Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический




НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический
страница1/33
Дата публикации10.10.2013
Размер4.11 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
5-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Министерство образования и науки РФ

ФГОБУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1

от 10 сентября 2012 г.

Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.В2.8. «Современный русский язык»

Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль Литературное образование

Кафедра русского языка

Составители: к.ф.н., доц. Барышева С.Ф.,

к.ф.н., доц. Волков О.В.,

к.ф.н., доц. Давыдова О.А.,

д.ф.н., доц. Ковалева Н.А.,

к.ф.н., доц. Смирнова Н.В.
Москва -2012
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА»
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

(к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.)
Решение заседания

кафедры Протокол № 1

10 сентября 2012 г.



  1. Программа модуля «Современный русский язык»


Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Литературное образование


Составители: д.ф.н., проф. Диброва

д.ф.н., доц. Ковалева Н.А.,

к.ф.н., доц. Барышева С.Ф.,

к.ф.н., доц. Волков О.В.,

к.ф.н., доц. Давыдова

к.ф.н., доц. Смирнова Н.В.
Москва-2012
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современного русского литературного языка.

Задачи: Дать учащимся научные знания о всех уровнях современной системы языка, о языковых нормах и тенденциях развития.

Координировать современные научные взгляды по вопросам, связанным с трактовкой языковых явлений в лингвистической традиции и в учебных изданиях для высшей и средней школы, что обусловлено профессиональной направленностью курса.

Закрепить теоретические знания и выработать навыки и умения анализа всех языковых единиц.

Закрепить нормы владения устной и письменной речью, в частности орфографическими и пунктуационными нормами.

Объем в ЗЕ: 10

Время изучения: курс I, II, III, IV семестр 2,3,4,5,6,7

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

материал программы по русскому языку в средней школе

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Филологический анализ текста

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей.

- Имеет представление о современных проблемах и перспективах развития филологии.

- Способен применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. Знать основные единицы фонетического уровня и их функционирование;

  2. Знать основные единицы лексического уровня в системно-структурных и функциональных соотношениях.

  3. Знать основные единицы словообразовательного уровня и их функционирование.

  4. Знать основные единицы морфологического уровня в системно-структурных и функциональных соотношениях.

  5. Знать основные единицы синтаксического уровня в системно-структурных и функциональных соотношениях.

  6. Знать основные активные процессы в современном русском языке.

  7. Знать функционально-стилистическую и социальную дифференциацию языка.

  8. Овладеть навыками анализа основных языковых единиц разных уровней.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания, тесты идентификации, опрос, тесты на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями установления последовательности, тесты на дополнение, тесты с заданиями на исключение лишнего, тесты перекрестного выбора, классификация, ранжирование

2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы

3 уровень сложности: эссе, курсовая работа, проек

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

2. Объем модуля и виды учебной работы

(заочная форма обучения)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический

Современный русский язык

Лекции

40

138

2,3,4,5,6,

Практические/семинарские

42

140

2,3,4,5,6,

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы

+







Итоговый контроль

Зачет

Экзамен



+

+





6

3,5,7

Общий объем часов по дисциплине

82

278





3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса

Понятие о современном русском литературном языке. Современный русский язык как этап исторического развития русского языка. Нормы и некодифицированная речь. Понятие литературной нормы, ее стабильность и историческая изменчивость. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные направления в современной русистике. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях.

Фонетика современного русского литературного языка. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Гласные и согласные звуки. Русский слог. Ударение. Интонация. Фонология. Фонема. Определение фонемы. Состав гласных и согласных фонем. Синтагматика и парадигматика фонем. Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Тенденции развития современных произносительных норм. Графика. Графема и буква. Принципы русской графики. Орфография. Принципы русской орфографии. Современные орфографические словари и справочники.

Лексикология и фразеология современного русского литературного языка. Лексика как особым образом организованная система. Эпидигматические, парадигматические, синтагматические и деривационные отношения в лексике. Слово как основная номинативная единица. Семасиология и ономасиология как разделы лексической семантики. Аспекты лексического значения слова. Виды лексического значения. Структура лексического значения. Семный анализ значения слова. Семантическая структура слова. Омонимическая, синонимическая, антонимическая парадигмы. Паронимия и парономазия. Гиперо-гипонимическая парадигма и другие объединения лексики. Семантическое поле. Ономастика как раздел лексикологии. Функционально-стилевая характеристика русского языка. Эмоционально-экспрессивная характеристика русской лексики. Генетическая характеристика лексики. Лексика активного и пассивного запаса. Социально-функциональная характеристика лексики. Фразеологизм как особая косвенно-номинативная единица языка. Семантические типы фразеологизмов. Семантическая структура фразеологизма. Форма фразеологической единицы. Функционально - стилевая характеристика русской фразеологии. Стилистическая дифференциация русской фразеологии. Активная и пассивная фразеология. Историческое формирование русской фразеологии. Лексикография. Типы словарей. Основные толковые словари русского языка ХIХ – ХХI вв.

Морфология современного русского литературного языка. Основные понятия морфемики. Морфема и морф. Морфонология. Алломорфы и варианты морфемы. Морфемная структура русских слов. Морфонологические явления на стыке морфем. Исторические изменения в морфемной структуре слов. Задачи и методика морфемного анализа. Словообразование. Синхрония и диахрония в словообразовании. Словообразовательный анализ слова в синхронном плане. Понятие словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательной парадигмы, словообразовательного гнезда. Типология русского словообразования. Понятие словообразовательного типа, словообразовательной модели и словообразовательного способа. Основные способы русского словообразования. Активные процессы в современном русском словообразовании. Морфология. Система морфологических категорий. Типы грамматических категорий. Выражение грамматического значения. Формообразование. Морфологическая парадигма. Функционирование морфологических форм. Система частей речи. Учение о частях речи. Современная классификация частей речи. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категории рода, числа, падежа имен существительных. Типы склонения существительных по школьной и вузовской программам. Морфологический анализ имени существительного. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Значение, изменение, употребление прилагательных. Склонение имен прилагательных. Разновидности склонения прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное. Разряды числительных, морфологические категории, особенности склонения. Местоимение как часть речи. Разряды по семантике. Возможные классификации местоимений в русском языке. Глагол как часть речи. Объем глагольной лексемы. Основы глагола. Грамматические признаки глагола. Инфинитив как форма глагола. Его значение, образование, синтаксические функции. Категория вида глагола. Способы глагольного действия. Связь категории вида с категориями времени и наклонения. Понятие о залоге как словоизменительной категории глагола морфолого-синтаксического типа. Современные концепции русского залога. Способы выражения залоговых значений. Состав категории наклонения в русском языке. Категория времени глагола. Система времен русского глагола: образование и основные значения временных форм. Категория лица и числа глагола. Связь категорий лица и числа в глаголе. Спряжение глаголов. Классы глаголов. Причастие в системе глагольных форм. Проявление глагольных категорий и именных признаков в причастных формах. Деепричастие в системе глагольных форм. Проявление глагольных категорий в деепричастиях и наречных признаков. Семантика, морфологические особенности, синтаксические функции наречий. Возможные классификации наречий. Категория состояния как особая часть речи. Неполнознаменательные части речи. Общая характеристика служебных частей речи. Союз как служебная часть речи. Союзные слова в русском языке. Предлоги как служебная часть речи. Возможные классификации предлогов. Частицы, возможные классификации русских частиц: по значению, функции, составу, формо- и словообразовательным свойствам и происхождению. Модальные слова, их возможные классификации. Междометия и звукоподражания как особые классы слов. Понятие функциональной и лексической омонимии. Диахронные и синхронные явления переходности в грамматическом строе языка.

Синтаксис современного русского литературного языка. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложения, сложное синтаксическое целое и текст. Основные виды синтаксической связи, их реализация в различных синтаксических единицах. Синтаксис слова и словосочетания. Различные аспекты характеристики словосочетания. Виды синтаксической связи и ее зависимость от характера синтаксических отношений между компонентами словосочетания. Трансформация присловных связей между компонентами словосочетания в предложении. Синтаксис простого предложения. Различные подходы к определению предложения. Структура простого предложения в трактовке авторов «Русской грамматики». Структурной схема предложения и ее составляющие. Классификация предложения по разным основаниям. Семантика и способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Осложнение простого предложения. Коммуникативная организация простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Разграничение простого и сложного предложения. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Типология сложного предложения. Сложносочиненное предложение и его типология, базирующаяся на синтаксических отношениях между предикативными конструкциями. Сложноподчиненное предложение. Принципы классификации СПП в отечественной лингвистике. Структурно-семантическая классификация СПП. СПП нерасчлененной и расчлененной структуры. СПП контаминированной структуры. Бессоюзное сложное предложение: средства связи предикативных конструкций. Типология БСП: БСП открытой и закрытой структуры. Многочленные сложные предложения. Уровни членения многочленных сложных предложений. Чужая речь. Основные понятия синтаксиса текста. Текст в формальном, семантическом и коммуникативном аспектах. Монологические и диалогические формы речи. Принципы русской пунктуации.

Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Иностранный язык» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65...

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс дисциплины лингвострановедение и страноведение...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-филологов II курса и выстроен в соответствии с требованиями гос впо (2005)....

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс русский язык и культура речи
Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,...

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 3 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Логопедическая работа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения специальности 050301....

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическая работа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconСовременный офис учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...

Учебно-методический комплекс по модулю «Современный русский язык» Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Инновационные формы...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru