Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза




Скачать 403.33 Kb.
НазваниеФормирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза
страница1/4
Дата публикации28.08.2016
Размер403.33 Kb.
ТипАвтореферат
5-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Киэлевяйнен Лариса Михайловна

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Тверь 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики, социальной работы и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».


Научный руководитель

доктор педагогических наук,

профессор Валерий Александрович Николаев


Официальные оппоненты:

Лобзаров Виктор Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»





Панова Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, руководитель отдела инновационной образовательной практики

ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей»


Ведущая организация


ФГБОУ ВПО  «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»


Защита состоится «16» мая 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.262.01 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета: university.tversu.ru.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «14» апреля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук М.В. Мороз

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, неблагоприятная экологическая обстановка, которую некоторые специалисты называют «экологической диктатурой», ускоренная урбанизация, массовые техногенные и социогенные катастрофы приводят к неуклонному ухудшению состояния здоровья населения, сокращению продолжительности активной жизни.

Особую тревогу вызывает здоровье современной молодежи. По данным социологических исследований последних лет, каждый седьмой школьник хотя бы однажды попробовал наркотики. За 5 лет число подростков, больных наркоманией, увеличилось в 13 раз. Продолжается рост раннего алкоголизма (по сравнению с 2000 г. болезненность алкоголизмом среди подростков за год возросла с 18,1 до 20,7 на 100 000 человек подросткового населения), растет число алкогольных психозов. Злоупотребление психоактивными веществами ведет к таким тяжелым последствиям, как распространение инфекций, в том числе ВИЧ/СПИДа.

Последствия, связанные со злоупотреблением наркотиками, угрожают национальной безопасности государства. Это заболевания и смертность населения молодого и работоспособного возраста, уменьшение рождаемости и численности населения, рост правонарушений и безнадзорности.

Не менее остро стоит проблема с табакокурением. За последние годы доля курящих людей в ряде стран стала уменьшаться, но абсолютное число растет за счет женщин и молодежи. В России резко увеличилось число курящих людей, особенно среди детей и подростков. Средний возраст приобщения к курению снизился до 11–13 лет.

Материалы доклада вице-президента РАО Д.И. Фельдштейна «Психолого-педагогические проблемы построения школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития» свидетельствуют, что изменения социальной ситуации обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка. Неуклонно растет число агрессивных детей, повышается уровень их тревожности, страхов. Компьютерные игры, Интернет снижают контроль детей за собственным поведением, формируют различные виды зависимости. Современная наука должна сосредоточиться на противодействии негативному влиянию цивилизации, связанными с ним пагубными привычками: алкоголизацией, наркотизацией, игроманией и т. п. Как показывает опыт, наши исследования, одним из эффективных средств такого противодействия выступает здоровый образ жизни (ЗОЖ).

В ст. 51 (ч. 1 и 7) Закона РФ «Об образовании» говорится, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата является «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» (ПК-7). Это убеждает в заинтересованности государственных структур в сохранении здоровья нации, приобщении подрастающего поколения к ЗОЖ.

О важности ЗОЖ в воспитании и подготовке учителя писали многие выдающиеся педагоги прошлого П.Ф. Лесгафт, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). Обобщая свой богатейший педагогический опыт, В.А. Сухомлинский отмечал, что забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. Всей своей подвижнической деятельностью он убеждал учителей, родителей активно приобщать воспитанников к физкультуре, спорту, здоровому питанию, режиму труда и отдыха, балансу витаминов и т. п.

Фундаментальные вопросы, связанные с сохранением здоровья освещались в работах Р.И. Айзмана, Н.М. Амосова, П.К. Анохина, Г.Л. Апанасенко, Р.М. Баевского, В.А. Бароненко, И.И. Брехмана, Э.В. Гущиной, Д.Н. Давиденко, Э.М. Казина, Г.А. Кураева, Ю. П. Лисицина, Н.К. Смирнова, А.Г. Хрипковой и др.

Вопросы теории и практики формирования ЗОЖ студентов вуза, его мотивация раскрываются в трудах О.С. Васильевой, М.Я. Виленского, Д.Н. Давиденко, В.М. Калинина, А.Б. Косолапова, А.В. Лотоненко, Н.М. Полетаевой, Г.Н. Пономарева, Т.Г. Трефиловой и др. Анализ трудов названных и других авторов показал, что, несмотря на их серьезный вклад в педагогическую науку, ряд положений изучен недостаточно глубоко. В частности, в трактовке ЗОЖ среди исследователей имеются разночтения, не выработано его единой структуры и т. п.

Современные исследования и практика убеждают в том, что для приобщения будущих учителей к ЗОЖ недостаточно освоения валеологических знаний. Необходимо формирование у них ценностно-смыслового отношения к здоровью как универсальной ценности, потребности в его сохранении, что обеспечивает развитие здоровьесберегающего самосознания. В этом случае ЗОЖ станет для педагога естественной формой жизнедеятельности, а в работе с детьми он будет стремиться к созданию здоровьесберегающего пространства.

С позиций аксиологического подхода ценностно-смысловые отношения к ЗОЖ понимаются как совокупность стимулов и смыслов, побуждающих будущего педагога к освоению достаточно широкого объема валеологических знаний, развитию двигательных способностей, физических качеств, рефлексии, а также овладению специальными педагогическими компетенциями по организации различных видов здоровьесберегательной деятельности учащихся.

Проблемы формирования ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни у студентов рассмотрены в трудах Н.М. Амосова, Л.П. Анастасовой, Н.В. Барышевой, И.И. Брехмана, А. Гаврильчук, Д.Н. Давиденко, В.И. Дубровского, Ю.П. Лисицына, В.В. Маркова, А.В. Мартыненко, Г.Н. Пономарева, И.И. Соковня-Семеновой, Г.М. Соловьева и др. Анализ трудов этих и других авторов свидетельствует о том, что в школе и в вузе физкультурное образование в основном ориентировано на телесное, физическое развитие обучаемого. Тогда как формированию ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в рамках физической культуры уделяется не достаточно внимания.

По сравнению с серединой 1990-х гг. отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков и юношества. Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Следовательно, одна из важнейших функций современного учителя состоит в приобщении детей к ЗОЖ.

К сожалению, в педагогической теории вопрос об использовании физкультурного образования для формирования ЗОЖ будущих учителей рассмотрен недостаточно глубоко. Это проявляется в ряде негативный тенденций. По нашим данным, мотивация на занятиях физической культурой и спортом у нынешних студентов гораздо ниже, чем в прошлые годы. Снижению интереса к занятиям физической культурой содействует значительное уменьшение объема часов, выделяемых на эту дисциплину.

Недоработки теории в области физической культуры, формирования ЗОЖ будущих учителей проявляются в реальной педагогической практике. Согласно нашим опросам, правильно и полностью понимают смысл ЗОЖ около 57,4 % выпускников педагогического вуза и 62,6 % учителей общеобразовательных школ. Из числа опрошенных занимаются физической культурой, ведут ЗОЖ 24,2 % выпускников и 18,2% учителей. Социальный заказ современного общества на приобщение современных учителей к ЗОЖ не реализуется в полной мере ввиду недостаточности теоретических исследований этой проблемы, что негативно сказывается на сформированности у будущих учителей позитивного ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, реализуемого средствами физической культуры. Это доказывает актуальность данного исследования.

Анализ теории и практики формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в процессе физкультурно-образовательной деятельности выявил ряд противоречий: 1) между ориентацией общественного сознания на ЗОЖ и недостаточно глубоким осознанием его значимости современными студентами; 2) между представлениями будущих педагогов о ЗОЖ и слабо развитым ценностно-смысловым отношением к нему как к профессиональному качеству; 3) между потребностью студентов педвуза в ЗОЖ и недостаточно разработанным комплексом условий для его успешной реализации средствами физкультурного образования.

Выделенные противоречия подтверждают актуальность проблемы исследования: каковы теоретические и методические основы эффективного формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ у студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-образовательного процесса.

Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ будущих педагогов в рамках физкультурно-образовательного процесса.

Учитывая недостаточный уровень разработанности проблемы, ее актуальность и значимость, была определена тема исследования: «Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза».

Объект исследованияфизкультурно-образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследованияформирование у будущих педагогов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в период обучения в вузе будет более эффективным, если:

- оно одновременно выступает как одна из задач физкультурно-образовательного процесса и как важнейший компонент общей и профессиональной культуры будущего учителя, осуществляется в определенной логике, обеспечивающей интеграцию компонентов ценностно-смыслового отношения и ЗОЖ;

- в процессе физического воспитания студентов осуществляется поэтапная реализация целевой комплексной инновационной программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ», создано ее педагогическое обеспечение, соблюдаются особые организационно-педагогические условия, обеспечивающие здоровьесберагающее образовательное пространство вуза.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:

  1. На основе теоретико-методологического анализа научных источников определить сущность и структуру ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ студентов педагогического вуза как сложного интегративного образования личности будущего учителя.

  2. В процессе сопоставительного анализа философско-социологического, медико-биологического, психолого-педагогического исследовательских направлений уточнить сущность и структуру понятия «здоровый образ жизни».

  3. В ходе теоретико-эмпирического исследования выявить возможности интеграции компонентов ценностно-смыслового отношения и здорового образа жизни в образовательном процессе вуза.

  4. Разработать и в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность комплексной целевой программы формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в процессе физкультурно-образовательной деятельности.

  5. Определить педагогическое обеспечение, логику, этапы, организационно-педагогические условия, механизмы эффективной реализации программы формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в рамках физкультурно-образовательного процесса профессиональной подготовки учителя.

Методологическую основу исследования составили философские концепции Аристотеля, Сократа, Ж.-Ж. Руссо о необходимости формирования здоровья человека как ценности; идеи о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности (И.И. Брехман); социально-педагогические концепции о здоровье как системе ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде (В.А. Бароненко, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, А.Г. Щедрина и др.), идеи о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, Г.Л. Апанасенко, В.П. Казначеев, А.В. Коробков и др.), идеи осознанного формирования потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физической культурой и спортом (И.Г. Бердников, М.Я. Виленский, Д.Н. Давиденко, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев и др.). В данных работах представлен синтез естественно-научных и гуманитарных подходов к проблематике ценностно-смыслового отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Теоретические основы исследования сложилась из теории педагогической аксиологии (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, В.З. Вульфов, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов), теории физической культуры (Г.П. Виноградов, В.М. Выдрин, В.И. Григорьев, Ю.Ф. Курамшин, Н.Е. Латышева, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров, Е.В. Утишева, Г.Ф. Шитикова), теории ориентации личности на социально-значимые ценности (Т.К. Ахаян, И.С. Батракова, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Н.М. Конжиев, Н.М. Полетаева), теории формирования личности учителя (Е.П. Белозерцев, А.Н. Бритвихин, С.Т. Вершловский, З.И. Васильева, А.В. Мудрик, А.Н. Пискунов, Л.Ф. Спирин), теории психологии здоровья человека (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов), теории физического воспитания (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Г.Н. Пономарев).

Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ философской, валеологической, социологической, психолого-педагогической литературы, специальных исследований по данной теме, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;

  2. Эмпирические: самонаблюдение, самооценка, опрос, анкетирование, тестирование; метод эксперимента, включающий констатирующий, формирующий, промежуточный и контрольный этапы и др; анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение, моделирование;

  3. Методы статистической обработки экспериментальных данных: вычисление среднего арифметического, определение процентного соотношения данных, определение достоверности различий по критерию Стьюдента (t). Обработка методик проводилась с помощью компьютерных технологий (лицензионное программное обеспечение STATISTICA v6).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconСценарий занятия по профилактике вредных привычек урок-сказка «Как...
Цель: формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, мотивации к здоровому образу жизни

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconЦель: воспитание сознательной дисциплины, воспитание правильного...
Цель: воспитание сознательной дисциплины, воспитание правильного отношения к здоровому образу жизни

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconТема: «Безвредного табака не бывает»
Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconРабочая программа дополнительного образования детей
Программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» составлена в соответствии со спортивно-оздоровительным направлением,...

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconПоложение о Всероссийском конкурсе молодежных проектов по здоровому...
Всероссийский конкурс молодежных проектов по здоровому образу жизни «Беги за мной» (далее – Конкурс) проводится Федеральным агентством...

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconСценарий мероприятия Подготовили: Яковлева А. Н., учитель математики
Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconОтчёт Москвинской основной школы. Формирование здорового образа жизни обучающихся
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,...

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconУрока по английскому языку. Тема урока
Воспитательная – привитие интереса к здоровому образу жизни и занятию спортом; формирование умения работать в группах и слушать друг...

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconМетодические рекомендации для учителя по проведению урока здоровья «мы за здоровый образ жизни»
Ивановской области. Современная модель образования предполагает не только создание условий, способствующих сохранению и укреплению...

Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза iconУрок с применением
Цели: формирование навыков говорения, наработка лексико-грамматического материала по теме для дальнейшего ее изучения; развитие творческого...


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru