтобы все это прочитать, одному человеку не хватит 50 лет. Если оценить объем прочей правовой информации, как еще столько же, можно себе представить всю сложность практического решения проблемы публичного доступа к правовой информации.

1.4.2. Перечислим некоторые пороки российской системы законодательства, существенные с точки зрения эффективности ДПИ:

  • неопределенность и многозначность юридической терминологии (наши исследования показывают, что отдельные термины имеют более 100 действующих нормативных определений; по данным Интралекс (п. 2.2.b) из 65 тыс. употребляемых в федеральном законодательстве терминов в законах реально определено не более 3 тыс. или 5%);

  • неполнота и неэффективность правовой системы (ряд областей правоотношений никак не урегулированы, новые проблемы не решаются исчерпывающим образом, не все существующие нормы работают);

  • противоречивость и неисполнимость (поскольку в законодательном процессе господствует частный интерес депутатов, местничество и систематическое превышение полномочий субъектами законодательной инициативы, законы принимаются без должной проработки, законодатель не устраняет даже внутренние противоречия в принимаемых актах, не говоря уже о внешних несоответствиях, устаревшие правовые акты не отменяются);

  • нерешенность ряда проблем снятия юридических коллизий (правила разрешения противоречий между отдельными нормами законодательства либо не определены, либо не соблюдаются в законотворческой и правоприменительной практике, так, например, фактически игнорируется примат международного права, установленный ч.4 ст.15 Конституции РФ).

1.4.3. Обозначим некоторые проблемы ДПИ, связанные с отдельным типам правовой информации. Действующие на территории России международные акты практически недоступны в официальных переводах (открыто и опубликовано не более 10%) и незнакомы власти, в первую очередь судам. Не все нормативные правовые акты публикуются, официальные издания испытывают значительные финансовые сложности, выходят с задержкой и достаточно дороги. Практика правоприменения практически не публикуется. Научные издания сложны для понимания граждан и субъективны. Популярные передачи и статьи за редким исключением готовятся людьми некомпетентными и просто дезинформируют.

1.5. Средства ДПИ достаточно разнообразны. По идее нужную информацию по конкретной проблеме человек может получить:

  1. по запросу в органах государственной власти или местного самоуправления (на основании ч. 4 ст. 29 Конституции России) - в большинстве случае или нет информации, или нет специалиста, или нет возможности сделать бесплатно, или нет бумаги, карандашей, конвертов ...;

  2. из профильной передачи по радио или телевидению - вероятность, что сиюминутная проблема гражданина будет освещена через средства вещания ничтожно мала, а общие разговоры о правовой культуре не воспринимаются;

  3. купив и прочитав подходящую книгу или газету - требует средств и постоянных усилий по выявлению и изучению информации по интересующей теме;

  4. изучив подходящее издание в библиотеке - неполнота библиотечного фонда, неэффективность средств поиска, неактуальность и неполнота традиционных изданий делают библиотеки интересными в основном для учащихся и пенсионеров;

  5. в юридических консультациях - очень дорого, причем еще нужно суметь найти специалиста по интересующему вопросу, что не всегда удается;

  6. из баз правовой информации, причем для этого нужно оплатить или базу (если есть подходящий компьютер) или доступ - что недешево, после чего научиться эффективно работать с БПИ;

  7. иным способом (у соседа, в очереди, в жилуправлении, в собесе ...), как правило, совершенно бесплатно идет дезинформация.

1.6. Надо понимать, что качественные услуги ДПИ не могут быть совсем бесплатными. Естественно, что в процессе переработки и доведения правовой информации до сведения граждан возникают технологические пороки, к которым можно отнести:

  1. неполноту правовой информации по конкретной проблеме;

  2. ошибки в текстах (в изданиях и базах правовой информации ...);

  3. задержки поступления / опубликования правовых актов;

  4. сложность и неэффективность традиционных средств доступа к необозримым массивам текстов правовой тематики и их неприспособленность для оперативного разрешения конкретных проблем потребителя (относится в равной мере ко всем без исключения средствам ДПИ);

  5. низкое качество консультаций в средствах массовой информации.

Очевидно, что сама система российского законодательства порождает проблемы, которые делают нереальным в обозримой перспективе полное устранение технологических пороков ДПИ. Т.е. можно вести речь только об относительном качестве того или иного средства ДПИ, а также о разработке новых средств доступа к правовой информации.

1.7. Сравнительный анализ возможностей и эффективности различных средств (каналов) доступа к правовой информации позволяет утверждать, что они не взаимозаменимы и каждый из них имеет своего потребителя. Для справки приводим перечень издательств, публикующих широкую номенклатуру литературы юридической тематики:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconЗакон Краснодарского края от 28 июня 2007 года №1270-кз «О дополнительных...
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих рассмотрение обращений граждан

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconЛекция Русская официально-деловая письменная речь Типология официальных...
Язык и стиль инструктивно-методических документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Унификация...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconМетодика мониторинга официальных сайтов органов власти Санкт-Петербург 2011
Икт в деятельности органов власти и исполнения ими Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconРоссийская библиотечная ассоциация
России должно стать совершенствование материально-технической базы и технологическая модернизация. Этого требует необходимость создания...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconОсобенно в отношении финансовых издержек и имеющихся средств правовой защиты
Целью этого исследования является выявление препятствий, которые имеются в странах векца при обеспечении доступа к правосудию по...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconИстория государства и права зарубежных стран
Изучение истории государства и права способствует формированию широкой правовой культуры, выработке навыков юридического мышления,...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconДоклад министерства социально-демографической и семейной политики...
Спечение права на юридическую помощь важная составляющая социальной политики. Доступ ко многим другим правам, таким как право на...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconДоклад на тему «Вопросы использования инструментальных средств для...
...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconСистемный интегратор представит практические решения на основе технологий ibm
Москве пройдёт семинар «Опыт «Поликом Про» по созданию электронных хранилищ документов и систем управления бизнес-процессами». Организаторы...

Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. iconПлан работы отдела экономики, муниципальных закупок и сферы услуг...
Подготовка проектов нормативно-правовых актов, документов по вопросам, входящим в компетенцию отдела по экономическим вопросам


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru