Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства




НазваниеФгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства
страница1/4
Дата публикации02.03.2014
Размер0.6 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический

институт им. П.П.Ершова»

Кафедра социальной педагогики и педагогики детства

Развитие речи учащихся начальных классов при изучении имени прилагательного

Исполнитель: Бусыгина Раисса

Дмитриевна

Студентка 5 курса, 381гр,

очного отделения

педагогического факультета

(ПиМНО)

Научный руководитель: Савкина

Наталья Геннадьевна

кпн, доцент

Ишим, 2012

Содержание

Введение……………………………………………………...............................3

Глава 1.Теоретические подходы к развитию речевых умений учеников 2 класса при изучении имени прилагательного ………………………………....8

1.1. Из истории методики развития речи…..................................................8

1.2. Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы" имя прилагательное".........................................................................................16

Глава 2. Описание опытно экспериментальной работы …………………..26

2.1. Подготовка к эксперименту, его описание, содержание по выявлению развития речи учащихся с помощью имени прилагательного……………..27

2.2. Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников…………………..….31

Заключение …………………………………………………………………... 47

Библиография……………………………………………………………….. .49

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей школы на современном этапе является  формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами  действий с ними в соответствии с познавательными установками. В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно  из решающих условий этой задачи- хорошо развитая речь каждого человека общества. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Поскольку средством обучения и источником необходимой информации, прежде всего, является речь, то основной перечень  общеучебных (то есть таких, которые, будучи выработанными в одном виде,  могут использоваться при выполнении других видов)  умений  непосредственно соотноситься с формированием у учащихся навыков речи. Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку - речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух , но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение всех разделов науки о языке. В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка:  «развития речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, пониманием  связной (контекстной) речью над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков в начальных классах». [7, с. 15-16]. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а, следовательно, и практическая часть уроков чтения и грамматики. Названиями основных разделов программы по русскому языку («Обучение грамоте и развитию речи», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи») подчёркивается, что развитие речи – та необходимая составляющая часть содержания, и то звено, которое органически связывает все части начального курса русского языка и объединяет их в единый учебный предмет. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создание системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения и для уроков грамматики и правописания. Языковые знания – залог культуры речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в соответствии с языковой нормой. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть возможность решать задачу более высокого уровня: учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически. Выражение эмоций присуще в той или иной мере всем категориям и элементам языка, и показам этого свойства начинается воспитание чувства языка у учащихся. Речевая самостоятельность младших школьников невысока, поэтому формирование их речевой культуры начинается с анализа речевых образцов. В первую очередь это, конечно, будет язык художественной литературы, но «важно развить у школьников способность испытывать чувство удовольствия, восхищения, радости при оценке удачного высказывания в любом стиле (научном, деловом, и др.) на уроках любых предметов» [7, с. 16]. На уроке русского языка в начальной школе создаются к этому предпосылки в связи элементарным разграничением научного (или делового) и образного эмоционального языка. Все выше сказанное, выделяет актуальность нашего исследования и необходимость формирования у детей четких представлений о развитии речи. Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между возможностями использования наглядных пособий на уроках русского языка и методическими рекомендациями школьных программ, а так же их эффективности развития речи при изучении имени прилагательного у учащихся начальных классов. Объект исследования: процесс развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного. Предметом исследования являются  приемы формирования речевых умений при изучении прилагательных в начальной школе. Цель исследования: изучить совокупность форм и методов работы учителей по развитию речевых умений при изучении темы « имя прилагательное» в начальной школе. Гипотеза исследования: для формирования речевых умений учащихся начальных классов необходимо:

1.учитывать научные подходы к изучению данного вида;

2.знать конкретные речевые умения в области;

3. использовать специальные приемы (упражнения), развивающие эти умения;

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

- изучить историю методики развития речи учащихся;

-     ознакомиться с методикой развития речи учащихся на современном этапе;

-     проанализировать действующую программу по русскому языку для начальной школы;

-     выяснить приёмы и методы развития речи учащихся при изучении имени прилагательного.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

Теоретические: изучение теоретической и методической литературы по теме исследования; изучение материалов и публикаций по поставленной проблеме. Эмпирические: анкетирование, наблюдение; педагогический эксперимент по определению эффективности использования наглядных пособий; обработка результатов экспериментальной работы. Область применения: в практической работе учителей начальных классов. При написании данной работы мы опирались на работы Ф.И. Буслаева, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, К.Д. Ушинского и других. В своей работе мы постарались проследить, как эти задачи решаются на уроках русского языка в начальных классах при изучении имени прилагательного. Теоретическая значимость работы состоит в том, что выявлены особенности развития речи у учащихся начальных классов при изучении имени прилагательного. Практическая значимость заключается в том, выявленные нами особенности формирования развития речи при изучении имени прилагательного у второклассников может использоваться учителем начальных классов. Новизна заключается в доказательстве эффективности использования имени прилагательного при развитии речи учащихся начальных классов. База исследования: МОУ СОШ №2 города Ишима, 2 «А» класс. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к развитию речевых умений учеников 2 класса при изучении имени прилагательного

1.1.     Из истории методики развития речи

Русская речь - большая и сложная область методики русского языка. Сложная потому, что касается такого явления,  как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком  литературой, которые, прежде всего, служат   задачами развитию  речи учащихся, которая имеет длительную и богатую историю. Древнее латинское изречение гласит: «История есть наставница жизни». Это означает, что прошлое в жизни человеческого  общества  тесно связано с его настоящим и будущим. Поэтому нельзя ни в каких сферах жизни людей забывать то положительное, что достигнуто человечеством в предшествующей эпохе своего развития. Это имеет отношение  к любой отрасли знаний, в том числе и к педагогике – науке об обучении  и воспитании подрастающих поколений, а, стало быть, и к методике преподавания русского языка. По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, рекомендации чисто практического характера, исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который остался бы равнодушным к вопросам  развития речи. Возникновение методики преподавания связывают с именем Ф.И.Буслаева (1818-1897 гг). Деятельность его в области школьного преподавания была очень плодотворной и оказала большое влияние на русскую школу.

В 1844 г вышла его книга «О преподавании  отечественного языка». Это был первый обобщающий труд по методике русского языка.  Буслаевым  были составлены первые научно и методически обоснованные  программы по русскому языку. Успешное обучение языку, по мнению Ф.И. Буслаева, состоит в усвоении учащимися  правильного и свободного употребления  языковых средств, в разговоре и на письме, которое достигается  при изучении  «живого языка народа», а не только его грамматики. Ученик должен  практическим путем узнавать «все формы речи», которые «должны являться ему не сами по себе, а постоянно в органической связи  с мыслью, им выраженной: 1.    Приведи дитяти все явления языка… выражение непосредственных выражений  помощью  изустного выражения непосредственных представлений, помощью разговора и чтения… На способность говорить обращаем мы в ученике строгое внимание, именно на способность выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом… 2.     Формы речи, коими ученик умеет уже пользоваться. Доводя до его сознания разбором, следовательно,  путем анализа… Ученик должен сначала приобрести умение в отечественном языке и потому уже возвыситься до сознания о его формах и законах… 3.    С разбором соединяй синтез, совокупление отдельного в практических упражнениях… В начале подражание, потом знание; теперь опять упражнение…» [4, с. 84-87].  Для учащихся, пишет Буслаев, чрезвычайно важно научиться грамотно и толково выражать свои мысли в процессе говорения, что характерно и для развития его умственных способностей, и для формирования характера в целом. Академик пропагандирует важнейший, сохранивший свое непреходящее значение для любого периода развития русского языка принцип единства формы и содержания при рассмотрении языковых явлений: 4.    «Соединяй внешнее с внутренним,  форму с содержанием…» [4, с. 87]. В соответствии с этими «правилами для методов преподавания» Буслаев в основу программы русского языка  в приготовительном классе кладет «изучение языка исключительно практическое, прежде чем начнется грамматика», а в конце программы за каждый  «класс общего курса» помещает перечень  практических упражнений, так как «при каждом вопросе, где только окажется возможным, следует обращать внимание на правильное употребление языка в разговоре и на письме»:

«а) упражнения собственно грамматические.

1.   Разбор примеров, данных учителем.

2.   Приискивание  примеров самим учеником в книге.

3.   Составление учениками собственных примеров… б) Упражнения с целью умственно-нравственного развития, заблаговременного знакомства с другими предметами словесности и заготовления материалов для собственных сочинений. 1.   Чтение. 2.   Разбор: грамматический и вещественный (материальный), разбор внутренней связи между частями  сочинений, разбор общей мысли или смысла сочинения. Разбор с целью нравственного развития, разбор относительно изящных средств выражения и относительно выражения прозаичного и стихотворного. 3.   Учение наизусть. 4.   Изустные и письменные рассказы. 5.   Переводы. 6.   Подражания. 7.    Собственные сочинения». [5, с. 16-29]

О практической направленности изучения русского языка говорится и в других школьных программах 19 столетия. А. Михайлов отмечает, что «преподавание отечественного языка слагается из двух частей или сторон: теоретической  и практической . И если цель теоретического обучения – помочь детям овладеть богатством идей и представлений, которые «народ осознал в себе и запечатлел звуками живого слова», то цель обучения практического состоит в том, чтобы дать учащимся «логическое, формальное образование духа», - писал А.Михайлов. Все эти цели достигаются на основе живого, цельного преподавания при  главенстве практики: «практика должна сливаться с теорией и предшествовать ей»; «разумное  преподавание должно исходить из практического начала и выводить в сознании детей правила из примеров, общее из частного, отмеченное из конкретного»; «теоретическое преподавание грамматических правил и форм должно опираться на чтение писателей, из него исходить и к нему возвращаться» [3, с. 30-31]. Не оставил без внимания вопросы преподавания русского языка и  И.И.Срезневский  (1812-1890гг), выдвинувший в своих трудах  «Мысли  об истории русского языка», «Замечания о первоначальном курсе русского языка», «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных  заведениях», и др. ряд положений практического характера, которые должны быть реализованы в процессе преподавания русского языка  в средних учебных заведениях. Это прежде всего воспитание у школьника «умения вникать в смысл слышимого и читаемого и толково передавать» это в устной и письменной форме; «умения выражать свои знания и мысли на письме правильно, отчетливо, последовательно, на сколько это достижимо в возрасте первой юности» ( т.е. в соответствии с возрастными особенностями). Большой вклад в методику русского языка внёс К.Д. Ушинский. Его статья «О первоначальном преподавании русского языка» как бы продолжает мысли Ф.И.Буслаева. Ушинский считает русский язык главным, центральным предметом в обучении, а первой задачей «учение детей отечественному языку» ставит «развитие дара слова». [57, с. 251] Гений отечественной научной методики настаивает на укреплении и развитии этого дара путём постоянных тренировок и выдвигает ряд требований к упражнениям, которые, по его мнению, должны быть: а) «самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль». Ушинский считает, неприемлемым помощь учащемуся школьнику в понимании прочитанного, пересказ своими словами («развитая форма языка и мысли» искажается) и «сочинение на темы» («письменная болтовня заученными фразами – сшивка чужих фраз»). [57, с. 251] б) систематическими «Всякое новое упражнение должно находится в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперёд». [57, с. 255]. Чем больше развит дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель. в) логическими, то есть опираться на «способность отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение, и т.д.». [57, с. 256] Школьник должен уметь находить главную мысль, «привязывать к ней второстепенное, схватывать суть изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят» г) устными и письменными «в наших школах чрезвычайно мало обращает внимание на упражнения детей в изустной речи. Дети или молчат, или отвечают выученный наизусть урок, или дают отрывочные, бессвязные ответы на вопросы учителя». [57, с. 257]  Ушинский предлагает обращаться с вопросом не к одному ученику, а ко всему классу, такие приёмы и такие методы, как принцип предшествования устных упражнения письменным, «в соответствии с возрастом детей, их развитием, навыками в механизме письма и умением письменно излагать свои мысли»; постепенное усложнение формы ответа; расположение вопросов так, чтобы «вышло стройное описание… короткими предложениями»; восстановление устного рассказа учителя всем классом сначала устно, потом письменно. [57, с. 258] Первая четверть XX века знаменуется созданием многих известных, вошедших в историю методики русского языка работ, которые на долгие годы стали истинными помощниками ни одного поколения учителей. Особо следует выделить «Игнатьевскую» (по фамилии министра народного просвещения того времени Игнатьева) программу 1915г. Она интересна тем, что на многие десятилетия предвосхитила создание методических подходов и характер требований, предъявляемых к преподаванию русского языка в школе. До сих пор актуально звучат многие положения этой программы, одними из которых являются «обогащение собственного языка учащихся новым языковым материалом и развитие в них навыков свободной, правильной и красивой устной и письменной речи» [4, с. 58], практическая направленность преподавания русского языка и забота о развитии творческих способностей каждого ученика. Составители первых программ советского периода также много внимания уделяли связи обучения с задачами подготовки учащихся практической деятельности. Замечательный филолог, методист, автор учебников по русскому языку и языкознанию Д.Н. Ушаков отмечал, что «школа должна научить ученика  правильно читать, писать, говорить и мыслить». [4, с. 11]

Важная роль отводилась сочинениям, базой для которых могли служить литературный произведения, картины или «собственный опыт учащихся». Своеобразным обобщением многолетних усилий по совершенствованию преподавания русского языка является выпущенная в 1967 году программа Министерства просвещения РСФСР, в которой развитию речи уделяется большое внимание; по каждому разделу грамматики в особых абзацах сформулированы требования к практическому использованию языковых средств в речи. Кроме того, введён специальный раздел «связная речь». Развитие речи на уроке русского языка в соответствии с этой программой должно осуществляться в трёх направлениях: -     овладение нормами русского литературного языка; -     обогащение словарного запаса учащихся; -     формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. [4, с. 82] И, тем не менее, развитие речи как определённая область теории методики только начинает складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, соединяющие средства обучения, критерии оценки уровня развития речи учеников. Между тем современная методика развития речи располагает собственными исследовательским данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в психологической, лингвистической (психолингвистической) литературе.

Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане её сопоставления с языком, противопоставляя речь языку «не как нечто индивидуальное, единичное, а как реальный вид существования языка, его живая и непосредственная реализация» [44, с. 11] Это разграничения зыка и речи важно для методики. Опираясь на него, методисты различают изучение системы языка и изучение функции понятия языка; изучение системы языковых понятий  и изучение функционально, применение использования языковых средств, для передачи сложного содержания, включающие помимо собственной информации, обращение к существованию побуждения его к действию.  

1.2 Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»

Упражнение в дидактике определяется как планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества. Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной деятельности учащихся, необходимой для выробатки умений и навыков.Подчеркивается , что «запоминание и упражнение - два основных способа, обычно применяемые учеником в школе для усвоения учебного материала, - не требуют «от ученика творческого мышления…И каким бы знаниям и навыкам мы ни учили при этом детей, в том числе инавыкам рассуждения, в результате такого обучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждевенцем, постоянно обслуживаемым учителем ».Для развития творческой деятельности учащихся предпологается использовать наряду с упражнениями поисковые, проблемные, творческие задачи. Естественно, что методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном выше понимании но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недиферентированно называют упражнениями. При этом особое значение приобретает типология упражнений

Из различных оснований, которые могут быть приняты во внимание при ее рассмотрении наиболее существенными являются следующие: степень активности учащихся ,познавательной самостоятельности, способ деятельности. По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.

 Упражнения на основе образцов:

- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;

- заучивание стихов и прозы;

- составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;

- составление предложений, аналогичных данному.

 Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично на

правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в

составлении или в перестройке предложений.

 Виды конструктивных упражений:

- восстановление деформированного текста;

- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей

 - ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложении и текста;

 - соединение 2-3 предложений в одно;

 - построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

 - выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

 Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по

предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.

 Виды творческих упражнений:

 - задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

- даются опорные слова или сочетания

 - задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

 Рассмотрим основные виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, нам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: «Дай карандаш».— «Какой?» — «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится:

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?[10, с. 220]

Общее грамматическое значение прилагательного — признак предмета.

Морфологические признаки прилагательного — род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма прилагательного — им. п., м. р., ед. ч.

Называя признаки предметов, прилагательные обслуживают, поясняют существительные. Поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему теснее связаться с существительным, приспособиться к нему.

Прилагательное — очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному.

При изучении темы «Названия признаков» особое внимание обращается на выработку у учащихся умения отличать названия признаков предметов от названий предметов и действий.

Работа вначале может проводиться на словах, обозначающих качества конкретных предметов, которыми предметы отличаются друг от друга, например: карандаш длинный, карандаш короткий; книга толстая, лист бумаги тонкий; дом большой, шалаш маленький; камень тяжелый, пух лёгкий; лыжи деревянные, коньки стальные; яблоко румяное, сладкое, лимон желтый, кислый.

При этом учитель обращает внимание детей на то, что слова, обозначающие признаки предметов, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Говоря о значении прилагательных в речи, следует показать детям, что они помогают уточнить знания о том или ином предмете (какой, он?), представить его себе живо, картинно, так, как будто мы его видим.

К основным упражнениям по теме, часть которых выполняется детьми самостоятельно, относятся следующие:

1)        отгадывание загадок о предметах по их признакам;

2)  подбор к данным предметам признаков из тех, что даны в учебнике для справок;

3)  придумывание и запись названий признаков в ответ на вопросы по картинкам;

4)  приписывание к данным названиям предметов названий признаков: назвать признаки снега, зайца;

5)  составление предложений из данных слов, среди которых находятся и названия признаков;

6)  подбор к словам, обозначающим признаки, противоположных по смыслу: лимон кислый, а сахар ... , морковь оранжевая, а свекла ....[11,с.97]

На следующем этапе ( III класс) изучается имя прилагательное как часть речи. Изучая прилагательные, нужно выяснить особенности прилагательных путем сравнения его с именем существительным. Прилагательное отличается от существительного и по своему значению, и по своей форме. Существительное обозначает предмет, а прилагательное— признак предмета; существительное отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? и пр., а прилагательное отвечает"на вопросы: какой? какая? какое? какие? и пр. Существительное имеет постоянный род, изменяется по числам; прилагательное изменяется и по родам, и по числам, в зависимости от имени существительного. Прилагательное всегда относится к существительному и стоит в том же роде и числе, что и существительное. Об изменении прилагательного по падежам, так же как существительного, во II классе не сообщается, но, говоря о зависимости прилагательного от существительного, можно дать существительные и прилагательные не только в именительном падеже (начальная форма), но и в других падежах, причем термин «падеж» не употребляется.

Так как род, число (а также и падеж) прилагательных зависят от рода, числа (и падежа) существительных, к которым они относятся, то при разборе имен прилагательных учащиеся должны узнавать их формы по соответствующим существительным: какого рода и числа существительное, такого же рода и числа прилагательное. Большое значение имеет и выработка у учащихся умения ставить вопросы от существительного к прилагательному. В III классе при изучении склонения прилагательных и правописания падежных окончаний целесообразно использовать таблицы: 1) родовых окончаний; 2) падежных окончаний мужского и среднего рода; 3) падежных окончаний женского рода; 4) падежных окончаний множественного числа. Работа по таблицам обеспечивает наглядность, помогает запоминанию детьми окончаний: учащиеся отчетливо произносят вслух окончания прилагательных, записывают их в свои тетради, подчеркивают окончания. Таблицы склонения прилагательных полезно вывешивать на некоторое время в классе; некоторые из них составляются под руководством учителя самими учащимися и записываются в тетрадях.[10, с. 231]

После небольшой предварительной беседы учителя с учащимися последние могут самостоятельно: 1) сформулировать определение; 2) выписать пары слов, среди которых должны быть прилагательные, поставить вопросы от существительных; 3) подобрать к некоторым прилагательным однокоренные существительные или глаголы (звонкий — звонок, звонить), подобрать к данным прилагательным прилагательные с противоположным значением (узкий — широкий, тяжелый — легкий).

При повторении темы «Изменение прилагательных по родам, числам» в III классе основное внимание учителя должно быть обра шено на то, чтобы учащиеся правильно соединяли прилагательные с существительными и умели ставить вопросы от существительных к прилагательным. Для этой цели полезно выписывание учащимися пар слов; после повторения правила правописания родовых окончаний, а также окончаний множественного числа в именительном падеже (-ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие) дети могут списывать предложения, в которых прилагательные даны без окончаний, и дописывать окончания, составляя словосочетания и предложения с прилагательными в именительном падеже по образцу: холодный ветер .,. , холодная ночь ... , холодное утро ... , холодные дни ....

Далее учитель знакомит детей с изменением прилагательных по падежам. Окончания прилагательных не те же, что у имен существительных; окончания прилагательных можно узнать по вопросу, , который ставится от существительного (ночь — какая? — темная; ночь — какую? — темную; ночью — какой? — темной и т. д.). Исключение представляет именительный-винительный падеж мужского рода единственного числа -ый, -ий.

Значит, падеж прилагательного определяется по падежу существительного (в каком падеже стоит существительное, в таком же падеже стоит и прилагательное), а окончание прилагательного узнается по окончанию вопросительного слова (вопроса): какому? каким? какую? и т. д., за каким? синим морем, на каком? синем море Сначала дается общее знакомство с изменением прилагательных по падежам, на что отводится обычно часа два. Большая же часть времени посвящается отдельным падежным формам. Изменение прилагательных по падежам изучается в зависимости от их рода: 1) прилагательные мужского и среднего рода; 2) прилагательные женского рода. При этом падежи берутся преимущественно в сопоставлении; именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода; окончания творительного и предложного падежей тех лее прилагательных; винительный и творительный падежи прилагательных женского рода; окончания -ый и -ий мужского рода и -ой, -ей женского рода. После разбора с учителем готовых предложений и ознакомления с таблицей склонения учащиеся читают по учебнику вывод и самостоятельно составляют у себя в тетрадях таблицу склонения таких слов, как родной город — родное село, ставя перед прилагательным (от имени существительного) в каждом падеже вопрос; окончания вопросительного местоимения и прилагательного они подчеркивают, устанавливая тем самым соответствие между вопросом и окончанием прилагательного (какой? — родной; какая? —- родная).

В качестве самостоятельной работы могут быть использованы упражнения: 1) склонение какого-либо прилагательного с ударным окончанием (например, родной, молодой, голубой) с существительным или без него; 2) составление кратких (в 3—4 слова) предложений с подобными же прилагательными; 3) списывание текста с подчеркиванием прилагательных вместе с существительными и с указанием их числа, рода и падежа; 4) в составлении словосочетаний и предложений. Правильность выполненной работы дети самостоятельно проверяют по таблице склонения имен прилагательных, вывешенной в классе или помещенной в учебнике.[8, с. 56]

Упражнения на уроках, посвященных правилам правописания безударных окончаний имен прилагательных, заключаются прежде всего в том, что учащиеся составляют таблицы склонения прилагательных с безударными окончаниями (-ый, -ая, -ое, -ий, -яя, -ее) — по образцу тех, что даны в настенных таблицах или таблицах учебника; при этом учитывается разница в правописании безударных окончаний прилагательных с твердой и мягкой основой -ый или -ий, -ое или -ее и т. п.

Может оказаться, что после изучения склонения прилага-
тельных всех трех родов учащиеся будут путать окончания -ый,
-ий в мужском роде и -ой, -ей в женском роде. Учитель объяс-
няет учащимся различия в этих окончаниях: безударное окон-
чание на вопрос: какой? в мужском роде всегда -ый или -ий
(красный, синий), в женском роде — -ой, -ей (красной, синей).
Прием сопоставления используется и при объяснении правопи-
сания других смешиваемых окончаний: -ым, -им      ом, -ем

;(мужской и средний род), -ую, -юю,—ою, -ею (женский род).

При изучении множественного числа прилагательных учащиеся усваивают их падежные окончания, одинаковые для всех родов, учатся по именам существительным, а также по характерным окончаниям (-ым, -им — дательный падеж, -ыми, -ими—• творительный падеж) различать падежи. Так как некоторые падежные окончания прилагательных по своему звучанию близки к окончаниям существительных, их надо сопоставлять друг с другом: красным лентам, красными лентами, о красных лентах и т. д.

Из орфографических упражнений в связи с изучением имени прилагательного следует рекомендовать следующие: 1) списывается текст и обозначаются падежи прилагательных, которые определяются главным образом по существительным; 2) из.-меняются прилагательные вместе с существительными по образцу; 3) из текста выписываются только прилагательные с существительными определенного рода и числа и разбираются: пестрых цветов — мп. ч., род. пад.; 4) составляются предложения с прилагательными в разных падежах; 5) используются диктанты разных видов: предупредительный, выборочный, объяснительный, творческий; 6) проводятся изложения и коротенькие сочинения с элементами описания. Следует иметь в виду, что обычно учащиеся редко пользуются именами прилагательными в своей речи, особенно в определительном значении (ср. также наречие). Имея в виду развитие речи, учитель должен всячески поощрять тех учащихся, которые употребляют в своих устных и письменных высказываниях эту часть речи, конечно с соблюдением меры.

Таким образом, в результате изучения имен прилагательных дети должны знать значение имени прилагательного, вопросы, по которым можно узнать имя прилагательное,- изменение по падежам, родам и числам в зависимости от имени существительного, должны знать способы, посредством которых можно определить правописание того или иного прилагательного с безударными окончаниями (безударные окончания пишутся так же, как ударные)

Каждый учитель должен знать, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconИнформационное письмо
Нный педагогический университет, факультет психологии, кафедра общей психологии и истории психологии, факультет педагогики и психологии...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconФормирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом...
...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconФормирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому...
...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconУправление культуры администрации мо «игринский район» муниципальное...
Высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт педагогики, психологии и социальных технологий,...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconДоклад об эффективности использования имущественного комплекса фгбоу...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко»

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconГоу впо «новосибирский государственный педагогический университет»...
Иигсо) «Познание начинается с удивления…»: развитие исследовательских компетенций в ходе практик (Кафедра педагогики и психологии...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconВысшего профессионального образования «воронежский государственный...
Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9 / [науч ред. М. В. Шакурова]. – Воронеж:...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 040101. 65 «Социальная работа»
Умкд составлен ст преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю. А., к и н., доцентом кафедры социальной...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700 «Педагогика»
Умкд составлен к п н., доцентом кафедры социальной педагогики и социальной работы Каблуковой И. Г., дополнен к и н., доцентом кафедры...

Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» Кафедра социальной педагогики и педагогики детства iconФгбоу впо «Алтайский государственный университет» Факультет психологии...
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференция с международным участием


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru