Доклад




Скачать 93.57 Kb.
НазваниеДоклад
Дата публикации28.08.2016
Размер93.57 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад


Круглый стол
Россия глазами соотечественников: необходимые и достаточные условия для принятия решения о переезде
11 декабря 2006 г. г. Красноярск
ДОКЛАД



Добрый день!

Миграционный элемент соотечественников, проживающих в Туркменистане, определяется сложившейся экономической ситуацией и политическими реалиями. Прежде всего следует отметить, что состоящее русскоязычное население страны составляет в подавляющем большинстве. Потомки поселившихся в дореволюционный период представителей русской администрации, военнослужащие и ссыльные также переехавшие в довоенный период, раскулаченные, бежавшие от голода 30-ых годов, эвакуированные и приехавшие после войны люди, поддерживающие социальные связи с Россией, полностью утрачены. Достоверная статистическая информация об их количестве отсутствует. По последним заявлениям официальных властей таких лиц не менее 35-ти тысяч, однако, элементарный расчет, исходя из известного количества школьников с русским языком обучения, 51 тысяча человек свидетельствует, что таких граждан не менее трехсот тысяч. Только российских граждан имеющих право голоса на выборах, прежде всего их потребность, составила на конец 1995 года по данным статистического учета, порядка ста тысяч. Как показывает анализ, значительная часть русскоязычного населения свыше 42% проживает в столице в городе Ашхабаде и около 5% и прилегающей области; 15,3% в Балканской области. Практически все они городские жители, проживающие в столицах областных центров. Русскоязычное населения, проживающее в крупных городах этих центров все активнее ассимилируют.

Взяв курс на построение национального государства, тркменское руководство ещё в 1993 году приняло закон о туркменском языке, объявив государственным языком туркменский язык, который постепенно и последовательно вводился в обращение во всех сферах государственной и общественной жизни. Справедливости ради надо сказать, что отдельные положения закона водились постепенно в течение 1993-1999 годов.

На государственном языке издание учебников в школы, учебников в юридической печати и общественном уровне принимались меры по обучению русскоязычного населения государственному языку, от их лояльного отношения властей к русскоязычным согражданам, возможность использования на работе и в повседневной жизни русского языка привели к тому, что подавляющее большинство городского населения так и не изучило туркменского языка. И вот исключение из государственного оборота русского языка и процесс повсеместного внедрения туркменского языка это в статье 9-ой закона Туркменистана об уровне государственных руководителей и должностных лиц и государственных служащих в Туркменистане предусмотрены, поскольку вступление граждан на должности государственных служащих осуществляется на условии, что они владеют государственным языком, резко сузилась возможность трудоустройства русскоязычных граждан, что особенно сильно бьет по ним на фоне общего сокращения рабочих мест.

При этом даже знание государственного языка Туркмении не дает возможности русскоязычным трудоустроиться в государственные структуры и предприятия, поскольку действует главный племенной набор контрактов. Изучение положения дел в определенных районах Туркмении показало, что этнические группы у русскоязычных, особенно выпускникам школ, фактически невозможно устроиться на работу. Организовать собственное дело также невозможно, как по материальным причинам, так и в связи с полным присутствием на местах чиновников на всех уровнях, которые занимают однозначную позицию поддержки соплеменников, а не содействию конкурентной борьбе.

После перехода в 1999 году на девятилетнее обучение в средней школе в стране действует единственная российско-туркменская школа с 11-ти летнем образованием в соответствии с российскими учебными программами. Такая разница в подготовке школьников не позволяет многим абитуриентам Узбекистана поступать в высшие учебные заведения России и других стран, лишает русскоязычных детей доступа к многим профессиям. Наряду преподавания на государственном языке в высших учебных заведениях в Туркменистан мало оказывается на возможности русскоязычных в получении образования. На фоне значительного сокращения количества студентов отбор абитуриентов производится комиссией по установленным критериям с учетом строгого анализа племенных и родственных связей, где русскоязычным не остается места. Полное отсутствие частных учебных заведений высшего и среднего звена лишает русскоязычных соотечественников доступ к образованию, снижает их конкурентоспособность на рынке труда, оставляет лишь узкий сегмент неквалифицированной и малоквалифицированной трудовой деятельности. Именно эти факторы расследуются на русскоязычной государственной службе, а также из высшего и среднего звена специалисты госпредприятий и учреждений, невозможность получения детьми высшего и среднего специального образования и как следствие доступа работы в будущем, сокращение на рынке труда способствует росту миграционных настроений.

Сдерживающим мотивом при принятии решения о переселении является невозможность на фоне обнищания нашего населения и одновременно роста стоимости жилья в России, приобретение жилого помещения в случае переезда на постоянное место жительства. Несмотря на нарастающие экономические и психологические трудности все потенциальные переселенцы располагают жильем и с учетом мизерных затрат в Туркменистане на жилье, коммунальные услуги, транспорт и при бесплатном потреблении газа, электроэнергии и воды, люди могут выживать даже при немногочисленных доходах в городах.

Другим таким мотивом служит неверность возможности получения работы по специальности переселенцев среднего и старшего возраста, трудившихся на должностях руководящих или высшего технического состава, научно-педагогической и в других сферах деятельности. Для представителей рабочих специальностей сдерживающим мотивом становится отсутствие средств, а значит и возможностей для переподготовки и повышения квалификации. Например, в соответствии с постановлением Президента по тарификации рабочих мест производственных отраслей 1 ноября 1998 года в Туркменистане перешли на двухразрядную систему тарификации, что существенно отразится на заработной плате работников-переселенцев с учетом действующей в России шестиразрядной системы тарификации.

Также негативное влияние отмечается телевизионных передач и отрицательный опыт возвратившихся переселенцев, недоброжелательное отношение части российского населения к мигрантам, бюрократия чиновников на местах и отдельные различия в менталитете. Мониторинг численности соотечественников, которые намереваются переехать в Россию в соответствии с принятой программой, проводится представителями ФМС, которые располагаются в областных центрах. Там же проводится разъяснительная работа по официальным материалам, связанным с программой. Подавляющая часть соотечественников в Туркменистане сохранила внедренный в советский период социалистическую систему мировоззрения. Принятие этой программы они восприняли как организованное на государственном уровне массовое переселение всех желающих в Россию, где им будет предоставлено жилье и в соответствии с квалификацией будет произведен подбор специальностей, а также озвученный в СМИ набор компенсаций. Сюда же следует добавить, что, находясь в неблагоприятных социальных условиях, не имея полноценную информацию о собственных приобретениях и соотношении доходов и расходов граждан в российских регионах, прежде всего жилищных, коммунально-бытовых и транспортных, многие потенциальные переселенцы слабо представляют реальные условия жизни на местах расселения.

В качестве примера приведу некоторые цифр: заработная плата соотечественников составляет в среднем по различным профессиям от шестисот тысяч манат это 657 рублей до пяти миллионов манат, это 5260 рублей. Пенсия от двухсот тысяч манатов – 219 рублей до двух миллионов манат 2195 рублей. При этом, как я уже говорил, граждане бесплатно потребляют газ, электроэнергию и воду, а квартплата и коммунальные расходы на семью из четырех человек в трехкомнатной квартире составляет около 70-ти тысяч манат, что в реальном исчислении 76 рублей 20 копеек. Абонентная плата за телефоны 12 тысяч манат – 12-13 копеек; проезд в общественном транспорте 50 манат – 5,26 копейки; хлеб стоит тысячу манатов это 1 рубль 9 копеек; мясо 43 тысячи манатов – 47 рублей; масло в рублях 98 рублей; колбаса 54 рубля; картофель по 13 рублей – это столичные цены, а в регионах они ещё ниже.

Я думаю, что стоит знать стоимость овощей и фруктов. Значит: помидоры – 1,5-2 рубля; яблоки – 11-16 рублей; виноград 4,5-11 рублей за килограмм; дыни 2,5 рубля за килограмм. Хлопчатобумажные изделия, ткани – 26-40 рублей за метр; рубашка 132 рубля, что несопоставимо низко по сравнению с российскими. После получения информации о том, что программа рассчитана на трудоспособных лиц и лиц определенного возраста, жилье не предоставляется, а нужно брать переселенцам за счет собственных средств или услуги ипотеки, предполагаемого уровня и заработной платы и прожиточного бюджета, это жилищно-коммунальных, транспортных расходов и тому подобное, количество заинтересованных лиц значительно сокращается. Ориентируясь на информацию из телевизионных передач звучавших в заявлениях региональных представителей, большинство соотечественников первоначально рассматривали программу, как возможность организованной репатриации в Россию.

После изучения и предметного анализа доступной информации различных категорий у соотечественников образовалась определенная мотивация для выработки окончательного решения. Так в семьях с детьми старшего школьного возраста возможность выезда по программе связывается с перспективой получения детьми соответствующего образования, приобретение профессий, дающей возможность обеспечить достойную жизнь. Такие же ожидания характерны и для молодежи. В этой связи возможность поселится в России, получить гражданство, образование или профессию является доминирующим.

Особенно хотелось бы остановиться на миграционных намерениях соотечественников из числа коренного населения Туркменистана. В числе желающих воспользоваться возможностями предоставляемыми программой не только представителей семей, у которых не сложился диалог с чиновниками, но и те, кто не может в сложившихся устоях реализовать свой интеллектуальный и трудовой потенциал. Их интерес связан с возможностью получения хорошего образования ими самими либо детьми с последующим распределением в районы. В ряде районов возможностями программы хотели бы воспользоваться те, кто не может трудоустроиться, эти соотечественники не планируют окончательно порвать связи, хотят иметь перспективу возвращения к семьям по истечении проделанного длительного времени. Эти и другие потенциальные экономические мигранты строят свои ожидания исключительно на возможности работать в средствах для повышения благосостояния своих семей в Туркменистане. Потенциальные переселенцы из Туркменистана ориентируются на переезд в центральные районы России, поближе к Москве, Санкт-Петербургу и другим крупным промышленным центрам и очень редко для освоения Сибири и Дальнего Востока.

Основным условием, имеющим решающее значение для принятия решения выезда, является возможность получения или приобретения жилья. Получение удовлетворительно оплачиваемой работы по специальности, превышающий прожиточный минимум и позволяющий сделать накопление для улучшения условий жизни. Те, кто принял принципиальное решение переселяться, воспользовавшись принятой программой, рассматривают потенциальную возможность после первоначального закрепления и истечения предусмотренного некоторого срока, самостоятельный переезд в местности предполагаемого окончательного обустройства.

Принявшие решение как правило планируют переселяться вместе со своими родителями-пенсионерами, что следует учитывать в плане увеличения нагрузки на пенсионные и социальные органы. При этом принявшие решение о переселении в России и не имеющие гражданства переселенцы свое участие в программе рассматривают как одну из возможностей натурализоваться, обретя российское гражданство. Те же из потенциальных участников программы, кто в перспективе намеревается возвратиться, принятие российского гражданства рассматривает лишь как возможность безвизового посещения в будущем, по примеру лиц с двойным гражданством. Они не планируют отказ от своего национального гражданства и статус «вид на жительство» их вполне удовлетворяет. Особенность переселения граждан из Туркменистана является то, что здесь действует соглашение между Россией и Туркменистаном о регулировании процессов переселения и защиты прав переселенцев от 1993 года, которое закрепляет имущественные права переселенцев, возможность приватизации жилья в Туркменистане, получения льгот в РФ. Скажем, статья 10-ая определила: государство въезду оказывает содействие переселенцам и членам их семей в аренде, приобретении и строительстве жилья, стороны не препятствуют обмену жильем между переселенцами. Статьей 6-ой указанного соглашения установлено, что переселенцы и члены их семей не имеют права оставлять на территории государства въезда принадлежащие им на правах собственности движимое или недвижимое имущество, денежные вклады и активы и осуществлять в их отношении право пользования и распоряжения. На практике – люди распродают имущество, реализуют квартиры и другую недвижимость. Несмотря на некоторый рост в Туркменистане на недвижимость, выручка от продажи квартиры или частного дома в столице составляет в среднем 10-25 тысяч долларов, а в регионах значительно на порядки меньше. В условиях непрерывного роста цен на недвижимость на такие средства приобрести сопоставимое жилое помещение при переселении крайне сложно, а для подавляющего большинства просто невозможно.

Предусмотрено соглашение права переселенцев реализуется в отношении с указами Президента Туркменистана о правах переселенца на приватизацию квартир государственного общественного жилищного фонда и его постановлением о порядке приватизации государственного общественного фонда лицами, получившими статус переселенца. При этом переселенец самостоятельно решает, где ему поселиться, а также все вопросы, связанные с жильем и работой. При отсутствии российского гражданства в соответствии с законодательством России он получает вид на жительство и в последующем порядке статьи 13-ой и 14-ой федерального закона «О гражданстве России», гражданстве.

Таким образом, единственным преимуществом программы по сравнению с действующим правовым регулированием переселения граждан из Туркменистана является компенсационные и иные выплаты, предусмотренные участникам и гарантированное трудоустройство по предложенным специальностям. Есть целый ряд предложений, они здесь находятся, я думаю, что в докладе экспертов они прозвучат. Спасибо.

Постоянный адрес страницы http://fundeh.org/events/2006/12/649/




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад iconДоклад: участие всех членов группы 3 балла Доклад: артистичность...

Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...

Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...

Доклад iconДоклад Генерального директора Доклад 1 (A) На пути к столетней годовщине...
Этот доклад взывает к трехсторонним участникам вновь проявить волю к реализации этого мандата

Доклад iconДоклад моу шулёвская сош
Публичный доклад информирует родителей, общественность и учащихся об основных результатах и проблемах функционирования и развития...

Доклад iconДоклад моу шулёвская сош
Публичный доклад информирует родителей, общественность и учащихся об основных результатах и проблемах функционирования и развития...

Доклад iconОценочный лист дежурного по части
Доклад командира взвода доклад четкий без запинок-0б. Если доклад не четкий – 1б. Выполняет поворот не через левое плечо-2б. Не правильно...

Доклад iconПубличный доклад публичный доклад
«Результаты образовательной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...

Доклад iconДоклад «Механизмы стратегии развития малого и среднего бизнеса» (уточняется)...
...

Доклад iconПубличный доклад мбдоу д/с №24
Вашему вниманию предоставляется публичный доклад о работе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru