Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»




Скачать 447.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
страница1/4
Дата публикации11.01.2014
Размер447.56 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 3 класс
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение, 2004) и авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой (УМК «Перспектива»руководитель линии УМК Л. Ф. Климанова), является модифицированной.

В ходе изучения курса используется учебно – методический комплект «Перспектива»:

  1. Учебник «Окружающий мир» для 3 класса в 2 ч., А. А. Плешаков, Новицкая М. Ю. -М.: Просвещение, 2010

  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»для 3 классав 2 ч., А. А. Плешаков, Новицкая М. Ю. -М.: Просвещение. 2010

  3. Методическое пособие.Уроки по окружающему миру: 3 класс,Новицкая М. Ю., Белянкова Н. В. -М.:Просвещение, 2010

  4. Атлас-определитель для учащихся начальных классов «От земли до неба»,

А. А.Плешаков –М.: Просвещение, 2010

5. Книга для учащихся начальных классов: Зеленые страницы. А. А. Плешаков-

М.: Просвещение, 2009

6. Книга для учащихся начальных классов.Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.А. А. Плешаков-

М.: Просвещение, 2009

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

В соответствии с базисным учебным планом на курс по предмету «окружающий мир» отводится 68 часов, 2 часа в неделю.

Основное содержание курса обучения «Окружающий мир»

В содержание входят следующие разделы:

  1. Радость познания (13ч)

Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личныйтранспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

  1. Мир как дом (23 ч)

Разнообразие веществ в окружающем мире.

Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие.Животные, их разнообразие.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.

  1. Дом как мир (23 ч)

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

  1. В поисках Всемирного наследия (9 ч)

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.

Экскурсии:

  • научно –просветительские учреждения города

  • путешествие по родному городу

  • дом-музей земляка, который служит образцом лучших человеческих качеств

Практические работы:

  • Измерение массы

  • Измерение длины

  • Туристические планы

  • Вода – растворитель

  • Исследование свойств воздуха

  • Исследование свойств воды

  • Состав гранита

  • Исследование свойств почвы

  • Измерение пульса

  • Уход за зубами

  • Измерение температуры тела


Проекты:

  • «Любознательный пассажир»

  • «Юный краевед»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «окружающий мир» к концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;

  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

  • взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;

  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

  • потребности людей; товары и услуги;

  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи междусезоннымиизменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Применяемые виды деятельности: высказываниемотивированногосуждения по теме, нахождение необходимыхсведенийв словаре, справочнике, путеводителе, характеристика способов изучения окружающего мира, презентация научно-популярной книги, сравнение, классификация объектов окружающего мира, установление взаимосвязей, соотнесение отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране, заполнение таблиц, составление цепей питания и их моделирование, постановка вопросов по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформление дневника путешествия, анализ иллюстраций, пословиц, поговорок разных народов, отражающих отношение к природным богатствам, моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных, участие в посильных общественных делах и праздниках, оценивание своих успехов при выполнении практических работ,наблюдение, выполнение проектов, творческих работ.

Формы, используемые для организации учебной деятельности на уроке:индивидуальные, групповые, парные, проектные.

Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в процессе выполнениям промежуточного, текущего, итогового контроля в виде: работы в тетрадях на печатной основе, проектов, творческих заданий, самостоятельных и тестовых работ. Оценивание производится по пятибалльной шкале.

Учебно - методическое обеспечение:

1.Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений российской федерации реализующих программ общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта. М., Дрофа, 2007 г.

2.Примерная рабочая программа для начальной школы комплект «Перспектива» (руководитель линии УМК Л. Ф. Климанова), М: «Просвещение», 2008 год.

3. Примерная рабочая программа «Окружающий мир» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, М: «Просвещение», 2008 год.

Список литературы для учащихся:

1.«Окружающий мир», Учебник для 3 класса в 2 ч., А. А. Плешаков,Новицкая М. Ю. – М.: Просвещение, 2010

2. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь в 2 ч., А. А. Плешаков, Новицкая М. Ю. - М.:Просвещение,2010

3. «От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов», Плешаков А.А. - М: Просвещение 2010г.

4. «Великан на поляне»,Плешаков А.А.- М: Просвещение 2009г.

5.«Зеленые страницы», Плешаков А.А.- М: Просвещение 2009г.

Методическая литература для учителя:

1.Методическое пособие к учебнику « Окружающий мир» А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2010 г.

2.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. –

М.: ВАКО, 2008

3.Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. уроки по окружающему миру 3 класс: пособие для учителя, Просвещение, 2009

4.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007

Дидактический материал:

  • Глобус, 2009 г.;

  • Физическая карта России, 2009 г.;

  • Наглядный и раздаточный материал. Дикие и домашние животные, 2009 г.;

  • Гербарий для начальной школы, 2005 г.

Технические средства:

  • музыкальный центр;

  • компьютер;

  • проектор, экран;

  • интерактивная доска.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе программы «Окружающий мир» для четырехлетней начальной...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Окружающий мир в начальной школе составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована...
Содержание учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся
Рабочая учебная программамаоу сош3 уиоп г. Усинскапо предмету «Окружающий мир» для обучающихся начальных классов составлена с учётом...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») в 1 классе...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе авторской программы по курсу «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс)...
Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по Окружающему миру 2 класс Описание: рабочая программа курса «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru