Тема: "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"




Скачать 70.17 Kb.
НазваниеТема: "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
Дата публикации01.03.2015
Размер70.17 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Литература > Документы
Открытый урок литературы.
Класс - 11-б.

Дата - 23. 11. 2004 г.

Тема: "Трагическая хроника эпохи в поэме А.А. Ахматовой "Реквием". Первый урок из двух по данной теме.
Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с поэмой А.А. Ахматовой "Реквием", а также с биографическими фактами, которые легли в основу поэмы;

- дать представление о тоталитарном режиме, сообщить о репрессиях 1935-1938 годов, проследить взаимосвязь истории и литературы;

- познакомить с жанром реквиема в литературе и музыке на примере одноименных произведений А.А. Ахматовой и Вольвганга Амадея Моцарта;

- стимулировать исследовательскую деятельность учащихся при самостоятельной подготовке материалов к уроку.
Методические приемы: сообщение учащихся, работа над поэмой "Реквием" (анализ поэтического текста), рассказ учителя с элементами беседы, инсценировка.
Словарная работа: реквием, тоталитаризм, ежовщина, репрессии, инакомыслие.
Оборудование и наглядность: запись , оборудование для инсценировки - театр теней, портрет А.А. Ахматовой.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:

Ахматова стала Ярославной XX века.

Подобно жене князя Игоря из "Слова

о полку Игореве" она оплакала своих

современников в словах, вырвавшихся

из женской страдавшей и сострада -

тельной души .

В.С. Баевский
I. Запись темы урока и эпиграфа.

Вступительное слово учителя . ( 4-5 минут)

Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.

"Анна всея Руси" - так называла ее Марина Цветаева. Это гордость, непреклонная и в унижениях, и в смертельном страхе. Это смирение, именно смирение, а не кротость. Величавая скорбь и мужество. В жизни Анны Андреевны было очень много страданий, горя, боли, обусловленных не только личной жизнью, но и переживаниями за судьбу своей страны, за все, что происходило в России. А происходили страшные события. В жизнь каждого человека вошли беззаконие, несправедливость, судьбы людей вершились иногда лишь движением брови высокопоставленной особы.

II. Объяснение нового материала. (10 - 12 минут)

1. Мы сегодня попытаемся проникнуть в поэтический мир Ахматовой . вспомнив только один, пожалуй, самый тягостный период ее жизни.

Что же это было за время?
Сообщение учащегося:

Эпоха правления Сталина в нашей стране стала образцом тоталитарного режима. Тоталитарные режимы стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. Одним из признаков тоталитарной системы является жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата.

Тоталитарное государство весьма активно использовало механизмы насилия. В 30-е годы крестьяне стали фактически закреплены за колхозами, вплоть до 50-х годов, им не выдавали паспортов. Государство прибегало к массовым репрессиям против инакомыслящих и даже тех, кого подозревали в инакомыслии. Жестокий контроль над обществом породил атмосферу страха и неуверенности.

Историки до сих пор не пришли к общему мнению относительно общего числа пострадавших от репрессий. Называются самые разные цифры, однако силами заключенных были построены города ( Магадан, Норильск и др.), каналы (Москва - Волга, Беломорканал), железные дороги.

Поводом для репрессий 1934-1935 годов стало убийство С. Кирова. Первым итогом этого убийства стали репрессии против тех, кто уцелел в "красном терроре": бывших дворян, священнослужителей, офицеров, интеллигенции.
3. Словарная работа в тетради.

Словарные слова выписаны на доске.
Тоталитаризм ( от лат. totaliter - целиком, во всем объеме)- это государственный режим, основанный на полном контроле над всеми сферами общества, характеризующийся на запрещении демократических прав, ликвидацией свободы, репрессиями против инакомыслящих.
Репрессия ( от лат. repressio - подавление) - это карательная мера, наказание.
Анна Андреевна Ахматова сама дала характеристику этому времени:
Чтец:

Так не зря вместе беседовали,

Даже без надежды раз вздохнуть.

Присягнули - проголосовали,

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы палача.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.
"Кровавой куклой палача" назвала Анна Андреевна Н. Ежова, которых занимал место руководителя НКВД в годы так называемого "большого террора", или ежовщины - 1935-1938 годы. Позже Н. Ежов сам был расстрелян по распоряжению Сталина.

Последнее четверостишие Ахматова сделала эпиграфом к своей поэме "Реквием". Эпиграф к поэме был написан уже в 1961 году, когда культ Сталина и сталинские репрессии впервые подверглись общественному осуждению.
Поэма основана на автобиографических фактах. Единственный сын Ахматовой - Лев Николаевич Гумилев 14 лет провел в лагерях , в заключении. Он был не только сыном двух великих поэтов, но и ведущим научным сотрудником Ленинградского университета, доктором исторических наук, основателем нового научного направления - этнологии. Лев Гумилев был арестован в 1938 году ( ему было 26 лет).
- Почему же свой рассказ о событиях тех лет Ахматова назвала "Реквиемом"?
Реквием ( от лат. requiem)- 1) заупокойное католическое богослужение; 2) музыкальное произведение траурного характера.

Запись Моцарт . Реквием. Месса №19. Lacromosa
В разных изданиях название по-русски и по-латыни: в записных книжках - по-латыни. Сама Ахматова о "Реквиеме" сказала: "Это четырнадцать молитв. Только сейчас я все это записала, а так всегда держала в голове." "Реквием" Ахматовой - это плач о сыне, незаконно арестованном. Но это и плач обо всех, разделивших его судьбу, плач о матерях, женах, сестрах, лишившихся своих близких.

(обращение к эпиграфу)
III. Анализ поэмы "Реквием" (Эпиграф, предисловие, посвящение, части I-V)

Выразительное чтение учащимися.

Предисловие - своеобразное стихотворение в прозе.

- Найдите в предисловии приметы времени.

- Можно ли сказать, что это в какой -то мере социально-политическое произведение?

- Определите ведущую тему поэмы. ( Годы террора, страдание матери и страдание народа - личное переплетается с общественным).
Поэма была опубликована только в 1987 году, до этого опасно было хранить даже записи - самые близкие друзья Ахматовой, 11 человек, знали поэму наизусть и потом восстановили по памяти.
Посвящение - написано в марте1940 года.

- От чьего имени говорит Ахматова? Какое местоимение преобладает? ( Ахматова говорит от имени всех матерей, местоимение "мы")

- Обратим внимание на первый образ: "Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река ". Ассоциации? (Знак Апокалипсиса).

Ахматова выбирает библейские символы для обрисовки того времени - символ эпохи.

- Какие еще библейские образы появятся в поэме? (Иисус, Мария Магдалена, Мария)

Это посвящение должно напомнить вам еще одно послание, написанное в 1928 году А. С. Пушкиным - "В Сибирь", декабристам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

- Как вы считаете, можно ли сопоставить декабристов и жертв сталинских репрессий? Почему это сделала Ахматова?

- А есть ли в строчках Ахматовой надежда, которой пронизано стихотворение Пушкина? ( В ее толковании исчезает надежда на что-то хорошее, ее надежда "все поет вдали").

Тем не менее близость в этих стихотворениях есть: Ахматова также относится ко всем осужденным, как Пушкин относился к декабристам, то есть с преклонением перед их муками, перед горем их родных и близких. Но полностью горе жен декабристов и жен и матерей репрессированных нельзя сравнивать, так как если жены декабристов ехали в Сибирь добровольно, то "невольных подруг " Ахматовой туда ссылали:

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге?..

- Как вы понимаете слова "осатанелых лет"?

Мир благополучия противопоставляется миру заключенных и их близких.
Пролог и 1часть - осень 1935 - первый арест сына.

- Есть ли в описании города пушкинские традиции величия и гармонии? ( Нет, город - привесок к огромной тюрьме.)
- Какой вы видите лирическую героиню в 1 части? ( Она - одна из тысячи русских женщин. Образ из древнерусской истории и литературы - стрелецкая женка)

Снова обращение к эпиграфу урока. Не случайно в поэме появляется "тихий Дон" - Ахматова и сама ощущает себя Ярославной ( только у Ярославны - берег Дуная ).
Инсценировка. (Ученица со свечой читает наизусть 2-3 главы, на фоне экрана с появляющимися образами (театр теней).
2 часть - образ льющейся реки - традиционный в фольклоре образ, связанный со слезами; желтый свет - символ смерти, предательства.
3 часть - мотив раздвоенности. Ахматова словно смотрит в зеркало своей судьбы и не может принять ее. Черное сукно - символ траура и забвения.
4 часть - нет рифмы в последнем четверостишии: строка обрывается, как жизнь.
5 часть - Опишите состояние матери.

- Объясните слова Ахматовой: "Ты сын и ужас мой".

Мы знаем лирическую героиню ранней , преимущественно любовной лирики Ахматовой как сильную, очень гордую женщину. Может ил быть гордой мать, если от этого зависит судьба ее сына?

- Как вы понимаете финальный образ 5 главы:

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда ?

(Это может быть символика Апокалипсиса - комета, предвещающая катастрофу, или кремлевская звезда, эмблема Советского Союза - следующий черед ареста - черед Ахматовой.)
IV. Подведение предварительных итогов.

Запись в тетрадь.

1. Поэма "Реквием " создавалась с 1935 по 1940 годы, эпиграф и предисловие были написаны позднее, после развенчания культа Сталина, но опубликована поэма была только в 1987 году.

2. Ведущую тема поэмы - годы сталинских репрессий 1935-1938 годов. Страдание матери и страдание народа изображаются в единстве - личное переплетается с общественным. Ахматова правдиво изображает свое время, обобщая , сравнивая трагедию страны с библейской.
V. Домашнее задание.

1. Проследите, как в поэме развивается библейская тема страданий Богоматери и Иисуса.

2. Выучите отрывок из поэмы.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconТема: "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
Тема: "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием". Первый урок из двух по данной теме

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconТезисы. Урок «Трагическое звучание поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»
Урок «Трагическое звучание поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» строится на использовании технологии развития критического мышления. Поэма...

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconКонспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием»
А. Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается...

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconУрока
Накомить с жизнью и ранним творчеством А. Ахматовой. Проанализировать раннюю лирику А. Ахматовой из двух сборников «Вечер», «Чётки»,...

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconУрок литературы в 9 классе. Тема урока : Поэтический мир Анны Ахматовой
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества Анны Ахматовой

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconЛюбовная лирика А. А. Ахматовой
Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconУрок-обощение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconПлан-конспект урока «Конфликт человека и власти в поэме А. Пушкина...
Тема и номер урока в теме: «Конфликт человека и власти в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Урок №20

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconТема урока: Трагическая судьба Ларисы
Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Тема: \"Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой \"Реквием\" iconУрок №1 Тема
Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru