Рабочая программа по предмету «История и культура родного края»




Скачать 186.82 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «История и культура родного края»
Дата публикации24.08.2014
Размер186.82 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шибылгинская средняя общеобразовательная школа» Канашского района

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

«Шибылгинская СОШ»

___________2013 г. ____________А.А.Михайлова

_____________ А.Г.Гурьев

Рабочая программа по предмету

«История и культура родного края»

9 класс
Срок реализации 2013-2014 учебный год

Программа составлена на основе авторской программы Е.В.Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного края". Чебоксары: Чув.кн.издательство. 2004 г.

Составил: учитель культуры родного края

Фёдорова Ирина Петровна

Шибылги – 2013

1. Пояснительная записка

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.
Цель программы:

Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии.

Задачи программы:

1. Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;

2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;

3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.

4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.

5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.

6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.

7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, чувашского языка и чувашского слова.
Программа рассчитана на учащихся 9 класса - 34 часа (1 час в неделю). В связи с тем, что в 8 классе курс «Культура родного края не изучается», материал 8 класса включен в программу 9 класса. Я считаю, что историю чувашей со 2 по 18 века нельзя оставлять без изучения.

- стандарт: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч.II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:2004.

Государственные образовательные стандарты начального общего: основного общего: среднего (полного) общего образования в Чувашской Республике. Национально-региональный компонент.- Чебоксары:2007.

Учебник: Енькка Е.В. Родной край. История и культура чувашского народа с древних времён и до Х в.: Учебное пособие для 8 класса / Е.В.Енькка. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2010
Основные методы работы:

- словесные;

- наглядные;

Формы работы:

- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный), национальный музей г.Чебоксары;

- экскурсии в разные театры Республики;

- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;

- изучение литературы;

- выполнение практических работ;

-выполнение лабораторных работ по предмету;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся;

- создание мультимедийных презентаций;

- составление исследовательских работ;

- создание электронных программ для контроля знаний.

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

- домашние задания.

- разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)

- подготовка сообщения по теме
- выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;

- участие в олимпиаде, в конференции.

- защита мини - рефератов,

- защита проектов;

- написание сочинений

Итоговой формой контроля является тестовая работа, контрольная работа
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

1) Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся культуре родного края. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2)степень осознанности, понимания изученного;

3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;

3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Интеграция с предметами

Чувашский язык и литература, история, музыка, физическая культура, ИЗО, география.
2. Содержание программы




Тема раздела, тема урока

1.

Основные источники исторических знаний

2.

Язык как хранитель истории

3.

Изучение истории. Исследователи и учёные чувашской истории

4.

Прототюркская эпоха. Евразийский континент до нашей эры.

5.

Каменный век в Центральной Азии

6.

Неолит в Центральной Азии

7.

Древнейшие предки чувашей в Центральной Азии

8.

Огурская эпоха. Огурские племена в Центральной Азии

9.

Государство хунну в Центральной Азии

10.

Хозяйство и ремёсла хунну

11.

Держава Хунну и Ханьский Китай.

12.

Политика «пяти искушений» и военное противостояние

13.

Распад Державы хунну

14.

Обобщающий урок-игра «Что?Где?Когда?»

15.

Оногурская эпоха. Хуннские племена на территории Казахстана

16.

Археологические памятники оногуров

17.

Элементы культуры степных этносов

18.

Транспортные средства и жилища степных народов

19.

Древнебулгарская эпоха.Население Юго-Восточной Европы в первых веках нашей эры

20.

Население Юго-Восточной Европы в первых веках нашей эры

21.

Гуннская держава

22.

Булгарские племенные объединения

23.

Тюркские каганаты

24.

Аварский каганат

25.

Падение Аварского каганата

26.

Урок-зачёт (параграфы 18,19,20)

27.

Великая Булгария

28.

Хазарский каганат.

29.

Хазарский каганат в середине и во второй половине VIII в.

30.

Дунайская Болгария в 8 в. – первой половине 9 в.

31.

Дунайская Болгария во второй половине 9 – 10 вв.

32.

Наследие древних булгар в культуре народов Европы (защита рефератов и презентаций)

33.

Урок-зачёт (по всему курсу)

34.

Обобщающий урок



3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате занятий по данной программе учащиеся должны:

знать/понимать:
- Сущность, основные цели и задачи курса культуры родного края;
- основные этапы и ключевые истории Чувашской Республики с древности до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей;
- выдающихся деятелей истории Чувашской Республики;
- факты, явления, события в истории края;
- причинно-следственные связи между ними.
уметь:
- соотносить даты событий истории чувашского и русского народов;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства разных источников;
- рассказывать о важнейших исторических исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- Вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога, понимать динамику исторического процесса.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии чувашского народа;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов чувашского народа в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
сохранение чувашской культуры;
формирование заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов;
осознанное восприятие детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.


4. Тематическое планирование


урока

Тема раздела, тема урока

Тип и формы урока

Вид контроля

Дата

По плану

Фактически

1.

Основные источники исторических знаний

Формирование новых знаний, урок-лекция




03.09.




2.

Язык как хранитель истории

Формирование новых знаний, урок-беседа

Текущий, развернутый ответ на вопрос

10.09.




3.

Изучение истории. Исследователи и учёные чувашской истории

Формирование новых знаний, урок-беседа

Доклады учащихся

17.09.




4.

Прототюркская эпоха. Евразийский континент до нашей эры.

Формирование новых знаний, урок-лекция

Вопросы и задания

24.09.




5.

Каменный век в Центральной Азии

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

01.10




6.

Неолит в Центральной Азии

Формирование новых знаний

Развернутый ответ на вопрос

08.10




7.

Древнейшие предки чувашей в Центральной Азии

Формирование новых знаний

Составление таблицы

15.10




8.

Огурская эпоха. Огурские племена в Центральной Азии

Формирование новых знаний, урок-лекция

Анализ материала из дополнительной литературы

22.10




9.

Государство хунну в Центральной Азии

Формирование новых знаний

конспектирование

29.10




10.

Хозяйство и ремёсла хунну

Формирование новых знаний

Развернутый ответ на вопрос

12.11.




11.

Держава Хунну и Ханьский Китай.

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

19.11.




12.

Политика «пяти искушений» и военное противостояние

Формирование новых знаний

Доклады

26.11.




13.

Распад Державы хунну

Формирование новых знаний

Развернутый ответ на вопрос

03.12.




14.

Обобщающий урок-игра «Что?Где?Когда?»

Повторение, систематизация и обобщение знаний, игра




10.12.




15.

Оногурская эпоха. Хуннские племена на территории Казахстана

Формирование новых знаний, урок-лекция

Составление плана рассказа учителя

17.12.




16.

Археологические памятники оногуров

Формирование новых знаний

Анализ материала из дополнительной литературы

24.12.




17.

Элементы культуры степных этносов

Формирование новых знаний

Развернутый ответ на вопрос

14.01




18.

Транспортные средства и жилища степных народов

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

21.01.




19.

Древнебулгарская эпоха.Население Юго-Восточной Европы в первых веках нашей эры

Формирование новых знаний, урок-лекция

Конспектирование

28.01.




20.

Население Юго-Восточной Европы в первых веках нашей эры

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

04.02.




21.

Гуннская держава

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

11.02.




22.

Булгарские племенные объединения

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

18.02.




23.

Тюркские каганаты

Формирование новых знаний

Анализ материала из дополнительной литературы

25.02.




24.

Аварский каганат

Формирование новых знаний

Развернутый ответ на вопрос

04.03.




25.

Падение Аварского каганата

Формирование новых знаний

Развернутый ответ на вопрос

11.03.




26.

Урок-зачёт (параграфы 18,19,20)

Проверка знаний и умений

Текущий

18.03.




27.

Великая Булгария

Формирование новых знаний

Пересказ

01.04.




28.

Хазарский каганат.

Формирование новых знаний

Доклады

08.04.




29.

Хазарский каганат в середине и во второй половине VIII в.

Формирование новых знаний

Составление таблицы

15.04.




30.

Дунайская Болгария в 8 в. – первой половине 9 в.

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

22.04.




31.

Дунайская Болгария во второй половине 9 – 10 вв.

Формирование новых знаний

Вопросы и задания

29.04.




32.

Наследие древних булгар в культуре народов Европы (защита рефератов и презентаций)

Применение знаний на практике

Развернутый ответ на вопрос

06.05.




33.

Урок-зачёт (по всему курсу)

Проверка знаний и умений

Итоговый, тесты

13.05.




34.

Обобщающий урок







20.05.






5. Список учебно-методических пособий



  1. Волков В.М. Мать-кормилица – земля. Сельские хозяйства Канашского района Чувашской Республики на рубеже 20-21 веков. Чебоксары: «Новое Время», 2009. – 348 с.

  2. Данилов В.Д. История и культура Чувашской Республики (ХХ век). Часть2: Учебное пособие. – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1997. – 112с.

  3. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (С древнейших времён до конца ХХ века): Учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во. – 340 стр.

  4. Данилова А.П., Данилов В.Д., Иванова Т.Н. Мой город (Портреты старых Чебоксар). Экспериментальный учебник для 8 класса. – Чебоксары: Изд-во Чувашского Республиканского института образования, 2003. – 216 с.

  5. Енькка Елена. Повествование о чувашах: Второе дополнительное издание / Е.Енькка. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2012. – 64 с.

  6. Сергеев Г.С. Канашцы – доктора наук. Чебоксары, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2000. – 168 с.

  7. Тăван ен : икĕ вариантлă тест пуххи. 6 класс./ Елена Енькка, Е.И.Иванова, Л.А.Кузнецова. – Шупашкар: «Çĕнĕ Вăхăт» - 2012.

  8. Тăван ен: икĕ вариантлă пĕтĕмлетÿ тест пуххи. 7 класс/ Е.В.Енькка, Т.В.Горбунова, Е.А.Шорникова. – Шупашкар: «Çĕнĕ Вăхăт» - 2012.

  9. Тафаев Г.И. Трансформация древнебулгарской цивилизации: учебное пособие. – Чебоксары: Изд-во ГУП «ИПК» «Чувашия»; 1010. 148 с.

  10. Тафаев Г.И., Зверев Н.Д. Легенда о взятии Болгара. – Чебоксары: ГУП «ИПК» «Чувашия», 2009.

  11. Тафаев Г.И., Леонтьева О.В., Спиридонов Г.И. Историч чувашского народа и Чувашии в иллюстрациях с древнейших времён до середины 16 в. – Чебоксары. 2003.

  12. Улатимĕр Сатур. Çăлтăр çÿлти тÿпере. Тĕнчене ăнланни, йăла-йĕрке. – Шупашкар, 2011.

  13. Чувашия : Этническая история и традиционная культура / Авторы-сост.: В.П.Иванов, В.В.Николаев, В.Д.Дмитриев. М.: Издательство ДИК, 2000. 96 с.

ЦОР:

  1. «Родной край» 5 класс. Презентации к урокам

  2. «Салам, Çĕр!» А.Г.Николаев (№2).

  3. Анатолий Кибеч «Ман пуянлăх – тăван халăх»

  4. Вера Кузмина (№2).

  5. Видео-приложение к учебному пособию «Родной край 6-7 кл.» Для 6 класса

  6. Видео-приложение к учебному пособию «Родной край 6-7 кл.» Для 7 класса

  7. Г.Н.Волков (№2).

  8. И.Я.Яковлев (№5)

  9. Чăваш тĕнчи

  10. Чувашская диаспора (Электронный ресурс) / Нац. б-ка Чувашской Республики. – Чебоксары, 2007. – 1электрон. опт. диск.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству с краеведческим...
Художественное краеведение является важным педагогическим средством. Через него осуществляется связь школы с жизнью родного края,...

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconРабочая программа по курсу «Брянский край» (Природа родного края) 2 класс
Календарно – тематическое планирование составлено по содержанию учебника Н. Е. Пряниковой «Природа родного края» рекомендованного...

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconТематическое планирование «История и культура родного края с древнейших...
Сборник нормативных документов. История. М.: «Вентана-Граф», 2008. Программы регионального компонента основного общего образования...

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconПримерная программа по учебному предмету «художественная культура красноярского края»
Из приложения к письму Агентства образования Администрации Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образованием...

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconРабочая программа по учебному предмету «История» 8 классы
Рабочая программа (далее Программа) учебного предмета «История» в 8 классах составлена на основе авторской программы «История. 6-9...

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconЭкзаменационные билеты по предмету «История и культура Башкортостана»
«История и культура Башкортостана» для итоговой аттестации обучающихся основной общеобразовательной школы

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconПрограмма элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края»
Содержание программы «Кристаллы минералов родного края» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся...

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconРабочая программа учебного предмета «Культура общения. 5 класс»
«Культура общения. 5 класс» составлена на основе программы И. А. Стернина «Культура общения» воипкпро для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconИзменение географической оболочки при добыче полезных ископаемых...
Тся древние выработки горных пород. Данная тема в настоящее время очень актуальна, т к это история родного края – краеведение. Данная...

Рабочая программа по предмету «История и культура родного края» iconРабочая программа по предмету «История» 10 класс
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru