Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»




Скачать 204.02 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Дата публикации22.12.2013
Размер204.02 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
5-bal.ru > Математика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики

отделение прикладной математики и информатики

Программа дисциплины

Геометрия и алгебра
для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра (2011 – 2012 учебный год)

Автор программы: Д.И.Пионтковский, доктор физико-математических наук

Одобрена на заседании кафедры

высшей математики на факультете экономики «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Ф.Т.Алескеров
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика», изучающих дисциплину «Геометрия и алгебра».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 2011 г.

2.Цели освоения дисциплины




Целями освоения дисциплины «Геометрия и алгебра» являются


      1. ознакомление студентов с основами линейной алгебры, аналитической геометрии и общей алгебры;

2) формирование у студентов навыков использования методов линейной алгебры для формализации и решения прикладных задач, в том числе экономических и геометрических.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные теоремы линейной алгебры и иметь четкое представление об основных алгебраических структурах, используемых в перечислительных и алгоритмических задачах;

  • Уметь решать задачи линейной алгебры и аналитической геометрии, перечисленные в программе курса;

  • Иметь навыки решения систем линейных уравнений, вычисления определителей, исследования квадратичных форм, нахождения собственных векторов, приведения оператора к жордановой форме, определения типов и свойств кривых и поверхностей первого и второго порядка, исследования примеров конечных групп, колец и ассоциативных алгебр.


Выпускник по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» с квалификацией (степенью) бакалавр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2 и 3.6.1 настоящего ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ, должен обладать следующими компетенциями.

Компетенция

Код по ФГОС / НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная

ОНК-1

Способность к анализу и синтезу на основе системного подхода

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучная

ОНК-2

Способность перейти от проблемной ситуации к проблемам, задачам и лежащим в их основе противоречиям

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучная

ОНК-3

Способность использовать методы критического анализа, развития научных теорий, опровержения и фальсификации, оценить качество исследований в некоторой предметной области

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучная

ОНК-4

Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при работе в какой-либо предметной области

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучная

ОНК-5

Готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий аппарат дисциплины

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучная

ОНК-6

Способность приобретать новые знания с использованием научной методологии и современных образовательных и информационных технологий

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучная

ОНК-7

Способность порождать новые идеи (креативность)

Стандартные (лекционно-семинарские)

Инструментальные

ИК-2

Умение работать на компьютере, навыки использования основных классов прикладного программного обеспечения, работы в компьютерных сетях, составления баз данных

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-1

Способность демонстрации общенаучных базовых знаний естественных наук, математики и информатики, понимание основных фактов, концепций, принципов теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-2

способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-3

способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки, общаться с экспертами в других предметных областях

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-4

способность критически оценивать собственную квалификацию и её востребованность, переосмысливать накопленный практический опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-8

способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая разработку математических моделей, алгоритмических и программных решений

Стандартные (лекционно-семинарские)



3.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина является обязательной и относится к математическому и естественнонаучному циклу МЕ.00.
Для освоения учебной дисциплины не требуются знания и компетенции, выходящие за пределы требованиям к поступающим на программу бакалавриата.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Математический анализ;

  • Дифференциальные уравнения;

  • Теория вероятностей и математическая статистика;

  • Функциональный анализ;

  • Современная прикладная алгебра;

  • Эконометрика;

  • Анализ данных.



4.Тематический план учебной дисциплины


Тематический план учебной дисциплины

Курс «Геометрия и алгебра» относится к числу базовых и рассчитан на преподавание в течение всего первого курса (144 аудиторных часа) и первых двух модулей (осеннего семестра) второго курса (48 аудиторных часов). В приведенном ниже тематическом плане ко второму курсу относятся две последние темы.





Название темы

Всего часов

В т.ч. лекции

В т.ч. семинары

Самост. работа

1

Векторы и матрицы

27

6

6

15

2

Определитель

27

6

6

15

3

Решение систем линейных уравнений

36

8

8

20

4

Линейные пространства

54

12

12

30

5

Евклидовы пространства

72

16

16

40

6

Комплексные числа

18

4

4

10

7

Собственные векторы

90

20

20

50

8

Аналитическая геометрия

54

12

12

30

9

Основные алгебраические структуры

54

12

12

30

Итого




324

96

96

180


5.Содержание дисциплины





  1. Векторы и матрицы.


Векторы как упорядоченные наборы чисел. Линейные операции. Скалярное произведение, неравенство Коши, неравенство треугольника, угол между векторами.
Матрицы и линейные операции над ними. Простейшие матричные уравнения, система линейных уравнений в матричной форме. Невырожденные (обратимые слева) матрицы.
Простейшая линейная производственная модель.
Литература: основной учебник: 1, гл. 2, 3; дополнительная литература: 2,4,5,6 (здесь и далее ссылки даны на список литературы ниже в разделе 9)


  1. Определитель.


Перестановки. Знак перестановки, разложение перестановки в произведение транспозиций.

Понятие группы. Примеры.
Определитель квадратной матрицы.
Натуральные числа: аксиоматика Пеано. Метод математической индукции. Свойства определителя. Способы вычисления определителей. Определитель произведения матриц.
Литература: основной учебник: 1, гл. 1; дополнительная литература: 2,4,5,6.


  1. Решение систем линейных уравнений.


Решение системы линейных уравнений с невырожденной матрицей. Формулы Крамера.

Формула обратной матрицы.
Элементарные преобразования. Общая схема редукции. Метод Гаусса.
Ранг матрицы: различные определения. Миноры и вычисление ранга.

Другие способы вычисления обратной матрицы.
Теорема Кронекера-Капелли. Общий вид решений системы линейных уравнений.
Литература: основной учебник: 1, гл. 1; дополнительная литература: 2,4,5,6.


  1. Линейные пространства.


Определение и примеры линейных пространств. Подпространство. Линейная независимость, базис, размерность. Замена координат. Размерности суммы и пересечения подпространств.
Линейные отображения и линейные операторы. Изоморфизм линейных пространств. Замена базисов. Ядро и образ линейного отображения.
Литература: основной учебник: 1, гл. 7; дополнительная литература: 2,4,5,6.


  1. Евклидовы пространства.


Билинейные и квадратичные формы. Ортогональные базисы, процесс ортогонализации Грама-Шмидта. Канонический вид и нормальный вид квадратичной формы, закон инерции. Положительно и отрицательно определенные квадратичные формы. Метод Якоби. Критерий Сильвестра.
Евклидовы пространства. Матрица Грама. Неравенство треугольника, неравенство Коши. Угол между векторами. Проекции, нормали, расстояния. Ортогональные и ортонормированные базисы, их построение. Объем параллелепипеда, его связь с ориентированным объемом и матрицей Грама.
Литература: основной учебник: 1, гл. 6,8; дополнительная литература: 2,4,5,6.


  1. Комплексные числа.


Определение комплексного умножения на плоскости. Основные операции с комплексными числами. Модуль и аргумент, формулы Муавра, формула Эйлера. Решение простейших алгебраических уравнений. Основная теорема алгебры.
Комплексное линейное пространство, комплексификация действительного пространства. Полуторалинейная форма, унитарное (эрмитово пространство). Расстояния и объемы в унитарном пространстве.
Литература: основной учебник: 1, гл. 4; дополнительная литература: 4.


  1. Собственные векторы.


Инвариантные подпространства и собственные вектора линейного оператора. Собственные значения и характеристический многочлен. Теорема о минимальной размерности инвариантных подпространств. Диагонализуемый оператор.
Модель межотраслевого баланса.
Корневые подпространства. Жорданова форма и жорданов базис. Алгоритм построения жорданова базиса. Матричные многочлены, теорема Гамильтона-Кели, минимальный многочлен и его связь с характеристическим многочленом.
Линейные операторы в евклидовом пространстве. Самосопряженные (симметрические) операторы и ортонормированные собственные базисы. Ортогональные операторы.
Литература: основной учебник: 1, гл. 7, 13; дополнительная литература: 2,4,5,6.


  1. Аналитическая геометрия.


Прямые и кривые на плоскости и в трехмерном пространстве, способы задания, углы между ними. Расстояния, площади многоугольников и объемы тетраэдров и параллелепипедов. Векторное произведение векторов.

Движения аффинного пространства, теорема о разложении движения в композицию ортогонального оператора и параллельного переноса. Общие квадрики в n-мерном арифметическом пространстве, теорема о приведении их движением к каноническому виду. Кривые, их классификация. Свойства конических сечений. Классификация поверхностей второго порядка.
Литература: основной учебник: 1, гл. 2; дополнительная литература: 7.


  1. Основные алгебраические структуры.


Алгебраические системы, их гомоморфизмы и изоморфизмы.
Полугруппа, левый (правый) нейтральный и обратный элементы. Группа, подгруппа. Примеры конечных групп, группы симметрий. Теорема Кэли. Циклическая группа. Теорема о подгруппах циклической группы, ее применение для построения кругового многочлена.

Гомоморфизм групп. Действия группы на множестве, группы симметрий.
Кольцо, тело, поле. Примеры колец: кольцо вычетов, кольцо матриц, кольцо формальных степенных рядов, кольцо многочленов над кольцом. Арифметика вычетов, кольцо вычетов как гомоморфный образ кольца целых чисел.
Числовые поля. Поле вычетов по простому модулю. Характеристика поля, ее свойства. Линейное пространство. Теорема о числе элементов конечного поля.
Евклидовы кольца, кольцо многочленов от одной переменной над полем как пример евклидова кольца. Алгоритм Евклида. Факториальность евклидовых колец, основная теорема арифметики. Теорема о разложении многочлена в произведение неприводимых множителей, формулы Виета. Степень неприводимого многочлена над полями комплексных, действительных и рациональных чисел, над конечным полем. Построение конечных полей.
Литература: основной учебник: 1, гл. 10, 14; дополнительная литература: 5,8.

6.Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

1

1










Письменная работа 80 минут

Домашнее задание




1




1




Всего 7-10 задач (индивидуальные варианты)




Коллоквиум




1




1







Промежуточный

Зачет





1










Выставляется по результатам контрольной, коллоквиума и домашнего задания

Промежуточный

Экзамен










1




Итоговая контрольная 80 минут


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

1













Письменная работа 80 минут

Домашнее задание

1

1










Ряд задач для самостоятельного решения и выработки навыка перед контрольными

Итоговый

Экзамен





1










Итоговая контрольная 80 минут


6.1Критерии оценки знаний, навыков


При текущем контроле студент должен продемонстрировать знание и понимание пройденного материала, владение навыками решения типовых задач, умение применять известные из лекций схемы теоретических рассуждений. методами определения решения или качественного исследования соответствующего дифференциального уравнения.

Это же должен продемонстрировать студент и на итоговом контроле.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7.Образовательные технологии


Проводятся стандартные лекционно-семинарские занятия и регулярные консультации с ответами на вопросы студентов. Применяются индивидуальные домашние задания, на коллоквиумах проводятся устные опросы и задаются теоретические задачи.



8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



8.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Для оценки качества освоения дисциплины можно использовать около двух тысяч задач из “Сборника задач по линейной алгебре” И. В. Проскурякова. Примеры теоретических вопросов, которые предлагались на коллоквиуме, приведены ниже.



8.Порядок формирования оценок по дисциплине


Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в виде контрольных работ и в конце 1, 3 и 5 модулей изучения курса, а также домашнего задания. Итоговый контроль осуществляется в виде письменной зачетной контрольной работы (после 2 модуля) и двух письменных экзаменов (после 4 и 6 модуля), а также двух коллоквиумов (в конце 2 и 4 модулей). Итоговые оценки Оитог по 10-балльной шкале формируются как округленные до целого числа баллов от 1 до 10 взвешенные суммы, вычисляемые следующим образом.

Оценка за зачет (2 модуль):

Оитог=0,3*Ок.р.+0,1*Од.з.+0,3*Озач.+0,4*Окол. .+0,1*Осем.-1,

где Ок.р., Од.з, Озач., Окол. и Осем обозначают оценки по 10-балльной шкале за контрольную работу, домашнее задание, зачетную контрольную работу, первый коллоквиум и активность на семинаре, соответственно. При этом оценка за коллоквиум является блокирующей.

Оценка за экзамен (4 модуль):

Оитог=0,3*Ок.р.+0,1*Од.з.+0,3*Оэкз.+0,4*Окол. .+0,1*Осем.-1,

где Ок.р., Од.з, Оэкз., Окол. и Осем обозначают оценки по 10-балльной шкале за контрольную работу в 3 модуле, домашнее задание, экзаменационную контрольную работу, второй коллоквиум и активность на семинаре, соответственно. При этом оценка за коллоквиум является блокирующей.

Оценка за экзамен (6 модуль):

Оитог=0,4*Ок.р.+0,1*Од.з.+0,5*Оэкз.+0,1*Осем.-1,

где Ок.р., Од.з, Оэкз., Окол. и Осем обозначают оценки по 10-балльной шкале за контрольную работу в 3 модуле, домашнее задание, экзаменационную контрольную работу, второй коллоквиум и активность на семинаре, соответственно.

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.

По десятибалльной шкале

По пятибалльной системе

1 – неудовлетворительно

2 – очень плохо

3 – плохо

неудовлетворительно – 2

4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

удовлетворительно – 3

6 – хорошо

7 – очень хорошо

хорошо – 4

8 – почти отлично

9 – отлично

10 - блестяще

отлично - 5



Способ округления всех оценок – арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом выставляет итоговая оценка по учебной дисциплине.

9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


  1. Курош А. Г. Курс высшей алгебры. М., Наука, 1971

9.2Основная литература


  1. Гельфанд И. М. Лекции по линейной алгебре. (Любое издание, кроме 1-го, напр., М., Наука, 1971)

  2. Проскуряков И. В. Сборник задач по линейной алгебре. (Любое издание, напр., М., БИНОМ, 2005)

9.3Дополнительная литература


  1. Aleskerov F., Ersel H., Piontkovski D., Linear Algebra for Economists. Berlin—Heidelberg, Springer, 2011

  2. Винберг Э. Б. Курс алгебры. М., Факториал, 1999

  3. Бурмистрова Е. Б., Лобанов С. Г., Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии, М., ГУ ВШЭ, 1998

  4. Ким Г. Д. , Крицков Л. В., Алгебра и аналитическая геометрия. Теоремы и задачи. Том I, М., «Планета знаний», 2007

  5. Сборник задач по алгебре. (Под редакцией А.И.Кострикина). М., «МЦНМО», 2009



9.4Справочники, словари, энциклопедии не используются

9.5Программные средства


  • Выбор программных средств для реализации алгоритмов осуществляется студентом.

В домашних заданиях для рутинных алгебраических вычислений возможно использование систем Maple или Mаtlab.

9.6Дистанционная поддержка дисциплины


Предусмотрена электронная переписка со студентами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки...

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Социология» для направления 010400. 62 "Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности...

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400....

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Принятие индивидуальных и коллективных решений»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 «Прикладная...

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Принятие индивидуальных и коллективных решений»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 «Прикладная...

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....

Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400. 68 «Прикладная...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru