Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах




НазваниеМатериалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
страница1/8
Дата публикации29.08.2016
Размер1.03 Mb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8




МАТЕРИАЛЫ и КОММЕНТАРИИ

Казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах



Материалы представили неправительственные правозащитные организации Казахстана: Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», Астанинский филиал Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ и СЗ), ОО «Институт демократии и прав человека»», ОО «Миссия по правам человека», ОФ «Ұлт бірлігі», оргкомитет ОО «Сохраним жизнь», ОФ «Гражданское действие», ОО «Поколение» г. Астана, ОО по защите прав детей и родителей «Камкорлык», ОФ «Аман-Саулык», Республиканская независимая сеть наблюдателей (РСНН), ОО «Ассоциация социальных работников и инвалидов», Общественное движение «За свободный интернет», независимый эксперт Алибек Бегдесенов.

При составлении материалов и комментариев к Докладу использованы следующие основные источники информации: жалобы лиц, считающих себя жертвами и обратившихся за помощью в правозащитные организации; судебные и административные дела, возбужденные по результатам этих жалоб; результаты мониторинга; анализ законодательства и судебной практики; официальная статистика (там, где это возможно); официальные публикации средств массовой информации.

Контактная организация: Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»

Адрес: 010000, Казахстан, Астана, Джангильдина 22, офис 41,

Тел/факс: +7 (7172) 32 07 82,

E-mail: pressa_frpk@mail.ru

I. ОБЩИЕ РАМКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАКТА
1. Просьба указать, могут ли приводиться и приводились ли закрепленные в Пакте права национальными судами в качестве либо основания для возбуждения дела, либо средства толкования правовых норм.

Согласно п.19 Лимбургских принципов, государства-участники должны обеспечивать эффективные средства правовой защиты, согласно Пакту, включая, в соответствующих случаях, судебную защиту.

В Замечание общего порядка Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам № 9 – Применения Пакта во внутреннем праве [1998] также сказано о прямом и непосредственном применении международных норм в национальном правовом пространстве:

«4. В целом имеющие обязательную юридическую силу международные стандарты в области прав человека должны иметь прямое и непосредственное применение во внутренней правовой системе каждого государства-участника, позволяя, тем самым, лицам добиваться обеспечения осуществления своих прав через национальные суды и другие органы правосудия…

14. В пределах надлежащего выполнения своих функций в области судебного надзора суды должны учитывать признаваемые Пактом права в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения соответствия между поведением государства и его обязательством по Пакту. Пренебрежение этой ответственностью со стороны судов несовместимо с принципом господства права, который неизменно подразумевает уважение международных обязательств в области прав человека».
Однако эффективные средства правовой защиты в Казахстане отсутствуют.

Суды в Казахстане в своей практической деятельности не уделяют надлежащее внимание обязательствам государства, вытекающим из международных договоров по правам человека, ратифицированным Казахстаном, а также не применяют норму Конституции, которая гласит, что

(пункт 1,3 статьи 4) «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.

Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

Суды не применяют нормы международного права, утверждающие право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи (п.1 ст.11, п.1 ст.2 МПЭСКП). В настоящее время государство Казахстан не выполняет прямое обязательство перед ООН, согласно Пакту принимать такие законодательные и политические меры, которые необходимы для защиты достаточного жизненного уровня для гражданина РК.

Несмотря на закрепление в национальном законодательстве приоритета норм международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, серьезную озабоченность вызывает Постановление Конституционного Совета РК от 18.05.2006 г. №2 «Об официальном толковании подпункта 7) ст.54 Конституции РК». Так в мотивировочной части этого Постановления Конституционный Совет сослался на свое Постановление от 11.10.2000 г. №18/2, в котором утверждается, что Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. «не определяет порядка исполнения договоров. Это относится к конституционным и законодательным прерогативам государств и вытекает из общепризнанного принципа международного права - суверенного равенства государств». И далее, «исходя из этого, Конституционный Совет полагает, что в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции Республики, обладающей согласно пункту 2 статьи 4 Основного Закона высшей юридической силой на территории Республики, такой договор полностью или в части, признанной не соответствующей Конституции, не подлежит исполнению». Наконец, в резолютивной части данного Постановления Конституционный Совет утверждает, что: «… 4. В случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции Республики, такой договор или его соответствующие положения не подлежат исполнению».

Данное решение Конституционного Совета, с нашей точки зрения, противоречит Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в частности, ст.27 Конвенции, согласно которой: «Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

В связи с этим НПО рекомендуют: пересмотреть Постановление Конституционного Совета РК «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции РК» от 18.06.2006 г. с тем, чтобы создать политико-правовую основу для приведения положений национального законодательства в соответствие с международными обязательствами Республики Казахстан, касающимися приоритета норм международных договоров, ратифицированных РК, по отношению к ее внутреннему праву.
4. Просьба сообщить, является ли институт Уполномоченного по правам человека национальным правозащитным учреждением, которое соответствует Принципам, касающимся статуса национальных учреждений (Парижские принципы) (резолюция 48/134 Генеральной Ассамблеи, приложение), и правомочен ли он рассматривать вопросы осуществления экономических, социальных и культурных прав.

Действующий в Казахстане институт Уполномоченного по правам человека (омбудсман) не приведен в соответствие с Парижскими принципами, и его решения носят лишь рекомендательный характер.

Указ Президента РК об Уполномоченном по правам человека РК необоснованно ограничивает компетенцию этого национального учреждения: «…18. Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия и решения Президента, Парламента Республики Казахстан и его депутатов, Правительства Республики Казахстан, Конституционного Совета, Генерального прокурора, Центральной избирательной комиссии, судов Республики Казахстан».

Рекомендации по приведению статуса и компетенции национальных учреждений по правам человека в Казахстане в соответствие с Принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижскими принципами), принятыми ООН в 1993 г., представлены в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по результатам рассмотрения первоначального доклада Казахстана о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка (пункты 593-594) (2003); Заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации по результатам рассмотрения первоначального–третьего периодического доклада Казахстана о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (пункт 20) (2004 г.); Докладе Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов г-на Леонардо Деспуи «Гражданские и политические права, включая вопросы независимости судей, отправления правосудия, безнаказанности» по результатам миссии в Казахстан (пункт 90) (2005 г.).

В связи с этим НПО рекомендуют: привести законодательное обеспечение создания и деятельности национальных учреждений по правам человека в Республике Казахстан, в частности института Уполномоченного по правам человека РК в соответствие с Парижскими принципами, а также рекомендациями Комитета ООН по правам ребенка, Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, рекомендациями Специального докладчика ООН по вопросу независимости судей и адвокатов.
II. ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПАКТА
(статьи 1 5)

5. Какие из изложенных на страницах 76-79 доклада государства-участника крупномасштабных мер по решению экологических проблем и обеспечению устойчивого развития оказали наиболее существенное влияние на защиту и осуществление экономических, социальных и культурных прав населения государства-участника?

Несмотря на то, что прошло почти 20 лет с момента заключения первых договоров между иностранными компаниями и Правительством РК отсутствует прозрачность значительного числа сделок, которые до сих пор имеют засекреченные данные о разделе прибыли и других аспектах, заключённых Правительством РК с нефтедобывающими компаниями.

Несмотря на активную природоохранную деятельность Министерства охраны окружающей среды РК, в республике остаются следующие проблемы экологического характера:

- Проблема охраны атмосферного воздуха г. Алматы в связи с его географическим расположением и в связи с тем, что более состоятельные люди для места жительства выбирают воздушные ворота города.

- Проблема охраны воздуха промышленных зон городов Усть-Каменогорска, Темиртау, Атырау и Мангистауской области в связи с тем, что сверхнормативные выбросы осуществляются без предупреждения населения и в основном в ночное время.

- Несоблюдение норм Орхусской конвенции, ратифицированной Казахстаном.

- Правительство бездействует, а суды не обеспечивают эффективной защитой 1400 жителей поселка Березовка Западно-Казахстанской области, проживающих в санитарно-защитной зоне Карачаганакского месторождения. Месторождение является крупнейшим нефтегазоконденсатным месторождением в мире, запасы которого оцениваются в более чем 1,2 млрд. тонн нефти и конденсата и 1,35 трлн. кубометров газа. С 1997 г. его разрабатывает международный консорциум Karachaganak Petroleum Operating (KPO), включенный в список особо опасных предприятий. Жители поселка постоянно дышат сероводородом и болеют различными заболеваниями, а также страдают сельскохозяйственные угодья. Жители должны были быть переселены в безопасное место еще в 2002 году, но это не произошло до настоящего времени. С января 2009 г. суды г. Астаны отказывают общественным организациям «Зеленое спасение», «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности» и РОО «Шанырак» в защите и восстановлении прав жителей поселка Березовка.

- Не урегулирована на законодательном уровне проблема трансграничных водных ресурсов, особенно с такими государствами как Китай, Узбекистан и Киргизстан.

- В стране приняты программы по утилизации отходов и начали действовать мусороперерабатывающие заводы, но вместе с тем существует проблема радиоактивных отходов опасных и вредных для здоровья населения.

- Не проведено экологическое зонирование по регионам, вследствие чего экологические переселенцы лишены возможности получения социальной защиты.

- В течение продолжительного времени не решаются экологические проблемы курортной зоны Борового и промышленной зоны вокруг озера Балхаш.

Указанные в ответах Правительства в п. 12 Законы РК «О системе здравоохранения» и «Об охране здоровья граждан» утратили силу в связи с введением с 10.10.2009 г. Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
6. Помимо Конституции, запрещающей дискриминацию, какие еще конкретные антидискриминационные законодательные акты, если таковые имеются, были введены в действие государством-участником, в том числе в сферах социального страхования и социального обеспечения, здравоохранения, образования и жилья?

В ответах Правительства Казахстана указывается: «В соответствии со статьей 7 Трудового Кодекса, каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к роду или сословию, к общественным объединениям. Согласно подпункту (15) пункта 1 статьи 22 Трудового кодекса, работник имеет право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан».

В п. 12 ответов Правительства указывается: «Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите». Однако повсеместно право трудиться лиц с психическими расстройствами ограничивается, таких людей не принимают на работу в связи с диагнозом, они остаются без средств к существованию.

Государством игнорируется обязательство, установленное Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» о создании условий для обеспечения трудовой деятельности психически больных посредством строительства лечебно-трудовых мастерских. К примеру, только в одном из четырех регионов, где филиалом КМБПЧ и СЗ в г. Астана проводился в период с сентября 2009 г. по январь 2010 г. мониторинг условий содержания и соблюдения прав пациентов психиатрических учреждений, функционировала лечебно-трудовая мастерская. Но и здесь 20 работающих пациентов Восточно-Казахстанского областного психо-неврологического диспансера не получали какой-либо оплаты за свой труд.

Государство также не обеспечивает и надлежащего уровня социальной помощи лицам с психическими расстройствами, как это устанавливает Закон РК «О специальных социальных услугах». Данный закон вступил в силу с 01.01.2009 г., однако стандарт социальной работы для здравоохранения так и не разработан по настоящее время. Финансирование для реализации оказания социальных специальных услуг психически больным не заложен при принятии в 2008 г. бюджета на предстоящие три года.

Согласно п. 21 Лимбургских принципов, обязательство "обеспечить постепенно полное осуществление прав" предписывает государствам-участникам продвигаться к реализации прав как можно более быстрыми темпами. Ни при каких обстоятельствах это положение нельзя толковать, как подразумевающее для государства право откладывать на неопределенный срок принятие мер по обеспечению полного осуществления. Напротив, все государства-участники обязаны немедленно приступить к принятию мер по выполнению своих обязательств по Пакту.

В Казахстане практически отсутствуют антидискриминационное законодательство, антидискриминационные институты и процедуры. Отсутствует судебная практика по рассмотрению дел о дискриминации по признаку этнической принадлежности, пола, расы и т.д., хотя существующие негативные процессы и факты указывает на наличие серьезных проблем в обществе.

До сегодняшнего времени в Казахстане не приняты ни специальное антидискриминационное законодательство, ни отдельные нормативные правовые акты, содержащие какое-либо определение понятий «прямая дискриминация» и «косвенная дискриминация», в полной мере соответствующие положениям Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Несмотря на то, что Республика Казахстан уже на протяжении более десяти лет является государством-участником Конвенции, разработка и принятие специального антидискриминационного законодательства до сих пор не входили и не входят в планы законодательных работ Правительства и Парламента Казахстана.

Правоприменительная практика избегает правильной юридической квалификации правонарушений, свидетельствующих о фактах дискриминации. Несовершенство национального законодательства, размытость юридических признаков форм и способов дискриминации, отсутствие четких критериев, которые позволяли бы судить о наличии дискриминации в конкретном случае, не дает возможности потерпевшей стороне доказать факт дискриминации.

Не существует судебной практики по рассмотрению исков о дискриминации, поскольку чаще всего и в юридических консультациях, и в судах считают, что в исковом заявлении должно быть не требование об устранении дискриминации, а указание на нарушение конкретного права. Поэтому в Республике Казахстан, в отличие от других сфер судебной правоприменительной практики, до сих пор нет обобщения судебной практики, соответственно, нет нормативного постановления Верховного Суда по рассмотрению дел о нарушениях права на недискриминацию по любым основаниям, которое стало бы важной правовой мерой ограничения проявлений дискриминации в казахстанском обществе.

На отсутствие в Казахстане антидискриминационного законодательства было указано и в Заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации по результатам рассмотрения третьего периодического доклада Казахстана о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (п.8) (2004 г.).

В связи с этим НПО рекомендуют: разработать и принять антидискриминационное законодательство, а также комплекс законодательных, административных и организационных мер по созданию эффективных антидискриминационных институтов, механизмов и процедур.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconДоклад о выполнении Кыргызской Республикой Международного пакта об...
Настоящий доклад – совместный продукт нескольких организаций и экспертов, подготовленный в рамках Коалиции нко по продвижению социально-экономических...

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconИ культурным правам
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОтветы на дополнительные вопросы Комитета по экономическим, социальным...
О выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОрганизация объединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОрганизация объединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Материалы и комментарии казахстанских неправительственных организаций, которые надлежит затронуть в связи с рассмотрением первоначального доклада Казахстана об осуществлении прав, охватываемых статьями 1 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах iconОрганизация объединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru