Скачать 0.5 Mb.
|
Рабочая программа курса «Литературное чтение» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 класс (2 часа в неделю, 68 ч) Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (базовый уровень) 2006 г.; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ № 822 от 23.12.2009 г.. Рабочая программа составлена на основе программы и учебника «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой (2 часа в неделю). «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений. Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию. Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4-х лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Основными образовательными линиями, составляющими курс «Литературного чтения», являются следующие:
Курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуалных положений: -его изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры; - в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности; -содержание курса литературного чтения строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого. Литературного и читательского развития ребёнка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество. И новые открытия. И удовлетворение. И самовоспитание. Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
На начальном этапе (1 – 2 класс) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях , об их авторах. На основном этапе (3 – 4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья. Использование жанрового и авторского принципа предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Ряд авторов показан в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении. Кроме указанных принципов учтены и общепедагогические принципы процесса обучения: личностно ориентированный, системности, преемственности и другие. Основные разделы программы КРУГ ЧТЕНИЯ Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, предания, легенды, сказы, мифы. Мифы Древней Греции и Рима. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков ХIХ – начала ХХ века, детских писателей второй половины ХХ века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари). Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде, и творчестве человека). Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях. ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей различных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умении е сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических. ЖАНРОВО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь – сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: Плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературные сказки. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенности авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. ОРИЕНТИРОВКА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЯХ. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество; литературные жанры (сказка, былина, поговорка, сказ, легенда, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк); научно-популярное и научно-художественное произведение; миф; тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, эпизод, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола); юмор и сатира как средства выражения авторского замысла; фантастическое и реальное. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О КНИГЕ. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских книг и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. Написание изложений и небольших сочинений по текстам литературных произведений. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Творческие работы по сопоставлению содержания литературных произведений с аналогичными сюжетами в других видах искусства (живопись, графика, музыка). Составление отзывов о прочитанных книгах, аннотаций книг. Умение воспроизводить сценическое действие. Инсценирование произведений или отдельных эпизодов. Коллективные творческие работы «Мир фольклора», «Любимые книги», «О наших сверстниках» и т.д. НАВЫК ЧТЕНИЯ: -осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя; -выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; -использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи); -темп чтения вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту; -использование мемуарно-критических, историко-бытовых, историко-литературных сведений об авторе книги, об эпохе её создания; -чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее15 стихотворений, 6 отрывков из прозы). РАБОТА С ТЕКСТ ОМ: - установление смысловых связей между частями текста; -определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; -сопоставление поступков героев; -понимание и различение значений слов в тексте; -нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; -выделение в тексте эпитетов, сравнений; -составление простого плана к рассказу, сказке; -подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану; -составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины); -выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ ( РАБОТА С ПРИЗВЕДЕНИЕМ И КНИГОЙ): - обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества); - самостоятельный выбор книги на определённую книгу; - чтение детской периодики; - использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, сельской и т.д.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА 4 КЛАССА Называть, приводить примеры: -сказок народных и литературных; -стихов и рассказов из круга детского чтения; - детского игрового фольклора (загадки, пословицы, песенки, скороговорки). Различать, сравнивать: -произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); -жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); -сказки народные и литературные; -словари и справочники; -элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление); -виды пересказа (подробный, краткий, выборочный). Устанавливать связи, объяснять: - определять тему; -развитие событий в тексте, структура текста, главную мысль произведения и соотнесение её с заглавием; -соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями; -устанавливать связи внутри событий. Кратко характеризовать, описывать: -основную мысль художественного произведения; -героев произведения (их поступки и характеры); -своё отношение к прочитанному произведению. Решать практические задачи: - читать осознанно, правильно, целыми словами вслух не менее 80 слов в минуту, про себя – 100 -120 слов в минуту; -выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты; - ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; - делить текст на смысловые части и составлять простой план; -пересказывать и рассказывать произведение по плану; -определять тему и жанр незнакомой книги; -работать со справочной литературой. |
![]() | В. А. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Литературное чтение: рабочие программы. 1-4 класс». М.: «Просвещение», 2011г к учебнику... | ![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту... |
![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Е. А. Ефросининой | ![]() | Учебник для 1 класса «Литературное чтение» /Ефросинина Л. А./ М.: Вентана-Граф, 2011 |
![]() | На изучение литературного чтения отводится 102 часа в учебный год (3часа в неделю) | ![]() | Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010) |
![]() | Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010) | ![]() | Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (Умк«Перспективная начальная школа») |
![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой. (Сборник... | ![]() | Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений рф, в соответствии с... |