Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда




Скачать 41.94 Kb.
НазваниеКонспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Дата публикации23.10.2013
Размер41.94 Kb.
ТипКонспект
5-bal.ru > Литература > Конспект
План- конспект урока по изо 5 класс.
Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

«Русские прялки».
Цели: познакомить учащихся с отдельными предметами крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре; развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Оборудование и материалы: таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента.

Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока

1Организационный момент.

2 Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3 Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4 Постановка художественной задачи.

5 Практическое выполнение задания.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов
Ход урока.

1 Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

2 Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.



Русская народная песня «Пряха».

Пряха.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на нелегкую жизнь сохранить в себе доброту, терпение, свободолюбие.

В избушке, распевая, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней,-

Писал А. С. Пушкин.

Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.

Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене.  Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
3 Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
( Сопровождается показом слайдов)



Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.
Основные элементы прялки: 

  • Городки

  • Лопасть

  • Серьги

  • Ножка

  • Донце  

Существует множество пословиц и поговорок о прядении: 

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

  • Прялка не Бог, а рубаху дает

  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

  • Не ленись прясть, хорошо оденешься


Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди не ленись" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

 4 Постановка художественной задачи.

 Выполнение эскизов элементов росписи прялки.

5 Практическое выполнение задания.

Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека,- прялкой.

.Назовите основные элементы прялки?

.Какие виды прялок существовали?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconУрок изо 5 класс Конструкция и декор
Закрепление понятия о декоративно-прикладном искусстве, его образном языке (символы в росписи по дереву и резьбе)

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconУрок изо, технология, окружающий мир (2 класс) Тема урока
Тема урока: Натюрморт с предметами старинного быта. Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта (акварель)

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconПлан-конспект урока изо 5 класс Тема: Геральдика. О чем рассказывают гербы и эмблемы
Ребята, перед вами тема сегодняшнего урока. Какие вопросы хотели бы задать мне, для того чтобы понять тему сегодняшнего урока? Что...

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconКонспекта урока по изо в 6 классе Учитель: Грибова С. В. Тема урока:...
Цель урока: Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой...

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconПлан-конспект урока изо тема: «Все народы воспевают материнство»
Цель урока: Ознакомить уч-ся с художественными произведениями, воспевающими материнство, выполнить рисунок на тема «Мама»

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconПлан – конспект урока изо
Учитель изо моу ильинской средней общеобразовательной школы Месилова Ирина Борисовна

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconКонспект урока изо в 5-м классе "Русская изба"
Васильев Константин Анатольевич, учитель изо моу «сош №2» г Балаково Саратовской области

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconКонспект открытого урока по математике (система Л. В. Занкова)
Тема: Понятие о производительности труда. Зависимость между производительностью труда, временем и объёмом выполненной работы

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconКонспект урока (изо) Тема: «Кто в тереме живёт?»
Цель урока: выполнить чертёж фасада архитектурного сооружения, используя различные по форме и размерам многоугольники

Конспект урока по изо 5 класс. Тема: Конструкция, декор предметов народного быта и труда iconУрока изо 7 – класс Вид занятия
Тема урока: «Глиняная игрушка» ( Народное искусство как часть художественной культуры )


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru