Бицзи подразумевает объединение сюжетной прозы




Скачать 227.42 Kb.
НазваниеБицзи подразумевает объединение сюжетной прозы
Дата публикации29.08.2016
Размер227.42 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Литература > Документы
Бицзи подразумевает объединение сюжетной прозы (сяошо), в том числе «чжигуай» и «и-вэнь» («рассказы о чудесах», «услышанное об удивительном»), с бессюжетными заметками «цзашо» («разные суждения»). Формально к бицзи относится сборник «Ляо Чжай чжи и» Пу Сунлина (вторая половина XVII век), написанный изысканным и несколько искусственным литературным языком, но подводящий итог всей китайской новеллистической традиции, включая характерную для неё фантастику

 Образы в новеллах ПС: классификация и особенности

Безусловно, Пу Сунлин создавал свои новеллы не на пустом месте. Хотя он и не был родоначальником жанра новеллы о необыкновенном, но он создал особый ее тип. К тому времени уже существовала разработанная жанровая система. Возникновение рассказов о столкновениях человека с нечистой силой в китайской литературе относится к III-VI вв., когда появился целый ряд сборников коротеньких мифологических рассказов-случаев, повествований о чудесах, удивительных преданий. Всё внимание авторов было обращено на сам необычный факт при определённом безразличии к типу персонажей. Впоследствии на базе этих рассказов выросла танская новелла. Произошло соединение мифологического предания с жанрами высокой словесности. Дальнейшая шлифовка новеллы продолжалась в X-XVI веках. Все эти произведения обладали весьма чёткими жанровыми признаками, которые указывают на связь, главным образом, с формой жизнеописания либо записок.

Пу Сунлин сначала тоже было хотел продолжить эту традицию, думая назвать свой сборник «Жизнеописания лисиц и бесов», но затем отказался от своего намерения и обозначил жанровую природу рассказов нейтрально – «чжи и» («описание удивительного»), а в названия новелл не стал вводить наименований жанра, как это делали его непосредственные предшественники.

Отказываясь от сложившихся веками жанровых трафаретов, Пу Сунлин обращается вновь к истокам жанра – простой записи удивительного случая. Но случай у Пу Сунлина, в отличие от писателей III-VI вв., не имеет самодовлеющего значения. Писатель зачастую превращает простую запись удивительного события в новеллу-притчу.

Произведения Пу Сунлина отвечают всем жанровым признакам новеллы, которые определил Е.М. Мелетинский: краткость, структурная интенсивность, концентрация различных ассоциаций, использование символов, неожиданный или необыкновенный финал.

По своему тематическому содержанию новеллы Пу Сунлина подлежат чёткой классификации. Разные исследователи предлагали свои варианты классификации новелл в сборнике. Так, зарубежный учёный В.Эберхард в 1948 году, говоря об объектах критики Пу Сунлина, называет такие группы его произведений:

  1. те, которые критикуют усиление влияния буддизма;

  2. те, которые критикуют продажных чиновников;

  3. те, которые критикуют экзаменационную систему;

  4. те, которые критикуют систему юстиции;

  5. те, которые критикуют верхние слои общества в целом [Цит. по: 49,
    с. 66].

Китайский исследователь творчества Пу Сунлина Ян Лю (阳柳) распределяет новеллы на четырех группы:

  1. о любви;

  2. содержащие сатиру на правящий класс, критику чиновников, которые эксплуатируют народные массы;

  3. те, в которых критикуется экзаменационная система;

  4. те, которые раскрывают антиманьчжурские настроения [Цит. по: 49,
    с. 66].

Проанализировав сборник Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая о необычайном», Ирина Кошелева пришла к выводу, что наиболее оптимальной классификацией, охватывающей всё тематическое разнообразие новелл
Пу Сунлина, является следующая:

    1. новеллы, содержащие критику религии и мошенников, прикрывающихся ее именем;

    2. новеллы, изобличающие чиновников, их деятельность, способ получения должности;

    3. любовно-бытовые новеллы;

    4. новеллы о возмездии за причинённую несправедливость;

    5. фантастические новеллы.

По своей тематике новеллы Пу Сунлина весьма разнообразны. Тут и истории о встрече человека с духом; о дружбе и любовной связи с духами, оборотнями, разными тварями и даже растениями; удивительные случаи из жизни; раскрытие запутанных судебных дел; описание всяческих чудес.
Не случайно автор дал сборнику такое «говорящее» название – рассказы о необычайном. Новеллы с глубоким общественным смыслом перемежаются в сборнике Пу Сунлина маленькими новеллеттами, каждая из которых представляет собой мастерски воспроизведённый удивительный случай. Незаурядное художественное мастерство Пу Сунлина проявилось в умении нарисовать героя в какой-то определённый момент его жизни, изобразив один, но вполне законченный эпизод. В таких рассказах сама тема и средства изображения достаточно ясно передают замысел художника.

Перейдем к классификации персонажей.

Пу Сунлин уделяет большое значение другому образу. Произведения Пу Сунлиа пронизаны сочувствием к обездоленным, к «неудачникам», жертвам произвола. Такая особенность непосредственно сплетается с биографией новеллиста. Всю свою жизнь Пу Сунлин неустанно готовился к экзаменам, участвовал в них и всякий раз терпел неудачу, оставаясь вечным студентом-неудачником..


Связана с образом неудачника и другая особенность. Авторы привыкли вносить в свои произведения оппозиции, носящие именно этический характер, мы это знаем уже не понаслышке. К примеру: добрый-злой, хороший-плохой. Или же: выполняющий свой долг-нарушающий свой долг. Оппозиции Пу Сунлина же носят характер социальный: богач-бедняк, власть имущий-бесправный, тупой экзаменатор-талантливый, но неимущий студент. Многие могут сказать, что к этой особенности Пу Сунлина привела обида, но именно такие оппозиции нашли отклик среди людей.

Оппозиция «власть имущий-бесправный» лежит в основе рассказов, обличающих произвол властей, безудержную эксплуатацию народа. Судьбы простых людей зависят от жестоких и алчных чиновников типа «начальника над лусцами», который сразу по прибытии на место службы начал выколачивать из крестьян и налоги, и арендную плату с таким усердием, что «во дворе уездного управления всегда валялись тела избитых людей». За сто дней пребывания на посту он успел казнить 58 человек.

Оппозиция «богатый-бедный» реализуется, например, в повести, «Помешался на книгах». Начальник уезда Ши, узнав, что у обедневшего студента Лана есть красавица возлюбленная , богиня звезды..если честно, я не помню ее имя, но факт в том что она была вырезана из бумаги. Узнав, что она такая у студента существует, чиновник велит арестовать Лана и под угрозой пыток требует, чтобы тот сказал, где она. В итоге, тайну выдает служанка Лана, силуэт вырезанной из бумаги красавицы спрятан в одной из книг студента, но этих книг так много, что начальник уезда просто решает сжечь все книги…

Оппозиция «тупые экзаменаторы-талантливые, но неудачливые экзаменующиеся» реализуется в ряде рассказов, как правило сатирический образ вершителя судеб экзаменующихся нарисован буквально несколькими словами.

Еще один образ в литературе Пу Сунлина появляется очень редко- это образы неподкупных судей. Пу Сунлин описывает, как они заботятся о народе и вершат справедливый суд. Примечательно то, что в этих случаях писатель называет имена реальных людей-своих современников. Такие новеллы также лишены элемента «сверхъестественности». Возможно, и сами такие персонажи могут показаться необычными.

Пожалуй, образ «мудрого правителя» можно включить в тот же классификационный разряд-он такой же утопический, как и образ судей.

Время поговорить о женских образах. Как правило в новеллах Пу Сунлина он имеет две главные характеристики- эталон красоты во всех смыслах, персонаж, к которому тянется главный герой(в большинстве случаях-студент), а также который имеет фантастическую сущность. Эта особа может быть и лисицей, и волшебным духом, а также сотворенной из бумаги.

Истории чисто фантастические превалируют в собрании Пу Сунлина, а среди них самое большое место занимают новеллы о любви учёного-неудачника и прекрасной, неземной красоты девы, оказывающейся лисицей-оборотнем. Бедный учёный, ведущий жизнь, столь похожую на существование самого Пу Сунлина, возмущающийся засилием бездарей и проныр, но ничего поделать с этим не могущий, вдруг встречает не просто красавицу, какой свет не видывал, а ещё и образованную и начитанную девушку. С ней отводит он душу, предаваясь любви или тонкой литературной беседе за чашкой с вином. Если он человек твёрдых конфуцианских убеждений, никакая химера ему не страшна и его не совратит. Если же персонаж – человек низкий, подлый, то оборотни в новеллах жестоко наказывают его.

Лисица – особое божество, которое, если его умилостивить, предоставит и защиту человеку. Словом, лисица становится анонимным божеством, равноправным со многими другими в Китае.

Лиса не только выступает как персонаж из любовных новелл, но и как учитель, направляющий человека к мудрости, верному учению. Например, лиса-оборотень помогает студенту Лэну, который был чрезвычайно туп. Благодаря лисе он пишет сочинения, в которых «стиль и мысли превосходны, изумительны».(рассказ «Студент Лэн»).

Помимо лисицы, фантастическими образами являются духи с того света. Но их сущность как положительна, так и отрицательна. К примеру, судья загробного царства Лу, подружившись с Джу Эрданем, который никак не мог сдать экзамены, вставил ему новое сердце, потому что старое засорилось, и после этого Джу занял первое место на экзамене. А вот в повести «Си Фанпин» Си-герой повести- узнает, что враг его покойного отца-богач Ян, умерший несколько лет назад, подкупил на том свете бесов, чтобы они избили старика. Когда Си прибывает в ад, то там он узнает, что и владыка ада, и его подданные-взяточники, пытающие ни в чем не повинных людей!
Все это непосредственно связано с реальным миром, с эпохой Пу Сунлина. Исследователи творчества Пу Сунлина относились к его «чудесному» по-разному, но все они отмечали, что фантастика служит средством отображения действительности.

Итак, в конце своего доклада я хочу как-то сформулировать названия классификаций персонажей, чтобы вы могли их записать.

1) Положительный персонаж: Талантливый студент-неудачник.

2) Отрицательные персонажи:

а) Эгоистичные, жестокие, нечистые на руку чиновники.
б) Тупые, некомпетентные экзаменаторы.

в) Завистливые богачи.

3) Утопические персонажи.

а) Справедливые судьи.

б) Мудрые правители.

4) Фантастические персонажи.

а) Лисы

б)Духи

в) другие твари

г) растения.

Список литературы:
О.Л. Фишман: Три китайских новеллиста.

«Рассказы Ляо Джая о необычайном» в переводе Алексеева, так же использовалось его введение.

Кошелева Ирина Витальевна-ПОЭТИКА, СТИЛИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА
СБОРНИКА ПУ СУНЛИНА
«РАССКАЗЫ ЛЯО ЧЖАЯ О НЕОБЫЧАЙНОМ»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бицзи подразумевает объединение сюжетной прозы iconТема: «матёра российская атлантида»
Валентин Григорьевич Распутин — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической...

Бицзи подразумевает объединение сюжетной прозы iconА. С. Атрощенко в статье повесть О. Э. Мандельштама «Египетская марка»...
Анализируя способы построения художественных образов повести, автор статьи предлагает новый подход к исследованию орнаментальной...

Бицзи подразумевает объединение сюжетной прозы iconЗаявка на участие во Всероссийской конференции
Организаторам: нп «Объединение энергетиков Северо-Запада России», Отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций...

Бицзи подразумевает объединение сюжетной прозы iconУрока Тема урока Пример-ные сроки
Повторение сюжетной линии учебника и грамматического материала, изученного в 8 кл">