Содержание этапа




Скачать 72.32 Kb.
НазваниеСодержание этапа
Дата публикации17.12.2013
Размер72.32 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Математика > Урок
Проблемно-диалогическое обучение
Теоретические основы проблемного обучения


Проблемная

ситуация

Содержание-противоречие между: двумя фактами, новым и старой теорией, необходимостью и невозможностью

Признак - эмоциональная реакция: удивление, затруднение



Этапы научной творческой деятельности


Название

Содержание этапа

Результат этапа

1. постановка проблемы

-возникновение проблемной ситуации

-осознание противоречия

-формулирование проблемы

Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

2. поиск решения

-выдвижение гипотез

-проверка гипотез

Решение – понимание нового знания

3. выражение решения

-выражение нового знания научным языком в принятой форме

Продукт – рукопись (книги, статьи, доклады)

4. реализация продукта

Публичное представление продукта

Реализованный продукт – публикация, выступление



Творческая учебная деятельность


Творческая учебная деятельность- аналог научного творчества: этапы те же, но открывается субъективно новое знание, которое выражается разными языками в простых формах

Учебная проблема существует как: 1) вопрос, не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание;

2) тема урока (в рабочей или строгой формулировке)

Решение проблемы – новое знание



Выводы


  1. проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний

  2. место ПО: урок изучения нового материала на любом предметном содержании

  3. цели ПО: формировать знания

развивать интеллект и творческие способности

воспитывать активную личность

4. задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний


Приемы создания проблемной ситуации


Тип

проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания

проблемной ситуации

Пример

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

  1. одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения




Модели атома Томсона и Резерфорда, корпускулярно -волновой дуализм


  1. столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

груз весит на нити, снизу дернуть за другую нить, что произойдет




Между житейским представлением учащихся и научным фактом

  1. шаг 1. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « на ошибку».

Шаг 2. предъявить научный факт сообщением экспериментом или наглядностью

Измерить температуру в классе и в шубе.

Разные тела нагреваем до 100оС, всеми ли телами можно обжечь руки?

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

  1. дать практическое задание, не выполнимое вообще



Измерить температуру муравья. Разорвать магдебургские тарелки


  1. дать практическое задание, не сходное с предыдущим



Поднять себя за волосы, наэлектризовать металлическую палочку

  1. шаг 1. дать невыполнимое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. доказать, что задание учениками не выполнено


Подготовка проблемно – диалогического урока
Алгоритм подготовки урока с одной проблемой





Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип

1.

Обеспечить постановку проблемы:

- побуждающий диалог от проблемной ситуации

- побуждающий к теме диалог

- сообщение темы с мотивирующим приемом

2.

Обеспечить поиск решения:

- если проблемы есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

- подводящий от проблемы диалог

- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог

3.

Выбрать из списка уместные продуктивные задания (проделать самому)



Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами


1.

Сформулировать тему урока. Пункты плана и новое задание по каждому пункту, определить его тип

2.

Определить порядок постановки проблем

3.

Одновременная:

Сформулировать тему любым проблемным методом.

Сформулировать пункты плана побуждающим диалогом.

Обеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип задания.

Выбрать продуктивные задания (кроме формулирования темы и плана)

4.

Последовательная:

Сформулировать тему (при необходимости).

С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип задания.

Выбрать продуктивные задания ( в т.ч. на формулирование темы и плана)



Подготовка урока с побуждающим диалогом


Рекомендация

Постановка проблемы

Поиск решения

Воспроизведение

Используйте групповую форму работы

При создании проблемной ситуации (особенно 1,2),(предъявить противоречивые факты, столкнуть мнения)

- для выдвижения или проверки гипотез

- при изучении фактографических п/плана

Продуктивные знания (особенно на опору)

Внимание к случаю проблемы в форме вопроса

Не сообщать тему урока после вопроса

Возвращаться к вопросу

Формулирование темы

Соблюдайте структуру побуждающего диалога

Не опускайте звено осознания противоречия, не меняйте текст диалога

Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, а не с подсказки. Предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах.

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях.

Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения)?



Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Сформулируйте проблему

Прием 2

сколько же в нашем классе мнений? Почему?

Прием 3

вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4

вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5

вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6

что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?


Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге




Подтверждение

(так)

Подтверждение + побуждение

(так, кто думает иначе?)

Положительное оценивание

(молодец!)

Проблема

Верная формулировка

Неверная формулировка

Самостоятельная верная формулировка

Гипотеза

Последовательное выдвижение

Одновременное выдвижение




Проверка

Верная

неверная





Продуктивные задания на воспроизведение знаний


Классификация по языку и форме

Особенности применения

Научный

Формулировка темы.

Формулировка вопросов

Сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или следующего урока

Наглядно-образный

Опорный сигнал:

Символ, схема, таблица, опорные слова

В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний

Художественный

Художественный образ: загадка, стихотворение

Дома по желанию

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание этапа iconСодержание материалы 1
Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009/10 учебном году">