Урок-настроение




Скачать 139.09 Kb.
НазваниеУрок-настроение
Дата публикации13.08.2013
Размер139.09 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Родная природа в стихах русских поэтов ХХ века

5 класс

Урок-настроение

Очень люблю стихи. И всегда стремлюсь передать мою любовь ученикам. Именно поэзия, на мой взгляд, учит чувствовать, переживать, понимать окружающий мир и самого себя. Но ни для кого не секрет, и коллеги меня поймут: далеки современные школьники от поэзии. С этим мириться, конечно, не хочется. Поэтому с пятого класса учу детей слушать и читать стихи. Сначала сама провожу поэтические пятиминутки, читаю любимые стихи, потом привлекаю ребят: прошу прочитать то или иное стихотворение, затем они уже сами спешат поделиться открытием: читают понравившиеся стихи, учат их наизусть. Проводим уроки, внеклассные литературные гостиные, посвященные поэтам и поэзии.

Этот урок запомнился моим ребятам. Мы не анализировали стихи, мы просто слушали, представляли, воображали. Поэзия помогла нам побывать в лесу (мы живем на берегу Азовского моря, а лес для нас – это такая же экзотика, как для других море). Для создания настроения использовала записи музыкальных пьес П.И. Чайковского и Д.Кабалевского, пения соловья, репродукции картин И.Левитана и И.Шишкина. Накануне ребята получают пропуск-приглашение – открытку со стихотворением, которое они должны выучить в секрете от других.

И вот урок…

Ты раскрой мне природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей…

И.Бунин

Обращаюсь к детям:

- Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в какую-нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея. Она прислала каждому из нас приглашение-пропуск – это стихи, которые живут в том уголке ее волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С.Есениным, И.Буниным, Н.Заболоцким, Н.Рыленковым и М. Дудиным. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном. Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского.

Мне фея тоже прислала приглашение. Это стихи Н.Рыленкова:


Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас.

Кто не может с речушкой сдружиться,

не заплачет навзрыд с куликом,

кто не знает, как пахнет душица

На поемном лугу вечерком.

Никогда не намокнет под ливнем,

босиком по росе не пройдет,

И под небом пронзительно-синим

Не забудет про дни непогод.

И о чем бы они ни старались, -

Есть присловье одно про таких:

Ни себе, ни другим не на радость

Суетливые хлопоты их!

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души!


(Включаю магнитофон).

Голос Феи:

- Добро пожаловать в царство природы! Милые дети! Я вас прошу в моем царстве говорить тихо, ходить на цыпочках. Здесь живут мудрые деревья, тихие травы и нежные цветы, добрые звери и птицы. Здесь всходит ясное солнышко и дарит всем тепло, плывут облака, пролетает ветерок, живет грибной дождик.

Не сломайте веточку, не затопчите ромашку на полянке, не прервите птичью песенку…

Пожалуйте с добром, дорогие мои друзья!

Обращаюсь к детям:

- Что же прислала нам Фея?

Юля. Стихотворение Н.Рыленкова

Все в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.


Учитель. Что ж, будем смотреть и слушать. Отправляемся в путь. Мы проведем с вами в Царстве природы весь день.

Итак, раннее-раннее утро…

Лена:


Луна серебряною пряжей

Перед зарей заткала сад,

Где лепестки, как пух лебяжий

В прозрачном воздухе висят.

Они устелют нам дорожку,

На голубом песке ясны.

И мы поверим понемножку,

Что наступил конец весны.


Это были стихи Н. Рыленкова.

Учитель. Все светлее небо, луны уже нет.

Наташа:


Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы,

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


Таким увидел утро С. Есенин.

Учитель. Тихонько идем дальше, скоро солнышко взойдет, постараемся не пропустить восход.

Оля:


Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом

Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет,

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.


Это тоже С.Есенин.

Учитель. Тихо, замрите. Кажется, слышу голоса лесных жителей?

Коля. Да, вместе с Н.Рыленковым:


А в глуши лесов таинственных

Нелюдимый, как дикарь

Песню прадедов воинственных

Начинает петь глухарь.

А на кочках под осинами,

Солнца празднуя восход,

С причитаниями старинными

Водят зайцы хоровод.

Лапки к лапкам прижимаючи,

Вроде маленьких ребят,

Про свои обиды заячьи

Монотонно говорят.

И над песнями, над плясками

В эту пору каждый миг,

Населяя землю сказками,

Пламенеет солнца лик,

И, наверно, наклоняется

В наши древние леса

И невольно улыбается

На лесные чудеса.


Учитель. Идем по тропинке, смотрим и слушаем. Таня, кто там вместе с нами идет?

Таня:


Ромашка, излучая свет,

На солнышко похожая,

Спешит везде за нами вслед,

Своя, не перехожая.

До поздней осени на нас

Бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый глаз

Через ресницы белые.

Она в лугу, она в лесу

И рядом – на обочине.

По всей земле ее красу

Ветра рассредоточили.

По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье нам, на радость гам

Растет, цветет и светится.


Я прочитала стихи М.Дудина.

Учитель. Саша, а это кто впереди?

Саша:


Старинный дуб раскинулся могуче

Во всей красе земного естества.

Подобна надвигающейся туче

Его ветвей тяжелая листва.

Над ним небес промытых мир просторный

И семицветной радуги раствор.

И в три обхвата не обхватишь черный,

В буграх наростов узловатый ствол.

Он на посту. Он дней и сил не числит.

Прижмись к нему. Прислушайся. Внемли,

Как по его стволу проходят мысли

Земли и неба, неба и земли.


Таким увидел дуб М.Дудин.

Учитель. Присядем, отдохнем, прислушаемся. И послушаем… Автором стихов и о ромашке, и о старинном дубе является русский поэт Михаил Дудин.

( Рассказ учителя о М.Дудине. – М.Дудин. Собрание сочинений в 4 т. М., Современная литература, 1987. С. 5 – 8)

Учитель. Мы в лесу, в самой чаще его…

Ваня:


Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок как шелк… прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Это стихи И.Бунина.

Учитель. Сколько света! Сколько яркой зелени! А запахи!

Саша:


Смешался с запахом смолы

Томящий запах земляники.

Где сосен тонкие стволы

Торчат, как бронзовые пики.

И тень бежит во все углы

И ловит солнечные блики,

На травы нижет без иглы

Цветные бусы земляники.

Дрожит под крылышками пчел

Позолоченной сеткой воздух.

Пичуги дремлют в темных звездах…

И вправе я себя не счел

Нарушить птиц полдневный отдых,

Прервать полдневный запах пчел.

Это стихи Н.Рыленкова.

Учитель. Не станем и мы нарушать покой леса и работу пчел. Тихонько идем дальше. Где-то здесь должен быть родник.

Андрей:


В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.


Заметить родник нам помог Иван Бунин.

Учитель. Давайте отдохнем у родника и послушаем мой рассказ о И.А.Бунине.

Вы уже слышали это имя… А я вот что хочу сказать. Бунин прожил 83 года. Родился в 1870 г., первая книга стихов вышла в 1891. Знаком был с Чеховым, Короленко, виделся с Толстым, дружил с Горьким… Долгая жизнь закончилась 8 ноября 1953 года.

Бунин один из самых страстных жизнелюбов, каких знает мировая литература. Он с детства усвоил уроки отца: надо знать природу, жить поближе к природе, любить родные поля, леса, солнце, небо… Это радует, это вечное, а все остальное проходит и не стоит слез. Бунин никогда не уставал восхищаться. Жажда восхищений была главной причиной его путешествий, а он очень много ездил по свету…

Ну что ж, пойдем дальше. Видите, мы вышли на поляну. Какая светлая полянка, а вдали поле колосится. Но что-то потемнело вокруг. Тучи появились.

Антон:

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,

Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.

Все труднее дышать, в небе облачный шар шевелится,

Низко стелется птица, пролетев над моей головой.-

предупреждает о дожде Н.Заболоцкий.

Учитель. Дождь… прячемся…Да не бойтесь: летний дождь – теплый дождь.

Вика:


Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

По лесным цветам…

Слышишь? – звонко песня льется,

Беззаботно раздается голос по лесам.


Рассказывает нам Бунин.

Виталик:


… Набежало

Над лесом облако – и вдруг

На взгорье радуга упала,

И засверкало все вокруг.

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

Вот день! Уж это не впервые:

Прольется и уйдет из глаз…

Как эти ливни золотые, пугая, радовали нас!

Едва лишь добежим до чащи –

Все стихнет…


Соглашаемся мы с И.Буниным…

Учитель. Летний дождик – быстрый гость: прошумел и затих, ушел. И вокруг все засияло.

Света:


Дымкой даль закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко сияют небеса

Над освеженными лесами.

Тепло, и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи

Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.


Это тоже И.Бунин.

Учитель. Как стало чисто и светло вокруг, заметили?

Валя:

Цветет по сторонам

Проселочной дороги медуница.

Дождь вымыл лица древним валунам,

И молодеют каменные лица.

Без устали тачают сапоги

Кузнечики, как швейные машинки.

И, вынырнув, ложатся на круги

Восторженности желтые кувшинки.


Это стихи М.Дудина.

Марина. Посмотрите, что я увидела вместе с М.Дудиным:


Мне стрекоза садится на ладонь,

Как лайнер на бетон аэродрома.

И незабудок голубой огонь

Слепит глаза, как молния без грома.

Ликуя, пробирается ручей

Сквозь заросли и запах медуницы,

И остается тень его речей
На белом откровении страницы.

Я отвечаю голосу дрозда

Малиновки передзакатным свистом,

И лилия, как белая звезда,

Качается на отраженье чистом.


Учитель. Ближе вечер, много таинственных звуков в лесу. Прислушаемся… Что ты услышал, Леша?

Алексей:

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина?

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?


Это стихи Н. Заболоцкого.

Учитель. Все ниже солнышко, ближе ночь…

Аня:


Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой листвы.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой ,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля


Учитель. Вот и ночь, прекрасная летняя ночь. Посидим у костра и послушаем. Я расскажу вам о Константиново, где мне посчастливилось побывать.

(Рассказ учителя о родине С.Есенина, затем весь класс поет под гитару песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», накануне разученную на уроке музыки)

Настя.


В туманные ночи июня

Ты выйдешь на берег косой,

Там пахнут, как полные ульи,

Кусты под медвяной росой.

Как с неба упавшие звезды,

Мерцают в траве светляки,

И месяц ковшом из бересты

Лежит у затона реки.

А ветер, нахлынувший с плеса,

Где замерли всплески весла,

Напомнят тебе, что покоса

Пора золотая пришла.


Это стихи Н. Рыленкова.

Учитель. Пора золотая пришла… А нам пришла пора возвращаться в класс. К сожалению, путешествие наше закончилось… Надеюсь, Фея осталась довольна нами и еще пригласит нас в свою страну.

Голос Феи (стихи М.Дудина)


Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите…


Учитель. Роза, какое тебе оставила Фея послание вместе с Н.Рыленковым?

Роза.


Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей,

Узоречье луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озер.

Все это твое, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.



Учитель. Знаете, ребята, мне хотелось бы вам прочитать стихи Н.Рыленкова, посвященные

И. Левитану, репродукции картин которого перед вами. Но мне кажется, стихи эти обращены к вам, вступающим в жизнь:


Мы возмужаем и верней оценим

Простые краски, точные слова,

Вот снова светит в золоте осеннем

Чуть тронутая солнцем синева.

И если ты художник, если зорок

Твой меткий глаз и обострен твой слух,-

Туманной тропкой выйди на пригорок,

Прислушайся и оглянись вокруг.

Перед тобой, как странницы босые,

Воспоминанья летние тая,

Бредут березы в дальние края,

А ветер тени путает косые.

Шумят грачи. Так вот она, Россия,

Твоя любовь. Бессонница твоя.


Учитель. У А.Сент-Экзюпери есть сказка. Она называется «Маленький принц». Ее мы будем читать в 8 классе. Там есть такие простые, но очень мудрые слова: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, почистил зубы, приведи в порядок свою планету». Что мы называем своей планетой?

(Ответы учащихся)

Учитель. Да, это все, что нас окружает: леса, реки, озера, море, земля, которая нас кормит, по которой ходим, у которой берем, но отдавать забываем. Природа не только кормилица. Она питает наши души, вдохновляет нас. Вдохновляет поэтов. Вот мы сегодня многое видели, а сами смогли бы найти такие слова, такими глазами посмотреть? Кто нам помог? Поэты! Поэзия!

Учитель. Спасибо вам, ребята, за урок. Дома все, кто хочет, могут сделать рисунки. Нарисуйте, как вы себе представляете царство природы, или проиллюстрируйте понравившееся стихотворение. Мы сделаем выставку. А когда-нибудь еще отправимся в путешествие по литературной стране читательских удовольствий.

На следующем уроке я обязательно спрошу ребят, что они видели, слышали, чувствовали в лесу, чьи стихи слушали, что узнали о поэтах… А сейчас, сразу после урока, важно настроение. Притихли мои пятиклашки..., задумались. Меня радуют их просветленные лица. Значит, будут еще уроки поэзии!

Такие уроки, я считаю, очень много дают: учат любить и понимать поэзию, развивают воображение и творческие способности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-настроение iconУрок окружающего мира
Улыбнитесь друг другу. Улыбка дарит человеку радостное настроение и только такое настроение понадобится нам сегодня на уроке

Урок-настроение icon«Первое дыхание весны…»
На столах у детей символы, помогающие выразить их настроение, с которым пришли на урок

Урок-настроение iconОбобщение «Конструирование и моделирование поясного изделия»
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок не обычный, на уроке присутствуют гости. Это наши учителя. Девочки, с каким настроением...

Урок-настроение iconУрок по обж «Что влияет на здоровье»
Ребята, поприветствуйте друг друга улыбкой. Хорошее настроение – лучший помощник в работе. Наше занятие начинается

Урок-настроение iconУрок русского языка в 5 классе
Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется

Урок-настроение iconУрок математики в 4 классе «В»
Недаром её называют гимнастикой ума. Что от вас требуется, чтобы урок прошел хорошо? (внимание, трудолюбие, усидчивость, знания,...

Урок-настроение iconКакое у вас сейчас настроение: грустное или весёлое?
Муз сопровождение Чтение рассказа К. Паустовского «Барсучий нос». Какое у вас сейчас настроение: грустное или весёлое?

Урок-настроение iconМетодическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на...
Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста,...

Урок-настроение iconУрок здоровья в 4 «Б» классе «Здоровое питание отличное настроение»
Оборудование: презентации, 2 набора листков со словами от пословиц, выставка рисунков, образцы круп, хлеба, 2 набора карточек с изображением...

Урок-настроение iconУрок по теме: «Пейзаж настроение. Природа и художник»
Задачи: показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа; овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru