Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 




Скачать 443.15 Kb.
НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
страница1/4
Дата публикации29.08.2016
Размер443.15 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4

Организация Объединенных Наций




A/HRC/

_unlogo

Генеральная Ассамблея

Distr.: 

Russian

Original: 


Совет по правам человека

Двадцать девятая сессия

Пункты 2 и 3 повестки дня

Ежегодный доклад Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций
по правам человека и доклады Управления
Верховного комиссара и Генерального секретаря


Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав,
включая право на развитие


Передовая практика и основные проблемы в области предотвращения и ликвидации калечащих операций на женских половых органах

Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Резюме

Настоящий доклад представляется в соответствии с резолюцией 27/22 Совета по правам человека об активизации глобальных усилий в целях искоренения практики калечащих операций на женских половых органах. После краткого обзора вопросов, касающихся этой практики и применимой правовой основы, в настоящем докладе изложены краткие сведения о некоторых инициативах, предпринятых государствами, учреждениями Организации Объединенных Наций, неправительственными организациями и другими организациями для ликвидации этой практики, а также аналитические данные о сохраняющихся проблемах. Настоящий доклад содержит ряд выводов и рекомендаций, а также замечания о том, что любые калечащие операции на женских половых органах запрещены по международному праву прав человека и что государства обязаны уважать, защищать и осуществлять право женщин и девочек на жизнь без калечащих операций на женских половых органах. В настоящем докладе государствам предлагается, в частности, принять и осуществлять законы о запрещении калечащих операций на женских половых органах в соответствии с международным правом прав человека; разработать всеобъемлющие стратегии борьбы с калечащими операциями на женских половых органах на всех уровнях государственного управления; содействовать образованию девочек; предпринимать образовательные и информационно-просветительские инициативы; оспаривать социальные нормы, являющиеся основанием для калечащих операций на женских половых органах, и отделить эту практику от религии, общественных устоев, вредных стереотипов и культурных убеждений, способствующих укоренению дискриминации в отношении женщин; поощрять ведущую роль политических деятелей в пресечении этой практики и наладить сбор данных.






Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−2 4

II. Определение и правовая основа 3–11 4

III. Передовая практика в области ликвидации калечащих операций
на женских половых органах 12–57 8

A. Законодательные меры 12–16 8

B. Всеобъемлющие планы действий 17–18 10

C. Образовательные и информационно-просветительские
инициативы 19–28 11

D. Взаимодействие с религиозными и общинными лидерами 29–31 13

E. Прочие инициативы по борьбе с отношением общества
к калечащим операциям на женских половых органах
и поддержкой этой практики 32–37 13

F. Ведущая роль политических деятелей 38 15

G. Пропаганда альтернативных обрядов 39–41 15

H. Трансграничные, региональные и международные инициативы
сотрудничества 42–43 16

I. Услуги защиты и поддержки 44–47 16

J. Борьба с калечащими операциями на женских половых органах
в общинах меньшинств 48–57 17

IV. Проблемы в области борьбы с калечащими операциями на женских
половых органах…. 58–66 20

V. Выводы и рекомендации 67–72 22
I. Введение

1. В своей резолюции 27/22 Совет по правам человека просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека представить Совету на его двадцать девятой сессии подборку по передовой практике и основным проблемам предотвращения и ликвидации калечащих операций на женских половых органах.

2. Настоящая подборка была согласована с государствами, учреждениями Организации Объединенных Наций, организациями гражданского общества и другими соответствующими заинтересованными сторонами. Со всеми материалами, представленными для подготовки настоящего доклада, можно ознакомиться на веб-сайте Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ)1.

II. Определение и правовая основа

3. Согласно определению учреждений Организации Объединенных Наций, калечащими операциями на женских половых органах являются процедуры частичного или полного удаления наружных женских половых органов или другие повреждения женских половых органов в немедицинских целях2. По сведениям Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), в 29 странах, по которым имеются данные, этой практике подверглись более 130 млн. девочек и женщин. В каждой второй из этих стран таким процедурам подвергаются преимущественно девочки в возрасте до пяти лет. Подобная практика характерна для некоторых стран Африки, Ближнего Востока и Азии, а также для ряда общин в Латинской Америке. Она отмечается также в Европе, Австралии и Северной Америке, в общинах выходцев из тех стран, в которых принято проводить калечащие операции на женских половых органах.

4. Эта практика закрепилась в различных культурах и общинах по разным причинам, однако, как выясняется, все культурные, религиозные и социальные причины связаны с дискриминацией по признаку пола и вредными гендерными стереотипами в отношении роли женщин и девочек в обществе. По всей видимости, калечащие операции на женских половых органах являются способом влияния на половую жизнь женщин и сопряжены с другими нарушениями, обусловленными действием патриархальных и дискриминационных гендерных норм, такими как детские и принудительные браки, супружеское изнасилование и насилие со стороны полового партнера. Во многих общинах они считаются важным обрядом превращения девочки в женщину, означающим ее готовность к вступлению в брак. Среди женщин-беженцев и женщин-мигрантов, а также женщин из числа потомков мигрантов подобная практика может символизировать культурную самобытность и часто воспринимается в качестве источника личного и коллективного самосознания.

5. Во многих случаях эта практика отрицательно отражается на естественных функциях организма девочек и женщин и оказывает чрезвычайно пагубное влияние на их здоровье, включая психологическое, сексуальное и репродуктивное здоровье. В краткосрочной перспективе последствиями калечащих операций на женских половых органах могут быть смерть от потери крови и болевого шока, травмы или инфекции3. В долгосрочной перспективе последствиями таких операций могут быть хроническая боль, инфекции, уменьшение удовольствия от половой жизни и психологические проблемы, такие как посттравматическое нервно-психическое расстройство. Эта практика связана также с повышенными рисками родов через кесарево сечение, послеродового кровотечения, эпизиотомии, более длительного пребывания в родильном доме, необходимости проведения новорожденному ребенку искусственной вентиляции легких, рождения детей с низкой массой тела и внутриутробной гибели плода4.

6. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам отметили, что практика калечащих операций на женских половых органах оказывает непосредственное отрицательное влияние на способность женщин и девочек пользоваться своими правами человека наравне с мужчинами и тем самым приводит к нарушению их прав на недискриминацию и равноправие. В совместных общей рекомендации № 31 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин/замечании общего порядка № 18 Комитета по правам ребенка (CEDAW/C/GC/31-CRC/C/GC/18) указано, что калечащие операции на женских половых органах являются вредной практикой и что вред, который эта практика наносит потерпевшим, обычно имеет целью или следствием нарушение гарантий признания, пользования и осуществления прав человека и основных свобод женщин и детей.

7. В совместных общей рекомендации/замечании общего порядка также указано, что в целом вредная практика, как правило, ассоциируется с серьезными формами насилия или является формой насилия в отношении женщин и детей. Государства обязаны проявлять должную заботу для предотвращения и расследования актов насилия в отношении женщин и наказания за них, независимо от того, совершаются эти акты государством или частными лицами5.

8. В своем докладе (E/CN.4/2002/83) Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях отметила, что практика калечащих операций на женских половых органах проистекает из патриархальных властных структур, которые узаконивают необходимость контроля над жизнью женщины в связи со стереотипным восприятием женщины как главной хранительницы половой нравственности, которая вместе с тем обладает бесконтрольными сексуальными позывами. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет по правам ребенка подчеркнули, что вредная практика, такая как калечащие операции на женских половых органах, является следствием глубоко укоренившихся социальных предрассудков, в соответствии с которыми считается, что женщины и девочки занимают низшее положение по сравнению с мужчинам и мальчиками; они также выразили обеспокоенность по поводу того, что эта практика используется для оправдания насилия на гендерной почве как формы "защиты" или контроля над женщинами и детьми. В связи с этим, согласно статье 5 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, государствам надлежит принимать все соответствующие меры с целью изменить социальные и культурные модели поведения с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

9. В вышеупомянутых совместных общей рекомендации/замечании общего порядка также указано, что дискриминация на сексуальной и гендерной почве пересекается с другими факторами, негативно отражающимися на женщинах и девочках, в частности тех из них, кто принадлежит или считается, что принадлежит, к уязвимым группам населения и, следовательно, в большей степени подвергается риску стать жертвами вредной практики.

10. Правозащитные механизмы указали, что калечащие операции на женских половых органах могут быть сопоставимы с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения и наказания, предусмотренными в статьях 1 и 16 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания6, а также отметили, что эти операции приводят к нарушению права на жизнь в случае летального исхода.

11. Практика калечащих операций на женских половых органах влечет за собой также нарушение права на здоровье7. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка и Комитет по правам человека выразили обеспокоенность по поводу медикализации8 таких операций и настоятельно призвали государства обеспечить, чтобы ответственность за эту практику распространялась не только на лиц, которые проводят подобные операции вне медицинских учреждений и не имеют медицинской квалификации. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин выразил обеспокоенность в связи с тем, что эту практику принято считать женским вариантом обрезания. Калечащие операции на женских половых органах кардинально отличаются от мужского "обрезания" как характером вредного воздействия, предназначением и целью, так и последствиями. Например, главная цель калечащих операций на женских половых органах часто заключается в оказании влияния на сексуальные желания женщин и девочек, а мужское обрезание не связано с этой целью или таким результатом.

III. Передовая практика в области ликвидации калечащих операций на женских половых органах

A. Законодательные меры

12. На момент подготовки настоящего доклада законодательные меры по борьбе с калечащими операциями на женских половых органах были приняты более чем в 40 странах. В Мавритании постановлением № 2005–2015 эту процедуру было запрещено проводить врачам и государственным медицинским учреждениям. В Египте и Кении родителям и опекунам детей запрещено принуждать их к этой практике. В законодательстве Уганды и Кении предусмотрена уголовная ответственность за калечащие операции на женских половых органах и дискриминацию в отношении женщин, не подвергшихся таким операциям. В Нигерии, несмотря на отсутствие федерального закона о запрещении этой практики, конкретные законы о ее запрещении могут быть приняты на уровне штатов, как уже было сделано в ряде штатов.

13. В материалах Программы обследования в области народонаселения и здравоохранения (http://dhsprogram.com) отмечено значительное сокращение масштабов этой проблемы в тех государствах, которые ввели всеобъемлющие уголовные санкции за калечащие операции на женских половых органах и обеспечили применение этих санкций. В Кении, где доля подвергшихся этой практике девочек, составлявшая более 50% в 1980 году, уменьшилась до 20% в 2010 году, было направлено в суд 71 дело, связанное с этой практикой, причем по 16 из этих дел были вынесены обвинительные приговоры. В Буркина-Фасо наблюдается сокращение масштабов практики калечащих операций на женских половых органах среди девушек, а также было вынесено по меньшей мере семь обвинительных приговоров за эту практику или подстрекательство к ней. В 2014 году в результате двух публичных выездных судебных заседаний в двух отдельных провинциях в связи с калечащими операциями, жертвами которых стали 14 девочек, правонарушители были приговорены к лишению свободы сроком на шесть месяцев. С 2012 года в Эритрее были осуждены и оштрафованы по меньшей мере 155 врачей, которые проводили калечащие операции на женских половых органах, а также родители девочек, пострадавших от этой практики, в Эфиопии было возбуждено 13 дел, а в Гвинее-Бисау по меньшей мере 14 дел были направлены в суд, а также был осужден один правонарушитель. В Уганде, после того как в 2010 году там был принят Закон о калечащих операциях на женских половых органах, на рассмотрение в суд были направлены 15 дел о нарушении этого закона, а в ноябре 2014 года пять человек были признаны виновными в занятии подобной практикой. С 1983 года, когда специальный закон о запрещении калечащих операций на женских половых органах вступил в силу во Франции, к лишению свободы за причастность к этой практике там было приговорено около 100 человек. По утверждению французской полиции, число калечащих операций уменьшилось в результате привлечения правонарушителей к судебной ответственности и реализации других инициатив по предотвращению преступлений9. 26 января 2015 года один из судов в Египте, рассмотрев первое в истории дело о нарушении принятого в 2008 году закона о запрещении калечащих операций на женских половых органах, возбужденное в связи со смертью после такой операции 13-летней девочки, вынес обвинительный приговор врачу, сделавшему ей эту операцию в частной клинике.

14. Все чаще отмечаются трансграничные случаи калечащих операций на женских половых органах, что обусловлено, в частности, установлением уголовной ответственности за эту практику и строгим контролем за соблюдением законов о ее запрещении в тех странах, где есть крупные общины ее приверженцев. В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье государствам-участникам надлежит обеспечивать наказание за такие действия, если они совершаются в третьей стране одним из их граждан или жителей либо против такого лица даже в тех случаях, когда эти действия не считаются уголовным преступлением в той стране. Кроме того, государствам-участникам предписано принимать необходимые меры для установления юрисдикции в отношении противоправной практики калечащих операций на женских половых органах, когда предполагаемый правонарушитель находится на их территории. Этот принцип экстратерриториальности закреплен в законах многих европейских стран. В разделах 1 и 4 Закона Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о калечащих операциях на женских половых органах (2003 года) предусмотрена уголовная ответственность за практику калечащих операций на женских половых органах или причастность к ней для всех лиц, независимо от их гражданства или места жительства. В 2006 году в уголовное законодательство Италии было включено конкретное положение о том, что такая практика должна наказываться даже в тех случаях, когда сами операции совершаются за пределами страны (Закон № 7/2006). В Дании, Испании, Норвегии, Швейцарии и Швеции установлена уголовная ответственность за практику калечащих операций на женских половых органах, а также за содействие этой практике и подстрекательство к ней как внутри этих стран, так и за их пределами. В 2011 году Кения включила в свое законодательство положение об экстратерриториальности в целях привлечения кенийцев к уголовной ответственности за проведение калечащих операций на женских половых органах за ее пределами. В 2012 году в Ирландии был принят Закон об уголовном судопроизводстве (калечащие операции на женских половых органах), в котором предусмотрено запрещение практики или попыток проведения калечащих операций на женских половых органах.

15. Некоторые страны не только обеспечили соблюдение законов и реализацию стратегий, касающихся калечащих операций на женских половых органах, но и создали механизмы для отслеживания прогресса в области ликвидации этой практики, а также выделили соответствующим должностным лицам ресурсы для выполнения этой задачи, включая необходимые кадровые, финансовые, технические и другие ресурсы. Например, в кенийском законе о запрещении этой практики предусмотрено учреждение совета по борьбе с калечащими операциями на женских половых органах, на который будут возложены как оперативные, так и консультативные функции, включая обеспечение достаточных ресурсов для борьбы с калечащими операциями на женских половых органах.

16. В ходе работы по обеспечению соблюдения национального законодательства следует уделять особое внимание сохранению в тайне информации о жертвах и свидетелях и оказанию им различных услуг, включая защиту родителей и девочек, отвергающих эту практику. Поскольку виновники калечащих операций на женских половых органах, как правило, являются членами семей жертв, последние часто не хотят содействовать привлечению правонарушителей к судебной ответственности и иногда могут отказываться давать показания следователям. На семью могут оказывать крайне сильное давление, с тем чтобы она приняла эту практику: известны случаи угроз родителям, отказавшимся подвергать своих дочерей этой практике, а также девочек, которые, по их утверждению, совершили членовредительство с целью защитить своих родителей. Необходимость защиты жертв и свидетелей учтена в законодательстве ряда стран. Например, в законодательстве Соединенного Королевства предусмотрено обязательное сохранение в тайне имен жертв этой практики, обращающихся с заявлением в полицию.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Использование информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения права на жизнь

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о деятельности Добровольного фонда для финансовой...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях*

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми, Марии Грации Джаммаринаро

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
В настоящем докладе, представляемом в соответствии с резолюцией 24/6 Совета, Специальный докладчик вкратце сообщает о своей деятельности,...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная в соответствии с резолюцией 5/1 от 18 июня 2007 года, провела...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian
Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Гайане состоялся на пятнадцатом заседании 28 января 2015 года. Делегацию Гайаны возглавляла Каролин Родригес-Биркетт. На...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Турции состоялся на 13-м заседании 27 января 2015 года. Делегацию Турции возглавлял заместитель премьер-министра Бюлент...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru