«Имя существительное»




Скачать 40.17 Kb.
Название«Имя существительное»
Дата публикации17.10.2013
Размер40.17 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 6 классе

Учитель Нищакова О.Н.
Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; подготовиться к диктанту; развивать речь, память, внимание у ребят; воспитывать нравственные качества, интерес к предмету.
Ход урока

Организационный момент


  1. Повторение изученных в теме «Имя существительное» орфограмм

- Ребята, вспомните, с какими орфограммами вы познакомились при изучении данного раздела и что нового вы узнали об именах существительных
( учащиеся устно называют изученные орфограммы: буква е в суффиксе –ен- существительных на – мя; не с существительными; буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик); суффиксы –ек- и –ик-; о и е после шипящих в суффиксах сущ.)


  1. Сообщение темы и целей урока


- Наша задача – повторить изученное об имени существительном, систематизировать полученные знания и подготовиться к диктанту.


  1. Словарный диктант


Это задание выполняет 2 группа

- Вставьте пропущенные буквы ( проверка знаний о правописании суффиксов сущ.; учащиеся вставляют орфограммы и объясняют их, работа проводится устно)


Строгаль..ик, рез..ик, груз..ик, носиль..ик, камыш..м, свеч..й, реч..нкой, бельч..нок, друж..ч..к.
Подберите по 3- 4 однокоренных существительных с данными корнями:

- да - , - мен - , - бав – (- бавл-)

- Разберите эти слова по составу
1 группа работает по индивидуальным карточкам


  1. Работа с текстом (текст спроецирован на экране)


- Прослушайте текст.

Невежа- невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, то есть знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она всё знает.

Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда – тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа – это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда.
- Перескажите содержание текста. Подберите 3-4 однокоренных слова к слову ведать.



  1. Работа с пунктуацией в предложениях

- Найдите пунктуационные ошибки в предложениях, объясните правильную постановку знаков препинания.
1) Женя положила ключ и телеграмму на край стола, и вышла из комнаты.

2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 3) Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, теперь они лежали маленькой горкой. 5) В старину над книгой работали переписчики художники, и переплётчики. 6) На рассвете подул такой сильный ветер что капли дождя замёрзли на высоких деревьях.
- Произвести морфологический разбор существительных

1 гр. – (из) экспедиции, 2 гр. – (на) рассвете


  1. Составление предложений по рисункам (рисунки спроецированы на экране) Работа ведётся в парах


1 пара – сложноподчинённое предложение

2 пара – предложение с обобщающим словом при однородных членах

3 пара – сложносочинённое предложение с союзом а

4 пара – предложение с прямой речью

5 пара – сложное бессоюзное предложение
По окончании работы каждая пара зачитывает предложение и выполняет синтаксический разбор его
Например:

  1. На берегу озера стоит чудесный каменный домик, в котором живут археологи.

  2. В лесу много найти много съедобных грибов: подосиновиков, подберёзовиков, белых, опят.

  3. Трактор убирает пшеницу, а рядом идёт машина, куда ссыпается зерно.

  4. «Спасибо Вам, доктор, за то, что вылечили мою собаку!» - радостно сказала Маша и крепко прижала щенка к себе.

  5. В нашей стране очень хорошо развита космическая промышленность, многие корабли бороздят просторы космоса.


  1. Лексическая работа


- Подберите синонимы с не к данным словам
Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность.
Слова для справок: негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость.


  1. Игра «Кто больше»

- Завершим мы нашу работу игрой. Кто больше назовёт существительные с данными суффиксами, тот станет победителем
(на экран спроецированы суффиксы, учащиеся подбирают с каждым из них слова, называющие профессии людей)
IX. Тест «Повторение изученного об имени существительном»


  1. Укажите среди данных слов существительные общего

рода

1) кофе 2) Тбилиси 3) задира 4) сирота


  1. Найдите существительные с приставкой не-

  1. (Не)место красит человека, а человек место.

  2. Вася – (не)ряха.

  3. (Не)решительность шахматиста

  4. (Не)настье задержало нас в пути.




  1. Укажите имена существительные с суффиксами –ик-

1) чайнич..к 2) самолёт..к 3) ключ..к 4) ореш..к


  1. Найдите разносклоняемые имена существительные

  1. Санаторий, 2) галерея, 3) пламя, 4) история, 5) темя




  1. Укажите существительные, у которых в окончании пишется – и


1)К станц.., 2) на топол.., 3) о ёлк.., 4) по дорог.., 5) в гербари..


  1. В каких существительных после шипящих пишется о

1) Горош..к 2) снеж..к 3) овраж..к 4) шапч..нка 5) точ..чка
X. Подведение итогов урока.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось и запомнилось из сегодняшнего занятия?


    1. Домашнее задание. Упр. 266 (1 гр.), упр. 267 (2 гр.).

    1. Оценка работы учащихся на уроке

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Имя существительное» iconСамостоятельная работа по теме «Имя существительное.»
Оборудование: тетради для контрольных работ, задания к/работы, орфографические словари, алгоритмы по теме «Имя существительное»,...

«Имя существительное» iconУрок русского языка в 5 классе Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Сегодня мы с вами на уроке русского языка будем заниматься повторением и обобщением знаний по теме «Имя существительное». Вашим домашним...

«Имя существительное» iconУрок по теме: «Имя существительное» (игра-путешествие)
Русский язык. 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Имя существительное» (игра-путешествие)

«Имя существительное» iconУрока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»
Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;...

«Имя существительное» icon«Обобщение знаний по теме: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол»»
С самого утра в Школе Смешариков творится что-то странное. Вместо того, чтобы тихо сидеть, ученики скачут по полянке и ищут ответы...

«Имя существительное» iconТема: Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное» (Еще...

«Имя существительное» iconТема: Имя существительное
Учитель: Ребята послушайте внимательно загадку и скажите, о какой части речи в ней говорится

«Имя существительное» iconИмя существительное
Цель урока: Совершенствовать умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам

«Имя существительное» iconУрока: Обобщить знания учащихся по теме «Местоимение»
Закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода

«Имя существительное» iconРазработка урока для 5-го класса по теме «Заседание учёного совета...
Разработка урока для 5-го класса по теме «Заседание учёного совета по теме «Имя существительное – хлеб языка»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru