Урок игра




Скачать 75.54 Kb.
НазваниеУрок игра
Дата публикации24.07.2013
Размер75.54 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок


Софронова Людмила Викторовна,

Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, ГОУ СОШ № 767,  г. Москва
Урок – игра

(Русский язык, 6 класс)

ЧТО?

ГДЕ?

КОГДА?


Цели урока:

  1. развивать познавательный интерес учащихся, любовь к предмету;

  2. учить детей действовать активно, решать вопросы проблемного характера;

  3. учить работать в команде.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, игровое поле, волчок, конверты с вопросами, карточки с изображением совы, приз для команды-победительницы.


Ход игры

I Слово учителя

Сегодня впервые в истории нашей школы в рамках Недели русского языка мы проводим игру «Что? Где? Когда?»

Отважная команда знатоков будет бороться с командой зрителей.

Капитан команды знатоков – Иванов Пётр.

Прошу игроков занять свои места и предлагаю обговорить правила игры.

1) Все ли зрительские вопросы вы хотели бы разыграть?

2) Как следует считать победы команд? (Возможно, что знаком победы станет карточка с изображением совы.)

3) Сколько минут на подготовку ответа будет иметь команда?
I I Лингвистическая разминка «Хотите верьте - хотите нет»

В течение 1 минуты нужно постараться суметь ответить на максимальное количество вопросов. Всего 8 вопросов. Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений.


1. Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?

(Да. Но греки под досугом понимали не безделье. В часы досуга они говорили с мудрецами – философами о разных науках.)
2. Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за словом бумага?

(Нет, слово «бумажник» пришло в русский язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных и хлопчатобумажных тканей.)
3. Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»?

(Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум».)
4. Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьным уроком, доской.

(Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Прочитать книгу от начала до конца – значит прочитать ее от доски до доски.)
5. Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил.

(Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением.)
6. Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья»?

(Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги.)
7. Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками отвечал заданный урок.

(Да. В старину ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика – балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова – «балбес».)
8. Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека?

(Нет. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древние времена неграмотные люди носили с собой такие дощечки, они и назывались носом.)
I I I Команда знатоков отвечает на вопросы зрителей

Один из знатоков запускает волчок. Стрелка остановившегося волчка указывает на тот или иной сектор игрового поля. (На экране появляются номер вопроса, фотография автора, открывается содержание вопроса. Знатоки в течение одной минуты готовятся к ответу.)



Вопросы зрителей.

1. Вопрос задаёт Вика Рудакова



Пятеро гномов гуляли по лесу. Вдруг навстречу им - дракон.

Первый гном потом рассказывал: «Увидев его, мы оторопели»;

второй: «Увидев его, мы обмерли»;

третий: «Увидев его, мы обомлели»;

четвёртый: «Увидев его, мы ошеломели»;

пятый: «Увидев его, мы оцепенели».

Какой из гномов употребил в своём рассказе несуществующий глагол?


2. «Чёрный ящик». Задание подготовлено Вертеповой Анастасией.




В чёрном ящике две книги. Это романтическая поэма А.С. Пушкина и рассказ Л.Н. Толстого. Они имеют одинаковое название.

Как называются эти произведения?


3. Вопрос задаёт Стас Морозов




По какому из этих обращений получателю письма обычно проще всего определить имя отправителя, не глядя на подпись?

(А) Дорогой коллега!

(Б) Дорогая Зоя Ивановна!

(В) Дорогой сын!

(Г) Дорогая внучка!

(Д) Дорогой тёзка!



4. Вопрос задаёт Таня Дорофеева




Какой из этих устойчивых оборотов означает не то, что остальные?

(А) поминай как звали;

(Б) ищи ветра в поле;

(В) ступай, откуда пришёл;

(Г) ищи-свищи;

(Д) след простыл.



5. Вопрос задаёт Настя Халепа




Аня написала: со стрижём;

Ваня написал: сострижём;

Саня написал: со стрижом;

Таня написала: сострижом;

Кто из ребят, без сомнения, сделал ошибку?


6. Синтаксическая пауза

Команда знатоков отдыхает. Играют зрители. Вопросы озвучиваются и демонстрируются на экране.



В каком предложении нельзя однозначно определить, где подлежащие?

(А) Иванушку любит Василиса.

(Б) Дни сменяют ночи.

(В) Море горы скрыло.

(Г) Копейка рубль бережёт.

У какого предложения, если поменять в нём местами однородные члены, изменится смысл?

(А) Она поёт и танцует.

(Б) Анна встала и позавтракала.

(В) Друзья громко смеялись и оживлённо разговаривали.
7. Вопрос задаёт Соня Мехтиева




Какое из слов содержит тот же корень, что и слово скоп в выражении всем скопом?

(А) вскопать;

(Б) копилка;

(В) телескоп;

(Г) копьё;

(Д) скобка.


8. Вопрос задаёт Полина Леонтьева




Что означает слово одорант?

(А) обожатель, влюблённый;

(Б) поэт, пишущий оды;

(В) тонкий аромат;

(Г) вещество, используемое для придания чему-либо запаха.




9. Вопрос задаёт Надя Пустовалова




В какой из этих пословиц пропущено название не того животного, что в остальных?

(А) Страшнее … зверя нет.

(Б) Знает …, чьё мясо съела.

(В) Ночью все … серы.

(Г) Доброе слово и … приятно.

(Д) Кот из дома - … в пляс.




10. Вопрос задаёт Артём Кусаков




- Представляешь! Этот судья назначил в наши ворота три пенальти!

- А сколько должен был?

- Знаешь, вполне мог ограничиться…

(А) одним пенальти;

(Б) одной пенальти;

(В) одними пенальти;

(Г) одним пенальтем;

(Д) одной пенальтью.
Укажите правильную форму слова.



11. Вопрос задаёт Вика Сарманова




Опираясь на своё воображение и реальные события из школьной жизни, соотнесите афористические выражения с их общеупотребительными вариантами.

Общеупотребительные выражения

Афоризмы

1. Конец каникул

2. Учебный год

3. Отличник

4. Ответ у доски

5. Раздевалка

6. Двойка за подсказку

1. Хождение по мукам

2. «Прощай, свободная стихия!»

3. Куликовская битва

4. Горе от ума

5. Белеет парус одинокий

6. Миллион терзаний





12. Вопрос задаёт Ваня Усков




Что объединяет выражения:

«Я иду с мечом судия»

(Г.Д. Державин)

и

«Летя, дятел, ищи пищи»

(С. Кирсанов)



13. Вопрос задаёт Маша Мартиянова




Назовите антонимы к словам предок и родина.


14. Музыкальная пауза


IV Подведение итогов



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок игра iconУрок-игра «Своя игра»
Сегодня у нас итоговое занятие по изучению правил дорожного движения. Его мы проведем необычно. Предлагаю вам принять участие в игре...

Урок игра iconУрок-игра проводится в 8 классе по теме «Многоугольники»
Одним из таких средств является игра. Данный урок-игра проводится в 8 классе по теме «Многоугольники»

Урок игра iconУрок-игра: Своя игра. Тема: Древнейшие люди
По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать

Урок игра iconУрок игра физики в 8 классе по теме «Влажность воздуха»
Урок-игра изучения нового материала по теме «Влажность воздуха» с использованием игровой и компьютерной технологии

Урок игра iconКонкурс кроссвордов 7г класс Карпухин. В. И. Вторник Посвящение в...

Урок игра iconУрок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Игра в «соображалки» (животные)»
Игра. «Дикие и домашние». Класс делится на две команды. На доске картинки с изображениями диких и домашних животных

Урок игра iconУрок-игра по английскому языку для 3 класса «Своя игра»
Создание условий для закрепления учащимися умения использовать в речи изученный лексический и грамматический материал

Урок игра iconУрок-игра по технологии «Путешествие в страну Безопасности». Методическое...
Урок-игра «Путешествие в страну Безопасности» проводится с целью закрепления ранее полученных знаний и навыков по теме «Правила техники...

Урок игра icon«Значение театрально игровой деятельности в развитие речи детей»
Всякая Игра есть прежде всего и в первую очередь свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. (Йохан Хёйзинга)

Урок игра iconУрок-игра в 5 классе Учитель русского языка и литературы Мешкова...
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru