Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!)




НазваниеПрограмма сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!)
страница1/8
Дата публикации23.07.2013
Размер0.99 Mb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Стенограмма шестого заседания литсеминара

Предисловие

Перед вами расшифровка аудиозаписи литсеминара. Конечно, расшифровка слегка причесанная, кроме того я не стала добавлять эмоциональные ремарки вроде "взрыв смеха", "хихиканье в зале". Но информация передана полностью, да и общая атмосфера обсуждения, на мой взгляд, сохранилась.

Сам литсеминар проходил 15 марта 2008 года в Международном торговом центре. Участвовало четыре человека, еще трое - составляли зал. И если кому-то кажется, что это мало, стенограмма убедит вас в том, что качество вовсе не в количестве.


Наталья Егорова Я думаю, все в курсе, что собрались мы здесь для литературного семинара, который проходит уже в шестой раз. Начнем с тех, кто у нас сегодня участвует. Это Сергей Байтеряков - бессменный участник нашего семинара, Сергей Сизарев, Юлия Черных и, собственно, Наталья Егорова. Должен был быть еще Алексей Крыль, но он, к сожалению заболел.

Кратко о форме ведения семинара. Семинар отличается тем, что мы обсуждаем каждый рассказ кругами. Каждый круг посвящен отдельному вопросу, и по этому вопросу должен высказаться каждый участник семинара. Вопросы заданы заранее в программе, причем третий вопрос каждый раз меняется. В этот раз я решила придумать вопрос про тему, он получился немножечко неудачным.

Зал тоже участвует в разговоре, ему предоставляется последнее слово в обсуждении рассказа. После зала может при желании высказаться автор. Основное правило такое: автор должен молчать в процессе обсуждения. Местный сленг гласит: "никого не волнует, что думают пчелы". Так вот, если пчелам хочется высказаться, они могут сделать это в конце.

Конечно, кляпов с веревками у нас тут нет, как-то до сих пор мы без них обходились.

Никакого давления при обсуждении нет. Что ваше, берете; что не ваше, спокойно пропускаете мимо ушей. Здесь нет абсолютных решений.

Сергей Байтеряков Помним, что каждый критик имеет право на свою точку зрения так же, как вы имеете право эту точку зрения игнорировать.

Наталья Егорова Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов - это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!).

Сергей Байтеряков Очень интересная повесть получилась.

Наталья Егорова Да, и вообще я хочу из этого книжку - большую и толстую!

Итак, наша программа сегодня: первым вопросом идея, вторым - конфликт, сюжет, фабула. Четвертый - всегда подробности, то есть то, о чем хочется сказать, но что не вошло в предыдущие вопросы. Третий вопрос для рассказов - это тема и идейно-тематическая целостность; для повести - психологизм персонажей.

По времени мы обычно даем 35-45 минут на рассказ, в зависимости от того, сколько у нас народу, и я предлагаю на повесть выделить полтора часа. Посмотрим, как уложимся.

Я с некоторого времени уничтожила демократию: раньше мы вытаскивали названия рассказов случайно, сейчас я сама расставляю их в определеннм порядке. Сегодня первым номером у нас идет роскошный "Литсеминар", потом разберем повесть, дальше мы перейдем к рассказу "Кастинг", и себя я оставила напоследок, чтоб никому не было обидно.

Так что давайте начинать.

Обсуждение рассказа Сергея Байтерякова "Литсеминар"

Наталья Егорова Обсуждаем по часовой стрелке от следующего за автором рассказа.

Сергей Байтеряков То есть с тебя.

Наталья Егорова Да. Я бы хотела начать с небольшого вступления. Лет через 30, господа, когда мы все с вами станем антиквариатом, желтая пресса будет писать про нас, что в молодости мы собирались в подвале, привязывали друг друга веревками, и что была там какая-то трагическая история, вроде бы кто-то помер. Никто толком не знает, что там произошло, но не бывает, дескать, дыма без огня.

А что касается идеи, то я отсюда идею вытащила такую: умение получает тот, кого не пугает цена.

Сергей Сизарев Я долго думал, как назвать эту идею покороче и поемче, и получилось БДСМ, как эффективное средство писательского воспитания.

Юлия Черных Что такое БДСМ?

Сергей Сизарев БДСМ - это такой жанр эротического видео: бандаж-доминация-садизм-мазохизм.

Сергей Байтеряков Не только видео, а эротики вообще.

Сергей Сизарев Соответственно, все это я увидел в процедуре литсеминара, описанного в рассказе.

Юлия Черных Идея, по-моему, как во всех рассказах Сергея, это психотерапия. В данном случае групповая самодеятельная непрофессиональная психотерапия, которая неожиданно для группы и, пожалуй, нелогично для сюжета приносит положительные дивиденды.

Наталья Егорова Что закладывал в это автор?

Сергей Байтеряков Автор бы сформулировал идею примерно следующим образом. Любой успех - это вопрос цены, которую за него готовы заплатить. Я не знаю, насколько правильно называть это идеей.

Наталья Егорова Мы обычно под идеей и понимаем посыл, который закладывается в рассказ.

Сергей Байтеряков Вопрос о цене. После допущения это было главным стимулом написать рассказ.

Наталья Егорова Второй вопрос - это конфликт, сюжет, фабула. Я начну опять с отступления. Основная проблема текста, на мой взгляд, заключается в том, что я процитирую прямо по учебнику литературоведения:

"Чрезвычайно важной представляется проблема соотношения в произведении "идейности" и "художественности". Далеко не всегда даже выдающимся писателям удается воплотить идею произведения в совершенную художественную форму. Нередко художники слова в своем стремлении как можно более точно выразить волнующие их идеи сбиваются на публицистику, начинают "рассуждать", а не "изображать", что, в конечном счете, только ухудшает произведение."

Ну, ты понял.

Сергей Байтеряков Нет.

Наталья Егорова Это не рассказ, это публицистика. На мой взгляд. Главное, что мне активно не нравится, это то, что в рассказе незавуалированно используется реальная ситуация. Во-первых, мы это давно пережили и забыли, причем на мой взгляд, пострадавшие оказались в большем выигрыше, нежели проигрыше (если суммировать, то максимум, что я потеряла - это пара журналов, в которых меня и так бы не печатали, и нескольких людей, с которыми я и так не больно-то общалась). Хотя понятно, что обернуться могло по-разному. Во-вторых, если человек поступил не слишком красиво, то напоминать ему об этом - не слишком мудро. В-третьих, получилось так, что на обратной стороне конфликта выведены люди, которые к проблеме мало причастны. Нужна ли кому-либо такая открытая правда? На мой взгляд, нет. Вообще, я бы сказала, что надо обладать большим хладнокровием, чтобы узнать себя в этом рассказе и адекватно это воспринять.

Конфликт, который мы здесь имеем, на мой взгляд, это конфликт перегибов. С одной стороны боязливое смирение с системой, с другой стороны яростный поиск своего пути. Причем по тексту выходит так, что "оба хуже", потому что по сюжету наши бунтари достигают мастерства и славы, но превращаются в калек с разрушенной личной жизнью, а заодно подсаживаются на психологический садо-мазохизм.

По форме это гротеск: все персонажи, которых мы здесь имеем - поголовно мазохисты истероидного темперамента с болезненно завышенной самооценкой.

Что здесь хорошо. Безукоризненно сделан зачин-завлекалочка. Она сразу цепляет внимание, она потом расшифровывается, причем даже не в конце, а в середине текста, то есть все так, как должно быть.

Хорошо сделаны разножанровые перебивки. Единственное, про туфлю меня честно говоря покоробило: они там все сильно с катушек съехавшие, но все-таки не до такой же степени! Интересная здесь идет аналогия с голливудовским обучением боевым искусствам (почему голливудовским, потому что как оно в реале, я не знаю): все эти мальчики, которых гоняют за водой, которые 10 лет у мастера по хозяйству работают прежде, чем мастер им разрешит рукой махнуть.

Еще одна проблема, которая есть в этом тексте - это трагическая концовка. Дело в том, что смерть любого персонажа, даже гада - это очень сильный элемент. Она должна что-то доказывать. В данном случае у нас вывод получается только один: заигрались зайчики. Теперь все прахом пойдет: слава, деньги, поездки за границу, свобода. Действительно ли это закладывал автор?

Сергей Сизарев Конфликт предполагает противоборствующие противостоящие стороны. В рассказе их несколько. Во-первых, это автор на дыбе и критики-инквизиторы. Тут ярко проявляется сексуальный подтекст. Второе - это признанные писатели и начинающие. Конфликт ярко обозначен, но психологически недостоверен. На мой взгляд, он выдуман. Я такого отношения настоящих писателей к начинающим не встречал, на мой взгляд, он искусственен. В-третьих, противоборствующие стороны - это true-семинаристы и те, кто не выдержал тяжких правил. Тут у семинаристов позиция строгая: пошли вон отсюда, жалкие нежелатели работать над собой. Правила важнее личности. Правила - это наше все. Четвертая пара - это семинарист и его семья. Тут понятно: семинар важнее семьи, семья идет лесом. Пятое - это семинар и весь остальной мир. То есть полная аналогия с сектой: закрытость, элитарность, жесткие неприкасаемые правила, ритуалы, общие взгляды и ценности, способность пожертвовать всем ради великой цели. Окружающий мир вторичен и враждебен. Подросшие на семинаре писатели бросают вызов писателям конвенционным и побеждают. И что же они будут в результате насаждать в литературе? Семейные ценности? Семьи у них нет. Милосердие, добродетель? Они беспощадные садисты и фанатики. Любовь к ближнему? Но это не про них. Они будут насаждать в литературу идею учения через боль, идею жертвенности ради великой цели, беспощадность к слабым. Я бы назвал их фашистами от литературы.

Все конфликты в рассказе обозначены, но развитие получает только один: конфликт бывалых семинаристов и нормальных людей. Лиза, чья психика еще не настолько загрубела, а сочувствие не уступило место бессердечию. Но при всем при этом мне рассказ очень понравился.

Сюжет. Собственно, это рассказ-мнение, рассказ-тезис. И все в нем призвано этот тезис доказать и утвердить. Любые сомнительные детали, способные, с точки зрения рассказчика, осветить недостатки идей, либо убраны, либо он их не увидел. В этом плане рассказ-тезис удался: введение, постановка проблемы, исследование вопроса, методы решения, заключение.

Юлия Черных Сергей отнесся к этому рассказу на полном серьезе. А я считаю, что это не публицистика, а памфлет. Для памфлета характерно то, что он пишется на полном серьезе, без малейшего юмора. Но в то же время и гротеск для него годится, и персонажи такие сумасшедшие, и надуманные, придуманные конфликты хороши именно для памфлета.

И сюжет - создание и развитие деструктивной литературной организации почти на религиозных принципах. Что из этого выбивается. Во-первых, врезки. Либо они должны быть в другой форме, либо их в принципе не должно быть. Потому что, если врезки, то это уже серьезно. Второе - конец со смертью, естественно. В данном случае, такое ощущение, что автор просто не знал, чем закончить. Надо было чем-то кончить, вот он взял и убил кого-то не очень нужного.

А в целом тут, мне кажется, просто неверный посыл, если относиться к этому не как к памфлету, а как к серьезному произведению. Потому что собраться где-нибудь на кухне посидеть потрепаться, обсудить свои рассказы - это может кто угодно. А мы ведь собираемся не просто так, здесь звучат слова "сюжет", "фабула", "идея". Попытка разобрать эти самые рассказы, анализировать их с высоты уже существующей литературной практики и теории.

А тут люди наоборот уходят от существующей литературы, от профессионалов, от тех кто разбирается в этих литературных градациях, от тех, кто может анализировать.

Это может быть не литературное сообщество а общество любителей собачек, скажем, пекинесов каких-нибудь, но собираются в нем не разводчики пекинесов а любители кошек, допустим. Они не разбираются в этих пекинесах точно так же, как эти любители не разбираются в литературе. Поэтому у них и получается так жестоко.

Наталья Егорова Тема. Я не взяла с собой шпаргалку, но мы помним, что тема - это штука, которая связана с идеей. Причем идея - это абстрактная вещь, тема - конкретная вещь.

Олди советуют разбирать тему как сочетание "что-где-как", т.е. некий синопсис для любого произведения; оказалось, что это довольно интересный вопрос.

Та тема, которую я попыталась сформулировать из текста, звучит как "выдавливание... в данном случае, выбивание из себя гения в процессе жесткого обучения литературному мастерству".

На самом деле проблематика здесь сложнее, потому что речь идет об обучении ремеслу в области, которая исторически считается неисчисляемой. Во-вторых, речь идет о долге таланта, который вообще вопрос очень спорный. Потому что во-первых, никто не знает, что такое талант, хотя все его сильно уважают и перед ним преклоняются, а во-вторых, считается, что талант должен быть принципиально свободен от любых обязательств. И мы в результате приходим к некоей вариации конфликта Моцарт-Сальери: свободный талант против обремененного долгом ремесла.

Наверное, на определенном этапе эта тема становится болезненной для любого литератора. Дальше можно спорить, но вариант, который получился в рассказе - конечно, это гротеск - но это какая-то немножко болезненная вещь вышла.

Сергей Сизарев Идея и тема в данном рассказе - это родные сестры. Тему я определяю как "радикальные методики эффективного воспитания писателей". Тема писательского роста остро стоит для начинающих писателей. Каждый ищет свои пути решения. На фоне этой темы автор продвигает идею, что писателей можно воспитывать как олимпийских чемпионов: жестко, безжалостно, чередуя активные нагрузки с отсевом тех, кто не справляется. При этом ради писательства должно жертвовать всем остальным.

Контр-идея, открывающая порочность такого мышления и прикрепленная к гибели Лизы, вызывает у героя-рассказчика лишь удивление и замешательство. То есть сложный вопрос: научатся ли они чему-нибудь на этой смерти.

Юлия Черных Тема насчет литературного мастерства, мне кажется, не совсем подходит. Не подкрепляется это никакими доказательствами. На мой взгляд, тема - это развитие личности в условиях деструктивной организации жесткого тиранического устройства.

Нет никаких предпосылок, что эти участники будут писать лучше - это утверждение автора, и больше ничье. И по внутреннему диалогу главного героя чувствуется, как он обретает жесткость, какие-то зачатки фашизма, что ли. Поддается тиранической структуре.

Но смерть все равно присобачена неудачно. Все таки желательно пояснить, потому что непонятно, почему они стали писать лучше.

Сергей Сизарев Я еще добавлю по идее. Критика идеи: педагогика отрицает эффективность приписывания ошибок ученика недостаткам его личности. То есть поощрение и закрепление успешных решений, мотивация на успех при конструктивной безличной критике с разбором ошибок, вариантами их решений - позитивные способы обучения, не наносящие вреда личности.

В рассказе "Литсеминар" все наоборот. То есть привязка ошибок к самой личности, намеренное желание унизить и оскорбить, жесткие правила, губительные для психики и личной жизни. Я думаю, что существуй такой семинар на самом деле, то отсев был бы колоссальный, причем уходили бы в том числе талантливые авторы, из которых вышел бы толк, не будь они повреждены морально на этих семинарах. На мой взгляд, предложенная методика деструктивна. Примечание: идея очень близка по духу и исполнению "Бойцовскому клубу" Чака Паланика.

Наталья Егорова Я тоже хотела сказать, что это привет Паланику от литсеминара. Еще мне сейчас пришло в голову другое: это пародия на литературные конкурсы. Например, как раз сейчас довольно много семинаристов вышло во второй тур Грелки, и все мы сейчас находимся под гнетом такого давления неконструктивной критики. Вообще, Грелка - это страшный удар по самооценке. Я такой бестолковой критики, признаться, давно не встречала.

Теперь подробности. На самом деле, по подробностям я уже почти все сказала. Мне понравилась сбивка тона с серьезного на иронический, которая придает правдоподобия индивидуальному монологу. Но что меня заинтересовало: отчего все-таки персонажи получают больше извращенного удовольствия - от роли палача или жертвы? Вытаскивание бумажек с крестиком напоминает нам про "клуб самоубийц", а последний монолог героя заставляет предположить, что в основе все-таки лежит власть через унижение.

Моменты, которые для нашего семинара я посчитала плюсами и минусами: мне понравилась фраза "проблемы индейцев шерифа не волнуют", индейцы у нас вместе с пчелами, я думаю, будут теперь семинарскими персонажами. Мне понравилось про то, что каждый сам распечатывает свой текст. Ну и та вещь, которую Сергей давно пытается протолкнуть: что автор должен сказать, что он вынес из обсуждения, это идея, которая очень ему нравится. Я думаю, что в целом оно имеет смысл.

Но веревок не надо.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconКакое средство выразительности является главным в повести?
Ние. (Что мы знаем о персонажах повести В. Г. Короленко «В дурном обществе?) Показ слайдов – таблиц. Как мы видим, характеры героев...

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconПри каких значениях и последовательность сходится?
...

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconПраздник "Прощание с Азбукой"
Учитель: Ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой...

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconПрограмма Г. С. Меркина по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Тема: «Вещь...
Тип урока: урок анализа художественного произведения; урок комплексного применения знаний; выработки умения самостоятельно применять...

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) icon16: пайка и контроль печатных плат
Трудное это то, что можно сделать немедленно. Невозможное – то, что потребует немножко больше времени

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconЛопырёва Анна Юрьевна 1 «А» Праздник "Прощание с Азбукой"
Ведущий. Ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой...

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconРоль и значение эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Казалось бы, довольно банально: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и А....

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconКак повысить продажи на 20%?
Это программа для тех, кто хочет с помощью тех же ресурсов продавать больше. На наш взгляд это очень серьезная и эффективная программа....

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconУуд организационный момент Выделение темы урока Целеполагание Работа над трудными словами
Посмотрите внимательно на запись. Догадайтесь, какое произведение читаем сегодня на уроке

Программа сегодняшнего семинара немножко различается для рассказов и повести. Сегодня мы впервые разбираем очень большую вещь, 6 листов это на данный момент предел, больше никто до такого объема не дорос (безобразие какое!) iconПрограмма Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Тема: Звучащие...
«внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т е способность «внутри себя»» мысленно...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru