Курсовая работа




Скачать 256.68 Kb.
НазваниеКурсовая работа
Дата публикации28.09.2013
Размер256.68 Kb.
ТипКурсовая
5-bal.ru > Литература > Курсовая

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

Курсовая работа
Применение

технологии развития критического мышления

на уроках русского языка и чтения

в начальных классах

Демьяненко Мария Алексеевна

учитель начальных классов ГС(К)ОУ №2 IV вида

Кировского района Санкт-Петербурга,

слушатель курсов повышения квалификации

по образовательной программе

«Педагогичекая инноватика: интеграция

отечественного и зарубежного опыта» (126час.)
Куратор:

Груздева Н.В., к.п.н., доцент

Санкт-Петербург

2011

Цели:
- раскрыть особенности технологии развития критического мышления, рассказать о применении ТРКМ на уроках русского языка и литературного чтения


Задачи:

- Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по технологии развития критического мышления.

- Разработать урок литературного чтения с применением технологии ТРКМ


- Разработать приёмы технологии критического мышления для работы с информацией на уроках русского языка

- Провести педагогические наблюдения по эффективности применения технологии.

Содержание

  1. Введение_______________________________ с.4

  2. Актуальность темы______________________ с.5

  3. Технология развития критического мышления______________________________ с.6

  4. Применение приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка_______ с.10

  5. Методическая разработка мастерской с использованием ТРКМ___________________ с.18

  6. Вывод_________________________________ с.27

  7. Литература ___________________________ с.30



Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно —

в этом основа нравственности.

Б. Паскаль



Введение

В концепции модернизации российского образования сказано, что главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а цель модернизации – создание механизма устойчивого развития системы образования. Таким образом, обучение сегодня направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, в котором в центре внимания педагога личность ученика, а ведущей деятельностью является познавательная. На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные. Инновационные образовательные технологии помогают в построении нового учебного процесса.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.


Развитие рационального, критического мышления - одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.



Актуальность темы.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.

Только мы - учителя поможем детям учиться по новым стандартам.

  Сегодня   начальное   образование   закладывает   основу формирования   учебной   деятельности   ребёнка   –   систему   учебных   и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   и   их результат.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД(универсальные учебные действия) в личностных,   коммуникативных,   познавательных,   регулятивных  сферах, обеспечивающих     способность   к   организации   самостоятельной   учебной  деятельности.
  Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Сегодня проблема развития мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Среди ряда педагогических (образовательных) технологий я выделила технологию развития критического мышления. Она развивает интеллектуальные способности ученика, позволяющие учиться самостоятельно.
Технология развития критического мышления

Основоположники: Чарльз Темплу, Курт Мередит, Джинни Стил, Скотт Уолтер, Джим и Кэрол Бирс, Донна и Бад Огл, американские педагоги. Венди Сол – редактор международного журнала «Перемена».

Последователи в России: Е.С.заир-Бек, О.Варшавер, Е.Иваньшина, И.Муштавинская, Е.Трифонова, Т.Галактионова (г.Санкт-Петербург)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления.

Прогнозируемые результаты:

Люди, критически мыслящие

- активно воспринимают информацию и работают с ней

- умеют ставить цели, строить прогнозы

- умеют решать проблемы

- могут применять свои знания и навыки в жизни

- контролируют себя, свою импульсивность

- умеют слушать собеседника

- терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов

- размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Стадия вызова (evocation)– пробуждение интереса к изучаемому вопросу, «вызов» уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по изучаемому вопросу.

Стадия осмысления (realization) – реализации смысла – это непосредственная работа с информацией (текстом, фильмом, рассказом учителя и т.п.), сопоставление своих прежних представлений с новым знанием.

Стадия рефлексии (reflection) позволяет целостно осмыслить, присвоить и обобщить всю полученную информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу, выявить еще непознанное, проанализировать собственный мыслительный путь и образовательный процесс в целом
Функции фазы вызова

- Информационная

- Мотивационные

- Систематизационная

- Целеполагания

Функции стадии осмысления

- Информационная

- Мотивационная

- Целеполагания

(те же, что и на стадии вызова

Функции стадии рефлексии

- Развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся:

- Рефлексивная технология:

- Формирует самостоятельность мышления

- Вооружает способами и методами самостоятельной работы

- Дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель - ученик»

- Позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса

Деятельность учащихся:
на фазе вызова

- ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения)

- систематизирует информацию до её изучения

- задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

на фазе осмысления

- Вступает в непосредственный контакт с информацией (читают, слушает, смотрит, делает опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы
-Делает пометки на полях или ведут записи по мере осмысления  новой информации
на фазе рефлексии

- Соотносит       "старую" информацию с "новой"

- Старается      выражать мысли своими словами

- Свободно обменивается   своими идеями    с    другими учащимися  (знакомятся с различными представлениями)

- Анализирует собственные мыслительные операции.
Приемы ТРКМ:

- составление «тонких» и «толстых» вопросов,

- стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ),

- сводная сравнительная таблица,

- INSERT (инсерт) – самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления,

- «синквейн»,

- «кластер» и его варианты – «концептуальное колесо», «дерево»,

- игра «Верите ли вы?», «Верные и неверные утверждения»

- «рефлексивные вопросы», «закончи предложение»,

- «кроссворд»,

- игра «Знаете ли вы, что…» и др.

Основные задачи фаз ТРКМ

Применение приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка

Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» и «неверные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Тема «Местоимение». (3 класс)

  1. Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

  2. В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.


 

Прием «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)

 

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается спрочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например:

Имя существительное (4 класс)

 

Имя  существительное -  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? ( …)

 

Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода.(…)      

Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. (… )
В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. ( …)

 

Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением  по падежам, или склонением. ( …)
Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. ( …)
Существительные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. ( …)
Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. ( …)
Имена  существительные  в  винительном  падеже бывают  в  предложении  второстепенным  членом. ( …)
Прием «Составление кластера»

 

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.
Кластер для фонетического анализа слова (2 класс)

ЗВУКИ




УДАРНЫЕ

БЕЗУДАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

ПАРНЫЕ

ТВЁРДЫЕ

ЗВОНКИЕ

ГЛУХИЕ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ




МЯГКИЕ


Части слова (3 класс)

Части слова

окончание

суффикс

корень

Для изменения формы слова

Для образования новых слов

Общая часть родственных слов
«Предложение» (1 класс)

картинка 116 из 147
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 

Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.



Приём применялся при знакомстве с частями речи (2 класс)

Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ
Мастерская – оригинальный способ организации деятелности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования поисковой и творческой деятельности учеников.
Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).
Технология педагогических мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо обеспечивают развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.

УМК «Школа России»

Литературное чтение 2 класс

В.Бианки «Музыкант»

Урок разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок построен на основе базовой модели: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

Основным приёмом стал приём «чтение со стопом». Суть приёма в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав каждую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения.

Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.

Цели:

- Создать условия для формирования у детей интереса к чтению, читательских умений, для пробуждения дара творческого воображения – уметь представить картины жизни животных, созданных писателем, умение разобрать прочитанное.

- Обогащать знания о природе.

- Увидеть логику развития действий.

- Развивать речь учащихся, умение осваивать художественную идею рассказа с элементами сказки, составлять текст по опорным словам, словосочетаниям, умение правильно излагать свои мысли.

- Учить детей работать в коллективе, слушать и слышать суждения других.

- Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.
Оборудование и организация

У учителя:

Книга В.Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник

иллюстрации, изображающие медведя

У учащихся:

Учебник, картинки с изображением медведя;

карточки с записями:

а) толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова

б) опорные слова, словосочетания

в) вопросы

г) таблицы

д) тексты о жизни медведя

Технологическая карта

  1. Стадия вызова



  1. Стадия осмысления

  1. Стадия рефлексии

Вводный вопрос
Выдвижение, связанное с развитием сюжета

Сопоставление версий с новым сюжетом

Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя


Ход мастерской

1.Индукция (наведение) создание настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включая чувства, формирование личного отношения к предмету, обсуждение.

На доске: МУЗЫКАНТ

- Прочитайте слово, написанное на доске

- Назовите родственные слова

- Скажите значение слова «музыкант»

(выслушиваются ответы детей)

- У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант»

Прочитайте и сравните со своим ответом.

Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.

2.Самоконструкция (Построение знаний – поиск, открытие, формулировка гипотез) Создание первичного образа.

бурый медведь

- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?

- Что вы знаете о жизни медведей?

(Выслушиваются ответы детей)

3.Деконструкция (работа с информацией)

- На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 3 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.


Внешний вид: Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая. Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу.




Питание : Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и копытных — косуль, оленей, кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот.

4.Самоконструкция (Создание первичного образа) Работа с информацией

(После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице)

- Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.

Кто?




Как выглядит?




Поведение в природе




Питание




5.Реконструкция (Создание своего мира, текста, гипотезы – обязательно личностное)

- А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант», какие вопросы вы зададите?

(Дети задают вопросы)

6.Социализация

(Работа в парах)

- У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы.

(выслушиваются рассказы детей)

- Одинаковые ли получились рассказы?

7. Разрыв (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация)

http://im3-tub.yandex.net/i?id=35378570-09

Работа с текстом

- А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки?

(Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)

МУЗЫКАНТ

В.Бианки

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

—      Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

1 остановка

Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?

(Выслушиваются ответы детей)

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

- Чьи ответы совпали с авторским?

2 остановка

Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

(Выслушиваются ответы детей)

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

- Оправдались ли ваши прогнозы?

3 остановка

Вопрос: Как поступит старик с медведем?

(Дети высказывают предположения)

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Колхозник спросил старика:

—     Ну что, убил медведя?

—     Нет,— ответил старик.

—     Что ж так?

—    Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

- Сбылись ли ваши предположения?

- Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?

- Какой смысл заключил в своё произведение автор?

8. Рефлексия (самоанализ) Обобщение ощущений, чувств.

На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.

Что я знал

Новое

Думал иначе

Есть вопросы














(Выслушиваются высказывании детей по таблице)

- Какая информация оказалась новой?

- Дополните фразу:

«Читая это произведение, я думал о том, что …»

Вывод

В информационный век и век высоких технологий резко изменилась жизнь людей. Теперь для успешности молодого поколения в современной жизни требуются новые знания, новый подход к их получению и дальнейшей реализации. Осуществление новых запросов общества на начальной ступени обучения возлагается на учителя начальных классов. Он должен находиться в центре школьной жизни.

Повышается его роль и растут требования к его профессиональным качествам.
С введением ФГОС изменяются цели и задачи обучения.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, а научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений.

К первой относится группа универсальных учебных действих, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Ведущее место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Первоочередная задача, стоящая перед учителями заключается в проектировании среды, способствующей пробуждению творческой активности в поисках адекватных способов управления в ней, перестройки предметных методик обучения. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.

И в заключение, хотелось бы привести нестандартные мысли, соответствующие технологии развития критического мышления
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

 

Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

 

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

 

Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.

 

Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

 

Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.

 

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно»

 

На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!

 

Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.

 

Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.

 

 

Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

 

На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

 

Больше всего дети утомляются в бездействии.

 

Литература
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

3. Столбунова С.В. технология развития критического мышления через чтение и письмо Изд-во «Первое сентября» 2005

4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление //Методист 2002 №2 с.30 - 35

5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении., учебно-методическое пособие для учителей под редакцией А.П.Тряпицыной СПб: КАРО СПб-2006-176 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине «Управленческая психология» и «Управление персоналом»
Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями по разработке и

Курсовая работа iconКурсовая работа по психологии
Курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов

Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине «Товароведение и экспертиза однородных групп товаров»
...

Курсовая работа iconКурсовая работа. Курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли (строительство)»
Подготовка специалистов-строителей, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области экономики строительства...

Курсовая работа iconКурсовая работа является обязательным видом итогового контроля по...
Курсовая работа – это первый этап в самостоятельном теоретическом осмыслении материала, накопленного в ходе обучения в университете,...

Курсовая работа iconКурсовая работа это студенческое научное исследование, подготовленное...
Федерации», Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности (направления) 030201....

Курсовая работа iconСамостоятельная работа: Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным...

Курсовая работа iconКурсовая (дипломная) работа печатается с помощью компьютерной техники...
Курсовая (дипломная) работа печатается с помощью компьютерной техники на стандартной бумаге формата «А4». Текст печатается шрифтом...

Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине: «Организация коммерческой деятельности предприятий»

Курсовая работа iconКурсовая работа По дисциплине: «Компьютерные сети и информационная безопасность»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru