Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс




НазваниеРабочая программа по предмету «Литература» 5 класс
страница1/8
Дата публикации04.08.2014
Размер1.38 Mb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета приказом директора МБОУ

№ 1от 30.08.2013 «Средняя общеобразовательная

школа № 40»

О. П. Кузнецовой

от 16.09. 2013 № 271

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

5 класс

Рассмотрена на заседании МО

учителей русского языка и литературы

протокол № 1 от 30.08.2013г.


Разработчик:

Нагорная Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


2013 — 2014 учебный год
I. Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по литературе базового уровня;

-«Программы курса Литература 5—9 классы», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин,– Москва, «Русское слово», 2012;

- материалами учебно-методического комплекса по литературе для 5 класса Г.С.Меркина, Москва, «Русское слово», 2013 г.

Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по литературе и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, указывает последовательность изучения разделов литературы с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «литература»; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся.
Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе на этапе основного общего образования в объеме 105 часов.

В учебном плане школы отводится часов 105, в неделю - 3.

Сочинение – 4

Анализ эпизода – 1

Литературная игра – 2

Проверка техники чтения – 2

Проект (в т.ч. мини-проект) – 2

Конкурс чтецов – 2

Заочная экскурсия – 9

Экскурсия – 3

Литературная викторина – 2

Инсценирование отрывков произведений - 1

Резервное время, предусмотренное в Примерной программе, использовано для реализации авторского подхода при изучении сказок, творчества А.П.Чехова, А.П.Платонова, использования разнообразных форм организации учебного процесса (литературные игры, проекты, конкурсы чтецов, экскурсии и заочные экскурсии, литературные викторины), внедрения проектно-исследовательской педагогической технологии.
Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования не­обходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений чита­тельской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром ху­дожественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистиче­ской грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Уровень обучения базовый
Цели и задачи изучения литературы

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт.

Цели первого уровня

- иметь представление об основных функциях литературы, о связи литературы и культуры народа, о роли родной литературы в жизни человека и общества;

- осознавать место русской литературы в системе гуманитарных наук и её роли в образовании в целом.

Цели второго уровня

- знать отличительные признаки родов и жанров литературы;

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

- воспринимать и понимать древнерусский текст; выделять нравственную проблематику древнерусских текстов;

- характеризовать героев русской литературы 19 и 20 вв. и героев зарубежной литературы;

- характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Цели третьего уровня

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию.

Цели четвёртого уровня

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

II. Требования к уровню подготовки учащихся.
Личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- овладение навыками работы над проектом;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Литература»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 10 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А
Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова с учетом учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средней...

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 7 класс
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Литература 5 класс»
...

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» Класс 11Б
Календарно-тематическое планирование составлено на основе нормативно-правовой базы

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Музыка» 2 класс
КритскаяЕ. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка» 2 класс; Т. В. Надолинская «Музыка» 2 класс) и вспомогательная литература (сборники...

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по предмету «Музыка (музыкальная литература с элементами краеведения)» Класс 6
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по предмету «Литература» 5 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» 9 класс
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru