Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 




Скачать 491.09 Kb.
НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
страница1/5
Дата публикации29.08.2016
Размер491.09 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5

Организация Объединенных Наций




A/HRC/

_unlogo

Генеральная Ассамблея

Distr.: 

Russian

Original: 


Совет по правам человека

Двадцать девятая сессия
Пункты 2 и 8 повестки дня

Ежегодный доклад Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций


по правам человека и доклады Управления
Верховного комиссара по правам человека
и Генерального секретаря


Последующие меры и осуществление
Венской декларации и Программы действий


Дискриминация и насилие в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации
и гендерной идентичности


Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Резюме

Настоящий доклад представляется Совету по правам человека согласно его резолюции 27/32, в которой Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара по вопросам насилия и дискриминации в отношении лиц по причинам их сексуальной ориентации и гендерной идентичности (A/HRC/19/41).





Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−2 3

II. Недавние изменения 3−8 3

III. Применимые международные стандарты и обязательства 9−19 5

A. Защита лиц от насилия 11−12 5

B. Предотвращение пыток и жестокого обращения 13−14 6

C. Декриминализация гомосексуализма и отмена других законов,
используемых для наказания лиц по причинам их сексуальной
ориентации и гендерной идентичности 15 6

D. Защита лиц от дискриминации по причинам их сексуальной
ориентации и гендерной идентичности 16−17 7

E. Защита прав на свободу выражения мнений, ассоциаций
и собраний и права на участие в ведении государственных дел 18−19 8

IV. Насилие на почве гомофобии и трансфобии 20−40 8

A. Контекст 20−25 8

B. Убийства 26−30 9

C. Другие виды насилия, включая сексуальное насилие 31−33 11

D. Пытки и жестокое обращение 34−38 12

E. Позитивные изменения с 2011 года 39−40 13

V. Дискриминация 41−75 13

A. Дискриминационные законы 43−49 14

B. Дискриминационная практика 50−70 16

C. Позитивные изменения с 2011 года 71−75 21

VI. Выводы и рекомендации 76−81 23

A. Государства 78−79 23

B. Национальные правозащитные учреждения 80 25

C. Совет по правам человека 81 25

I. Введение

1. В 2011 году, согласно резолюции 17/19 Совета по правам человека, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека представила Совету доклад, в котором она описала специфику дискриминации и насилия в отношении людей во всех регионах по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности1. Почти три года спустя в своей резолюции 27/32 Совет просил Верховного комиссара обновить вышеупомянутый доклад в целях обмена передовой практикой и способами борьбы с насилием и дискриминацией в порядке применения существующего международного права и стандартов в области прав человека.

2. Настоящий доклад опирается на недавние выводы правозащитных органов Организации Объединенных Наций, региональных и неправительственных организаций и на информацию, представленную правительствами, включая 28 ответов на вербальную ноту государствам-членам от 29 декабря 2014 года2.

II. Недавние изменения

3. В последние годы правительства во всех регионах реализуют множество инициатив, направленных на снижение уровней насилия и дискриминации по причине сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Например, с 2011 года 14 государств принимают или укрепляют законы по борьбе с дискриминацией и преступлениями на почве ненависти, расширяя защиту по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности, а в двух случаях и вводя средства правовой защиты для интерсексуалов. Три государства отменили уголовные санкции за гомосексуализм; 12 − разрешили на национальном уровне браки или гражданские союзы однополых пар; 10 − провели реформы, которые в той или иной степени позволяют трансгендерам легче добиться юридического признания своей гендерной идентичности.

4. В десятках стран полицейские, судьи, тюремные надзиратели, медицинский персонал и учителя проходят просветительскую подготовку по гендерной проблематике и сексуальности, в школах внедряются программы по борьбе с травлей (антибуллинг), строятся приюты для бездомной молодежи из числа лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). В популярных телевизионных программах в позитивном свете изображаются ЛГБТ-персонажи, а знаменитости, чтобы способствовать просветительству, сами "раскрывают" свою ЛГБТ-принадлежность или высказываются в поддержку ЛГБТ-сообщества. Во всех регионах громче и заметнее заявляют о себе правозащитники из числа ЛГБТ и интерсексуалов, и в нескольких случаях им удается успешно оспаривать в судах попытки властей ограничить их законную деятельность3.

5. Как ни отрадны эти достижения, они затмеваются продолжающимися и широко распространенными нарушениями прав человека, совершаемыми − и очень уж часто безнаказанно − против индивидов по причинам их сексуальной ориентации или гендерной идентичности. С 2011 года в ходе свирепых, насильственных нападений, о некоторых из которых повествуется ниже, погибли сотни людей, а тысячи − получили ранения. Другие задокументированные нарушения включают пытки, произвольные задержания, отказ в правах на собрания и выражение мнений, дискриминацию в сфере здравоохранения, образования, занятости и жилья. Эти и смежные злоупотребления требуют согласованного реагирования со стороны правительств, легислатур, региональных организаций, национальных правозащитных учреждений и гражданского общества, а также органов Организации Объединенных Наций, включая Совет по правам человека.

6. Договорными органами Организации Объединенных Наций по правам человека и специальными процедурами неоднократно высказывались озабоченности в связи с размахом и серьезностью насилия и дискриминации в отношении ЛГБТ и интерсексуалов. В последние годы Управление Верховного комиссара (УВКПЧ) опубликовало ряд руководств и публичных информационных материалов, включая информационные листки, буклеты и короткие видеоролики, и пытается вовлечь государства в конструктивный диалог относительно способов защиты прав ЛГБТ и интерсексуалов. В июле 2013 года Верховный комиссар развернул глобальную просветительскую кампанию по борьбе с гомофобией и трансфобией − инициативу Организации Объединенных Наций "Свободные и равные" (www.unfe.org), которая за счет традиционных и социальных СМИ уже охватила более миллиарда человек во всем мире.

7. Защита прав ЛГБТ является и одним из приоритетов работы в рамках более широкой системы Организации Объединенных Наций. В своем послании Конференции Осло по правам человека, сексуальной ориентации и гендерной идентичности Генеральный секретарь квалифицировал борьбу с гомофобией и трансфобией как "один из крупных и игнорируемых вызовов современности" и обязался работать над тем, чтобы положить конец криминализации гомосексуализма, и предпринимать действия к тому, чтобы справиться с насилием и предрассудками. Учреждения Организации Объединенных Наций все больше интегрируют проблемы сексуальной ориентации и гендерной идентичности в свои программы работы, и в том числе в сферах развития, образования, трудовых прав, прав ребенка, гендерного равенства, защиты беженцев, ВИЧ и общественного здравоохранения4.

8. Проблематика прав человека, сексуальной ориентации и гендерной идентичности затрагивается и региональными организациями в Африке, Северной и Южной Америке и Европе. В 2014 году Африканская комиссия по правам человека и народов приняла резолюцию, в которой она осудила насилие и другие нарушения прав человека по причине реальной или вменяемой сексуальной ориентации и гендерной идентичности; Организация американских государств одобрила свою седьмую резолюцию по правам человека, сексуальной ориентации и гендерной идентичности, приняв в 2013 году Конвенцию о борьбе против всех форм дискриминации и нетерпимости, которая затрагивает эти проблемы; Межамериканская комиссия по правам человека установила мандат Докладчика по правам ЛГБТ и интерсексуалов, учредив в 2011 году специализированное подразделение; Европейский союз принял руководящие принципы по поощрению и защите прав человека ЛГБТ и интерсексуалов; и как Европейский парламент, так и Парламентская ассамблея Совета Европы приняли резолюции на этот счет; Европейский суд по правам человека и Межамериканский суд по правам человека приняли ряд постановлений с подтверждением прав ЛГБТ на равное обращение и защиту по закону.

III. Применимые международные стандарты и обязательства

9. Применение международного правозащитного права ориентируется фундаментальными принципами универсальности, равенства и недискриминации. Право пользоваться защитой международного правозащитного права в отношении прав на жизнь, личную безопасность и неприкосновенность частной жизни, на свободу от пыток и жестокого обращения, дискриминации, произвольного ареста и задержания, а также на свободу выражения мнений, ассоциации и мирных собраний и в отношении всех других гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав имеют все люди вне зависимости от их сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

10. Государства несут традиционные обязательства уважать, защищать и осуществлять права человека всех лиц в рамках своей юрисдикции, включая ЛГБТ и интерсексуалов. Эти обязательства включают невмешательство в пользование правами, предотвращение злоупотреблений третьими сторонами и проактивное устранение препятствий к пользованию правами человека, включая в данном контексте дискриминационные позиции и методы. Ниже, исходя из анализа предыдущего доклада (A/HRC/19/41) и эволюции работы правозащитных механизмов Организации Объединенных Наций, развертываются соответствующие конкретные обязательства.

A. Защита лиц от насилия

11. Государства несут обязательство проявлять должную осмотрительность, дабы предотвращать, расследовать, наказывать и компенсировать лишение жизни и другие акты насилия. Механизмы Организации Объединенных Наций призывают государства выполнять это обязательство путем принятия законодательных и иных мер к тому, чтобы запрещать, расследовать и преследовать все акты целенаправленного насилия на почве ненависти и подстрекательства к насилию в отношении ЛГБТ и интерсексуалов и предоставлять жертвам возмещение и защиту от репрессалий5. Они призывают государственных должностных лиц публично осуждать такие акты и вести статистику по таким преступлениям и по итогам расследований, преследований и восстановительных мер6. Применение смертной казни по причине сексуальной ориентации и гендерной идентичности нарушает фундаментальные обязательства государств защищать права на жизнь, неприкосновенность частной жизни, равенство перед законом и свободу от дискриминации7.

12. Государствам несут также обязательство не возвращать беженцев в те места, где их жизнь или свобода была бы поставлена под угрозу по причине реальной или воображаемой сексуальной ориентации и гендерной идентичности8.

B. Предотвращение пыток и жестокого обращения

13. Государства несут обязательство защищать всех лиц, и в том числе ЛГБТ и интерсексуалов, от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в местах содержания под стражей, в медицинских заведениях и иных структурах. Это обязательство включает запрещение, предотвращение, расследование и предоставление возмещения в отношении пыток и жестокого обращения во всех контекстах государственного контроля, и в том числе обеспечение квалификации таких актов в качестве правонарушений по отечественному уголовному праву9. Ответственность государства возникает в том случае, если публичные должностные лица, и в том числе тюремные работники и сотрудники полиции, прямо замешаны в совершении, подстрекательстве, возбуждении, поощрении, попустительстве в связи с такими актами или сопричастны или прикосновенны иным образом к таким актам, а также если должностные лица уклоняются от предотвращения, расследования, преследования и наказания таких актов публичных и частных субъектов10.

14. Медицинская практика, осуждаемая механизмами Организации Объединенных Наций в этом контексте, включает так называемую "переходную" терапию, принудительные генитальные и анальные обследования, принудительную и иную недобровольную стерилизацию, ненужное хирургическое вмешательство и лечение в отношении детей-интерсексуалов11.

C. Декриминализация гомосексуализма и отмена других законов, используемых для наказания лиц по причинам их сексуальной ориентации и гендерной идентичности

15. Государства несут обязательство защищать права на частную жизнь, свободу и безопасность личности, включая право не подвергаться произвольному аресту и задержанию. Механизмы Организации Объединенных Наций призывают государства выполнять эти обязательства путем отмены законов, используемых для наказания лиц по причинам их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, включая законы, криминализирующие гомосексуализм и трансвестизм, и отвергают попытки оправдать такие законы соображениями защиты здоровья или нравственности населения12. Государствам следует воздерживаться от ареста или задержания лиц по дискриминационным основаниям, включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность13.

D. Защита лиц от дискриминации по причинам их сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

16. Защита прав на равенство перед законом, равную защиту закона и свободу от дискриминации является фундаментальным обязательством государств по международному праву и требует от государств запрещать и предотвращать дискриминацию в публичной и частной сферах и сокращать условия и позиции, вызывающие или увековечивающие такую дискриминацию14. С этой целью государствам следует ввести всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, которое включало бы в число защищаемых признаков сексуальную ориентацию и гендерную идентичность15. Государствам следует разобрать и отменить дискриминационные законы и устранять дискриминацию ЛГБТ и интерсексуалов, в том числе в пользовании правами на здравоохранение, образование, работу, воду, достаточное жилье и социальное обеспечение16.

17. Государства также несут обязательства по преодолению дискриминации детей и молодых людей, идентифицирующихся или воспринимаемых в качестве ЛГБТ или интерсексуалов. Это включает притеснение, школьную травлю, отсутствие доступа к медико-санитарной информации и услугам и принудительное медицинское лечение17. Механизмы Организации Объединенных Наций призывают государства юридически признавать предпочтительный пол трансгендеров без неправомерных требований, включающих стерилизацию, принудительное медицинское лечение или развод18. Они призывают государства разрабатывать просветительские кампании и вести подготовку государственных должностных лиц по борьбе со стигматизацией и дискриминационными подходами, предоставлять жертвам дискриминации эффективные и надлежащие средства правовой защиты и обеспечивать, чтобы исполнители привлекались соответственно к административной, гражданской или уголовной ответственности19. Государствам следует также обеспечить юридическое признание и защиту однополых пар20 и защиту прав их детей без дискриминации21.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о деятельности Добровольного фонда для финансовой...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Использование информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения права на жизнь">