Программа по русскому языку 8 класс




Скачать 278.92 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку 8 класс
страница1/2
Дата публикации08.11.2013
Размер278.92 Kb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Литература > Программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам руководителя по УВР Руководитель МБОУ-СОШ

МБОУ-СОШ с. Ольшанка с. Ольшанка

__________/СаламатоваН.П./ _______/_Алексеевская С.В./ _________/ Журавлёва Т.А./

Протокол №________от

«____»__________2012г. «____»______________2012г. «_____»__________2012г.
Программа по русскому языку

8 класс

учитель русского языка и литературы: Процык С.В.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_________от

2012-2013 учебный год «____»_____________2012г.


Раздел 2
Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для восьмого класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения русскому языку

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • применение знаний и умений в жизни.



Раздел 3
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8-ого класса.

Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 8-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся известных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста- рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор;

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

письмо:

- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение-сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения вариантов произношения;
морфемика и словообразование:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный разбор;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов»);

- уместно употреблять слова с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять изученные правила пунктуации, использовать на письме графические обозначения, строить схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- тест;

- проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.


Раздел 4


Календарно-тематический план


урока

Наименование раздела, название темы

К-во час.

Дата проведения




I четверть (30 ч., из них 3 ч. – р.р.)










Введение (1 ч.)







1

Функции русского языка в современном мире.

1







Повторение изученного в 5-7 классах (9 + 2)







2

Фонетика и графика. Орфография.

1




3

Морфемика и словообразование.

1




4

Лексика и фразеология.

1




5-6

Морфология.

2




7

Контрольный диктант.

1




8

Анализ диктанта.

1




9

Урок развития речи. Строение текста. Стили речи.

2




10

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии».

2







Словосочетание и предложение (8 + 1)







11

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1




12

Связь слов в словосочетании.

1




13

Синтаксический разбор словосочетания.

1




14

Строение и грамматическое значение предложений.

1




15

Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения.

1




16

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1




17

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение.

1




18

Урок развития речи. Описание памятника архитектуры.

2







Двусоставные предложения (9 ч.)







19

Главные члены предложения. Подлежащее.

1




20

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1




21

Виды сказуемого. Составное глагольное сказуемое.

1




22

Составное именное сказуемое.

1




23

Выражение именной части сказуемого.

1




24

Тире между подлежащим и сказуемым.

1




25

Закрепление темы «Сказуемое».

1




26

Контрольный диктант по теме «Сказуемое».

1




27

Анализ диктанта.

1







II четверть (25 ч., из них 3 ч. – р.р.)










Второстепенные члены предложения (10 + 2)







28

Дополнение.

1




29

Определение.

1




30

Урок развития речи. Изложение по упражнению 178.

2




31

Приложение.

1




32

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1




33

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

1




34

Урок развития речи. Понятие «Риторика».

2




35

Закрепление темы «Второстепенные члены предложения». Подготовка к контрольной работе.

1




36

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

2







Односоставные предложения (11 + 2)







37

Основные группы односоставных предложений. Предложения определенно-личные.

1




38-39

Предложения неопределенно-личные.

2




40-41

Безличные предложения.

2




42

Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым».

1




43

Урок развития речи. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

2




44

Назывные предложения.

1




45

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

1




46

Неполные предложения.

1




47

Контрольный диктант.

1




48

Анализ контрольного диктанта.

1







III четверть (42 ч., из них 7 ч. – р.р.)







49

Урок развития речи. Изложение по упражнению 249.

2




50

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

2







Предложения с однородными членами (15 + 2)







51

Однородные члены предложения, их грамматические признаки.

1




52

Однородные и неоднородные определения.

1




53

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1




54

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (закрепление).

1




55

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1




56

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление).

1




57

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1




58

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

2




59

Урок развития речи. Рассуждение.

2




60

Урок развития речи. Сочинение по картине

2







Предложения с обособленными членами (10 + 2)







61

Обособленные определения и приложения.

1




62

Обособленные определения и приложения (практическое занятие).

1




63

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

1




64

Особенности обособления приложений.

1




65

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения».

2




66-67

Обособленные обстоятельства.

2




68

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства».

1




69

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

1




70-71

Урок развития речи. Контрольное сочинение (по прочитанному тексту).

2







Предложения с уточняющими

обособленными членами (7 + 2)







72

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения.

1




73

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания.

1




74

Практическое занятие по теме «Обособление уточняющих членов предложения».

1




75

Контрольный диктант.

1




76

Анализ диктанта.

1




77

Урок развития речи. Применение публицистического стиля на практике.

2




78

Урок развития речи. Публицистическое выступление на общественно-значимую тему.

2







IV четверть (33 ч., из них 3 ч. – р.р.)










Предложения с обращениями,

вводными словами и междометиями (10 + 1)







79

Обращение и знаки препинания при нем.

1




80

Урок развития речи. Изложение по упражнению 352.

2




81

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1




82

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями.

1




83

Вставные конструкции.

1




84

Вставные конструкции (закрепление темы).

1




85

Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».

2




86

Контрольный диктант.

1




87

Анализ контрольного диктанта.

1







Способы передачи чужой речи.

Прямая и косвенная речь (11 + 2)







88

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

1




89

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1




90

Предложения с косвенной речью.

1




91

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1




92

Прямая и косвенная речь. Практическое занятие.

2




93

Цитаты и знаки препинания при них.

1




94

Способы передачи чужой речи в художественном произведении (на примере стихотворения Леонида Мартынова «Под зеленый тополь я прилег…»).

1




95

Закрепление темы «Способы передачи чужой речи».

1




96

Урок развития речи. Изложение по упражнению 410.

2




97

Урок развития речи. Сравнительная характеристика героев.

2







Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 + 1)







98

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения».

1




99

Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами».

1




100

Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи».

1




101

Контрольный диктант.

1




102

Анализ диктанта.

1




103

Урок развития речи. Изложение по упражнению 433.

2




104

Резервные уроки (8 ч.)

8




105

Итоговый урок (2 ч.)

2







Всего:

146





  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку 11 класс по программе по русскому...
Данная программа предполагает работу с учебником Н. Г. Гольцовой, В. Шамшина, М. А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает...

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку 9 «А» класс
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. Т. Баранова,...

Программа по русскому языку 8 класс iconПрограмма по русскому языку: 1 Программа по русскому языку 1 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Основы оптимального чтения и грамотного письма»

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа учебного курса «Русский язык. 8 класс»
«Рабочая программа по русскому языку. 8 класс» составлена на основе фгос и Примерной программы по русскому языку основного (общего)...

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:...
Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. М....

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов примерной...

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку 5 класс
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5 классе с учетом

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа Факультативного курса по русскому языку 6-7 классы
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного)...

Программа по русскому языку 8 класс iconРабочая программа по русскому языку 9 класс Учитель
Рабочая программа составлена на основании программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (Авторы программы: М. Т. Баранов,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru