Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан




Скачать 77.68 Kb.
НазваниеНазвание оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Дата публикации29.07.2014
Размер77.68 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Литература > Документы


Фамилия, имя автора статьи: Фатхутдинова Алина Ниязовна

Класс: 7

Название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Фамилия, имя, отчество руководителя: Аминова Гюзель Азатовна

Тема работы: « Амирхановские места в Чистополе »

e-mail: 4208000134@tatar.mail.ru


  1. Введение.

Имя классика татарской литературы, талантливого прозаика и драматурга, публициста и литературного критика Фатиха Амирхана известно многим. Род Амирхановых, давший миру такого человека, известных просветителей, религиозных деятелей, ученых, тесно связан с Чистопольским краем, с Чистополем. Равиль Амирхан (продолжатель рода) в своей книге “Әмирханнар” весь род условно делит на казанцев и чистопольцев. Мне, как жителю этого города, стало интересно, какие места, связанные с представителями этого прославленного рода, сохранились, какой след оставили они в истории, жизни города, что мы можем показать и рассказать гостям города. Это и стало целью данной работы. Задачи перед собой поставила следующие:

  1. Собрать и изучить материал о представителях рода Амирхановых, проживавших в Чистополе.

  2. Собрать и изучить информацию о зданиях, связанных с Амирхановыми.

  3. Разработать фрагмент экскурсии по г. Чистополь, знакомящий с памятными местами города, связанными с именем Амирхановых.

При работе над данной темой я использовала материалы книг, посвященных г. Чистополю, его прошлому и настоящему.

Глава 1. Чистопольские Амирхановы.

§1. История основания первого мусульманского приходаг. Чистополя.

Многие представители рода Амирхановых были мусульманскими священнослужителями, просветителями. Первое памятное место в нашем городе – это первая соборная мечеть.

Первый приход г. Чистополя был открыт в конце 18 века, когда в городе появилась татарская община. В 1854 году мечеть сгорела и вместо нее в 1859 году появилась новая, деревянная, которая и сейчас является действующей. Мечеть была построена на средства купца из деревни Верхняя Сосна Малмыжского уезда Вятской губернии Хасана Мусича Якупова.

С 1846 года на протяжении почти полувека духовным главой чистопольских мусульман был уроженец деревни Верхняя Сосна Малмыжского уезда Вятской губернии (сейчас Балтасинский район) Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов.

В феврале 1893 года 34 летний младший брат отца Ф .Амирхана (Мухаметзарифа) Мухаметназип Хусаинович Амирханов женится на дочери ишана Мухаметкамалова - Камилятенисе, становится чистопольским зятем. В том же году дядя Ф.Амирхана назначается имамом –хатибом первой соборной мечети города Чистополя.

§2. Медресе «Камалия» и «Амирхания».

В первом приходе Чистополя были мектеб и медресе для мальчиков. Мужское медресе называлось «Камалия». Его на свои деньги построил ишан Мухаметкамалов и с 1847 года преподавал в нем на протяжении 46 лет богословские науки. После него руководил этим учебным заведением М.Х.Амирханов. Набор предметов для медресе был традиционным. Судя по официальным данным в 1874 году в этом медресе обучалось 45 мальчиков, в 1883 году – 60. Известно, что медресе «Камалия» и мектеб при нем были построены в разные годы на средства ишана Мухаметкамалова и содержались за его счет. На сегодняшний день здание медресе являет собой памятник гражданской архитектуры в эклектическом стиле «кирпичного» направления.

Согласно неофициальным данным, в конце 80-х годов XIXвека в «Камалии» (в четырех корпусах) обучалось одновременно около 400 шакирдов из Казанской, Уфимской, Самарской и др. губерний. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители – Р. Фахретдин, Ф. Карими, Г. Гафуров - Чыгтай, Х. Файзи -Чистапули, классик татарской литературы Г. Исхаки, деятель революционного движения, журналист и педагог Ф. Туктаров.

По инициативе Наджиба хазрата было открыто женское мектебе. Но сначала хазрату пришлось долго обивать пороги чиновников, преодолевать консерватизм купцов и мещан, убеждать население в необходимости создания хорошо поставленной женской школы в интересах самих же мусульман. Несмотря на огромные трудности, дело увенчалось успехом. «Девичья школа» была как детищем, так и гордостью хазрата и в честь своего организатора получила название «Амирхания». По качеству образования это заведение было одним из лучших женских медресе России и пользовалось высокой репутацией.

По данным 1913 года, в возглавляемых Наджибом хазратом «Камалии» и «Амирхании» обучалось 166 мальчиков и 150 девочек, русский класс посещали 110 человек. К тому времени медресе-мектебы существовали исключительно на средства прихожан-мусульман (очевидно, завещанные Закир ишаном средства полностью иссякли). До 1913 года в мектебе и медресе Наджиб хазрата функционировали 5 классов, где применялись учебные пособия по различным светским предметам самых известных к тому времени татарских педагогов.

Прогрессивность взглядов хазрата проявилась и в том, что он четко уловив новые веяния в общественной и культурной жизни, не противодействовал (как многие другие муллы) постановке татарских спектаклей и организации литературно-музыкальных вечеров на чистопольской сцене. Он, как благочинный с передовыми взглядами, вовремя угадал поворот школ к светским дисциплинам, хазрат не только посылал подающих надежды шакирдов повышать знания в другие учебные заведения, но и самостоятельно изучал светские науки, овладевая математикой, физикой, географией и т.д.

§3. Деятельность М.Х.Амирханова по переустройству мектебов и медресе и совершенствованию учебного процесса в них.

В отличие от периода деятельности Закира ишана в «Камалии» и «Амирхании» организовывается значительный коллектив, работающий в тесном содружестве с «внешним правлением», состоящем из прогрессивных деятелей Чистополя. Руководство мектебов-медресе держит в фокусе внимания совершенствование учебного процесса, преподавание новых светских дисциплин, обеспечение необходимыми условиями преподавателей и шакирдов. В августе 1913 года Мухаметнаджип Амирханов выступает в татарской печати с изложением программы переустройства мектебов и медресе. Содержание программы средних классов должны были составлять, помимо религиозных, следующие предметы: арифметика, география, история, геометрия, физика, природоведение, арабский язык, методика преподавания. Означенная программа в основном была реализована в 1913-1914 учебном году. Медресе, состоявшее из двух ступеней (по четыре класса в каждом) превратилось в отвечающее во многом требованиям времени учебное заведение, с координацией духовных и светских наук. Включение в программу методики преподавания говорило о стремлении к подготовке и воспроизводству собственных педагогических кадров.

Начавшаяся летом 1914 года мировая война внесла свои коррективы в жизнедеятельность «Камалии» и «Амирхании», тем не менее усилиями Наджиба хазрата и прогрессивными деятелями Чистополя в целом они функционировали достаточно успешно и внесли значительный вклад в дело развития национального образования. А вот две революции в 1917 году, разруха, голод, гражданская война нанесли громадный урон не только школьному делу, но и российскому обществу в целом. Большевистский же режим конфессиональные медресе и мектебы и вовсе объявил вне закона. Наджиб хазрат даже в условиях этого безвременья пытался бороться за дело народного образования, пока, гонимый и преследуемый строителями «новой счастливой жизни», не скончался летом 1921 года. Похоронен в г. Казани на Новотатарском кладбище.

§4. Участие М.Х.Амирханова в общественно-политической жизни города и страны

Наджиб хазрат вовсе не избегал общественной жизни, а некоторое время вообще находился в гуще политических событий. В годы первой российской революции (1905-1907г.г.) он написал воззвание, в котором защищались социальные и национально-религиозные права российских граждан. Текст объемом 8 страниц попал в руки полиции, как документ «противоправительственного» содержания. На него часто доносили. В результате обыска были найдены прокламации, которые хазрат не успел распространить. Был составлен очередной протокол, мулла получил очередное предупреждение.

В январе 1906 года Наджиб хазрат участвовал в полулегальном съезде Всероссийских мусульман в С.-Петербурге. Он был участником 1 Всероссийского съезда мусульман, состоявшегося в мае 1917 года в Москве в условиях крупных социальных перемен в российском обществе. М.Х.Амирхан в выборах в 1 Государственную думу из Чистопольского уезда в 1906 году как авторитетный религиозный деятель, поддержал вступление мусульман в блок с кадетами. Проигравшие выборы черносотенцы, устроив ряд провокаций, добились того, чтобы тот оказался за решеткой. Хазрат просидел в чистопольской тюрьме с 13 декабря 1906 года по 12 февраля 1907 года. Причем его «друзьями по несчастью» (сокамерниками) оказались депутат 1 и 2 Государственных дум Гариф Бадамшин и восходящая звезда татарской литературы Гаяз Исхаки.

Его лишают свидетельства о назначении имам-хатибом, которое возвращается ему через пару лет после вмешательства авторитетных деятелей мусульманского мира и по настойчивому ходатайству преданных своему хазрату прихожан. О преследованиях и непристойной возне вокруг чистопольского муллы активно писала татарская (и не только татарская) пресса.

§5. Посещение г.Чистополя Фатихом Амирханом.

На стене дома № 96 по улице Урицкого в городе Чистополе есть памятная доска, на которой написано следующее: «В этом здании в 1918 году жил видный общественный деятель, классик татарской литературы Фатих Амирхан». (Приложение 1). Это дом его дяди – Мухаметнаджиба Хусаиновича Амирханова. Практически каждое лето Зариф хазрат (отец Ф.Амирхана), посадив свою семью на пароход, отправлялся в Чистополь в гости к своему брату Мухаметнаджибу – в то время имаму прихода, главе большого медресе, преподавателю. А повзрослевший Ф .Амирхан практически каждый год сам приезжал в Чистополь к своему дяде.

3. Заключение.

В данной работе я попыталась собрать сведения о «чистопольских» Амирхановых. Все перечисленные в докладе памятные места города, связанные с именем Амирхановых, сохранились да наших дней: мечеть, дом Амирхановых, здания женского и мужского медресе, тюрьма. А это значит, что материалы своей работы я могу использовать на классных часах, для проведения виртуальной и реальной экскурсии для своих одноклассников и учеников других классов.

М.Х.Амирханов внес большой вклад в развитие национального образования в г. Чистополе. Благодаря его усилиям совершенствовались мусульманские учебные заведения, учебный процесс в них, было построено женское медресе – одно из лучших в России, принимал активное участие в общественной жизни татар начала 20 века. Он пользовался большой популярностью и авторитетом среди чистопольских мусульман.

Чистопольские Амирхановы не запятнали свою фамилию, внесли значительный вклад в дело воспитания молодого поколения. Их деяния продолжает уже новое поколение Амирхановых, в новых исторических условиях, но с учетом бесценного опыта предшественников. А мы, жители г. Чистополя, обязаны изучать, помнить и передавать последующим поколениям знания о тех, кто оставил яркий след в истории татарского просветительства в нашем городе и вправе гордиться тем, что в нашем городе жил и работал М.Х.Амирханов.

Список использованных источников и литературы:


1) Амирханов Р. Әмирханнар. – Казань, 2005.

2) Исмагилова Р. Чистаем. Родной Чистополь.- Казань, 2009.-С. 172-174, 180.

3) Чистополь: история. – Набережные Челны,2009. С. 53-56.

4) Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. – Казань, 2004. – С. 68-69,

5) Беседа с работниками музея уездного города.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconОтчет о результатах самообследования
...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconЗакона об образовании
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трехозерская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconI. Общая характеристика общеобразовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» Нижнекамского муниципального района...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconКурсы повышения квалификации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иж-Борискинская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconДоклад о результатах деятельности мбоу «Муслюмкинская средняя общеобразовательная...
Мбоу «Муслюмкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconПубличный доклад Миргалимова Ильдара Гайсовича, директора Муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Беркет-Ключ Черемшанского муниципального района...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconАктуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» села Бехтерево Елабужского...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconО деятельности Айбашской средней общеобразовательной школы Высокогорского...
Полное наименование учреждения : Муниципальное образовательное учреждение «Айбашская средняя общеобразовательная школа Высокогорского...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан iconОтчет самообследования муниципального общеобразовательного бюджетного...
Факс Полное название школы: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Уразаево...

Название оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан icon2012-2013 учебный год I. Общая характеристика общеобразовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru