 Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта:
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
2.Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге". Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2013 года.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
4. Рабочая программа составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2007. Количество часов по учебному плану школы –72 часа (2 часа в неделю).
Особенности организации учебного процесса:
Программа соответствует целям и задачам федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Данная рабочая учебная программа является модифицированной, подвергнута структурным изменениям, без существенной переработки содержания курса.
Цели изучения литературы и требования к уровню подготовки выпускников, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта и в примерных программах рекомендуемых Министерством образования, не подвергнуты изменениям.
Настоящая программа составлена с учетом Положения об очно- заочной форме обучения разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом специфики работы в очно- заочных классах. Со стороны учителя требуется совершенствование методических приемов, позволяющих за короткий срок установить уровень подготовленности учащихся и ликвидировать пробелы в знаниях на основе дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого учащегося на уроках в деятельность с учетом его возможностей и способностей.
При организации учебной деятельности в классах очно - заочного обучения необходимо обеспечивать решение двух основных задач: адаптации учебных программ к возможностям обучающихся и создания условий для формирования познавательных интересов школьников.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Данный подход приводит также к необходимости использования различных типов занятий: занятий по формированию новых знаний, комбинированных занятий, занятий систематизации и обобщения знаний, занятий по диагностике и контролю ЗУН и базовых компетенций обучающихся.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов
Всего – 72 часа; в неделю – 2 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2007. Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2013. Распределение учебных часов по разделам
Введение - 1 час;
Устное народное творчество – 2 часа;
Из древнерусской литературы -2 часа;
Из русской литературы 18 века – 3 часа;
Из русской литературы 19 века – 32 часа;
Из русской литературы 20 века – 21 час;
Из зарубежной литературы - 5 часов;
Итоговые уроки – 2 часа.
Дополнительная литература:
И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
А также: - видеофильмы, поставленные по произведениям классиков; - аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений; - иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей; - тестовый материал для контроля знаний;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать: базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать: закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь: -владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 1 классе
на 2014-2015 учебный год
№
| Тема урока
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся ,
форма урока
| Формы контроля
| Планируемые результаты освоения материала.
Информационное сопровождение
| Домашнее задание
| Сроки
| 1
| Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.
| Изучение нового материала
| Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя
Урок-исследование
| Фронтальный опрос
| Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства;
Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ,
Знать основные жанры УНТ;
Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков.
| Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»
|
| 2
| Русская старина. Народная песня.
| Изучение нового материала.
| Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;
Исполнение песни «Моей семьи».
Урок-концерт
| Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы.
| Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Аудиозапись русских народных песен.
| Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.
|
| 3
| Исторические народные песни.
| Изучение нового материала.
| Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.
Урок-практикум
| Самостоятель-ная работа.
| Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.
Тексты песен.
| Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского
|
| 4
| Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»
| Углубление ЗУН
| Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа
Урок-наблюдение
| Фронтальный опрос
Сочинение-миниатюра
| Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы;
Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны;
ИКТ Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет)
| Подготовить сообщение о житейной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 .
|
| 5
| «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.
| Углубление ЗУН
| Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа
Урок проблемный
| Ответы на вопросы
| Понятие идейно-художественного содержания повести;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении;
| Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ,
|
| 6
| Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести.
Д.И.Фонвизин
«Недоросль»
| Изучение нового материала
| Знакомство с биографией Карамзина, комментированное чтение повести, словарная работа.
Урок-путешествие в историю.
| Ответы на вопросы
| Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении;
Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста;
Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы;
Иллюстрации к повести, к времени её написания.
| Перечитать повесть «Наталья, боярская дочь», выразительное чтение понравившегося эпизода, вопросы и задания на с. 67 учебника.
|
| 7
| События повести «Наталья, боярская дочь». Характеры героев
Д.И.Фонвизин
«Недоросль»
| Совершенствование ЗУН
| Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.
Урок - беседа
| Участие в аналитической беседе
| Уметь различать черты сентиментализма и романтизма;
Знать порядок составления характеристики литературного героя;
расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Схема характеристики героя.
| Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на один из вопросов:
1)чем было вызвано обращение каармзина к историческому прошлому?
2)сопоставьте изображение Москвы в повести с её изображением на форзаце учебника. Подготовьте характеристику одного из героев.
|
| 8
| И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа
| Комбинированный урок
| Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.
Урок-викторина
| Ответы на вопросы урока и вопросы викторины
| Расширение имеющихся знаний о баснях;
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;
Иллюстрации к басням.
| Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»
|
| 9
| К.Ф.Рылеев
| Изучение нового материала
| Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой.
Урок-практикум
| Индивидуаль-ный, ответы на вопросы
| Расширение литературных знаний: понятие о думе;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Иллюстрации к биографии Рылеева.
| Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»
|
| 10
| А.С.Пушкин
Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».
| Изучение нового материала.
| Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.
Урок-лекция
| Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.
| Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Дополнительный материал из сети Интернет.
| Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка».
|
| 11
| Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.
| Совершенствование ЗУН.
| Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.
Урок-анализ
| Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.
| Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Знать основы сравнительной характеристики героя.
Схема сравнения двух героев.
| Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым.
|
| 12
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав
| Совершенствование ЗУН
| Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.
Урок-беседа
| Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы
| Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;
Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении.
| Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?
|
| 13
| Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав
| Совершенствование ЗУН
| Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.
Урок-исследование
| Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы
| Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Развитие устной речи;
Навыки сжатого пересказа.
Иллюстрации к повести.
| Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу?
|
| 14
| Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12
| Совершенствование ЗУН
| Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.
Урок-погружение в историю
| оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу
| Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.
Карта по истории 17-18 века.
| Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Прочитать повесть до конца.
|
| 15
| Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»
| Совершенствование ЗУН
| Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа.
Урок-беседа
| Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)
| Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;
Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.
Критическая литература.
| Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?
|
| 16
| Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
| Урок обобщения и систематизации ЗУН
| Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы.
Урок-анализ образа
| Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся
| Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;
Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия;
Формировать в характере учащихся положительные качества характера.
Рисунки ребят. Портреты героев повести.
| Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.
|
| 17
| Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.
| Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН
| Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта.
Урок-представление.
| Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся
| Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;
Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.
ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».
| Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка»
|
| |