Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература»




Скачать 243.26 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература»
страница1/3
Дата публикации03.12.2013
Размер243.26 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО учителей филолого-гуманитарного цикла МБОУ « Сиренькинская СОШ»

Галиаскарова Г.А..

Протокол № 1 от «_27_»

_августа_2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ « Сиренькинская СОШ»

Максимова М.Н.

«_31_» августа 2012 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ « Сиренькинская СОШ» Файзетдинов Т.М..

Приказ № 138 от «1» сентября 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога

Файзетдиновой М. Г.

первой квалификационной категории

по русской литературе в 10 классе

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета.
Протокол№ 1 от 29 августа 2012г.

2012-2013 уч.год


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.;

  2. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования

  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и на основе программы «Русская литература XIX в.», разработанной В.И. Сахаровым, С.А.Зининым.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"

  5. Общеобразовательная программа МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» ;

  6. Учебный план МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 уч.г.;

  7. Положение «О рабочих программах» МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа», утвержденное приказом МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа » от 29.08.2011г. №80;

Общая характеристика учебного предмета.

Преподавание курса ведётся по учебнику «Литература . 10 кл.» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин), в 11 классе обучение будет продолжено по учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» (авт. В.А.Чалмаев, С.А.Зинин). В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали материал вводного обзора с содержанием концентра 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цели и задачи предмета:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.

  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.

  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.


Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

  2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

  3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

  4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

  5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

  6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.


Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 10 класса должен

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Формы контроля:

сочинения разных видов, тестирование, самостоятельные и контрольные работы, конспектирование литературно-критических статей, зачёты, выразительное чтение наизусть стихотворных текстов и прозаических фрагментов.

Количество часов по программе -105 в неделю 3 часа. Учебник   Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19-20 века. 10-11 класс. В 2-х частях. – М.: «Русское слово». 2009. (1. Обеспечивает идею двухуровневого федерального компонента государственного стандарта. 2. Входит в Федеральный список рекомендованных учебников.)

        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

Расхождение со стандартом и примерной программой нет, за исключением тем,включённых в авторскую программу под редакцией Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А: Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?»

Учебно-тематическое планирование

Разделы

Количество часов

Разв.речи
речи



Введение


1

-

Литература 1 половина XIX века


11

-

Литература 2 половина XIX века


77

11

Зарубежная литература

4

-

Итоговый урок

1




Итого:

94 часов

11


ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.

А.С. Пушкин(4ч)

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»),

Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов(4ч)

Стихотворения: «Молитва » («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...».

Н.В.Гоголь « Невский проспект», « Нос»(3ч)

А.Н. Островский Драма «Гроза».( 5ч)

И.А. Гончаров Роман «Обломов».» Обыкновенная история( Обзор)(5ч)

И.С.Тургенев Роман «Отцы и дети».( 9 ч)

Н.Г.Чернышевский « Что делать?» ( обзор)( 3ч)

Ф.И. Тютчев( 3ч)

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет(3ч)

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.

А.К. Толстой( 2ч)

Три произведения по выбору.

Н.А. Некрасов(8ч)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия » («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.С. Лесков (3ч) « Очарованный странник»

М.Е. Салтыков-Щедрин(5ч)

«История одного города» (обзорное изучение).

Ф.М. Достоевский (6ч)

Роман «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой (12 ч)

Роман-эпопея «Война и мир».

А.П. Чехов (6 ч)

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», а также два рассказа по выбору.

Пьеса «Вишневый сад».

Зарубежная литература (4ч)

Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

И.В. Гете « Фауст»

О . д Бальзак повесть « Гобсек»

Поэзия зарубежной литературы. Дж.Байрон, А Рембо, Г.Гейне
Учебно-методическое и программное обеспечение.
Для учащихся

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007.

  2. Хрестоматия к учебнику для общеобразовательных учреждений «Литература» 10 класс. Авторы: В.И Сахаров, С.А.Зинин, Москва «Русское слово» 2009 год.

  3. Учебник   Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19-20 века. 10-11 класс. В 2-х частях. – М.: «Русское слово». 2009.

Для учителя


  1. И.В.Золотарева. Поурочные разработки уроков литературы в 10 классе. Москва. «Вако», 2004.

  2. Научно-методический журнал «Литература в школе». Москва ООО «Наш язык».

  3. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».

  4. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.

  5. Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».

6. Учебник   Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19-20 века. 10-11 класс. В 2-х частях. – М.: «Русское слово». 2009.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Введение рабочая программа по географии для...
Стика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета географии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по технологии для...
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета технологии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Введение рабочая программа по географии для...
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета географии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по английскому языку...
Ебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета Английского языка; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа педагога Коваленковой В. Е. по математике 6 класс...
Статус документа: Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе общеобразовательной программы моу харатской...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПрограмма «Окружающий мир». I. Пояснительная записка II. Общая характеристика...
Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего...

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Английский язык»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru