Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка




Скачать 153.05 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка
Дата публикации09.02.2014
Размер153.05 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку_9

Пояснительная записка 

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).

В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что доминирующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

-    совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

-    обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-   освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-    формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-    воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

anchor

В результате изучения русского языка ученик должен:

anchor

-    роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-   смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

-    основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально- делового стилей, языка художественной литературы;

-    особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

-    признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-   основные единицы языка, их признаки;

-   основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

anchor

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

-  фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

-   формулировать вопросы по содержанию текста;

-   замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

-  понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

-   составлять конспект прочитанного текста;

-   оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

-  прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

-  создавать устные монологические высказывания на актуальные социально- культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

-   владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-   строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

-  владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

-  писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

-  вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

-  писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

-   составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

-  совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-  проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-   правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-  анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

-  владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

-  толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

-  пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

-  опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;Ш8

-    пользоваться разными видами толковых словарей;

-    верно использовать термины в текстах научного стиля;

-   оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

-   проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

-   распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

-   правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

-   определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

-   опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

-   применять орфографические правила", объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

-   пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

-   проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

-    различать изученные виды простых и сложных предложений;

-    интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

-   составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

-   уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

-   правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

-    проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

-   устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

-   использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

-   применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

-   строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

-   самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

-    проводить пунктуационный анализ текста;

-   аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

 

 

всего

 

 

изучение нового материала и повторение

 

 

развитие связной речи

 

 

развитие речи (изложение)

 

 

развитие речи (сочинение)

 

 

контрольная работа (диктант)

 

 

контрольная работа (комплекс. анализ текста)

 

 

словарный диктант

 

 

тест

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование в 9 классе



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

1.      

Международное значение русского языка

Урок усвоения новых знаний

Международное значение русского языка, русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей)

Понимать  неоднородность русского языка, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)

 

Упр. 5 , стр.5

 

2.      

Устная и письменная речь. Монолог и диалог

Урок

развития

речи

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально- бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией

Диктант по упр.13

Упр.14, стр.11, §1-2

 

3.      

РР

Стили языка

Урок

развития

речи

Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей

Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка

 

Упр. 22 , стр.15, §3

 

4.      

Словосочетание. Простое предложение

Повторительно-

обобщающий

урок

Словосочетание. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений

Уметь производить структурно-смысловой анализ словосочетаний и  предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания

 

Записать простое пр-е, выписать и разобрать с/с

 

5.      

КР (комплексный анализ текста по теме «Повторение в начале года»)

Урок контроля

Словосочетание. Простое предложение. Стили речи.

Уметь   анализировать  текст   по следующим параметрам: композиционно-содержательный    анализ текста (определение темы, главной мысли, количества микротем   и   т. п.);  стилистический (обоснование     принадлежности текста  к  определенному стилю речи, выделение    характерных для стиля  языковых средств  истилистических   приемов);  типологический анализ текста (выделение в  тексте  ведущего  типа речи); языковой анализ отдельных   элементов   текста;  анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений

КАТ

 

 

6.      

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

Повторительно-

обобщающий

урок

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами

 

Упр.28 , стр.17, §4

 

7.      

Предложения с обособленными членами

Повторительно-

обобщающий

урок

Предложения с обособленными второстепенными членами

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи

Словарный диктант

Упр.36 , стр.21, §5

 

8.      

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Повторительно-

обобщающий

урок

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи

 

Сост.пред-я , §6

 

9.      

КР (диктант по теме «Повторение в начале года»)

Урок контроля

Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Стили речи.

Уметь   производить  синтаксический и пунктуационный разбор, правильноставить     знаки     препинания, на письме соблюдать орфографические   и  пунктуационные   нормы,   опознавать  части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки,  выявлять  смысловые отношения   между  словами в предложениях

диктант

 

 

10.   

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса

Повторительно-

обобщающий

урок

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их

 

Упр. 45, стр. 26, §7

 

11.   

Союзные и бессоюзные предложения

Урок

усвоения

знаний

Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях

Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, строить предложения с заданной конструкцией

Диктант 
по упр. 45

Упр. 51, стр. 29, §8

 

12.   

P.p.

Сочинение в форме дневниковой записи по упр. 52

Урок

развития

речи

Запись впечатлений от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме дневника: «Я смотрю, размышляю, чувствую...»

Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распро-страненное обращение, обратный порядок слов, ряды однородных членов и др.);свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

Сочинение

 

 

13.   






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа педагога Соловьёвой Елены Юрьевны по русскому языку в 8 классе

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconПояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении...

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,...

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе на 2010-2011 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования...

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconПояснительная записка. Статус документа
...

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:...
Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. М....

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconРабочая программа Самохиной Галины Ивановны, педагога первой квалификационной...
Статус документа. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому...

Рабочая программа по русскому языку 9 Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа авторского курса «Подготовка к гиа по русскому языку»
Программа авторского курса «Подготовка к гиа по русскому языку» ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся, рассчитана на...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru