Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 




НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
страница1/5
Дата публикации27.08.2016
Размер0.49 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5

Организация Объединенных Наций




A/HRC/

_unlogo

Генеральная Ассамблея

Distr.: 

Russian

Original: 


Совет по правам человека

Двадцать девятая сессия

Пункт 3 повестки дня

Поощрение и защита всех прав человека,

гражданских, политических, экономических,

социальных и культурных прав,

включая право на развитие

Доклад Специального докладчика по вопросу
о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Дайнюса Пураса


Резюме

В настоящем докладе, представляемом в соответствии с резолюцией 24/6 Совета, Специальный докладчик вкратце сообщает о своей деятельности, поскольку он приступил к исполнению своих обязанностей в августе 2014 года.

Основное внимание в докладе уделяется деятельности в рамках мандата Специального докладчика по вопросу о праве на здоровье с особым упором на основы этого права и разработку основных контуров и содержания права на здоровье. Далее он анализирует вопрос о дальнейших мерах исходя из нынешнего контекста, проблем и возможностей для полной реализации права на здоровье.

Специальный докладчик представляет свои выводы и замечания.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1–3 3

II. Деятельность в отчетный период 4–12 3

A. Сообщения, направленные государствам 4 3

B. Посещения стран 5–6 3

C. Сотрудничество с системой Организации Объединенных Наций
и межправительственными организациями 7–11 3

D. Сотрудничество с неправительственными организациями 12 4

III. Обзор деятельности в рамках мандата (2003–2014 годы) 13–31 4

IV. Дальнейшие шаги: контекст, проблемы и возможности 32–63 8

A. Стратегический подход к праву на здоровье 37–48 9

B. Стратегии реализации права на здоровье: перекосы
в распределении полномочий, несбалансированные подходы
и другие проблемы 49–63 11

V. Приоритетные темы 64–118 14

A. Здоровье людей во всем мире в повестке дня на период
после 2015 года 64–67 14

B. Право на здоровье и государственная политика 68–73 15

C. Психическое здоровье и эмоциональное благополучие 74–85 16

D. Подход к праву на здоровье, основанный на концепции всего
жизненного цикла 86–92 19

E. Право инвалидов на здоровье 93–100 20

F. Насилие как одно из серьезных препятствий на пути реализации
права на здоровье 101–109 21

G. Роль заинтересованных сторон 110–118 23

VI. Выводы и замечания 119–122 25

A. Выводы 119–121 25

B. Замечания 122 25

I. Введение

1. Настоящий доклад является первым докладом, представляемым Совету недавно назначенным Специальным докладчиком Дайнюсом Пурасом, и двадцать четвертым тематическим докладом, представляемым мандатарием по вопросу об осуществлении права на здоровье с момента учреждения этого мандата в 2003 году. Доклад представляется в соответствии с резолюцией 24/6 Совета.

2. Специальный докладчик представляет краткий отчет о своей деятельности с момента его назначения, в том числе о сообщениях, посещениях стран и сотрудничестве с системой Организации Объединенных Наций и другими основными заинтересованными сторонами.

3. Специальный докладчик представляет обзор деятельности по выполнению мандата с 2003 года с особым упором на основы права на здоровье и разработку основных контуров и содержания этого права. Далее он анализирует вопрос о дальнейших мерах исходя из нынешнего контекста, проблем и возможностей для полной реализации права на здоровье. Он излагает основные темы, являющиеся, по его мнению, приоритетными на предстоящие годы. В заключительной главе Специальный докладчик представляет свои выводы и замечания.

II. Деятельность в отчетный период

A. Сообщения, направленные государствам

4. За отчетный период с 1 марта 2014 года по 28 февраля 2015 года специальные докладчики направили 72 сообщения 39 государствам. На момент подготовки настоящего доклада было получено 36 ответов, что свидетельствует о 52-процентном показателе представленных ответов.

B. Посещения стран

5. За отчетный период Специальный докладчик совершил поездку в Малайзию с 19 ноября по 2 декабря 2014 года. Он хотел бы поблагодарить правительство за направленное приглашение и оказанное содействие в совершении поездки. Отдельный отчет об этой поездке был представлен в качестве добавления 1 к настоящему докладу (A/HRC/29/33/Add.1). Правительство представило свои замечания по этому отчету (A/HRC/29/33/Add.2).

6. Специальный докладчик хотел бы поблагодарить правительство Алжира за его приглашение посетить эту страну и надеется, что эта поездка состоится в ближайшие месяцы.

C. Сотрудничество с системой Организации Объединенных Наций и межправительственными организациями

7. Специальный докладчик принимал участие в сессиях, совещаниях и мероприятиях, связанных с выполнением его мандата, в том числе в рамках вводного курса для новых мандатариев (3–5 сентября 2014 года); двадцать первом ежегодном совещании мандатариев специальных процедур Совета по правам человека (29 сентября – 3 октября 2014 года); и шестьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи (27–30 октября 2014 года).

8. Кроме того, 18 сентября 2014 года, Специальный докладчик принял участие в состоявшейся в Женеве официальной церемонии на высоком уровне, посвященной началу реализации технического руководства по вопросам применения правозащитного подхода в целях сокращения и исключения случаев предотвратимой смертности и заболеваемости среди детей в возрасте до пяти лет.

9. В период с 9 по 11 декабря 2014 года Специальный докладчик был приглашен принять участие в работе совещания Программного координационного совета Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/
СПИДу, состоявшегося в Женеве. В контексте этого совещания Специальный докладчик принял участие в различных совещаниях и мероприятиях, в том числе по вопросам снижения вреда.

10. 16 и 17 октября 2014 года Специальный докладчик был приглашен принять участие в симпозиуме по вопросу о правах лиц с психосоциальными расстройствами, который был организован региональным отделением УВКПЧ для Европы в Брюсселе.

11. В период с 18 по 20 февраля Специальный докладчик принял участие в дискуссионной группе на Социальном форуме 2015 года, который состоялся в Женеве и был посвящен вопросам доступа к лекарствам в контексте права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, в том числе передовой практике в этой области.

D. Сотрудничество с неправительственными организациями

12. 3 октября 2014 года Специальный докладчик принял участие в мероприятии на тему "Аутизм и права человека на протяжении всей жизни", организованном в Женеве Форумом НПО по вопросам здравоохранения.

III. Обзор деятельности в рамках мандата
(2003–2014 годы)


13. Мандат Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья первоначально был учрежден Комиссией по правам человека в апреле 2002 года резолюцией 2003/31 и срок его действия был возобновлен в резолюции 2005/24 в 2005 году. После того, как в июне 2006 года на смену Комиссии пришел Совет по правам человека, мандат был одобрен и продлевался Советом в резолюциях 6/29, 15/22 и 24/6.

14. Новый Специальный докладчик был назначен в августе 2014 года и считает, что находится в привилегированном положении, так как ему была предоставлена возможность оценивать реализацию права на здоровье в предстоящие годы. Он будет использовать свой голос и все имеющиеся средства для выполнения своего мандата, а также содействовать полному осуществлению права на здоровье для всех. В своем первом докладе Совету по правам человека Специальный докладчик уделяет основное внимание деятельности в рамках мандата, в том числе проблемам и возможностям, а также вопросу о том, как он видит дальнейшие шаги по выполнению своих функций.

15. В течение первых лет существования мандата первый Специальный докладчик в сотрудничестве с Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), гражданским обществом и научными кругами разработал основу для анализа права на охрану здоровья с целью облегчения его понимания и применения на практике в отношении стратегий, программ и проектов, связанных со здравоохранением.

16. Разработанные аналитические рамки состоят из нескольких ключевых элементов и имеют общее и всеохватное применение ко всем аспектам права на здоровье, включая основополагающие и социальные факторы, влияющие на состояние здоровья и оказание своевременного и надлежащего медицинского ухода. Эти рамки направлены на решение важнейшего вопроса о том, что права человека в целом, и что право на здоровье в частности привносят в процесс выработки политики (см. E/CN.4/2003/58, пункт 9). Этот вопрос сохраняет свою актуальность, и Специальный докладчик будет продолжать учитывать его в своей работе.

17. Первый мандатарий определил три основные цели мандата: поощрять − и предлагать другим поощрять − право на здоровье в качестве основополагающего права человека; прояснять контуры и содержание права на здоровье; и выявлять эффективную практику для практического осуществления права на здоровье на уровне общины, на национальном и международном уровнях (см. E/CN.4/2003/58, пункт 9). Тогдашний Специальный докладчик изучил эти три цели на основе анализа двух взаимосвязанных тем: право на здоровье в связи с нищетой с уделением особого внимания сформулированным в Декларации тысячелетия целям в области развития, связанным со здоровьем; и право на здоровье и факторы, влияющие на дискриминацию и стигматизацию.

18. В течение всего срока действия своего мандата бывший Специальный докладчик Пол Хант проводил различие между процессами, ориентированными на судебную практику и политический подход. Хотя оба эти подхода тесно связаны и взаимно дополняют друг друга, первый из них направлен на поощрение и защиту права на здоровье посредством разработки правил и принципов, вытекающих из прецедентного права, и подготовки общих руководящих указаний на основе уроков, извлеченных в процессе разрешения конкретных споров. Примерами такого подхода являются судебные и квазисудебные формы ответственности. Бывший докладчик также подчеркнул, что политический подход не является "мягким" вариантом; наоборот, он налагает на директивные органы юридическое обязательство обеспечивать, чтобы система здравоохранения включала в себя всеобъемлющие планы охраны здоровья, охватывающие государственный и частный сектора, информационно-просветительские программы, ориентированные на лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и многие другие факторы, необходимые для обеспечения права на здоровье. Политический подход не является подходом, не предусматривающим подотчетности: он требует применения судебных и несудебных форм проверок в отношении директивных органов.

19. Работа в рамках мандата включала в себя изучение проблем и возможностей, связанных с постепенной реализацией права на здоровье, и тех обязательств, которые имеют непосредственные последствия. Что касается нехватки ресурсов и постепенного осуществления, то в международном праве прав человека признается, что осуществление права на здоровье происходит постепенно с учетом имеющихся ресурсов. Поэтому от развитого государства сегодня требуется соответствие более высокому стандарту, чем применительно к развивающемуся государству. Тем не менее, все государства обязаны добиваться постепенного осуществления права на наивысший достижимый уровень здоровья. Для оценки прогресса необходимо определить показатели и ориентиры, и работа первого мандатария в этой области по-прежнему является весьма полезной (см. A/58/427 и E/CN.4/2006/58).

20. Предыдущие мандатарии представляли подробную информацию о проблемах и возможностях, связанных с правом на имеющиеся в наличии, доступные, приемлемые и качественные медицинские услуги. В этой связи системы медико-санитарного обслуживания лежат в основе права на здоровье и являются одним из основополагающих структурных блоков в усилиях по обеспечению устойчивого развития, сокращения нищеты и экономического процветания (A/HRC/7/11, пункт 12). Принципы, закрепленные в Алма-Атинской декларации по первичной медико-санитарной помощи 1978 года и Оттавской хартии по укреплению здоровья 1986 года, сохраняют свою актуальность и сегодня.

21. Работа в рамках мандата также включала в себя рассмотрение проблем, с которыми сталкиваются государства в процессе выполнения своих обязательств по обеспечению в национальных бюджетах достаточных средств на цели здравоохранения, с тем чтобы гарантировать справедливое распределение ресурсов на медицинское обслуживание и укреплять международное сотрудничество в целях поощрения устойчивого международного финансирования здравоохранения (см. A/67/302).

22. Работа предшественников Специального докладчика показала, что одним из наиболее важных обязательств, оказывающих непосредственное воздействие на право на здоровье, является обязательство не допускать дискриминации1. Это означает, что даже при дефиците ресурсов для выполнения этого обязательства не должно действовать положение о постепенном осуществлении. Дискриминация и стигматизация рассматриваются в качестве социальных факторов применительно к осуществлению права на здоровье, поскольку социальное неравенство и изоляция определяют результаты в области здравоохранения и повышают бремя болезней, лежащее на маргинализированных группах. Кроме того, подверженность воздействию совокупных форм дискриминации и усиление существующего неравенства могут быть обусловлены особыми состояниями здоровья, такими как психические заболевания или ВИЧ/СПИД (E/CN.4/
2003/58, пункт 59).

23. В ходе работы предыдущих мандатариев была отмечена необходимость обеспечивать уважение, защиту и соблюдение права на здоровье и других связанных с ним прав тех групп, которые, как представляется, находятся в уязвимом положении и сталкиваются с дискриминацией в целом, в том числе при доступе к медицинскому обслуживанию.

24. Предыдущая работа по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и прав, в том числе по проблеме материнской смертности, показала, что правозащитный подход к государственной политике в области здравоохранения может способствовать спасению жизней путем обеспечения того, чтобы политика в области здравоохранения была справедливой, всеобъемлющей, недискриминационной и основанной на принципах участия и объективности (A/61/338, пункт 29). Большинства случаев смертности, связанной с беременностью, и многих причин смертности детей в возрасте до пяти лет можно избежать. Наибольшему риску подвержены группы, проживающие в нищете, группы в сельских районах и женщины из числа этнических и религиозных меньшинств или коренного населения. Женщины и дети должны быть в центре всеобъемлющего подхода к охране сексуального и репродуктивного здоровья и их права должны быть в полной мере признаны.

25. Кроме того, работа в рамках мандата была посвящена серьезному пагубному воздействию, которое может оказывать на полное осуществление права на здоровье объявление противозаконными принадлежность к конкретной группе, поведение и состояние здоровья. Установление уголовной ответственности и принятие ограничительных законов являются неэффективными государственными мерами в области здравоохранения и приводят к сокрытию медицинских сведений. Например, проделанная работа показала, что правовые ограничения на доступ к услугам по искусственному прерыванию беременности, комплексному просвещению и информированию по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и методам контрацепции и планирования семьи могут оказать серьезное негативное воздействие на осуществление права на здоровье. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что сюда входит негативное воздействие не только на доступ к товарам, услугам и информации, но и на возможность осуществления основных свобод и прав и на достоинство и самостоятельность отдельных лиц, в том числе женщин (см. A/66/254).

26. Предыдущие мандатарии также проанализировали негативное воздействие установления уголовной ответственности за однополые связи по взаимному согласию, сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, работу в секс-индустрии и передачу ВИЧ (см. A/HRC/14/20). Эта работа показала, что карательные меры и установление уголовной ответственности неэффективны и служат препятствием для доступа к медицинским услугам, ведут к социальной стигматизации и изоляции и становятся причиной плохих показателей в области здравоохранения.

27. Что касается политики в области наркотиков, то, как показала работа предшественников Специального докладчика, существующий карательный режим международной системы, направленный на создание мира, свободного от наркотиков, потерпел неудачу, главным образом ввиду непринятия во внимание реалий, связанных с потреблением наркотиков и наркозависимостью (см. A/65/255). Существует необходимость смещения акцента в нынешнем режиме контроля над наркотиками со стратегий, ориентированных на конкретные вещества, на правозащитные аспекты. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что установление уголовной ответственности за некоторые модели поведения приводит к нежеланию обращаться за помощью, в том числе за услугами, связанными с охраной здоровья, и это должно быть предметом озабоченности властей. Применение чрезмерно карательных подходов приводит к нанесению более значительного ущерба здоровью по сравнению с тем ущербом, который власти стремятся не допустить.

28. Работа в рамках мандата также была посвящена важному вопросу доступа к лекарствам. Медицинское обслуживание в случае возникновения болезни, а также профилактика, лечение и предупреждение заболеваний в значительной степени зависят от своевременного доступа к качественным лекарствам. Несмотря на достигнутый прогресс, по оценкам, 2 млрд. человек по-прежнему не имеют доступа к основным лекарствам. Сохраняется неразрывная связь между нищетой и осуществлением права на здоровье, когда развивающиеся страны в наибольшей степени нуждаются в лекарствах и в наименьшей степени имеют к ним доступ. Предыдущие мандатарии, включая Ананда Гровера, представляли подробную информацию о различных аспектах этой проблемы, таких как роль и ответственность фармацевтических компаний; воздействие законов об интеллектуальной собственности и соглашений о свободной торговле; и последствия и элементы подхода, связанного с правом на здоровье, применительно к доступу к лекарствам (см. A/63/263, A/HRC/17/43 и A/HRC/23/42).

29. За последние 12 лет особое внимание в ходе выполнения мандата также уделялось двум другим ключевым элементам аналитических рамок права на здоровье: контролю и подотчетности. Без контроля и подотчетности все правозащитные нормы и обязательства могут стать лишь пустыми обещаниями. Подотчетность в отношении права на здоровье и системы здравоохранения часто является довольно слабой (см. A/63/263). В процессе осуществления мандата была особо отмечена судебная ответственность (см. A/69/299), но при этом − в том числе во время поездок в страны (Румынию, Уганду и Швецию) − также рассматривались и другие формы подотчетности, такие как оценка воздействия на здоровье.

30. В других тематических докладах рассматривались вопросы осуществления права на здоровье и лежащие в его основе определяющие факторы, включая водоснабжение и санитарию, гигиену труда, право на здоровье в условиях конфликта, нездоровые пищевые продукты и право на здоровье мигрантов, пожилых людей и лиц с психосоциальными нарушениями (включая ключевой вопрос осознанного согласия).

31. Специальный докладчик выражает согласие со своими предшественниками в том, что необходим всеобъемлющий подход к праву на здоровье, охватывающий вопросы отмены уголовной ответственности за сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, определенные модели поведения и состояние здоровья, а также создание благоприятных правовых и административных механизмов с упором на просвещение в области прав человека, конструктивное участие и расширение прав и возможностей групп, на которых направлены эти меры, и серьезные усилия по уменьшению стигматизации и дискриминации в обществе в целом.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Использование информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения права на жизнь

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о деятельности Добровольного фонда для финансовой...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях*

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Передовая практика и основные проблемы в области предотвращения и ликвидации калечащих операций на женских половых органах

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми, Марии Грации Джаммаринаро

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная в соответствии с резолюцией 5/1 от 18 июня 2007 года, провела...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian
Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Гайане состоялся на пятнадцатом заседании 28 января 2015 года. Делегацию Гайаны возглавляла Каролин Родригес-Биркетт. На...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Турции состоялся на 13-м заседании 27 января 2015 года. Делегацию Турции возглавлял заместитель премьер-министра Бюлент...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru