Автор программы Лапицкая О. Б. учитель начальных классов, п. Заполярный Программа внеурочной деятельности




Скачать 325.38 Kb.
НазваниеАвтор программы Лапицкая О. Б. учитель начальных классов, п. Заполярный Программа внеурочной деятельности
страница1/3
Дата публикации29.08.2016
Размер325.38 Kb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3

Академия ума

2012

Автор программы

Лапицкая О.Б.-

учитель начальных классов, п.Заполярный

Программа внеурочной деятельности
Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п.Заполярный

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заполярная средняя общеобразовательная школа»

Общеинтеллектуальное направление



Пояснительная записка

      С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Академия ума».

     Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, русского языка, математики. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным

видам деятельности;

- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной

деятельности;

- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности,

расширять общий кругозор;

- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность;

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности обучения;

- психологическая комфортность.

Виды деятельности младшего школьника:

- игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);

- совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу);

- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);

- исследовательская деятельность;

- поисковая деятельность.

Программа «Академия ума» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей.

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников.  Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.   Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.

Место программы во внеурочной деятельности: программа рассчитана на 168  часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 32 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.

Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного планаформируемой участниками образовательного процесса.

Тематический план

Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:

 

п\п

Название раздела

Количество часов

 

1 класс




1

Почемучка

10

2

Эрудит

11

3

Мастер слова

11




итого

32

 

2 класс

 

1

Почемучка

7

2

Эрудит

13

3

Мастер слова

14

 

итого

34

 

3 класс

 

1

Почемучка

10

2

Эрудит

11

3

Мастер слова

13













итого

34

 

4 класс

 

1

Почемучка

12

2

Эрудит

13

3

Мастер слова

9

 

итого

34


Учебно-тематический план

1 класс


п\п

Тема

 

Практические действия или трудовые операции

 

Почемучка

 

1

Вводное занятие. Какие вопросы мы задаём?

Игра «Что? Где? Когда?»

2

Какие вопросы – такие ответы.

Составление вопросов

3

Сезонные изменения в природе

Наблюдения за природой

4

Названия месяцев

Составление календаря

5

Экологический калейдоскоп

Сборник экологических правил

6

Вселенная и мы

Работа по звёздной карте

7

Необыкновенная жизнь планеты

Модель планеты

8

Первые животные на Земле

Лепка динозавров

9

Как измерить время?

Работа с часами

10

Как возникла письменность и книги

Создание книжки -раскладушки



Эрудит






















11

Путешествие в царство Математики

Решение занимательных задач и каверзных вопросов

12

Числа арабские и римские

Головоломки с римскими цифрами

13

Ось координат

Упражнения в определении координат

14

Множество и подмножество

Чертим схемы

15

Системы счисления

Упражнение в счёте предметов

 16

Город логических задач

 Обучение игре в шашки

17

Замок величин (старинные меры измерения)

Измерение разными мерками

18

Ваше Величество Геометрия

Различаем и строим фигуры

19

Рациональные способы вычисления

Упражнение в счёте

20

Конкурс умников и умниц

Конкурсы

21

Проект «Геометрия вокруг нас»

Макет клумбы




Мастер слова




22

В царстве Речи

Составляем карту страны «Речь»

23

Путешествие в Слово

Конструирование слов и предложений

24

Жизнь слова

Исследование слов

25

Лексическое значение слова

Работа со словарём

26

Его Величество Словарь

Составляем словарь вежливых слов

27

Пословицы и поговорки

Разучивание пословиц

29

Крылатые выражения и афоризмы

Объяснять значение слов и выражений

30

В мире букв и звуков

Проект «Город букв», «Город звуков»

31

Многозначные слова

Игра в слова

32

Переносное значение слова

Составляем загадки

 

итого

 

32

 


2 класс

п\п

Тема

 

Практические действия или трудовые операции (примерные)

 

Почемучка

 

1

Путешествие в царство природы

Карта царства природы

2

Царство растений

Наблюдение за развитие растения

3

Царство грибов

Макет грибов

4

Царство бактерий

Рассматриваем под микроскопом

5

Царство животных

Лепка животных

6

Природа человека

Изучаем строение тела

7

История человечества

Рисуем древний мир




Эрудит




8

Вводное занятие. Математика – царица всех наук.

Карта страны Математика

9

Из истории цифр

Кодирование цифр

10

Старинные системы записи чисел

Письмо цифр разными способами

11

Математика и великие учёные

Таблица Пифагора

12

Магические квадраты

Составляем магические квадраты

13

 

Симметрия

Рисуем симметричные фигуры

13

Текстовая и графическая информация

Составляем коды

14

Время и пространство

Ориентирование в пространстве

15

Марафон эрудитов

Составляем и разгадываем конкурсы

16

Кто изобрел кроссворд?

Разгадывание кроссвордов

17

Кто придумал первую карту?

«Найди клад» (по карте)

18

 

Кто создал микроскоп?

 

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

19

Почему глобус круглый?

Кругосветное путешествие по глобусу

20

Карта звёздного неба

Путешествие по карте звёздного неба

 

Мастер слова

 

21

Игра «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»

Игра в слова

22

Мистер Синтаксис и Госпожа Пунктуация

Конкурсы

23

Конструктор предложений

Конструирование предложений и текстов

24

Предложения бывают разные

Придумываем разные предложения

25

Типы текстов и стили речи.

Составляем разные тексты

26

Составление текстов

Составляем публикацию

27

Формы речи: монолог и диалог

Составляем диалог и разыгрываем его

28

Культура речи

Разыгрывание речевых ситуаций

29

Дискуссия «Зачем нам речь дана?»

Составляем монолог - выступление

30

Откуда пришли крылатые выражения?

Ищем ответы

31

Слова - синонимы

Работа со словарём синонимов

32

Слова - антонимы

Работа со словарём антонимов

33

Слова - родственники

Составляем словарную статью

34

Заимствованные слова

Работа со словарём

 

итого

34 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор программы Лапицкая О. Б. учитель начальных классов, п. Заполярный Программа внеурочной деятельности iconАвтор программы Лапицкая О. Б. учитель начальных классов, п. Заполярный...
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином,...

Автор программы Лапицкая О. Б. учитель начальных классов, п. Заполярный Программа внеурочной деятельности iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» Автор-составитель:...
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы">