Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент»




Скачать 412.18 Kb.
НазваниеФормирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент»
страница1/2
Дата публикации28.08.2016
Размер412.18 Kb.
ТипАвтореферат
5-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

СИНЕЛЬНИКОВ Сергей Александрович

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ

НА ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ–СТУДЕНТ»

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


ТВЕРЬ 2012
Работа выполнена на кафедре педагогики, социальной работы и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Лельчицкий Игорь Давыдович


Официальные оппоненты: Орлихина Наталья Евгеньевна

доктор педагогических наук,

начальник Инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования
Малицкий Геннадий Витальевич

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника отдела надзора и контроля за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Саратовский

государственный университет

им. Н. Г. Чернышевского»

Веду


Защита состоится 30 мая 2012 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»; с авторефератом – на сайте ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» universiti.tversu.ru.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан 28 апреля 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук М.В. Мороз

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развернувшаяся в обществе острая дискуссия о качестве подготовки кадров для современного рынка труда указывает на то, что к настоящему времени рельефно обозначила себя проблема комплексных преобразований системы высшего профессионального образования, которая должна соответствовать новым экономическим и социокультурным условиям.

Высшая школа сегодня призвана обеспечивать подготовку выпускника не только свободно владеющего профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, но и готового к постоянному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все это детерминирует необходимость формирования у студентов готовности к творческо-преобразовательной деятельности, что достигается посредством осознанного отношения к возможности использования универсальных способов деятельности в динамичных ситуациях взаимодействия с реальностью.

Важнейшим механизмом формирования осознанного отношения человека к собственной деятельности и к себе как деятелю является рефлексия.

Способность личности к осуществлению деятельности рефлексивного характера является одним из ведущих показателей ее компетентности, конкурентоспособности, успешности в осуществлении профессиональной деятельности. Рефлексивное осмысление своего сознания и поведения является конструктивным путем развития личности в целом.

Ведущей для студента является учебно-познавательная деятельность, потенциал которой в формировании рефлексивных умений недостаточно исследован и реализован. В науке к настоящему времени накоплен теоретический фундамент для постановки и решения исследуемой проблемы. Философские основания понимания и развития рефлексивных процессов изложены в работах Р. Декарта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, И. Канта, Д. Локка, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Д. Юма; М.М. Бахтина, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.А. Лекторского, М. Мамардашвили. На методологическом уровне проблемы рефлексии представлены в исследованиях О.С. Анисимова, К.Я. Вазиной, Ю.В. Громыко, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого и др.

Основой становления рефлексии являются рефлексивные умения, без которых невозможно конструирование нового знания, новых способов деятельности. Способность к конструктивной рефлексии, к рефлексивной работе с проблемами наиболее эффективно развивается в студенческом возрасте (К.А. Абульханова-Славская). Это объясняет необходимость формирования рефлексивных умений именно в тот период, когда закладываются основы личностных профессиональных качеств личности, т.е. на этапе обучения в вузе.

Необходимо также отметить и тот факт, что педагогическая наука по-прежнему находится в поиске способов реализации личностно-ориентированных целей обучения студентов, задаваемых социально, описываемых философски, формируемых психологически и находящих свое концептуальное воплощение в педагогике, обосновывающей и разрабатывающей такие вопросы, как проектирование творческого образовательного пространства вуза. Однако на практике идеи рефлексивного взаимодействия «преподаватель–студент» пока не стали приоритетными, все еще уступают традиционным способам отношений между основными участниками образовательного процесса в вузе.

Анализ состояния и тенденций развития современного высшего образования, исследований, посвященных рефлексивным умениям студентов, позволил выявить противоречия:

- между необходимостью формирования рефлексивных умений в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент» и существующей соответствующей практикой на этапе вузовского обучения;

- между потребностью в методологическом обеспечении инновационного характера образовательной деятельности и инициативными эмпирическими попытками (методом проб и ошибок) отдельных преподавателей вуза продуктивно влиять на решение личностно-деятельностных проблем студентов;

- между актуализацией рефлексивно-диалогического подхода в образовательном процессе и дефицитом его применения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент» на этапе вузовского обучения.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент»?

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии преподаватель–студент.

Цель исследования – разработать и экспериментальным путем проверить эффективность рефлексивно-диалогической модели формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент».

Объект – педагогическое взаимодействие «преподаватель–студент» на этапе вузовского обучения.

Предметпроцесс формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент».

Концептуальная идея исследования отражена в следующей гипотезе: процесс формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент» будет более эффективным, если:

  • рефлексивные умения студента понимаются как система осознанных действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного «Я», своей деятельности и поведения, обеспечивающая совершенствование и успешность любой деятельности, специфику которой определяют ее функции – интегративная и преобразующая;

  • дифференциация рефлексии на интеллектуальную, личностную и поведенческую позволяет выделить группы рефлексивных умений по направленности, что, в свою очередь, влияет на выбор системы критериев оценки сформированности рефлексивных умений: ценностно-когнитивного и операционно-деятельностного;

  • педагогическое взаимодействие «преподаватель–студент» как феномен образовательного процесса в вузе определяется на следующих основных уровнях формирования рефлексивных умений студентов: методологическом, теоретическом, практическом;

  • разработана и внедрена рефлексивно-диалогическую модель формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент».

Задачи исследования:

1. Раскрыть и конкретизировать понятие «рефлексивные умения студента».

  1. Охарактеризовать педагогическое взаимодействие «преподаватель–студент» как феномен образовательного процесса в вузе на методологическом, теоретическом и практическом уровнях формирования рефлексивных умений студентов.

  2. Разработать рефлексивно-диалогическую модель формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в процессе педагогического взаимодействия «преподаватель–студент».

  3. Апробировать предлагаемую рефлексивно-диалогическую модель в учебном процессе вуза.

  4. Теоретически и эмпирически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации рефлексивно-диалогической модели формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в процессе педагогического взаимодействия «преподаватель–студент».

Методологическую основу исследования составили: рефлексивно-диалогический подход в теории и методике профессионального образования; философские, психологические, педагогические концепции о субъектной активности и деятельности личности, педагогическом взаимодействии; учение о рефлексивной природе сознания и мышления человека.

Теоретическую основу исследования составили:

  • труды, анализирующие личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.С. Данюшенков, И.А. Зимняя, Т.В. Машарова, М.И. Рожков, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Е.А. Ходырева, И.С. Якиманская и др.); рефлексивно-диалогический подход к образованию в вузе (Г.И. Давыдова);

  • научные работы, посвященные вопросам учебной деятельности и деятельностного подхода к организации образовательного процесса (Г.А. Атанов, Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, О.С. Гребешок, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.В. Котряхов, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Фокин, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.);

- прикладные исследования в области изучения педагогического взаимодействия:

а) как фактора: личностного саморазвития учащихся и учителя (Е.Л. Федотова); повышения качества подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении (М.А. Измайлова); фасилитации психофизической нагрузки на детей в реабилитационном центре (М.Н. Смирнова); формирования профессиональной компетентности специалистов в контексте ценностного подхода (Д.Ф. Барсукова); развития и формирования ресурсов личности ученика (Т.Б. Федорова) и др.;

б) как средства: воспитания профессиональной направленности будущего учителя (М.В. Ломаева); развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза (И.В. Хитрова) и др.;

  • научные исследования, касающиеся проблемы формирования и использования рефлексии в образовательном процессе (К.Я. Вазина, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, Т.В. Машарова, Г.П. Щедровицкий и др.);

- научные работы, освещающие процессы формирования позиции личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. П. Бедерханова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В. И. Слободчиков и др.).

Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались применением следующих методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; опросно-диагностические и констатирующие методы (анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование); педагогический эксперимент; методы статистической обработки результатов эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа с 2005 по 2012 гг. на базе Московского государственного индустриального университета. Этапы экспериментальной работы были следующие: констатирующий, формирующий, результативно-оценочный. На каждом этапе эксперимента выделялись свои задачи исследования, которые являлись промежуточными по отношению к цели исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 433 студента I–V курсов факультета экономики, менеджмента и информационных технологий.

Первый этап (20052008 гг.): теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение состояния проблемы в отечественной практике; определение методологических характеристик исследования; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (20082010 гг.): проведение формирующего эксперимента; изучение научной работы по проблеме; уточнение теоретико-методологических положений, составляющих основу диссертационного исследования.

Третий этап (20102012 гг.): теоретическое обобщение материалов, полученных в ходе исследования; анализ эмпирического исследования, систематизация и оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования. На основе междисциплинарного теоретико-методологического анализа конкретизировано понятие «рефлексивные умения студента», под которым мы понимаем систему осознанных действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного «Я», своей деятельности и поведения, обеспечивающую совершенствование и успешность любой деятельности, специфику которой определяют её функции – интегративная и преобразующая.

Представлено качественное описание педагогического взаимодействия «преподаватель–студент» как феномена образовательного процесса в вузе, значимость которого определяется на следующих основных уровнях: методологическом, теоретическом, практическом.

Разработана рефлексивно-диалогическая модель формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент», включающая в себя: цель, методологические основания, принципы, уровни субъективных отношений, содержание, методы, формы, этапы, педагогические условия процесса формирования рефлексивных умений студентов, рефлексивные методики, показатели, критерии, уровни сформированности рефлексивных умений студентов, результат.

Выявлены и обоснованы педагогические условия реализации и внедрения рефлексивно-диалогической модели формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподавательстудент» в вузе.

Выделены и обозначены количественные и качественные показатели критериев сформированности рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент»: ценностно-когнитивные, операционно-деятельностные.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в расширении и углублении сложившихся в педагогике концептуальных положений, теоретических подходов и методологических оснований осуществления процесса формирования рефлексивных умений студента в вузе;

- развитии научных представлений о значимости в современном социуме проблемы формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподавательстудент», педагогически оптимальных условиях ее решения;

- выявлении сущности и специфики педагогического взаимодействия «преподавательстудент» в процессе формирования рефлексивных умений студента в вузе;

- разработке и реализации рефлексивно-диалогической модели формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподавательстудент», включающего следующие этапы: создание мотивационной основы формирования рефлексивных умений, создание когнитивной и операциональной основы развития рефлексивных умений, развитие и совершенствование операциональной основы рефлексивных умений, применение рефлексивных умений в различных видах деятельности;

- определении критериев и показателей эффективности процесса формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподавательстудент».

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная рефлексивно-диалогическая модель формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподавательстудент» может эффективно использоваться в практике профессиональной подготовки студентов вуза.

В исследовании предложены рекомендации по применению рефлексивных методик, методов и технологий в процессе обучения, определены принципы их отбора и последовательность применения для решения практических задач. Разработана авторская программа спецкурса «Основы формирования рефлексивных умений студента», которая создает мотивационную, когнитивную и операциональную основу формирования рефлексивных умений студента и может быть использована в учебном процессе образовательных учреждений разных типов.

Сформулированные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в соответствующих разделах лекционных и семинарских занятий по педагогике, социальной педагогике как в процессе высшего и среднего профессионального образования, так и в системе повышения квалификации.

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; соблюдением требований технологии педагогического исследования; устойчивой повторяемостью фактов; сочетанием и взаимопроверкой разработанных теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативностью опытно-экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Рефлексивные умения студента – система осознанных действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного «Я», своей деятельности и поведения, обеспечивающая совершенствование и успешность любой деятельности, специфику которой определяют её функции – интегративная и преобразующая. Дифференциация рефлексии по направленности на интеллектуальную (деятельностную), личностную и поведенческую дает основание выделить группы рефлексивных умений по направленности: рефлексивные умения, направленные на собственную деятельность; на самопознание; на анализ и оценку собственного поведения. Выделение таких видов рефлексивных умений влияет на выбор системы критериев оценки сформированности рефлексивных умений: ценностно-когнитивного и операционно-деятельностного. Ценностно-когнитивный критерий включает такие показатели, как мотивационный, когнитивный, и направленность локуса контроля личности. Операционно-деятельностный критерий находит свое выражение в показателях качества анализа и оценки собственных качеств личности, поведения, деятельности.

  2. Характеристика педагогического взаимодействия «преподаватель-студент» в процессе формирования рефлексивных умений студентов, значимость которого определяется на следующих основных уровнях: а) методологическом: как интеграция совокупности знаний о сущности образования, основаниях и механизмах личностного развития, что определяет формирование рефлексивных умений студентов в качестве одной из центральных задач и регулятив совершенствования образовательного процесса; б) теоретическом: как синтез теоретических положений, раскрывающих внутренние закономерности формирования рефлексивных умений студентов в процессе образовательной коммуникации и внешние (педагогические) условия, содействующие этому, имеющий своим следствием концептуальное обоснование совершенствования образовательного процесса на основе продуктивных педагогических идей; в) практическом: как совокупность педагогических условий формирования рефлексивных умений студентов, разработанных до уровня их применения в вузе, представляющих собой комплекс, включающий содержательную и технологическую составляющие.

  3. Рефлексивно-диалогическая модель формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент», разработанная на основе рефлексивно-диалогического подхода, позволяет эффективно решать проблему формирования рефлексивных умений студента в профессиональной подготовке. Предлагаемая педагогическая модель включает в себя: цель, методологические основания, принципы (целостность, непрерывность, активное включение студентов в усложняющуюся учебно-познавательную деятельность, рефлексивная субъектность, рефлексивно-психологическая поддержка, со-бытийность, системность, самоэффективность), уровни субъективных отношений, содержание, методы, формы, этапы, педагогические условия указанного процесса, рефлексивные методики, показатели, критерии, уровни сформированности рефлексивных умений студентов, результат.

  4. Эффективность реализации рефлексивно-диалогической модели формирования рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель–студент» обеспечивает совокупность педагогических условий: подготовка преподавателей к процессу формирования рефлексивных умений студента; формирование ценностного отношения к познанию себя, своей деятельности, поведения на основе развития положительной мотивации и самопознания; создание ситуаций взаимо- и самооценки, побуждающих студентов к осуществлению рефлексивных действий и обеспечивающих запуск механизмов рефлексии за счет актуализации коммуникативной составляющей учебно-познавательной деятельности; обеспечение усложнения учебно-познавательной деятельности, субъект-субъектного взаимодействия участников и развития формы субъектного контроля от внешнего (экстернального) к внутреннему (интернальному); реализация основных принципов рефлексивного диалога в вузе: психологической поддержки, со-бытийности, системности и самоэффективности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики и креативного образования Московского государственного индустриального университета, на кафедре педагогики, социальной работы и социальной психологии Тверского государственного университета, на всероссийских, региональных научно-практических конференциях в 2005–2012 гг. Основные положения диссертации отражены в 9 научных работах, в том числе 3 публикации в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации. Внедрение научных результатов осуществлялось непосредственно в процессе педагогической деятельности диссертанта (Московский государственный индустриальный университет, г. Москва), а также при организации опытно-экспериментальной работы.

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (244 наименования), 4 приложений.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconУчебники «Французский язык»
Обучение французскому языку на начальном этапе в средней школе предполагает формирование коммуникативных компетенций обучающихся,...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconМамаева евгения ивановна
Формирование фонетических навыков учащихся на начальном этапе обучения

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconРассмотрено «утверждаю» на педагогическом совете Директор мбоу «Сысоевская...
Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconMisha`s family
Но на данном этапе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения, а лишь средством. Но от того, насколько...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconТема: в дружбе сила Рекомендуемый возраст
Цель: Развитие умений учащихся вести рассуждения и формирование умений аргументировать свою точку зрения и формирование нравственных...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconПлан урока Работа с текстом при подготовке к егэ
Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т е умений извлекать...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconМетодические указания
В соответствии с учебным планом студент заочной формы обучения при изучении курса «Теории организации» для формирования практических...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconОбразовательный Центр «ип склянин С. Ю.»
Программа предназначена для обучения взрослых как элемент дополнительного образования. Целью курса является формирование коммуникативной...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconТематическое планирование 7-11 классы
Государственного образовательного стандарта 2004 г в содержа­нки календарно-тематического планирования предусмотрено формирование...

Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент» iconМетодические основы современного урока. Методы обучения
Методы обучения – это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru