Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы




Скачать 446.29 Kb.
НазваниеВоспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы
страница1/4
Дата публикации29.08.2016
Размер446.29 Kb.
ТипАвтореферат
5-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

ТРЕГУБОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ


13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Пермь

2015

Работа выполнена на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»



Научный руководитель

Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».



Официальные оппоненты



Моисеева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных класcах Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Ногтева Елена Ювинальевна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор образовательного центра АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».





Ведущая организация


ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»





Защита состоится 25 июня 2015 года в 12 часов на заседании совета

Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата

наук, на соискание учёной степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108, ауд.210.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108, а также на сайте http://yspu.org

Отзывы о автореферате направлять по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108.

Автореферат разослан « » 2015 года
Ученый секретарь диссертационного совета С.Л. Паладьев




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией его содержания и структуры. Они затрагивают все сферы, в том числе и решения задач воспитания экологической культуры, развития экологического образования учащихся. В основных направлениях государственной политики в области экологического развития России, принятой на период до 2030 года, подчеркивается, что процесс воспитания и обучения в образовательных учреждениях должен быть направлен на формирование экологически ответственного поведения, и вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания необходимо включить в государственные, федеральные и региональные программы. О необходимости развития экологического образования говорится в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Указе Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (2008), «Концепции общего экологического образования для устойчивого развития» (2010), «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010) к личностным результатам овладения основной образовательной программой относит формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Важнейшим условием реализации основной образовательной программы школы является создание образовательной среды, в том числе направленной на воспитание экологической культуры подростков. К сожалению, лишь в единичных образовательных организациях делаются попытки ее создания. Проблема ее создания в образовательной организации является не до конца решенной в теории и практике учебного процесса и заслуживает пристального внимания.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема воспитания экологической культуры школьников широко обсуждается в педагогической науке. Направления исследований в решении данной проблемы отражены в различных аспектах:

  • методологические основы и условия реализации экологического образования в трудах философов (Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.), педагогов (М.В.Аргунова, Е.Н. Дзятковская, С.Н. Глазачев, Д.С.Ермаков, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.); психологов (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.);

  • вопросы социально-философского подхода к взаимодействию природы и общества (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, М.С. Каган, В.А. Кобылянский, Д.С. Лихачев, Н.Н. Моисеев, В.И. Медведев, Д.Ф. Разенкова и др.);

  • концептуальные подходы развития системы экологического образования (С.В. Алексеев, А.Н. Захлебный, В.А. Кобылянский);

  • вопросы преемственности системы непрерывного экологического образования (И.Т. Гайсин, С.Г. Гильмиярова, Л.В.Моисеева, В.И. Огоньков, Н.М. Чернова);

  • теоретическое обоснование и пути реализации содержания экологического образования в средней школе (М.В.Аргунова, С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, Д.С.Ермаков, А.Н. Захлебный, О.С. Наумова, Г.А.Ягодин и др.);

  • подходы к определению структуры экологической культуры (Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.Ю. Львова, Н.М. Мамедов, Е.Ю.Ногтева, Г.В. Шейнис, В.А. Ясвин и др.);

  • теория и практика формирования экологической культуры учащихся (В.А. Игнатова, Т.В. Кучер, К.А. Романова, О.Ю. Тимофеева, З.А. Хусаинов, А.В. Филинов и др.); в системе дополнительного образования (Р.В. Кельбас, Н.А. Иванова и др.); в условиях детско-юношеских объединений (А.Ю. Соловьев, А.В. Стромова);

  • педагогические условия становления экологической культуры школьников (Г.Б. Барышникова, Н.В. Ульянова и др.);

  • туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков (И.Л. Беккер, И.А. Самарина, Е.А. Игумнова, Е.И. Полянская, С.П. Фокин и др.), младших подростков (Р.А. Рогожникова, Л.Р. Тараканова и др.).

Тем не менее, анализ научной литературы позволяет сделать следующий вывод: несмотря на существенные шаги по решению проблемы экологического воспитания школьников, отдельные аспекты воспитания экологической культуры у подростков не достаточно разработаны в теории педагогики. В частности, необходим поиск и обоснование организационных и педагогических условий формирования образовательной среды школы, способствующих воспитанию экологической культуры у подростков. Особую актуальность приобретает развитие теоретического и методического обеспечения экологического образования, главной целью которого является воспитание у учащихся данного личностного образования.

При анализе проблемы мы пришли к выводу, что подростковый возраст - оптимальный для процесса воспитания у школьников экологической культуры. Реальную возможность для процесса воспитания экологической культуры создают такие возрастные особенности, как оценка важности и возможности своего участия в решении экологических проблем, повышение внутренней уверенности в своих умениях, возможность применения результатов обучения в решении практической, общественно значимой деятельности, являющейся средством вхождения в мир ценностей, появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, появление стремления к неизвестному, рискованному, к испытанию себя, стремления к волевым усилиям, пробуждение активного взаимодействия, экспериментирования с миром социальных отношений, приводящее к исполнению своих нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды.

Основная идея исследования заключается в том, что экологическая культура подростка, формируемая в условиях целостной образовательной среды школы, является личностным образованием, базирующемся на развитии когнитивной, эмоциональной и волевой сферах личности; результатом ее формирования является активная реализация субъектной позиции обучающегося.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов, изучения инновационного опыта по проблеме исследования, а также сопоставительного анализа педагогической теории с потребностями педагогической практики мы установили ряд противоречий:

  • на социально-педагогическом уровне: между возросшими требованиями к уровню экологической культуры подростков и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических условий его формирования;

  • на научно-педагогическом уровне: между необходимостью научно-теоретического обоснования процесса воспитания экологической культуры у подростков и недостаточностью исследований по данному направлению в педагогической науке;

  • на научно-методическом уровне: между необходимостью совершенствования процесса воспитания экологической культуры у подростков и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по созданию образовательной среды в школе.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы должны быть педагогические условия и содержание образовательной среды школы, с тем, чтобы обеспечить воспитание экологической культуры у подростков.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы».

Цель исследования: выявление педагогических условий и разработка содержания образовательной среды школы, которые будут способствовать воспитанию экологической культуры подростка.

Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у подростков.

Предмет исследования: условия и содержание образовательной среды школы, способствующие воспитанию экологической культуры у подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что образовательная среда школы будет способствовать воспитанию экологической культуры у подростков, если

  • будут осуществляться организация единого образовательного пространства путем интеграции различных видов деятельности экологического содержания - учебной, внеурочной и внеклассной; привлечение к образовательной деятельности социальных партнеров и родителей; тьюторское сопровождение обучающихся;

  • содержание образовательной среды школы будет включать приобретаемый в процессе прохождения подростком индивидуального образовательного маршрута комплекс знаний, умений, навыков экологической направленности, способствующий обретению им личностного смысла и самореализации в экологической деятельности;

  • формирование компонентов экологической культуры будет происходить гетерохронно на основе прохождения подростком в своем развитии через этапы: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, осознанного выбора и творческий.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Уточнить сущность, структуру и содержание понятия «экологическая культура подростка».

  2. Выявить педагогические условия создания образовательной среды, которые способствуют формированию экологической культуры обучающихся.

  3. Разработать модель процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы.

  4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы провести апробацию содержания образовательной среды школы, способствующей формированию экологической культуры обучающихся.

Методологическими основаниями исследования являются: личностно-ориентированный подход (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.И. Лещинский, А.В.Петровский, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.); деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); культурологический подход (А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, Ю.В.Белкин, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, М.С.Каган, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич, Ю.М.Лотман, С.Ю.Степанов и др.); средовой подход (Ю.С. Мануйлов, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова, В.Д.Семенов, Н.Л.Селиванова, В.И.Слободчиков, Е.А.Ямбург, В.А. Ясвин и др.); целостный и системный подходы к рассмотрению педагогического процесса (Ю.А.Конаржевский, Ф.Ф.Королев, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова и др.).

Теоретической основой исследования выступили: положения о единстве обучения и воспитания (И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Харламов и др.), идеи реализации воспитания в процессе обучения (Н.М.Борытко, Н.С.Дежникова, Б.Т.Лихачев, Е.Н. Шиянов др.); методологические принципы современной системы экологического образования (Е.Н.Дзятковская, С.Н.Глазачев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.); теоретические аспекты формирования экологического сознания, основанные на психологических аспектах взаимодействия человека с миром природы (А.А.Алдашева, С.Д.Дерябо, В.И.Медведев, В.И.Панов, В.А.Ясвин); теоретические подходы к структуре, анализу и характеристике экологической культуры (Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, М.С.Каган, Б.Т.Лихачёв, Н.В.Реймерс, К.И.Шилин и др.); идеи вариативности и проектирования образовательной среды (А.Г.Асмолов, А.В.Воронцов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.К.Дьяченко, В.И.Панов, А.В.Петровский, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.).

В исследовании использовался комплекс методов: теоретических - анализ философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, международной и российской нормативно-правовой базы, передового педагогического опыта по проблеме исследования; синтез, обобщение, интерпретация результатов исследования, моделирование; эмпирических – педагогическое наблюдение, психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение), педагогический эксперимент; математических – шкалирование и ранжирование полученных данных; статистической обработки - Microsoft Excel, критерий Стьюдента, Фишера.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МАОУ «СОШ №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми и МОУ «СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми.

Организация исследования. Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (2007-2008 гг.) - подготовительный: выявлены границы исследования, проведен анализ структуры и сущности процесса воспитания экологической культуры у подростков, осуществлен анализ литературы, существующие гипотетические модели, определена тема, разработана программа исследования.

Второй этап (2008-2011 гг.) – опытно-поисковый: разработана модель процесса воспитания экологической культуры у подростков; осуществлен подбор диагностического материала для мониторинга исследуемого процесса; выполнены констатирующие срезы; разработан и внедрен в педагогический процесс комплекс условий воспитания экологической культуры у подростков.

Третий этап (2012-2014 гг.) – аналитический: осуществлены апробация теоретико-практических основ опытно-поискового исследования, анализ, систематизация, обобщение данных, полученных в ходе работы; разработаны практические рекомендации для педагогов по воспитанию экологической культуры учащихся; осуществлено внедрение результатов исследования в практику средних общеобразовательных школ; оформлен текст диссертации.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconВоспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы
Охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconУчитель, класс
Кафедра работала над темой: «Развитие и воспитание творческой индивидуальности школьника в условиях формирующейся новой образовательной...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconМониторинг участия учителей школы в образовательных событиях 2011
Научно-методический семинар «Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconГосударственный доклад об охране окружающей среды и экологической ситуации
Амурской области, организаций разных форм собственности, деятельность которых связана с охраной окружающей среды, природопользованием...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconВоспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconИнструкция «Экспертиза образовательной среды»
Для полноценной экспертизы, оценки образовательной среды школы с последующей использованием её для проектирования вариативной модели...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы icon«Преподавание естественных предметов в условиях создания информационно...
...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconАнализ работы кафедры гуманитарно-эстетических дисциплин за 2011 2012 учебный год
В течение 2011-2012 учебного года кафедра работала над темой «Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconИнформационное письмо
...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru