Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно




Скачать 370.58 Kb.
НазваниеМоу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер370.58 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


МОУ Мусинская средняя общеобразовательная школа

Учебно-исследовательская работа



Выполнила: обучающаяся 11класса

Дроздова Анастасия

Руководитель: учитель русского языка

Бадардина Елена Петровна

с.Мусы

Содержание

Введение

Глава 1. Жаргонная лексика на страницах газет и язык

современных СМИ

1.1. Публицистический стиль

1.2.Особенности жаргонной лексики на страницах

современных газет

1.3.Причины актуализации жаргонной лексики в обществе и в печатных СМИ

1.4.Использование некодифицированной лексики в текстах СМИ

Глава 2. Использование жаргонной лексики на страницах

современных газет

2.1. Разновидности газет

2.2. Источники пополнения жаргонной лексики

2.2.1. Литературный язык

2.2.2. Заимствования из социолектов русского языка

2.2.3. Заимствование из иностранных языков

2.3. Способы образования новых жаргонизмов

2.3.1. Имя существительное

2.3.2.Глагол

2.3.3. Имя прилагательное

2.3.4. Наречие

Выводы. Жаргонная лексика: ЗА и ПРОТИВ

Заключение

Список использованной литературы

Словари

Список газет

Великий, могучий, но прежде всего – твой, родной….

Елена Литвяк

Введение

Язык газеты напрямую отражает все, что происходит в обществе. И за последние 15-20 лет, как отмечают многие исследователи, претерпел значительные изменения. Е.В.Какорина говорит о взаимодействии литературного языка современности с просторечием и различными жаргонами, подчеркивая, что «интенсивность этого взаимодействия определяется выдвижением новых центров экспансии - низовой городской культуры, молодежной контркультуры и уголовной субкультуры» [Какорина 2000]. Подобная лексика, проникая на страницы печати, заметно опрощает письменную речь, стилистически снижает её, снимает многие лексические запреты.

Но все же, несмотря на то, что сегодня много пишут и говорят об изменениях в современном русском языке, о влиянии социальных жаргонов и арго на эти изменения, исследование и описание жаргонной лексики, функционирующей на страницах газет, следует признать явно недостаточными. Этим объясняется актуальность и новизна исследования.

Объектом исследования является жаргонная лексика современного русского языка.

Предметом исследования является жаргонная лексика, функционирующая на страницах современной печати.

Целью является изучение жаргонной лексики в языке современных печатных СМИ. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретическую литературу, связанную с характеристикой жаргонной лексики и современных печатных СМИ;

  2. охарактеризовать стилистическую роль жаргонизмов в газетном тексте;

  3. разграничить понятия литературного и городского просторечия, арго, сленга и общего жаргона;

  4. выявить причины актуализации жаргонизмов в публицистике;

  5. установить источники пополнения жаргонизмов;

  6. определить тематические группы жаргонизмов, чаще всего встречающихся на страницах газет (на материале разных типов газет);

  7. выяснить, какие печатные СМИ испытывают влияние жаргонной лексики, оценить степень её воздействия на язык газеты, на общество в целом.

Источником исследования послужила картотека зафиксированных нами употреблений жаргонизмов в газетах разной тематической направленности (210 примеров).

В нашей работе использовались следующие основные методы: анализ специальной литературы; описательный метод, включающий классификацию языкового материала; метод анализа словарных дефиниций; элементы статистического метода.

Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы в школе, в процессе изучения темы «Лексика», потому что необходимость работы с газетой в школьной аудитории не вызывает сомнения. Привлечение материалов газет для занятий по русскому языку помогает осуществить воспитательные и образовательные задачи, способствует более глубокому изучению современного русского языка. Материалы исследовательской работы могут быть использованы для проведения факультативов, элективных курсов.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов заключения, списка использованной литературы, словарей и списка газет.

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается, прежде всего, в росте ненормативных социальных вариантов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов, в обилии новой иностранной лексики и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи.

Язык газеты напрямую отражает все, что происходит в обществе. Огромная роль СМИ в современном мире и большое влияние, которое они оказывают на развитие и функционирование языка, определяют постоянный интерес к изучению газетно-публицистического стиля.

Глава 1.Жаргонная лексика на страницах газет и язык современных СМИ

Современный русский национальный язык включает в свой состав литературный язык с его пятью функциональными стилями, нелитературное (городское) просторечие, жаргоны и диалекты.

Литературный язык включает в себя разговорно-бытовой, научно-технический, официально-деловой (канцелярский), общественно-политический (публицистический) и литературно-художественный стили.

Предметом данного исследования мы взяли один из пяти стилей литературного языка – публицистический.

1.1 .Публицистический стиль

Термин «публицистический» восходит к латинскому publicus (общественный). Это стиль газетных и журнальных статей на общественно-политические темы, публичных докладов.

Сама по себе публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность и эмоциональность. Вопросы (экономическая политика государства, этнические конфликты, права человека, громкие скандалы и т.д.), которые поднимают журналисты, волнуют миллионы людей, и писать об этом книжным сухим языком невозможно. Как отмечает Г.Я.Солганик, «функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обуславливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности» [Солганик 1995: 218].

1.2. Особенности жаргонной лексики на страницах современных газет

Процесс включения сниженных элементов в литературный текст лингвисты нередко называли терминами «демократизация» или «либерализация языка». Этот феномен конца 20в. «вырастает в процесс формирования общепринятого жаргона». Лингвисты по-разному подходят к определению жаргона. Например, О.П.Ермакова, Е.А.Земская и Р.И.Розина используют термин «общий жаргон». Они считают, что «общим жаргоном» называется «тот пласт современного русского жаргона, который, не являясь принадлежностью отдельных социальных групп, с достаточно высокой частотностью встречается в языке средств массовой информации и употребляется (или, по крайней мере, понимается) всеми жителями большого города, в частности, образованными носителями русского литературного языка» [1999: 4]. К общему жаргону относятся такие слова, как разборка, зачистка, тусовка, крутой, ящик (телевизор).

В лексической картине современной речи очень заметен наплыв сленговых, арготических, жаргонных слов, что существенно меняет эмоционально-стилистическую систему русского языка.

Эти многочисленные жаргоны и арго, по большей части, не являясь самостоятельными, «перетекают» друг в друга: например, в области лексики и фразеологии жаргоны наркоманов, проституток, нищих имеют много общего, у студенческого жаргона обнаруживается общность со сленгом хиппи, «челноки» активно используют в речи торговое арго и т.д. Мы можем предположить, что взаимоотношения различных подсистем нелитературной речи, изучены пока недостаточно, о чем свидетельствует сохраняющаяся до сих пор известная терминологическая неустойчивость в разграничении понятий арго, жаргона и сленга. Существует воровское арго и воровской жаргон, молодежный жаргон и молодежный сленг. «ЛЭС» признает, что “в собственно терминологическом смысле термин жаргон часто заменяют…терминами арго и сленг” и далее: сленг – “то же, что и жаргон”, при этом отмечается, что “термин арго чаще употребляется в узком смысле, обозначая способ общения деклассированных элементов (воровское арго)” [2003:43].

Номинацию сленг иногда считают лишь результатом моды и позднего воздействия англоязычной культуры. Жаргон представляет собой более широкое понятие.

1.3. Причины актуализации жаргонной лексики в обществе и в СМИ

Сразу хочется отметить, что диапазон мнений специалистов о причинах, породивших актуализацию некодифицированной, в частности жаргонной лексики, очень широк.

Причину актуализации жаргонов (молодежного, коммерческого, уголовного и др.) исследователи связывают с тем, что названные элементы нелитературной речи отражают сущность реальных социально-экономических и властных отношений. В качестве орудия борьбы с «тоталитарным языком» рассматриваются, в частности, молодежный сленг, т.е. жаргон той части молодежи, которая «весьма иронически относится ко всему, что связано с давлением государственной машины», и «противопоставляет себя не только старшему поколению, но прежде всего прогнившей насквозь официальной системе» [Береговская 1996:5].

К причинам социального плана М.А.Грачев относит следующие причины.

Психолого-педагогические причины связаны с восприятием арготизмов молодыми людьми. Это своего рода мода на блатные слова, языковой нигилизм; желание огородиться от мира взрослых. Уделяется мало внимания эстетической значимости языка, не формируется неприятия слов-сорняков.

Социально-политические причины просматриваются в периоды войн, мятежей, революций. В наше время это перестройка. В такие периоды обычно усиливается уголовный элемент, влияние его морали, увеличивается количество преступлений

В последние годы действуют причины культурно-просветительского характера. М.А.Грачев говорит о том, что нелитературную лексику в буквальном смысле слова популяризируют журналитсты, актеры, политики. «Получается необычная картина: арготизмы не поднимаются с низов, а спускаются сверху, находя, живой отклик в народе».

Наряду с указанными выше общими причинами этого давления можно выделить и ряд специфических, связанных с целями и задачами публицистики.

Во-первых, средством создания особого, дружески непринужденного тона общения с читателем-единомышленником (жаргонное слово используется и воспринимается как своего рода сигнал «мы с тобой одной крови»).

Во-вторых, употребление в текстах СМИ «сниженных» языковых средств (жаргонов, просторечия, варваризмов), наряду с ресурсами книжного стиля, является одним из наиболее эффективных средств выражения оценки, ненавязчивой и в то же время экспрессивной.

В-третьих, используя речевую специфику разных групп говорящих, СМИ более точно отражают и вместе с тем (вольно или невольно) пропагандируют жаргонную лексику, оказывая, таким образом, существенное влияние на активный словарь.

1.4. Использование некодифицированной лексики в текстах СМИ

Резкий рост вариативности средств выражения – яркая примета современной речи в СМИ, особенно проявившаяся в конце 20в. В процессе исследования публикаций современной российской прессы, кроме жаргонной лексики, нами были выделены и такие элементы нелитературного языка, как просторечная лексика, арготизмы и даже бранные слова.

Использование просторечия

В газетной речи наблюдается взаимодействие книжного и разговорного вариантов литературного языка, а также сильное влияние просторечия на язык газеты. Журналисты нередко используют самые ходовые, широко распространенные слова и выражения разговорно-бытововой лексики:

Правым обломали рога” (Коммерсантъ.-3.04.1999);

Жрать старался сдержаннее (Желтая газета. -№44 2009)

Кому чихать, а кому барыши считать (За изобилие .- №47 2009)

В письменную речь активно проникают элементы неофициального межличностного общения:

Рокировка на все четыре стороны(МК.-6.10.2005);

Годами дурью мучились” (АиФ.-2000-№42);

Рынок в разрезе: шиш с маком” (АиФ. – окт. 2009)

Это следствие сознательного сдвига в стилевой установке, необходимость которого, наверняка, диктуется новой ситуацией в обществе.

Справедливо было бы отметить, что использование просторечия в печатных СМИ часто обусловлено ее применением различными публичными персонами – актерами, деятелями шоу-бизнеса, а газеты, на наш взгляд, всего лишь фиксируют такого рода речевые особенности.

Использование жаргонизмов и арготизмов

Все, что раньше обреталось в раскованной бытовой речи (и многое сверх того), сейчас допускается в письменные тексты, во всяком случае, в сферу масс-медиа. В литературный обиход входят целые группы выражений, ранее характерные только для жаргона: наехать, напрячь, достать в смысле «сделать объектом каких-либо, обычно преступных действий».

Экспансия жаргонизмов, особенно связанных с криминальной сферой, снижает не только нравственный уровень обсуждения общественно важных тем. Путем уподобления политико-экономических реалий и лидеров криминальному миру создается специфическая криминальная картина, описываемая с помощью обширной совокупности метафорических выражений («крыша», «разборки», «наезды» и проч.) и представляющая собой фрагмент целостной картины мира.

Но первый же звонок этим лохам развеял мечты…” (Аиф-.4.11.2002)

Шухер, ребята, проверка!” (Московский комсомолец11.11.2002).

В запале они друг друга могут попросту замочить (ЖГ.- №44 2009)

Крутые не платят” (За изобилие.- №47 2009)

Арготизмы, по нашим наблюдениям, почти всегда используются в публикациях тематически направленных, обращенных к изображению специфики бытия определенной социальной прослойки. Так печатные СМИ играют роль «плавильного котла» языков различных социальных групп, создавая подобие единообразия языка в целом. Освоение разговорных единиц, просторечия, жаргона, сленга в письменной речи дает новые способы сочетаемости этих слов, новые словообразовательные модели .

Тусовка, что твой профсоюз, да, пожалуй, и лучше” (Студенческий город.-№8 2006);

В клубах супермен и ступить боялся без местных мордоворотов” (ЖГ.№8 2008).

Во время съемок одного из мордобоев ей нужно было пальнут в камеру” (ЖГ. -№44 2009)

Всеобщая отмазка на все случаи жизни” ( АиФ.- окт. 2009)

Отари Квантришвили: «отмазал» Киркорова от кредиторов” (КП.- №44 2009)

Использование бранной, инвективной лексики

С помощью разговорно-бытовой лексики журналистам удается «маркировать свою аудиторию». При этом они могут употреблять выражения не только «нелитературного», но зачастую даже и вульгарного характера. « Все, что употребляется в раскованной бытовой речи, сейчас допускается в письменные тексты, сферу масс - медиа. На страницах журналов и газет не печатные слова , даже мат, употребляются спокойно». [Харлицкий 1998: 159]

В прессе довольно часто встречается даже бранная, инвективная лексика. Например:

Едрит твою… в суд! “ (Честное слово.- №44 2009)

Праздник с матюгами на губах “ (АиФ.- № 42 2005)

Позволит ли Дума ткнуть нос в собственное дерьмо…” (МК.-23.06.2002);

Как и употребление многочисленных элементов просторечия и сленга, использование бранной лексики журналисты часто объясняют прямым цитированием высказываний героев своих публикаций, хотя такое цитирование, на наш взгляд, далеко не всегда оправдано и необходимо.

Стремление журналистов сохранить «жаргонные словечки» в прямой речи тех лиц, о которых пишут или у которых берут интервью, действительно очень заметно. Нередко в этом случае возникает эффект «людоедки Эллочки», располагающей десятком слов на все случаи жизни. Человек, описывающий (в интервью, а не в беседе) свои и чужие чувства и оценки с помощью выражений классно, по кайфу, попсово и проч., невольно начинает восприниматься нами с меньшим интересом и уважением, чем, вероятно, заслуживает.

На вопрос, какой час в сутках у нее любимый, солистка известной рок-группы отвечает в таком же духе:

Час пробуждения… Мне классно!” (Комс. правда-29.03.2009).

Ср. еще пример:

В «Единство» я напросилась сама. Мне по кайфу состоять в партии, близкой мне по духу и убеждениям ” (АиФ.-2004 №11).

Это из интервью одной уважаемой певицы. А вот известный писатель обижается на издательство за недостаточно «серьезную» рекламу свой новой книги:

Почему-то издатели рекламируют книгу как очередной боевик, потому что это попсово сегодня” (АиФ.-2004 №11).

Или, например, отрывок из письма читателя в газету [о США]:

Это вам не гитлеровская Германия: много понтов, но силы маловато ” (АиФ.-2004 №14).

Употребление подобных слов-пустышек можно объяснить устным характером речи, желанием выражаться непринужденно, а иногда и стремлением выглядеть современнее, моложе, наконец, не очень хорошим владением литературным языком и его стилистическими нормами. Но совершенно недопустимо, если такой лексикон позволяет себе использовать журналист в ущерб содержательной стороне публикации. Вот, например, как описывает автор статьи о спектакле «Хармс» игру актеров:

И актеры отрывались с удовольствием, при этом избегая, что редко бывает в таких случаях, вкусовых проколов. Как известно, актеров Василицкий находит «на улице». Однако жанр они чувствуют даже лучше, чем профессионалы. Особенно выделялась Людмила Скочегорова. Не хочу обижать других актеров «Рок-драмы», но без нее спектакль был бы намного беднее. Она «сделала» зрителя! Её энтузиазм рос с каждым ее появлением на сцене, и в финале она была уже в том актерском градусе, когда казалось, что для нее нет ничего невозможного. (АиФ-2003 №13).

Наверняка многие согласятся с тем, что похвалы, выраженные подобным образом, звучат сомнительно.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconАнализ учебно-воспитательной деятельности моу новиковская средняя...
Моу новиковская средняя общеобразовательная школа в 2012/2013 учебном году обучала и воспитывала 73 учащихся из 56 семей, живущих...

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconДоклад моу «Средняя общеобразовательная школа №39»
Данная публикация подготовлена в рамках Программы развития моу «Средняя общеобразовательная школа №39» на 2011-2015 г г поддержана...

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconОтчет о состоянии учебно-воспитательной деятельности в моу «Пусошурская...
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Пусошурская средняя образовательная школа»

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconПредставление опыта работы по использованию системы «КонсультантПлюс:...
Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Олега Кошевого»...

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconМоу «Бродовская средняя общеобразовательная школа» 25 сентября 2009 года. Содержание
Моу «Бродовская средняя общеобразовательная школа» действует на основании Устава

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconПриказ по моу «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» от «30»августа 2011г
Протокол заседания педагогического совета моу «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconМоу «Бродовская средняя общеобразовательная школа» 25 августа 2008 года
Моу «Бродовская средняя общеобразовательная школа» действует на основании Устава

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconДоклад на сходе граждан о работе моу «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа»
Цель моего выступления проинформировать вас об основных результатах и проблемах функционирования и развития моу «Елизаветинская средняя...

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconДоклад директора моу «Моргаушская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Моргаушская средняя общеобразовательная школа» Ялушкина Владислава Валентиновича

Моу мусинская средняя общеобразовательная школа Учебно iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru