Конспект урока изо в 5-м классе "Русская изба"




Скачать 73.22 Kb.
НазваниеКонспект урока изо в 5-м классе "Русская изба"
Дата публикации23.10.2013
Размер73.22 Kb.
ТипКонспект
5-bal.ru > Литература > Конспект

Конспект урока ИЗО в 5-м классе "Русская изба"



Васильев Константин Анатольевич, учитель ИЗО МОУ «СОШ №2» г Балаково Саратовской области

Цель: познакомиться с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее украшения, об внутреннем устройстве избы.
Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

- Как строилась древнерусская изба?

-Какие есть типы изб?

- Как и зачем люди украшали свои жилища?

3.Формирование новых знаний

(Презентация, слад 1) Русская изба.… Как она выглядела? Из какого дерева её строили? Везде ли она была одинаковой или нет? Обо всем этом мы с вами будем сегодня говорить на уроке. Тема нашего урока: “Русская изба” (путешествие в прошлое).
Из истории. (слайд 2)

Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, приготовить пищу, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг.(слайд 3)

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад? (слайд 4)

Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки). Практически во всех районах расселения основным строительным материалом является дерево, а глинобитный очаг (позднее печь) располагается в дальнем от входа углу помещения. Кроме того, особенностью обергеового украшения славянских жилищ является переплетение растительного и звериного орнамента в сочентании с геометрическими символами четырех стихий.

Первые наземные жилища у славян появляются около IX-X века, название "изба" впервые фиксируется в древнерусских летописях Х века. (слайд 5)

Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам. Поэтому на юге до весьма позднего времени (до XIV—XV веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5— 1 м врытая в грунт. А на дождливом севере, напротив, очень рано появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй.

Существовало два способа возведения стен. В зависимости от способа устройства стен учёные делят полуземляночные жилища на «срубные» и «столбовые». Древнейшие славянские полуземлянки — почти исключительно срубные. (слайд 6,7)

К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, ведь культ дерева у них был очень сильным. Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу.

Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил также мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось,что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.

Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом". Именно "рубить", а не "строить".

Очень ревностно следили и за тем, где дерево, предназначаемое для строительства жилья, росло, какую форму имело, куда и как упало при рубке. Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Итак, сруб готов. Что дальше? Как украсить дом? Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. (Слайд 8,9). Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы.

Крыша дома (слайд 10). Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома.

(Слайд 11) По южнославянским представлениям, на Чердаке укрываются зловредные демоны: ночью туда приходит вампир; в корзине с шерстью там сидит Чума или Оспа, а на святках появляются караконджолы.( Схема устройства кровли (по М. В. Красовскому, слайд 12)

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет. Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
Слайд 13) Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот.

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, слайд 14)

Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

(Слайд 15) Одним из важнейших мест в доме был очаг. В первых славянских поселениях очаг открытый, выложен камнями; позднее славяне начинают делать закрытые очаги – печи, сооружая их в дальнем от входа углу из камня или глины. Печи лучше сохраняли тепло в доме, а вот приготовление пищи в первых печах было делом проблематичным. Печи обычно делали прямоугольными или круглыми, сужающимися кверху. Несколько позднее над печью появилась труба-дымоход (отапливание жилища «по-белому»)
(Слайд 16). Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”. (слайд 17- устройство русской печи)

? - Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )
(Слайд 18) В русской избе обычно была одна комната. Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

От комнаты «бабий угол» был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут».

(Слайд 19) Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи.

(слайд 20) В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги. (слайд 21)

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей
Практическая работа: Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз Русской избы, для этого необходимо приготовить лист формата А-4, линейку карандаш.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока. Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: закончить практическую работу. Творческое задание- подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта; подобрать изображение деревенской избы картинам художников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconКонспект урока по изо в 8 классе на тему: «Ландшафтный дизайн»
Цель урока: познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconПанно «Русская изба» в технике мозаика
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образование детей дши№16 с. Зарубино

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconПлан – конспект урока изо
Учитель изо моу ильинской средней общеобразовательной школы Месилова Ирина Борисовна

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconКонспект урока по изо в 3 классе Тема: Закат
Задачи: способствовать актуализации представлений о выразительных возможностях цвета

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconКонспект урока изо в 1 классе на тему «Говорящие линии»
Цели познакомить учащихся с графическими изображениями природы, дать детям возможность поверить в свои способности, развивать фантазию...

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconКонспект урока творчества в 3 классе на тему: «Дары осени»
Планируемый результат: закрепить умение работать в группе, выполнить осеннюю композицию, пользуясь полученными знаниями и умениями...

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconУрок изо на тему "Виды и жанры изобразительного искусства" (интеграция...
Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний,...

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconРабочая программа по искусству (изо) составлена на основе обязательного...
Изучение искусства (изо) в седьмом классе направлено на достижение следующих целей и задач

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconКонспект урока изо в 1 классе по программе Б. Неменского Тема : Разноцветные краски
Цели: познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства, последовательным...

Конспект урока изо в 5-м классе \"Русская изба\" iconПлан-конспект открытого урока изо в 5 классе на тему «Костюм эпохи барокко»
...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru