Основные тенденции




НазваниеОсновные тенденции
страница1/8
Дата публикации27.02.2015
Размер0.65 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8









Аналитический обзор

Июль - Сентябрь 2012


Настоящий аналитический обзор является результатом сотрудничества между белорусскими правозащитными организациями: Белорусским Хельсинкским комитетом (БХК), Белорусской ассоциацией журналистов (БАЖ), Ассамблеей демократических неправительственных организаций Беларуси, Центром правовойтрансформации (ЦПТ), Правозащитным центром «Вясна», Просветительско - благотворительным учреждением «Комитетом «Солидарность»», Белорусским институтом стратегических исследований (BISS), Центром европейской трансформации и Международным консорциумом «ЕвроБеларусь». Основная цель этого обзора – определить среднесрочные тенденции в области прав человека, социально-политической и экономической ситуации в Беларуси. Доклад охватывает период с июля по сентябрь 2012 года.

Содержание


Июль - Сентябрь 2012 1

Содержание 2

Глава 1. Основные тенденции 3

Глава 2. Соблюдение прав человека в Беларуси 10

Свобода слова 10

Свобода собраний 12

Свобода ассоциаций и положение неправительственных организаций в Беларуси 14

Отправление правосудия 19

Итоговый отчет по наблюдению за выборами депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва 22

приложение 1. Состояние и развитие гражданского общества Беларуси 24


Глава 1. Основные тенденции


Политическая либерализация

В сфере политической демократизации / либерализации происходило очевидное ухудшение положения с правоприменительной практикой избирательного законодательства. Если в период избирательных кампаний этапа условной либерализации (парламентские выборы 2008 г., местные выборы 2010 г., президентские выборы 2010 г.) выборы становились поводом для некоторого ослабления ограничений в избирательной сфере, то особенностью прошедших выборов 2012 г. стало последовательное свертывание ранее внесенных позитивных изменений в законодательство о проведении выборов.

Так, ограничению подверглись возможности для агитации в государственных СМИ (включая введение цензуры программ кандидатов в печати, выступлений кандидатов по радио и телевидению, проведение теледебатов не в прямом эфире), а также порядок проведения агитационных массовых мероприятий. Регистрационный барьер оказался непреодолимым препятствием для наиболее сильных кандидатов, которые были в состоянии проводить действительно масштабные кампании в своих округах. Отметим, что в ряде случаев новые ограничения напрямую противоречили требованиям Избирательного кодекса.

В период кампании по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь фиксировалось усиление давления властей на структуры гражданского общества, принимавших участие в данной кампании, в особенности на организации внутреннего наблюдения за выборами и сторонников бойкота выборов со стороны политической оппозиции. Инициирован процесс ликвидации в судебном порядке правозащитного учреждения «Платформа», ряд других организаций продолжают сталкиваться с отказами в государственной регистрации.

В то же время сама избирательная кампания была более значима и стала поводом для активизации оппозиции, которая впервые со времени президентских выборов стала проявлять созидательную активность. Парадоксальным образом, она была в значительной степени направлена на пропаганду бойкота выборов либо ограниченного участия в них. В данном отношении тактика оппозиции стала довольно успешной: ей удалось навязать тему неучастия оппозиционных кандидатов в выборах в качестве основного пункта политической повестки дня. Она же даже вынудила власти пойти на некоторые шаги в ответ как в медийной, так и в законодательной сфере, которые включали введение ограничений на агитацию за бойкот выборов и цензуру соответствующей агитации.

В то же время сама процедура выборов (голосование и подведение итогов выборов) прошли по сценарию исполнительной власти без каких-либо отклонений. Сбой был допущен лишь по Гомельскому — Новобелицкому избирательному округу № 36, где выдвижение бывшего помощника президента совпало с перестановками в административной вертикали, что вынудило кандидата снять свою кандидатуру. В силу этого выборы по данной округе не состоялись.

Окружные и участковые комиссии были сформированы с минимальным участием оппозиционных партий. Досрочное голосование до 26% электората с использованием административного ресурса, принуждения и поощрения голосующих, позволило административной вертикали обеспечить необходимое вовлечение населения в процедуру контролируемых выборов.

В области либерализации по показателям свободы собраний и ассоциаций, свободы слова наблюдается стагнация, характерная скорее для межвыборного периода. В этом отношении парламентские выборы не стали значимым политическим поводом для инициирования новой репрессивной кампании со стороны власти. Рутинизация репрессий обусловила даже снижение числа зафиксированных случаев административного преследования и административных арестов.

Однако такое снижение показателей скорее обусловлено не сознательной политикой властей по ограничению репрессивной активности, но, в значительной степени, уменьшением активности оппозиционных сил и избранной ими тактики бойкота выборов без проведения активной кампании. Это позволило властям не прибегать к существенной эскалации насилия в период выборов.

В то же время репрессивный аппарат в период выборов был достаточно мобилизован, и лишь отсутствие команды со стороны политического руководства не потребовало его явного вмешательства в кампанию. Об этом свидетельствуют ряд групповых и массовых административных арестов, разгоны некоторых массовых мероприятий, активное использование метода превентивных задержаний по сфальсифицированным обвинениям в мелком хулиганстве, задержания наблюдателей и агитаторов на выборах без составления протоколов, случаи конфискации агитационной продукции.

Даже инертная кампания фоппозиции на этих парламентских выборах потребовала некоторого напряжения сил немногочисленных оппозиционных организаций. Поэтому представляется маловероятным, что в четвертом квартале будут наблюдаться значимые действия и протесты со стороны оппозиции, а в силу этого эскалации репрессий со стороны власти не ожидается.

Значительная часть структур оппозиции, призывающих к бойкоту, сконцентрирована за рубежом, поэтому и какой-либо значимой активности с ее стороны не предполагается. По-видимому, внутри страны будет наблюдаться достаточно рутинная и ритуализированная активность по перегруппировке сил внутри оппозиционных структур, проведение традиционных акций и информационных кампаний (например, «Дзяды»). Вмешательство репрессивных органов в проведение таких мероприятий будет маловероятным, либо будет точечным.

Экономическая либерализация

В экономической сфере зафиксировано возвращение к практике повсеместного субсидирования процентных ставок для предприятий, реализующих модернизационные проекты. В результате несдержанной бюджетной политики властей по стимулированию экономического роста госсектора кредитно-денежная политика для остальной экономики становится избыточно жесткой.

Представляется, что с целью выполнения плана по обеспечению уровня средней зарплаты в 500 долл., для уменьшения давления на потребительский рынок и обменный курс власти намеренно повышают контролируемые государством цены опережающими темпами. Так, август стал рекордным по приросту потребительских цен (2.3%) в 2012 г., до этого наибольший прирост (1.9%) наблюдался в январе.

Приватизационный процесс застопорился, приватизация крупных предприятий рассматривается как продажа «фамильного серебра» в случае крайней необходимости. Показательно, что эксперты Всемирного банка в страновом экономическом меморандуме по Беларуси, опубликованном в начале июля, отмечают, что «все основные заинтересованные стороны предпочитают избегать приватизации, даже если это предусмотрено утвержденными на высоком уровне нормативными актами и решениями».

В то же время, вероятно, что для получения четвертого транша Антикризисного фонда ЕврАзЭС белорусским властям все же придется пойти на приватизацию. Скорее всего, к концу года будет оформлена одна сделка стоимостью 2.5 млрд. долл. Именно на такую сумму в рамках договоренности с Антикризисным фондом ЕврАзЭС Беларусь обязалась произвести приватизацию госсобственности. Представляется также, что белорусские власти активизируют работу по запуску новой программы МВФ.

Планируемого экономического роста не представляется возможным достичь без проведения структурных реформ. Экономический рост замедлился, а в некоторых отраслях промышленности даже наблюдается спад. Несмотря на отсутствие ресурсов для создания высокопроизводительных рабочих мест и на очевидную нереалистичность экономических целей, поставленных на конец 2015 г., отказа от них не происходит. Вместо этого предполагается сохранить старую структуру экономики, модернизационную риторику перенести на микроуровень и возложить надежды на привлечение прямых иностранных инвестиций. В то же время премьер-министр М. Мясникович сам признал, что пока «очень мало прорывных проектов», которые могли бы дать серьезный экономический эффект. В результате политическое желание обеспечить экономический рост и доходы населения вступает в противоречие с реальной экономической практикой.

Согласно данным Белстата, за 8 месяцев 2012 г. было привлечено 956.5 млн. долл. прямых иностранных инвестиций. Из них около 90% составило увеличение доли иностранных инвестиций в уставном капитале уже действующих иностранных или совместных предприятий. Таким образом, фактически происходит реинвестирование прибыли в уже действующие компании, а не создание новых предприятий. Это свидетельствует о высоком входном барьере в страну для иностранных инвесторов. Более того, физические лица продали недвижимого имущества иностранным гражданам на сумму, примерно в три раза превысившую объемы реализованной Госкомимуществом недвижимости.

Поручение помощнику президента П. Прокоповичу проверки «каждого предприятия на предмет модернизации» и закрепление предприятий за отдельными членами правительства представляется событием, подтверждающим тренд делиберализации. По всей видимости, будет происходить возврат к ситуации, когда экономический рост обеспечивается внутренними инвестициями, а строительство является локомотивом потребления.

В конце сентября был подписан указ №414, которым внесены изменения и дополнения в указ №660 от 28 декабря 2009 года о некоторых вопросах создания в Беларуси холдингов. Представляется, что холдинги создаются не только для того, чтобы избежать реформирования структуры производства, но и для усложнения процесса приватизации. Обременение успешных предприятий менее эффективными снижает вероятность их продажи.

Позитивное явление заключается в том, что Нацбанку удалось отстоять свою независимость в определении параметров кредитно-денежной политики. С другой стороны, это фактически является минимальной неотъемлемой компетенцией Нацбанка. В то же время из-за все более несдержанной бюджетной политики, кредитно-денежная политика оказывается избыточно жесткой для предприятий, которые не попали под предполагаемые модернизационные программы. Таким образом, мы наблюдаем измененный по форме возврат к докризисным нелиберальным практикам.

В начале августа правительство поддержало предложения бизнес-ассоциаций о расширении критериев применения упрощенной системы налогообложения. Предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, расширен с 3,4 млрд. до 8,2 млрд. рублей. Критерий численности предприятий, позволяющий применять «упрощенку» также увеличен с 15 до 20 человек. Кроме этого, с 2013 г. при работе без уплаты налога на добавленную стоимость ставка будет снижена с 7 до 5%, а с уплатой налога — с 5 до 3%.

Однако ввиду того, что кредитно-денежная политика для предприятий станет жестче, они окажутся в ситуации худшей, нежели рассчитывали. Вероятно, экономического роста и создания новых рабочих мест в задуманных объемах достичь не удастся. Вместе с тем невыполненные обещания бизнес-ассоциаций о повышении заработной платы их работникам и создании новых рабочих мест в случае упрощения системы налогообложения могут на долгое время отложить рассмотрение вопроса об улучшении положения частного сектора.

Экономические власти стоят перед дилеммой: либо обеспечивать высокие темпы экономического роста за счет накопления дисбалансов на валютном и денежном рынках, либо проводить политику приоритетного сохранения макроэкономического равновесия ценой низких темпов роста экономики и роста реальных доходов населения. Совмещение этих целей возможно лишь на ограниченный период времени и только в случае постепенного отхода от рыночного курсообразования и возврата к практике управляемого (возможно де-факто фиксированного) курса рубля и поддержания его на завышенном уровне.

Качество управления и верховенство права

Анализ положения дел в сфере качества управления и верховенства права в третьем квартале также обнаруживает регрессивную тенденцию: большинство событий и фактов свидетельствуют о централизации власти и делиберализации. Показательным примером «ручного» управления страной явилось постановление Совмина №841, возложившее на высших должностных лиц персональную ответственность за судьбу отдельных предприятий и инвестиционных проектов в стране.

К примеру, премьер-министр М. Мясникович будет курировать ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», а также инвестиционные проекты по организации производства легковых автомобилей, промышленного выращивания рыбы, созданию деревообрабатывающего комплекса, организации производства индивидуальных средств гигиены и строительству торгово-логистического центра под Минском. Постановление является весьма наглядным примером «ручного управления» страной. Открытым остается вопрос о том, чем должны заниматься руководители перечисленных организаций и проектов.

Из дополнительных событий, подтверждающих тренд, стоит отметить принятие Декрета № 8, вносящего изменения в правила приватизации госимущества. Декрет отменил составление планов приватизации и лишил Госкомимущества ряда полномочий и согласовательного голоса при операциях с акциями в ОАО, принадлежащими Республике Беларусь. Теперь приватизация будет осуществляться в «ручном» режиме под контролем президента и правительства. Одновременно постановлением Правительства внесены изменения в правила проведения аукционных торгов по продаже госсобственности с заданной целью сделать процедуру конкурсов по приватизации более прозрачной, а на практике — исключить случаи искусственного срыва (саботажа) аукционов по приватизации, которые имели место в прошлом году.

Положением о Китайско-Белорусском индустриальном парке определила, что парк нацелен прежде всего на крупные инвестиционные проекты с заявленным объемом инвестиций в реализацию инвестиционного проекта не менее 5 млн. долл. в эквиваленте. Для корпоративного государства, безусловно, выгоднее работать с несколькими крупными инвесторами, чем создавать условия для успешной работы малых и средних предприятий.

Примером положительного события в области либерализации, который не изменил общую регрессивную тенденцию, стал Декрет № 3, вступивший в силу 1 июля 2012 года. Он установил новый порядок официального опубликования правовых актов. Единственным источником официального опубликования правовых актов является национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by). Публикация в центральных государственных газетах страны («Советская Белоруссия», «Рэспубліка» и т.п.) теперь является не официальной, а информативной. Преимущество этой новации – быстрота опубликования и большая доступность правовой информации для всех субъектов права.

В следующем квартале в соответствии с логикой поведения белорусских властей, при условии усиливающегося напряжения в финансово-экономической сфере в конце года, можно ожидать, что тенденция регресса остановится и власти будут вынуждены совершить некоторые шаги в направлении либерализации правового поля.

Геополитическая ориентация

В геополитической сфере ярко выраженный дисбаланс во внешней политике Беларуси в пользу России сохраняется, однако в третьем квартале отмечен рост конфликтности в белорусско-российских отношениях. По-видимому, российское руководство вновь прибегает к давлению на своего союзника с целью обеспечить выполнение им взятых на себя обязательств, прежде всего в сфере приватизации. Россия объявила о значительном сокращении поставок нефти в Беларусь в четвертом квартале текущего года (с 5.3 млн. тонн до 4 млн.), что по всей видимости связано со скандальным экспортом растворителей и разбавителей, полученных Беларусью из беспошлинно поставляемой российской нефти.

Кроме этого, проблемным вопросом является приватизация белорусской госсобственности, на чем решительно настаивает Москва. Беларусь фактически пообещала создать холдинг МАЗа с КамАЗом и участвовать в создании «Союзкалия», что рассматривается как первый шаг в приватизации «Беларуськалия». Ни одно из этих обещаний не было выполнено, причем согласие Беларуси уже было оплачено россиянами.

Вместе с нарастающим давлением на Минск Россия дает понять, что строгое выполнение договоренностей оборачивается значительными выгодами. Так, 23-24 августа в Кобрине прошло совещание во главе с председателем правления «Газпрома» А. Миллером по поводу политики корпорации в Беларуси. Помимо очередного повышения зарплат сотрудникам «Белтрансгаза» Миллер заявил о сохранении ценовой политики корпорации в отношении Беларуси. Несколькими днями ранее законопроект о ратификации газовых соглашений с Беларусью был внесен в Государственную Думу.

В политической сфере Россия демонстрирует полную поддержку своему союзнику. Показательным в этой связи является визит в Беларусь 15 августа министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Глава российского внешнеполитического ведомства по существу заранее легитимизировал итоги парламентских выборов в Беларуси, осудил санкции Запада и характер оценки выборов миссией ОБСЕ.

В августе были сделаны назначения глав ключевых для внешней политики страны структур – министром иностранных дел был назначен бывший глава Администрации Президента Владимир Макей, а его место в Администрации занял бывший посол Беларуси в Москве Андрей Кобяков. Данные назначения можно интерпретировать по-разному, однако очевидно, что они поспособствуют внешнеполитической специализации данных ведомств: МИД будет фокусироваться на западном направлении (по заявлению А. Лукашенко, Макей хорошо справлялся с задачами улучшения отношений с Западом), а Администрация Президента – на интеграции в рамках Единого экономического пространства.

Отношения с Европейским Союзом остаются стабильно плохими. В рассматриваемый период двумя главными отрицательными событиями в отношениях ЕС-Беларусь стали дипломатический конфликт со Швецией и белорусские парламентские выборы, не признанные наблюдателями миссии ОБСЕ свободными и справедливыми. В то же время были освобождены всего два политических заключенных – Сергей Коваленко и Павел Сыромолотов. Этот шаг был призван смягчить неприятные впечатления ЕС от прошедших парламентских выборов.

1 августа белорусский МИД официально проинформировал о том, что отказывается продлевать аккредитацию послу Королевства Швеции в Минске Стефану Эрикссону, мотивируя этот шаг тем, что «его деятельность была направлена не на укрепление белорусско-шведских отношений, а на их разрушение». В ответ на действия Минска шведская сторона потребовала, чтобы два сотрудника посольства Беларуси в Стокгольме покинули страну в течение нескольких недель. Белорусский МИД посчитал такие требования чрезмерными и принял решение полностью отозвать свое посольство в Стокгольме и предложил Швеции сделать то же самое до 30 августа.

На заседании Комитета по политике и безопасности Совета ЕС 10 августа было принято решение воздержаться от очередного солидарного отзыва послов стран-членов ЕС из Минска. Однако было признано, что ситуация со шведским посольством в Минске в целом влияет на отношения между ЕС и Беларусью, послы Беларуси были вызваны в МИДы стран ЕС для донесения позиции последнего.

Отношения с ЕС будут оставаться в «замороженном» состоянии, хотя обе стороны, вероятно, будут время от времени прилагать некоторые усилия для выхода на прямой диалог. Современное состояние белорусско-российских отношений и уровень финансовой поддержки белорусской экономики со стороны России позволяют Минску не принимать в расчёт мнение Запада и не идти на выполнение его требований. Возвращение официального Минска к политике баланса возможно в случае усиления давления со стороны Кремля и невыполнения последним взятых на себя обязательств.

Культурная политика

Тенденцию третьего квартала уходящего года можно определить как дальнейшую делиберализацию культурных процессов на фоне усилившейся поляризации культурной жизни страны, последовательное использование культурных проектов в политических и идеологических целях. Культура рассматривается официальной властью, прежде всего, через призму «прикладных» целей: как средство воспитания молодёжи, средство привлечения иностранных туристов и т.д. Еще более отчетливыми стали крайне непоследовательные, противоречивые и даже неуклюжие действия властей в области наметившейся ранее «мягкой белорусизации».

Делиберализация культурной жизни Беларуси явственно проявилась в дальнейших запретах на выступления некоторых известных музыкальных групп и исполнителей. По-прежнему в Беларуси невозможны гастроли группы «Ляпис Трубецкой», «Крамбамбуля», Neuro Dubel, «Палац», IQ48 и др. Музыканты вынуждены переносить свои выступления за границу (в Польшу, Россию, Украину, Литву), а также участвовать в нелегальных «квартирных» концертах, полулегальных корпоративных выступлениях, фестивалях и мероприятиях, проводимых в зарубежных посольствах и т.д. Необоснованные запреты властей зачастую буквально «выталкивают» деятелей культуры в оппозиционное поле, где многие из них, вполне возможно, не оказались бы при иных обстоятельствах. Так, бард Змитер Бартосик и поэт Славомир Адамович, музыканты Змитер Войтюшкевич и Лявон Вольский выступили в концертах солидарности с белорусскими политзаключёнными на офисе партии БНФ.

Страх официальных властей перед любым проявлением какой-либо самостоятельности, инициативы и независимости (даже не в политической сфере) очевидно проявился в репрессиях против инициаторов проведения бесплатного концерта группы «Ляпис Трубецкой» в Беларуси. Организаторы этой акции (Роман Протасевич и др.) ставили перед собой цель собрать в социальных сетях 100 000 подписей за проведение такого концерта, однако были задержаны, подвергнуты допросу и запугиванию.

Показательным является также вытеснение с государственных каналов популярной передачи про современной кинематограф «Відзьмо-невідзьмо». Программа, возникшая еще в 1992 г. до 2002 г. выходила на канале БТ, до 2011 г. — на СТВ, последний год находилась в творческом отпуске. Как отметил бессменный автор и ведущий этого проекта С.Филимонов, ему неоднократно советовали не показывать на белорусском телевидении про Запад и «чужую культуру», в результате такого давления передача переходит на телеканал «Белсат».

Основным событием, традиционно представляющим официальный дискурс июля — сентября 2012 года, стало проведение традиционного «Славянского базара в Витебске». Вызывающий ностальгические воспоминания о советском периоде национальной истории, существующий в практически неизменном виде с 1992 г. и крайне идеологизированный, фестиваль этого года запомнился только выступлением А. Лукашенко на его торжественном открытии. «Олимпиада очень отстает от нашего «Базара»... Она политизирована, там очень много проблем. А «Славянский базар» — это островок свободомыслия, независимости, и у нашего «Славянского базара» многому можно поучиться... Олимпийские игры — это не спорт, а политика. Грязная политика», — заявил Лукашенко. По-видимому, на данное заявление повлияло решение Великобритании отказать Лукашенко во въезде для посещения церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне.

В то же время в июле — сентябре 2012 г. в Беларуси произошло несколько значимых культурных событий. 20 июля состоялось торжественное открытие Несвижского замка, реконструкция и реставрация которого длилась более 8 лет. В июле в Несвиже состоялся театральный форум профессиональных театров «Театр Урсулы Радзивилл», собравший 2700 любителей искусства. В сентябре в Национальном художественном музее РБ открылась представительная выставка-арт-проект «Художники Парижской школы из Беларуси. Из коллекции Белгазпромбанка, музейных и частных собраний». Дни культуры Республики Беларусь организованы в Литовской Республике в период с 24 сентября по 30 октября 2012 года. Кроме этого, в Беларуси в рассматриваемый период прошел ряд небольших смотров и фестивалей народного искусства.

Несмотря на неоднократные заявления министра культуры П. Латушко (единственного, члена правительства, публично говорящего по-белорусски) о необходимости расширять сферу применения белорусского языка, поддерживать национальную культуру, практические шаги в этой области крайне противоречивы. Так, власти развернули широкую кампанию против авторов книги «Гродназнаўства». По предположению одного из авторов учебника, доцента Гродненского государственного университета А.Чернякевича, недовольство властей вызвало тем что, что третье издание книги заканчивается периодом обретения Беларусью независимости в начале 1990-х гг. На одном из опубликованных снимков имеется бело-красно-белый флаг. Эти обстоятельства повлекли за собой допрос в КГБ, интерес со стороны налоговой инспекции, увольнение с работы одного из авторов по надуманному обвинению, ограничение учебной нагрузки для других.

В четвертом квартале 2012 года и следующем году можно ожидать дальнейшую поляризацию культурной жизни страны, еще более заметную политизацию и идеологизацию явлений официального культурного дискурса, вытеснение и маргинализацию независимых акторов. Возможны шаги по скрытому и явному противодействию «мягкой белорусизации». В случае нарастания негативных тенденций в сфере экономики, вероятно сокращение финансирования многих направлений развития культуры, за исключением тех немногих культурных проектов, которые традиционно составляют официальный культурный дискурс.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные тенденции iconОсновные тенденции
Комитетом "Солидарность" и Белорусским институтом стратегических исследований (biss). Основная цель этого обзора – определить среднесрочные...

Основные тенденции iconКолесов П. Ф. Основные тенденции расширения сферы инвестиционной...
Колесов П. Ф. Основные тенденции расширения сферы инвестиционной деятельности коммерческих банков. // Гуманитарные научные исследования....

Основные тенденции iconФестиваль дни Американской культуры в Ярославле
«Определяющие маркеры современной экономики и основные тенденции развития регионального бизнеса»

Основные тенденции iconУчебное пособие Авторы: Плотников В. В., Тунеголовец В. П. (Двгу-дальрыбвтуз) 2001 введение
Основные тенденции в развитии природных катастроф (из статьи академика В. И. Осипова)

Основные тенденции icon"Многие аудиторские организации живут за счет оказания неаудиторских услуг"
Каковы, с вашей точки зрения, основные тенденции на аудиторском рынке в текущем году?

Основные тенденции iconОсновные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени
Работа выполнена на кафедре литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева

Основные тенденции iconПримерные вопросы к кандидатскому экзамену по специальности 07. 00. 15
...

Основные тенденции iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Тенденции развития менеджмента: основные этапы. Научные школы и концепции управления

Основные тенденции iconМетодические рекомендации для учителей трудового обучения, имеющих...
...

Основные тенденции iconРоссия на мировом рынке металлургической продукции
Структура, динамика и основные тенденции российского экспорта металлургической продукции


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru