Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы




Скачать 435.9 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы
страница1/5
Дата публикации20.05.2014
Размер435.9 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8 класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- М: «Просвещение», 2008 г. и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать худо­жественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко­торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до­стоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси­ческими образцами мировой словесной культуры, обла­дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче­ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чи­тателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и сво­бодно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте­ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих та­лантливых, чутких, обладающих творческим воображени­ем читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением ху­дожник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
В 8 классе учащиеся владеют техникой чтения и более подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках следует уделять внимание активному чтению вслух и углублению толкования художественны произведений.
Объектом изучения литературы являются произведе­ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе­ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В программе соблюдена системная на­правленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест­ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа 8 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, объединенные одной проблемой – взаимосвязь литературы и истории
На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотво­рении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к дру­гим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера­турных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа

Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ 2010

Базовый учебник

Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008
Методическое обеспечение

Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2002.

Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995
Распределение часов по учебным темам


№п\п

Разделы, темы

Количество часов по программе

I

Введение. (1 час)

1

II

Устное народное творчество (2 часа)

Русские народные песни: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки.

1

Предания: «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»

1

III

Из древнерусской литературы (2 часа)

«Жития Александра Невского»


1

«Шемякин суд»

1

IV

Из литературы XVIII века (3 часа)

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

3

V

Из литературы XIX века (34 часа)

Иван Андреевич Крылов. Басни: «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

2

Кондратий Федорович Рылеев. «Смерть Ермака»

1

Александр Сергеевич Пушкин. «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября», «История Пугачева» (отрывки), «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

10

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри»

4

Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор», «Шинель»

8

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок)

2

Николай Семенович Лесков. «Старый гений»

1

Лев Николаевич Толстой. «После бала»

4

Антон Павлович Чехов. «О любви» (из трилогии)

2

VI

Из русской литературы XX века (19 часов)

Иван Алексеевич Бунин. «Кавказ»

1




Александр Иванович Куприн. «Куст сирени»

2

Александр Александрович Блок. «Россия», «На поле Куликовом»

2

Сергей Александрович Есенин. «Пугачев»

2

Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне»

1

Иван Сергеевич Шмелев. «Как я стал писателем»

2

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». М. Зощенко «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник»

1

Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин»

3

Андрей Платонович Платонов. «Возвращение»

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

2

Виктор Петрович Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1

Русские поэты о Родине, родной природе

1

VII

Из зарубежной литературы (6 часов)

Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.

2

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

2

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»

1

Вальтер Скотт. «Айвенго»

1




Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе (1 час)

1




Итого

68
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа по литературе для 9 а общеобразовательного класса
Рабочая программа для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для учащихся...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе для 11 класса учителя I квалификационной категории
Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 11 класса на основе

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка данная рабочая программа по литературе для...
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, №1089, с учетом рекомендаций примерной программы, в свою очередь выполненной на базе...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка
Данная программа по литературе составлена для 5 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной для учащихся 5-9...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru