Содержание этапа




Скачать 72.32 Kb.
НазваниеСодержание этапа
Дата публикации17.12.2013
Размер72.32 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Математика > Урок
Проблемно-диалогическое обучение
Теоретические основы проблемного обучения


Проблемная

ситуация

Содержание-противоречие между: двумя фактами, новым и старой теорией, необходимостью и невозможностью

Признак - эмоциональная реакция: удивление, затруднение



Этапы научной творческой деятельности


Название

Содержание этапа

Результат этапа

1. постановка проблемы

-возникновение проблемной ситуации

-осознание противоречия

-формулирование проблемы

Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

2. поиск решения

-выдвижение гипотез

-проверка гипотез

Решение – понимание нового знания

3. выражение решения

-выражение нового знания научным языком в принятой форме

Продукт – рукопись (книги, статьи, доклады)

4. реализация продукта

Публичное представление продукта

Реализованный продукт – публикация, выступление



Творческая учебная деятельность


Творческая учебная деятельность- аналог научного творчества: этапы те же, но открывается субъективно новое знание, которое выражается разными языками в простых формах

Учебная проблема существует как: 1) вопрос, не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание;

2) тема урока (в рабочей или строгой формулировке)

Решение проблемы – новое знание



Выводы


  1. проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний

  2. место ПО: урок изучения нового материала на любом предметном содержании

  3. цели ПО: формировать знания

развивать интеллект и творческие способности

воспитывать активную личность

4. задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний


Приемы создания проблемной ситуации


Тип

проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания

проблемной ситуации

Пример

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

  1. одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения




Модели атома Томсона и Резерфорда, корпускулярно -волновой дуализм


  1. столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

груз весит на нити, снизу дернуть за другую нить, что произойдет




Между житейским представлением учащихся и научным фактом

  1. шаг 1. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « на ошибку».

Шаг 2. предъявить научный факт сообщением экспериментом или наглядностью

Измерить температуру в классе и в шубе.

Разные тела нагреваем до 100оС, всеми ли телами можно обжечь руки?

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

  1. дать практическое задание, не выполнимое вообще



Измерить температуру муравья. Разорвать магдебургские тарелки


  1. дать практическое задание, не сходное с предыдущим



Поднять себя за волосы, наэлектризовать металлическую палочку

  1. шаг 1. дать невыполнимое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. доказать, что задание учениками не выполнено


Подготовка проблемно – диалогического урока
Алгоритм подготовки урока с одной проблемой





Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип

1.

Обеспечить постановку проблемы:

- побуждающий диалог от проблемной ситуации

- побуждающий к теме диалог

- сообщение темы с мотивирующим приемом

2.

Обеспечить поиск решения:

- если проблемы есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

- подводящий от проблемы диалог

- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог

3.

Выбрать из списка уместные продуктивные задания (проделать самому)



Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами


1.

Сформулировать тему урока. Пункты плана и новое задание по каждому пункту, определить его тип

2.

Определить порядок постановки проблем

3.

Одновременная:

Сформулировать тему любым проблемным методом.

Сформулировать пункты плана побуждающим диалогом.

Обеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип задания.

Выбрать продуктивные задания (кроме формулирования темы и плана)

4.

Последовательная:

Сформулировать тему (при необходимости).

С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип задания.

Выбрать продуктивные задания ( в т.ч. на формулирование темы и плана)



Подготовка урока с побуждающим диалогом


Рекомендация

Постановка проблемы

Поиск решения

Воспроизведение

Используйте групповую форму работы

При создании проблемной ситуации (особенно 1,2),(предъявить противоречивые факты, столкнуть мнения)

- для выдвижения или проверки гипотез

- при изучении фактографических п/плана

Продуктивные знания (особенно на опору)

Внимание к случаю проблемы в форме вопроса

Не сообщать тему урока после вопроса

Возвращаться к вопросу

Формулирование темы

Соблюдайте структуру побуждающего диалога

Не опускайте звено осознания противоречия, не меняйте текст диалога

Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, а не с подсказки. Предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах.

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях.

Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения)?



Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Сформулируйте проблему

Прием 2

сколько же в нашем классе мнений? Почему?

Прием 3

вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4

вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5

вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6

что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?


Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге




Подтверждение

(так)

Подтверждение + побуждение

(так, кто думает иначе?)

Положительное оценивание

(молодец!)

Проблема

Верная формулировка

Неверная формулировка

Самостоятельная верная формулировка

Гипотеза

Последовательное выдвижение

Одновременное выдвижение




Проверка

Верная

неверная





Продуктивные задания на воспроизведение знаний


Классификация по языку и форме

Особенности применения

Научный

Формулировка темы.

Формулировка вопросов

Сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или следующего урока

Наглядно-образный

Опорный сигнал:

Символ, схема, таблица, опорные слова

В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний

Художественный

Художественный образ: загадка, стихотворение

Дома по желанию

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание этапа iconСодержание материалы 1
Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009/10 учебном году

Содержание этапа icon2007-2008 учебный год содержание введение c. 3-4
Одной из особенностей современного этапа развития педагогической науки является разработка проблем, касающихся технологической стороны...

Содержание этапа iconРешение qsar-задачи (Quantitative Structure-Activity Relationship)...
Поиск представлений 3D структуры гибких молекул, адекватных данной биологической активности 1

Содержание этапа iconРешение педагогических задач с помощью новых информационных ресурсов
Направление представляемого опыта: содержание деятельности школьных команд (ШК) и муниципальных команд методистов в области информатизации...

Содержание этапа iconМетодические рекомендации по проведению 1-го (школьного) этапа Всероссийской...
Школьный этап олимпиады проводится c 1 октября по 15 ноября 2011/2012 учебного года

Содержание этапа iconМетодические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской...
Третий этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии выявляет участников заключительного этапа

Содержание этапа iconГубернаторский бал в Краснодаре
Один из центральных телеканалов края взял интервью у выпускника мбоу сош№9, Емельянова Даниила, троекратного победителя регионального...

Содержание этапа icon2. Тезисы докладов участников первого этапа, рекомендуемые для публикации
Программа первого этапа. Образец программы будет размещен на сайте ому. Совет ому размещает присланные программы Конференции на своем...

Содержание этапа iconО проведении муниципального этапа VIII всероссийского конкурса образовательных...
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи городского этапа VIII всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов...

Содержание этапа iconКраткое содержание проекта Проект «Весна в жизни природного сообщества»
Проект «Весна в жизни природного сообщества» включает три этапа: теоретический изучение раздела «Природные сообщества»; практический...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru